Но всякая ли современная музыка прогрессивна?
Мы знаем, что в каждую определенную эпоху господствует в обществе, распространяя свое влияние на все решительно явления общественной жизни, идео
логия господствующего класса. По мере культурного роста, подъема, распростра
нения экономического влияния этого класса, растет и развивается современное ему искусство, современная ему музыка. И здесь речь должна идти не о хронологиче
ской современности, а о созвучности с идеологией этого класса. В этом смысле, идеология молодой, нарождающейся, сильной, творческой, революционно-индивидуа
листической буржуазии эпохи Великой Французской Революции, нашедшая свое музыкальное закрепление в мощных произведениях Бетховена, идеология, распро
странившая свое влияние (влияние господствующего класса) на все общество до наших дней, делает современной нашим дням музыку Бетховена. Нет нужды, что музыка эта написана больше ста лет тому назад. Дело не в этом. Жива идеология—значит и современна ей музыка, в которой эта идеология нашла свое звуковое воплощение.
По мере перерождения идеологии буржуазии, по мере того, как она на склоне дней своих становится дряхлой, дряблой, мистической, ханжеской, изменяет свой характер и современная ей музыка. Роскошь, полнокровие, гордый индивидуали
стический—конквистадорский *) революционный дух молодой буржуазии, нашедшие
отзвук в музыке Бетховена, уступают место дряблому, рафинированному мастерству,, доходящему до абсурда индивидуализму, колоссальной изощренности в деталях, головоломным ухищрениям и т. п. элементам новейшей „современной музыки, знаменующим культурно - идейный распад буржуазной музыкальной культуры. На сцену выступает новый класс, рабочий класс, которому принадлежит будущее, класс, исторической миссией которого является уничтожение классов и создание коммунистического общества.
Этот класс совершит и в музыке такую же революцию, какая совершается во всех областях идеологии.
Целый ряд причин, выяснение которых мы производили выше, привел к тому, что музыки современной пролетариату нет, или почти еще нет. Но тенденции развития пролетарской идеологии ясны, и новая музыка придет сменить свою предшественницу. Вопрос во времени.
Этот процесс, разумеется, не следует понимать упрощенно. Механической замены здесь не происходит. Целый ряд элементов старой культуры живет, сохра
няется и отмирает гораздо позже, нежели приходит на сцену новая культура. Происходит процесс причудливых сочетаний элементов старого и нового; привычные элементы, в силу консервативного характера музыки, как одной из наиболее
сложных надстроек, сохраняют свою жизненную силу, влияние их сказывается еще много времени спустя после коренного процесса идеологической революции.
И самое усвоение элементов музыкальной культуры предыдущих эпох входит в революцию, как критически творческий процесс, как одна из ее составных частей.
Возвращаясь к вопросу о заготовлении впрок музыкальной культуры, надо, следовательно, сказать, что в грядущих поколениях современной будет (и не может не быть) музыка, отражающая идеологию рабочего класса, и попытки, представить музыкальные продукты культурно-идейного распада разлагающегося капитализма,
как музыку будущих поколений и объяснять их непонимание теперь только культурной неподготовленностью современных нам трудящихся масс, обречены на историческую гибель. Удержатся, как удержался доныне Бетховен, те произведения, которые в ближайшие годы не могут не быть созданы, которые органически сольются с идеологией пролетариата, будут ей созвучны, правильно схватят тенденцию ее развития.
-) Конквистадоры—мореплаватели, завоеватели новых земель в эпоху торгового капитализма.