музыка, в которой эстетическое удовлетворение (по замыслу композитора или по объективным результатам) должно получиться не в результате музыкально-звукового восприятия, а вследствие констатации (установления) механической закономерности той или иной теоретической музыкальной системы. Такая музыка не может быть уже музыкой в точном смысле этого слова, как не является настоящей поэзией такая поэзия, в которой смысл неуловим, или в которой этот смысл занимает третьестепенное, подчиненное место, а решающие впечатления определяются какимлибо формальным, внешним признаком, как например, удачная аллитерация и т. п. Внешнее оформление произведения только тогда оправдано и художественно, когда оно основано на соподчиненном соответствии его с тем содержанием, какое в него вложено.
Усвоение же исполняющейся музыки определяется уровнем музыкальной (и общей) культуры слушателя. Доставляющие огромное эстетическое удовлетворение музыканту, произведения Скрябина на неподготовленного крестьянина произведут впечатление шума, какофонии, эмоционального воздействия не получится.
Из сказанного вытекает целый ряд проблем, связанных с вопросом о так называемой современной музыке.
Прежде всего необходимо ответить на вопрос: какая музыка является современной?
На этот вопрос отвечают обычно так: это—музыка, написанная современниками, музыка, явившаяся в последние годы, музыка, хронологически, наших дней, музыка „новейшая . Ясно, что такой ответ нас ни в коей мере удовлетворить не может. Поскольку организующая, социальная роль музыки нами выяснена, поскольку „служебная функция ее сводится к эмоциональному закреплению элементов идеоло
гии того или иного класса, очевидно, что и понятие современной музыки не является внеклассовым, не является абсолютным. При наличии нескольких классов, очевидно, будет в каждом случае ставиться по новому и вопрос о современной музыке. Когда мы говорим: „современная музыка “—мы должны ставить вопрос: какому классу современная музыка?
Здесь вклинивается другой вопрос, вопрос о прогрессивном характере современной музыки. У некоторой части музыкантов существует утверждение, что со
временная музыка неизбежно носит прогрессивный характер. Исходя из этого общего
положения дальнейшее рассуждение ведется, примерно, так: в каждой эпохе был ряд музыкальных явлений, недоступных современникам. Они этих явлений не понимали, воспринимали их как бездарщину, глумление над искусством и т. д. Про
ходило время; произведение становилось понятным и завоевывало широкие массы. Следовательно и непонимание современной нам музыки не должно останавливать нас в признании ее прогрессивного, поступательного характера. Нельзя думать только о сегодняшнем дне, надо, грубо выражаясь, заготовлять музыку для будущих поколений; они поймут, музыка будет ими признана.
Теоретическая неправильность такого рассуждения очевидна с самого начала. Консервативность музыки, в ряду других искусств, много раз констатировалась.
Она в основном, и главным образом, сводится к привычности тех музыкальных восприятий и идей, какие уже заложены в данной человеческой среде. Всякое ново
введение, новаторство, всякое непохожее, резко противоречащее предыдущим, произведение будет встречено как непривычное,—непониманием; оно не будет возбуждать эстетической реакции, не будет нравиться. Оно будет казаться диким, какофоническим. Проходит некоторый промежуток времени, и, если композитор талантлив, если он сумел найти такие формы, в которых он дает это новое, непривычное, но которое в той или иной мере ассоциируется с элементами уже му
зыкально привычными, и если музыка эта действительно прогрессивна—то через элементы музыкально привычные усваивается и понимается все произведение, завоевывает успех и то новое, что в него вложил композитор.