Он должен систематически изучать и следить за тенденциями развития пролетарской идеологии, пролетарской общественности, он должен чувствовать и жить интересами пролетарской революции.
Достаточно вспомнить великих мастеров предыдущих культурных периодов, мастеров, сделавших эпоху в музыке. Узкими специалистами, замыкавшимися в своем мастерстве, они не были. И Бах, и Бетховен, и другие столпы старой музыкальной культуры отличались как раз обратным. Они были в полном смысле слова людьми своего времени, глубоко мыслившими, сознательными участниками общественного процесса.
Об этом должен помнить и наш современник—революционный композитор.
Он должен быть в первую голову общественником. Должен быть глубочайшими корнями связан с трудящимися массами, должен быть проникнут духом строительства социалистического общества. Он должен переоценить целый ряд ценностей, понять закономерность совершающихся общественных процессов, короче говоря—быть человеком нашего великого времени.
Тогда ему не придет в голову думать о заготовлении музыкального товара
впрок и чувствовать себя „рабом рынка .

1905 год в Ленинградской Консерватории.

(Окончание).
Ан. Дроздов. IV. Спектакль-манифестация „Кощей Бессмертный и увольнение
Н. А. Римского-Корсакова.
События эти тесно связаны между собою, и рассказ о них составит как бы одну главу моего повествования.
История спектакля такова. Учащимся забастовщикам было предложено организовать благотворительный спектакль в пользу сирот рабочих, погибших 9 января. „Комитет наш принял это предложение и решил провести этот спектакль под флагом революционности общественной и художественной. Решено было сделать спектакль смотром наших музыкальных сил и тем опровергнуть клевету, исходившую
из реакционного лагеря, будто среди забастовщиков нет ни талантов, ни дельных музыкантов.
Была избрана музыкальная комиссия, которая взяла на себя организацию художественной стороны дела. Для спектакля была выбрана опера „Кощей Бес
смертный Римского-Корсакова. Для нас эта опера была привлекательна в трех отношениях: во 1-х, она принадлежала перу нашего любимого профессора, сторон
ника нашего движения, она была новинкой и в Ленинграде еще не шла; во 2-х, по своей музыке эта опера была наиболее передовой и „левой и в 3-х, сюжет ее заключал в себе довольно рельефные символы освободительного движения (осво
бождение пленной царевны, томящейся в царстве Кощея, царствие вечного мрака и холода Буря-Богатырь, как главный деятель этого освобождения, разрушение злых чар, открытие двери свободы, зацветание всей природы).
Опера была очень трудна; постановка ее—сложна и ответственна, особенно принимая во внимание имевшийся в нашем распоряжении короткий срок. Сам автор усомнился в осуществимости нашего плана, но, прослушав первые пробы, изменил свое мнение. Вопрос был решен положительно, и закипела лихорадочная работа. 2-3 недели этой работы—самое яркое, самое светлое воспоминание для всех участ