нал будет, вместе с тем вести не менее настойчивую борьбу против упрощенства, вульгаризации марксизма, спецеедства, комчванства и т. п. „Ни на минуту не сдавая позиций коммунизма, не отступая ни на йоту от пролетарской идеологии, вскрывая объективный, классовый смысл различных (....) произведений, коммунистическая критика должна беспощадно бороться против контр-революционных проявлений (....), раскрывать сме
новеховский либерализм и т. д. и, в то же время, обнаруживать величайший такт, осторожность, терпимость по отношении ко всем тем (....) прослойкам, которые
могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним. Коммунистическая критика должна изгнать из своего обихода тон (....) команды. Только тогда она, эта критика, будет иметь глубокое воспитательное значение, когда она будет опираться на свое идейное превосходство. Марксистская критика должна решительно изгонять из своей среды всякое претенциозное, полуграмотное и самодовольное комчванство. Марк
систская критика должна поставить перед собой лозунг — учиться и должна давать отпор всякой макулатуре и отсебятине в своей собственной среде *).
Мы зовем к дружной работе в общих рядах всю массу революционно-коммунистических и музыкальных деятелей и всех музыкантов - общественников, на деле доказавших свою готовность и уменье работать в области музыки с лозунгами рабочего класса, под руководством коммунистической партии.

1905 год в Ленинградской Консерватории.

Ан. Дроздов.
(Воспоминания участника событий)
I. Общая характеристика движения.
1905 г. в Ленинградской консерватории — нечто большее, нежели мимолетный взрыв гражданского чувства, нежели формальный только отклик на события, о кото
рых „нельзя молчать : этот год—время первого пробуждения в учащейся массе консерватории общественного самосознания, время приобщения ее к общественной жизни Страны, время бодрой работы и энтузиазма революционного и художествен
ного, время ломки устарелых форм консерваторского быта и создания новых, во многом предвосхищавших идеи музыкального образования последнего времени. Вместе с тем революционная эпопея 1905 г. в консерватории интересна как едва ли не первый факт организованного политического выступления большой группы музыкантов.
Мне, как ближайшему участнику этой эпохи, хотелось бы не столько привести хронику событий, сколько дать общую характеристику и объяснение движения, отметить некоторые его характерные черты и наиболее важные его этапы. С этого я и начну свое сообщение.
Ленинградская консерватория до 1905 г. существенно отличалась не только от современной консерватории, но и от непосредственной ее предшественницы— консерватории предоктябрьского периода.
Учреждение, хотя и украшенное блестящими дарованиями (как в среде учащихся, так и в среде профессуры), но со старомодным институтским укладом, смешными и стеснительными распорядками („мальчики, не ходите с девочками ), с штатом классных дам и инспекции, с довольно сильно сохранившимися монархи
*) Резолюция ЦК РКП (б) по вопросу о политике партии в области художественной литера
туры (§ 12).