Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Искусство, эта обширнейшая идеологическая надстройка, теснейшим образом связанная с производственными отношениями и на их основе вырастающая, очень чутко отражает те колебания и изменения, которые в них происходят.
Если мы обратимся к западному искусству, то увидим, что оно дает нам целый ряд прекрасных иллюстраций этого положения.
Мы присутствуем сейчас при жесточайшем кризисе капиталистической культуры на Западе. Одряхлевший организм изживает себя. И продукты этого кризиса: острота, неустойчивость положения, а отюда нервозность, крайняя неуравновешенность политики и идеологии, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие едино
целевой общественной установки, — все эти признаки приближающегося распада,— не могут не отразиться и на искусстве, как на общественной функции.
И мы, действительно, наблюдаем огромный идейный разброд среди представителей западного искусства: масса всяческих направлений, стремления к крайно
стям (или в сторону первобытных инстинктов, или в сторону исканий за пределами нормальных человеческих восприятий), метание между поражающими воображение экстравагантностями и возвратом к классицизму.
Если мы взглянем на пестрый узор разнообразнейших наслоений в художественной жизни буржуазно-капиталистического Запада и в частности обратим вни
мание на его музыкальные запросы и их разрешения, то мы без особого труда подметим эти упадочнические тенденции. С одной стороны, мы имеем свежее свидетельство т. Луначарского, недавно вернувшегося из-за границы, который указы
вает, как на „ доминирующую “ черту западной жизни увлечение джаз-бандом и фокстротом, т.-е. примитивным искусством, трансформированной голою чувственностью опустившегося лишнего человека. Вот в каких красках рисует т. Луначарский кусок „сущности нынешнего времени .

№ 3МАРТ

1926

Параллели.

Е. М.