Четыре года общественной жизни Московской Государственной Консерватории.

В. Виноградов студент М. Г. К.
Долгий и сложный путь прошла Консерватория прежде чем достигла того уровня, на котором она стоит сейчас- От классов в комнатах квартиры Н. Г. Ру
бинштейна до громаднейшего здания на улице Герцена; от 14 предметов всего учебного плана тогдашней Консерватории до 100 дисциплин современной МГК; от 26 преподавателей до 144 человек педагогического персонала; от 116 учен, до 900 человек студентов; от учебного заведения, выпускающего музыкантов-индивидуалистов салонного типа, до Вуза, ставящего своей целью дать на Советский культурный фронт музыканта-общественника с полным профессиональным образо
ванием; от бесформенной организации студенческой массы, организации, шедшей главным образом по линии обслуживания экономических нужд своих членов, до многогранных партийных и профессиональных организаций. Таковы вехи развития Консерватории за 60 лет.
Конечно, основное преобразование всех вузов, а нашего особенно, явилось результатом Октября 17 года и главным образом последних 4-х лет, когда в МГК зародилась партийная организация. На сколько Консерватория свято охраняла традиции своих устоев можно видеть из того факта, что учебный план и устав Кон
серватории, введенные в действие в 1879—80 годах, просуществовали с весьма незначительными изменениями вплоть до Октября 17 года. Даже 1905 год не мог всколыхнуть Московскую Консерваторию. В то время как Петербургская Консер
ватория бурлила революционной жизнью, Московская,—руководимая директором Сафоновым, оставалась безучастной к тому, что делалось за ее стенами. И хотя Сафонов ушел в „отставку11, но „сафоновщина“ долго еще держалась в Консерва
тории Бережно охранялась Консерватория от всяких порывов революционной мысли. Русская музыкальная газета времен 1905 года много сделала для того, чтобы не пропустить в Консерваторию веяний извне: „Консерватория не арена для поли
тической борьбы: она только высшая музыкальная школа и этой роли с нее вполне достаточно“; „Учащиеся не могут быть своими судьями и не могут подчинить своему произволу элементы учебной жизни ,—вот идеи, которые проводились этой газетой. Повторяю, в общественной жизни Московской Консерватории до Октября 17 года и даже до 22 года царствовал полный застой.
Потому-то так запоздало пробуждение новой общественной жизни в МГК, проявившееся только на 5-м году революции, когда в стенах этой идеологическизамкнутой цитадели сорганизовалась горстка коммунистов.
„Избрать Бюро из 3-х человек... Необходимо организовать вокруг себя беспартийное студенчество из командированных профессиональными организациями... Разбить существующую организованность буржуазного студенчества... Считать, что
вновь организующаяся подготовительная школа должна быть Рабфаком“. Так постановили 8 коммунистов и 5 комсомольцев 23 сентября 1923 года на своем первом организационном собрании. Эта дата и это постановление положили начало летоисчисления общественной жизни Консерватории. Какие же основные достижения в МГК можно отметить за эти четыре года?
1. Пролетаризация ВУЗ‘а. В 1922 году из 1.000 человек студентов 85°/о составлял элемент явно нам чуждый по своей социальной и идеологической основе —это были выходцы из класса буржуазии.