тянется все живое, все то, что еще не задавлено грузом косных традиций, что еще способно повернуться „лицом к революции и заново переродиться во имя строитель
ства новых форм жизни. И мы уже имеем первые ласточки искусства нашей эпохи в тех музыкальных произведениях, которые вырастают из недр революционных переживаний.
Это явление—творческое напряжение, широта и глубина исканий и достижений—прежде всего и поражает иностранцев или посещающих нас или встречающих у себя за границей наших представителей искусства. Всем известны впечатления двух английских работников искусств, посетивших недавно нас. Еще более известны
те триумфы, которые сопровождали квартет имени Глазунова и музыкальную студию МХАТ в их турнэ за рубежом.
Даже такой, казалось бы, далекий от нас своим мировоззрением человек, как германский композитор Франц Шрекер::;), и тот говорит об ощущении „нарождения необычайного незнакомого мира, еще находящегося в периоде творческого брожения, что для каждого, способного к восприятию, равносильно внутреннему обновлению, почти что созданию нового человечества. Для художника-творца—-это воздух для дыханья, омолаживающий напиток, хлеб жизни!
Вырастая и развиваясь в условиях более здоровых, чем их малокровные, неврастеничные западные собратья, неся с собою огромный багаж достижений музыкальной культуры, опыт и знание большого мастерства, наши советские композиторы имеют возможность в полной мере приложить их „к эмоциональному раскры
тию вещей, отягченных исключительно большим идейным содержанием, отмеченных глубокой печатью исторического смысла и серьезного художественного интереса ,
т.-е. создать творения подлинного искусства, того великого искусства, истинные образцы которого никогда не умирают.
Только такое мастерство, которое оплодотворено значительным, глубоким по идее содержанием (которое есть „живой комплекс настроений и идей, ищущих худо
жественного выражения ), дает те бессмертные образцы, которые, как неувядаемые цветы, радуют и бодрят человечество на его трудном жизненном пути.
Только потому и бессмертны Бах и Бетховен, что в их творениях соединилось крупнейшее мастерство с общественно значительным содержанием, поскольку в них отразились переживания эпох, отмеченных глубокими общественными переворотами: в эпоху первого—реформация, которая под религиозными лозунгами скры
вала грандиозную общественную революцию, такова эпоха Бетховена — Великая Французская Революция.
Счастливы те, кто живет в нашу еще более величественную эпоху Социалистической Революции, кто может развиваться в атмосфере здорового, побеждающего, жизненного начала!
Широкие перспективы и возможности открыты перед теми, кто стоит „лицом
к революции , под знаком которой движется наша эпоха!
*) Его впечатления от поездки в СССР помещаются ниже. Ред.