Музыка является одним из наиболее сложных секторов идеологии, наиболее трудно поддающимся классовому анализу, наиболее живучим, чрезвычайно медленно изменяющимся, необычайно стойким и консервативным. В отличие от художественной литературы и других видов искусства, оперирующих, главным образом, кон
кретными понятиями, живыми образами и т. под. формами воздействия, музыка имеет материалом своего идеологического воздействия звуковые комплексы, воздействую
щие в первую очередь и преимущественно не на интеллект, а на эмоциональную сторону человеческой психики.
Этим определяется сложность постановки вопроса о культурной революции в области музыки. Тем не менее, эта сложность, основанная на эмоциональном характере музыкального воздействия, не меняет того, что и в музыке классовая природа сказывается в неменьшей степени, нежели в других областях идеологии. „В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства, читаем
мы в резолюции ЦК РКП, хотя классовая природа искусства вообще (....) выражается в формах, бесконечно более разнообразных, чем, например, в политике
Это положение, конечно, целиком и полностью, должно быть отнесено и к музыке. Целый ряд музыкантов начинает уже понимать, что и за привычной формулой „чистого искусства11, „искусства для искусства14 скрывается совершенно опре
деленное классовое содержание. Поскольку музыка является одним из могучих средств, действующих на чувство и волю человека, постольку она организует их в сторону закрепления того или иного мировоззрения, мироотношения, той или иной идеологии. Поэтому, задачей пролетарской революции в музыке является создание такого положения, при котором это музыкальное воздействие будет совер
шаться в направлении, способствующем закреплению идеологии пролетариата, класса, ведущего борьбу за новые, лучшие, коммунистические формы жизни.
Всматриваясь в обстановку, сложившуюся к настоящему моменту в мире музыки, необходимо отметить ряд величайших трудностей, стоящих на пути этой революции. Они, эти трудности, упираются, в первую голову, в почти полную не
подготовленность масс, как в области владения техническими элементами музы
кальной грамоты, так и в области навыков к слуховому восприятию достижений музыкальной культуры, что явилось с одной стороны результатом политического и экономического угнетения трудящихся, а с другой стороны—большей сложности и трудности (в ряду других искусств) овладения музыкой.
Эти трудности, затем, заключаются и в отсутствии достаточно выработанных критериев, при определении классовой природы того или иного музыкального про
изведения, вследствие специфической особенности музыки, выделяющей ее в ряду других искусств (своеобразное, более отвлеченное звуковое оформление произве
дения, затрудняющее идеологическую ориентировку в нем), что может создать опасность, в каждом отдельном случае, впасть в вульгаризацию.
Эти трудности, далее, сводятся к еще небольшому пока (и количественно и качественно) контингенту музыкально-творческих сил, идущих в ногу с революцией.
Огромнейшая задача музыкальной революции, таким образом, должна будет свестись к целому ряду отдельных, самостоятельных, но теснейшими нитями связанных и взаимно переплетающихся задач.
Сюда войдет, во-первых, научное, критическое овладение всем наследием музыкальной культуры предшествующих эпох. Это овладение неизбежно будет связано с критической переоценкой этого наследства, с огромнейшей работой по научной систематизации и переработке этого культурного наследства.
Сюда, во-вторых, войдет огромная работа по музыкальному. просвещению трудящихся, по сообщению им технических навыков к овладению элементами музыкальной грамоты с одной стороны и по овладению марксистским методом с другой.