строения произведения, его своеобразия (стиль), т.-е. формальный анализ произведения, а для этого—предварительно ответить на вопрос-—в чем же суть данного произведения, его смысл, содержание, его общественный эквивалент, т.-е. дать идеологический анализ.
Анализ только формальный или только идеологический будут односторонней критикой и не смогут дать нам полного и правильного освещения каждого данного музыкального явления.
Мало того, в самом формальном анализе необходимо дать социологическое обоснование форме, так как мы „самую художественную форму считаем фактом социальным, который, возникает, развивается и изменяется под влиянием общественной среды, т.-е. в конечном счете—на определенной экономической базе х). Без выяснения того общественного окружения, в котором находился рассматриваемый автор,
того,—из каких слагаемых составилось его мировоззрение, как развивалась его психика, а в связи с ней и его творчество, как все это отразилось на продуктах его творчества, на их своеобразии,—без выяснения всего этого невозможно в полной мере понять в какой степени и чем ценно для нас данное музыкальное явление.
Исследователь не должен замыкаться в узкие рамки одной какой-либо научной дисциплины, а должен привлечь на помощь и другие. Например, для музыковеда необходимы не менее чем специально - музыкальные науки: 1) история искусств, 2) история литературы, 3) история философии, 4) обществоведение, 5) марксистская социология (иначе „теория исторического материализма ) и т. п. Замыкаясь в рамки
узкой специализации, невозможно поставить исследуемые факты в связь с теми широкими и большими процессами, из которых состоит жизнь человечества, нельзя правильно найти им надлежащее место в этих процессах, а отсюда и сделать надлежащие выводы.
Конечно, такого рода исследования не укладываются в размеры газетной или журнальной заметки, они имеют совершенно другие масштабы,—но они должны послужить как раз тем материалом, на основе которого будут строиться эти заметки, квинт-зссенцией которого они собственно и должны являться.
Такого рода попытки уже начаты, например, в Ленинградском Институте Истории Искусств. Необходимо и другим нашим научным организациям, как Госуд. Академия Художественных Наук (Г. А. X. Н ). ее музыкальному отделу, Государственному Институту Музыкальных Наук (Г. И. М. Н.), а также и другим нашим исследовательским институтам, их музыкальным отделам, приступить к такого рода работе.
Но эта лабораторная работа должна быть увязана с практикой нашей жизни. Задача этих учреждений— втянуть в свою исследовательскую работу всех практи
ческих, газетных и журнальных, музыкальных работников. Для новой, трудной и очень большой работы потребуются коллективные усилия и коррективы со стороны нашей практической музыкальной современности. С другой стороны, практи
ческие работники, приняв участие в работах по научному обоснованию явлений музыкальной жизни, по созданию методов подхода к восприятию „сокровищ искусства , скорее научат массы сознательно слушать и правильно разбираться в произведениях искусства.
Может быть, на первых порах, работы такого рода будут и недостаточно удачны, недостаточно выдержаны (так как трудностей, в особенности на пути музыковеда, более чем достаточно), но тем не менее они будут иметь все же чрез
вычайно большое значение, уже постольку, поскольку их научно - обоснованные и удачные выводы лягут в основу новой величественной постройки, которая будет называться: „Марксистское музыковедение . Только тогда прекратится тот разнобой, который мы сейчас встречаем в суждениях наших рецензентов.
*) „И тип формы и стиль точно также определяются ходом общественной жизни . Н. Бухарин.
„Теория ист. мат.“, стр. 214.