видение позволило партии поставить перед рабочим классом такие задачи, которые на основе общности их, обезпечили союз рабочего класса и крестьянства и обеспечили нашей партии организованное большинство.
Как видно политические аналогии мало помогли г. Сабанееву. В дальнейшем мы попробуем продолжить их.
3.
Точке зрения „демократической“ противопоставлена у г. Сабанеева точка зрения „демагогическая , названная так вероятно потому, что при ее изложении г. Сабанеев демагогически пришпиливает к паре-другой марксистских положений фабрикацию будущей музыки. Демагогическая точка зрения, по его формулировке, утверждает прежде всего „марксистскую необоснованность „демократической точки зрения. „Надо,—утверждает эта точка зрения,—в области искусства строить расчет не на „кустаря из массы , не на неумелого художника, ковыряющего что-то роб
кими руками в расчете на сбыт среди крута столь же низко стоящих по развитию лиц, а на высоко-квалифицированного художника, владеющего в совершенстве всеми рессурсами искусства и, кроме того, стоящего в связи с техническим индустриальным уровнем эпохи. Таким образом,—пишет далее г. Сабанеев,—исходя из основных положений марксизма, демагогическая точка зрения обусловливает необходимость высоко-квалифицированного творчества, находящегося в непременной зависимости от буржуазной техники, выработанной эпохой капитализма, в овладении этой техникой и обращении ее на нужды нового класса, который должен быть путем по
степенной и планомерной художественной агитации поднят до вкусового уровня квалифицированного художественного производства . i)
В только что приведенной формулировке нет ничего такого, что с точки зрения марксистской было бы неприемлемо. Действительно, нельзя согласиться с утверждением, будто качество музыки зависит от того, насколько она нравится широкой массе в „плебисцитном смысле этого слова. Действительно, пролетариат не заинтересован в поощрении дисквалификации своих художников, как нисколько не думает он отказываться от своего культурного наследства, доставшегося ему от прошлых эпох, только на том основании, что они, эти эпохи, непролетарские. Правда, пролетариат не воспринимает это наследство как некое божественное откро
вение, он относится к нему критически, перерабатывая его в своем сознании. И, наконец, совершенно правильно положение, что пролетариат должен быть техни
чески не менее, а более и лучше подготовлен нежели буржуазия, для выполнения стоящих перед ним задач, в том числе и культурных.
Ошибки г. Сабанеева начинаются там, где он из марксистских положений начинает делать немарксистские выводы.
Он утверждает, что с точки зрения марксизма, заинтересованного в революционизировании и пролетаризации всей общественной жизни, а значит и искусства, революционной музыкой, музыкой прогрессивной, а не реакционной является не музыка на революционные темы, а так наз. современная музыка, под которой он
понимает такую музыку, в которой выражается наиболее ярко технический рогресс в звуковом отображении. Таким образом, он ставит вопрос на первом лане о музыкальной технике, а не о содержании, об идеологии музыки. Она, очеидно, может быть и реакционна,—было бы сказано новое слово в технике. Какие это новые слова мы уже имели возможность убедиться в ряде произведений деятелей современной музыки, „пролетарское происхождение 1 которых уже „гарантиро
вало ортодоксальность их идеологии. Правда, г- Сабанеев снисходительно говорит об идеологических и эмоциональных сдвигах, которые могут быть в этом техническом прогрессе отображены. По тут же он это робкое признание аннулирует категори
i) Л. Сабанеев. Музыка после Октября. Стр. 107 108.