Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Неотложный вопрос музыкальной современности.
(О критике).
„Необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства .
Программа В. К. П. (б.) § 12 п. 10.
Теперь уже никем не оспаривается культурно-воспитательное значение художественных ценностей прошедших эпох.
Много сил, времени и средств затрачивается на театральные постановки, на кино-съемка, на концерты, на выставки и т. п.
Выискиваются меры и возможности к тому, чтобы привлечь громадные пласты нового зрителя и слушателя, к тому, чтобы приблизиться вплотную к рабочим районам. Все это правильно и все это нужно.
Но действительно, достаточно ли всего этого для того, „чтобы открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства ? Нам думается, что это—только одна сторона, разрешение только одной части культурной проблемы, стоящей перед нами.
Дело в том, что все крупнейшие произведения искусства создавались в другое время и при других условиях, чем те, в каких мы сейчас находимся. Создавались они в свое время людьми наиболее выдающимися, образованнейшими в определенном направлении, при чем их знания не всегда совпадают с теми, какие мы теперь приемлем. Наконец, создавались эти творения и исполнялись с несколько другими целями, чем те, которые мы ставим теперь перед собою.
Все эти обстоятельства не могли не наложить свой отпечаток на них, и зачастую, несмотря на сравнительно простую фабулу пьесы или музыкального произве
дения, оно имеет непонятные, чуждые, далекие нам оттенки и особенности, которые так и остаются для нас не расшифрованным при первом непосредственном с ним

№ 6ИЮНЬ

1926