Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Некоторые вопросы музыкальной революции.

I.
Общее положение о применении марксистского метода к исследованию музыки, как искусства, ставит перед нами целый ряд вопросов, частью вытекающих из этого положения, частью связанных с ним методологически.
Из этих вопросов главным и теоретически первостепенным должен быть вопрос о том, является ли музыка идеологией. Классовая марксистская точка зрения в этом вопросе сводится к признанию музыки идеологией, „надстройкой над техникой и экономикой. Отсюда—вывод о классовом характере музыки, о ее подчиненном отношении к технической базе и производственным отношениям, ее определяемость этими условиями, отсюда и проблема пролетарской революции в области музыки. Ясно, что именно на эти положения и обрушивается со всей резкостью некоторая часть музыкальных деятелей, которая, несмотря на переоде
вание по временам в одежду защитного марксистского цвета, спокойно не может говорить о пролетарской революции в области музыки. В противовес высказанному положению выдвигается другое положение: музыка не есть идеология, музыка ничего общего с ней не имеет, она есть чисто-звуковое искусство, музыка есть музыка и больше ничего.
Предоставим слозо главному выразителю этой точки зрения, г. Л. Сабанееву. „С музыкой, как с чисто-звуковым искусством , „пишет он, была невольно смешана „идеология , приписанная так или иначе этой музыке, но с ней в сущности далеко не всегда органически связанная, а часто просто ей навязанная. Забыто было, что музыка сама по себе, музыка „чистая никаких идей не выражает, ника
ких идей не может выразить и потому ни с какой идеологией не может быть связана. Связана она только с эмоциональным тоном:) .
:) Л. Сабанеев. Музыка после Октября, (издат. „Работа. Просвещен. 1926) стр. 18.

№ 4

АПРЕЛЬ1926