Социальная функция музыки, как и других искусств, не пользующихся словесным. материалом, сводится к психологическому воздействию на человека, к созда
нию такого настроения, которое бы способствовало закреплению в сознании того или иного мировоззрения, той или иной руководящей идеи. Такова “служебная“ роль и музыки, искусства, в ряду других искусств, способного наиболее глубоко, наиболее мощно влиять на создание того или иного настроения. Это настроение никогда не может быть „чистым . Оно всегда и неизбежно будет окрашено в социальный цвет, повлечет за собой определенную идеологическую реакцию. „Искус
ства для искусства нет. „Чистой музыки, будь она самой отвлеченной, самой лирической, не существует.
Из этих положений вытекает и классовый характер музыки. Раз музыка не является искусством для искусства, раз мы признали ее общественной функцией, идеологи
ческой единицей —она должна рассматриваться вместе с идеологией. В современном нам обществе, при существовании классов, не может быть неклассовой идеологии, не может быть неклассового искусства, не может быть неклассовой музыки. И му
зыка, действительно, прошла через соответствующие классовые эпохи, и вопрос о музыке буржуазной и музыке пролетарской теоретически стоит совершенно серьезно. Иные критики скажут: „Не назовете ли вы пролетарских звуков, пролетарских
гармоний, пролетарских темпов и т. д. и т. п. Не думаете ли вы для пролетарской музыки создать нотоносец не в пять, а в десять линеек“. Такая постановка вопроса и аргументация приводится, по большей части теоретиками неклассового искусства и основана на чистейшем недоразумении. Пролетарской или буржуазной художественную литературу делают не те слова, из которых состоит то или иное литературное произведение; сами по себе, они не являются ни пролетарскими, ни буржуазными. Классовым делает его та руководящая идея, то мировоззрение, та идеоло
гия, та классовая точка зрения, которой оно проникнуто. Музыка является классовой не потому, что те или иные звуки или гармонии пролетарские или буржуазные, а потому что она способствует созданию таких эмоций, таких настроений, которые закрепляют ту или иную, не могущую не быть классо вой идеологию.
Здесь, разумеется, следует предостеречь от возможной вульгаризации. Попадая в сферу эмоциональных рефлексов, мы пока лишены возможности точно проанали
зировать, какое настроение какими музыкально-эмоциональными раздражениями достигается и на какой сектор идеологии оно влияет в ту или другую сторону. Но что вопрос о классовости в музыке решается принципиально именно в этой плоскости—несомненно.
А музыкальная наука, в свое время, не сможет не заняться изучением того, какие комплексы отдельных звучаний, гармоний, ритмов, темпов, и т. д., каким образом воздействуют на психику человека, какие возбуждают реакции, какие из них, по своему эффекту, длительнее и наоборот, одним словом, изучением психического механизма восприятия музыки
В этой статье, разумеется, не место намечать теоретические основы пролетарской идеологии, и, следовательно, в той или иной степени, пути новой музыки- Это есть специальная и обширная тема. Тем не менее, возникает ряд вопросов о том, какая музыка нам нужна.
Разумеется, на первом месте окажется такая музыка, которая наиболее полно будет связывать нас с той грандиозной задачей социалистического строительства, которая стоит теперь перед рабочим классом, такая музыка, которая больше всего будет способствовать революционизированию нашего быта и т. д.
И здесь, в вопросе о том, какая нам нужна музыка, обычно впадают в некоторые ошибки.
Первая из этих ошибок сводится к тому, что считают, будто пролетарская му
зыка должна быть во что бы то ни стало агитационной музыкой, агиткой. Такой