Теперь же, быть может, лучшим увенчанием прошлой работы Масткомдрам служит популярная в Москве пародия на нее В. Масса «Не пейте сырой воды» в постановке театра мастерской—Н. Фореггера.
Масткомдрамовцы проявили организаторские способности и настойчивость, достойные иного примене
ния, но не выказали самого главного: талантливости в драматургическо-режиссерском творчестве, которая бы соответствовала по внутренней силе той внешней помпе и претенциозности, с которой они объявили открытие Первого Государственного Театра Коммунистической Драматургии и анонсировали себя патентованными драматургическими мастерами с коммунистической идеологией.
Во всяком случае они не сделали чести ни драматургии, ни коммунизму, ни театру.
А еслибы у них были достаточные основания талантливости и мастерства то быть может и не было бы нужды создавать эту мастерскую и незачем было бы весь этот огород городить с «Товарищем Хлестаковым» и окружавшей его хлестаковщиной.
Театральная провинция, захватившая территориально и столицы, изобилует за эти четыре года многими курьезными фактами, которые не следует забывать, ибо они часто весьма поучительны.
что будет кукурекать или каркать с того сучка, с которого привыкли петь солоцьи театра.
Между митинговой речью и монологом Гамлета разница столь же велика.
Есть талантливая поэтическая и живописная вольница, усиленно навязывающая театру плоды своих футуро-исканий. Доверчивый режиссер, впустивший к себе на сцену самодовлеющую поэтическую или живописную форму, только ради ее популярной революционности, забывает часто то, что она револю
ционна лишь в узких пределах самой себя, то есть революционна лишь по отношению к форме, опять таки поэтической или живописной, но применение ее на благо театра есть совсем еще особая сложная задача.
Революционная форма декораций или текста часто становится занозой в живой душе театра. Всегда занозой, когда театр не вполне поглотил, преодолел ее и не сделал своей необходимой частью, а носит ее только как показной придаток.
Революции искусства театра здесь опять нет, а видны только искусственные ходули, положение театра на которых очень неустойчиво.
Революционный театр органически не вырос за
Мастерская Камерного театра.
Но и в этом случае театр только литературно иллюстрирует революцию, собственно - театрально остается от нее независящим.
Многие пытались осуществить революцию театра введя в него политический метод. Они устраивали из театрального представления митинг, наряженный в костюмы, обставленный бутафорией и освещенный рампой. Брали на прокат театральные принадлежности, валяющиеся на сцене, производили ими боль
шой шум и, крича с колосников и с просцениума агитационные митинговые речи о текущем моменте, убеждены были, что совершили революцию в театре.
Никакая другая птица не станет соловьем оттого,
четыре октябрьских года, но теоретически для него сделано очень много и что может быть важнее всего, для него в значительной мере подготовлена почва в широких общественных кругах и в среде самих работников театра.
Для революционного театра внутренно необходимо революционно-настроенный коллектив его ра
ботников и революционный метод самого искусства по существу.
Надо помнить, что замена одного метода новым не есть еще революция, а только переворот, быть может приводящий на смену метод еще более консервативный, контр-революционный, т. е. отсталый.