можность развития музыкальной жизни и общественности, подготовили необходимый для этого контингент работников музыкального искусства всех специальностей; только благодаря их деятельности приближается, столь настойчиво желаемое совре
менностью, осуществление идеи проникновения музыкального искусства в широкие народные массы. Музыкальная новь поднята Московской и Ленинградской консерваториями, и этого забывать нельзя.
Путь, пройденный за эти 60 лет Московской Консерваторией, очень многообразен. Формы жизни радикально изменились, изменилась и Консерватория, которая теперь, конечно, совсем не то, чем была при основании. Из небольшого учеб
ного заведения патриархального склада, замкнутого в себе и не стремящегося свои достижения выносить за пределу своего здания, Консерватория превратилась в трех-факультетный современный ВУЗ с производственным уклоном, стремящийся вести методическую и научно-художественную исследовательскую работу, ставящий
своей целью связь с жизнью, делящийся своими достижениями с широкими кругами населения и мало-по-малу расширяющий работу студенчества в рабочих клубах, имеющий производственный коллектив студентов-композиторов, опытно-показательную школу и т. д.
Изменился и состав студенчества. После Октябрьской Революции приток новых элементов из пролетарского класса внес совершенно иное направление в кон
серваторскую жизнь и поставил перед ней иные задачи. В Консерваторию хлынула волна студенчества, настойчиво стремящегося к усвоению музыкальной культуры для дальнейшего продвижения ее в широкие народные массы. Явилась настоятельная необходимость приобщить вновь пришедших через усвоение былых достижений к этой культуре, но в новом плане, имея в виду новые задачи и в то же время не снижая того художественного уровня, которого достигла Консерватория. Чрез прошлое к будущему—иного пути разрешения этой задачи нет. Вот почему иногда раздающиеся по адресу Консерватории упреки в отсталости и архаизме глубоко несправедливы. После революции Консерватория открыла свои двери для новых течений музыкального творчества и науки, но это вовсе не значит, что ради интересных исканий она вправе жертвовать тем, что оправдано временем. Нельзя же забывать, что состав концертной аудитории в СССР пополняется все новыми элементами, остававшимися еще до последнего времени совершенно чуждыми куль
турной музыкальной жизни. Имея это в виду Консерватория должна, выражаясь образно, готовить не только гидов *) по текущим периодическим выставкам, но еще и руководителей для ознакомления с музейными сокровищами прошлого великого искусства, способных вскрывать их ценность для современности. От этой задачи Консерватория не вправе отказаться и она ее по мере сил выполняет, отнюдь не отвертываясь от современности и не замыкаясь в рамки незыблемых традиций.
Сложная современная жизнь пред‘явлкет большие требования Консерватории, ей предстоит разрешить весьма трудные вопросы, как, например, увязать производственность с академической жизнью и, конечно, невозможно утверждать, что она уже вышла из периода исканий. Правда, по сравнению с недавним прошлым многое выяснилось, намечаются пути к проведению в жизнь того, что требует совре
менность, но работы впереди много, а для успешности ее необходимо широкое общественное сочувствие.
Хочется надеяться, что в наступающем седьмом десятке жизни Консерватории, это сочувствие будет все более и более крепнуть в связи с проникновением в массы убеждения в целесообразности существования консерваторий и в ценности той громадной культурной работы, какую они уже сделали и рамки которой они неуклонно расширяют.
*) Гид—проводник.