один из деятелей современной музыки, пытающийся подвести идеологический фундамент под теорию заготовления музыкального товара для будущих поколений, энергично отмежевывается от теории чистого искусства. „Важно,—говорит он,— чтобы здесь не было путаницы: речь идет не об отмежевании музыки в какую-то особую самостоятельную область, не о пресловутой формуле „искусства для искусства , которую обычно зря треплют . *)
Но дело в том, что объективно реакционным является и новый костюм этой старой „пресловутой теории.
Второй причиной, по которой эта теория до сих пор пользуется правами гражданства в мире музыки, является крайняя скудость, чтобы не сказать почти полное отсутствие революционно-марксистских музыкальных теоретиков и критиков. В этом отношении, некоторые, внезапно ставшие „марксистами , музыкальные теоретики опаснее откровенной буржуазно-идеалистической среды, до последнего времени питающей ряды музыкальных теоретиков. Музыка, по ряду понятных причин, не могла до сих пор привлечь достойного внимания со стороны марксистской общественной мысли. Вместе с тем и распространение музыкальной культуры и мастер
ства ограничивалось преимущественно имущей частью общества и буржуазной интеллигенцией. Этим объясняется кастовость мастерства, которая в свою очередь является одной из причин живучести „пресловутой теории.
Между тем, достаточно посмотреть на отдельные отрасли искусства, чтобы понять величайшее значение, какое оно играет в жизни человека. Общественноорганизующая функция художественной литературы очевидна сама по себе. Но точно такую же роль, быть-может лишь в различных масштабах, играют остальные отрасли искусства: живопись, ваяние, театр, музыка и т. д. Меняются лишь формы
воздействия тех или иных отраслей искусства на психику человека. Кто не испытал на себе колоссального морально-идеологического воздействия органной музыки Баха, кому не придавал бодрости и боевой решимости четкий марш во время похода и на демонстрациях и т. д.
Могут возразить, что приведенные примеры не типичны, что музыка преимущественно, и главным образом, воздействует не на коллектив, не на массу, а на отдельную личность.
Прежде всего это не верно. Огромное организующее значение музыки в основном и сводится к созданию у целого ряда членов коллектива общих пережи
ваний, общих эмоций, общих настроений, к организации отдельных членов этого коллектива на общий лад, закрепления некоторой общей, движущей идеи.
Но то же можно сказать и о музыке, воздействующей на индивидуальную личность. Социальный характер музыки и здесь скажется, так как кроме элеме н тарного эстетического удовлетворения получится и определенная психологическая
реакция, в форме сообщения слушателю определенного настроения, окрашенного в сотни различных, иногда еле уловимых оттенков. Организующая роль музыки и здесь сведется к созданию у людей общего настроения, общих чувствований,
общих психических переживаний, социально сближающих людей; но только без постановки коллективной цели, достигающейся непосредственно вслед за исполнением музыки (в противоположность трудовой, военной и т. п. песне).
Правда, непосредственно выраженных идей музыка не дает. Определенное, конкретное, точное, философское положение может быть формулировано только при помощи словесного материала, как только при помощи словесного материала может быть, в конце концов, сформулировано то или иное мировоззрение. Но это мировоззрение, проникая всю жизнь человека, все его мышление, чувствования, обычаи, этику, привычки, поступки, проникая классовые отношения, возникающие между людьми, формирует его идеологию.
*) Современная Музыка. IV. 1924. Стр. 100.