В той же книге, на следующей странице, автор заботливо растолковывает, что „музыка совершенно сама безыдейна11, „что она получает идею лишь от привнесения ее извне ,
В другом месте та же мысль проводится им еще более отчетливо. „Я сказал выше, что музыка есть музыка,—пишет он.—Эта тавтология означает именно то, что музыка не есть идеология, к ней привязанная так или иначе, а есть
чисто звуковая организация. Музыка в самой себе никакой идеологии не заключает и заключать не может постольку, поскольку представляется ясным тот факт, что музыка идей не выражает. Это—замкнутый мир, из которого прорыв в логику и идеологию обычную совершается только насильственным и искусственным путем 1).
Такие утверждения рассыпаны по всем писаниям этого автора. Какая в них главная ошибка? Она сводится к непониманию того, что есть идеология.
Сабанееву кажется, что идеология—это какая-нибудь одна выкристаллизовавшаяся идея (повидимому, специально и сугубо политического характера;, которая целиком понятие идеологии и покрывает. Например, какой-нибудь политический лозунг. В этом смысле, конечно, музыка не есть идеология. Но тогда не будут идеологией ни поэзия, ни живопись, ни остальные искусства, ни право, ни мораль и т. п.
Если же понимать под идеологией всю совокупность элементов человеческой культуры (речь идет, разумеется, не о культуре материальной, технической), возни
кающих на основе развивающихся техники и экономики, их отражающих, ими определяемых и их, в свою очередь, организующих, связанных между собою и объединенных единой, центральной, проникающей их руководящей идеей—мировоззрением,—то ясно становится, что на ряду с речью, мышлением, наукою, филосо
фией, искусством (во всех его видах и проявлениях), обычаями, этикой и т. д. составною частью идеологии явится и музыка, вместе с нею развивающаяся, вместе с нею определяемая техникой и экономикой, вместе с нею воздействующая на человеческое общество, вместе с нею классовая.
Всякая иная постановка вопроса выбивает почву из под ног любого, пытающегося применить и к музыке марксистский метод, стоящего на той точке зрения, что „общественное бытие определяет общественное сознание .
Организующая роль идеологии не нуждается в специальном выяснении Она очевидна сама собою. Не зачем доказывать, что без речи, без мышления, без науки, без этики и т. п. человеческое общество не могло бы развиваться и дойти до того уровня развития, на котором оно сейчас стоит. Вопрос об искусстве стоит несколько особо. Даже среди марксистов есть сторонники того взгляда, что искусство есть не более как „украшение жизни , не является организующим фактором в жизни человечества. Точка зрения эта явно ошибочна. Повседневная практика дает нам десятки примеров организующего значения искусства. Всякая цель, какую может поставить перед собой любой человеческий коллектив, тем лучше достигается, тем с меньшими затратами сил и энергии сопряжена, чем в большей степени члены этого коллектива объединены одним общим идеалом, единым пониманием своей цели, единой установкой, единым планом, единым мировоззрением.
Искусство и представляет такой сектор идеологии, организующая функция которого сводится к созданию и закреплению в сознании людей, при помощи художественных образов, того мировоззрения, которое обеспечивает для данного коллектива достижение поставленной цели. Музыка, в ряду других искусств, обла
дает способностью особенно мощно, особенно глубоко влиять на человеческую психику, создавая то или иное настроение. Г. Сабанеев, когда говорит, что музыка не есть идеология, не связана с ней, а связана только с эмоциональным тоном, не понимает того простого обстоятельства, что этот эмоциональный тон, эмо
!) Музыкальная Культура, 1924, № 1. Л. Сабанеев. Современная музыка, стр. 9.