„Сказание о граде Китеже и наша критика.

В. и М.
Постановка такой оперы, как „Сказание о граде Китеже в наше революционное время поставила всю музыкальную критику перед острой необходимостью высказаться.
Попытаемся и мы дать хотя бы общую схему разбора и более или менее обоснованный ответ на вопросы: что такое идеологически „Град Китеж , каковы его формальные особенности, чем это было обусловлено и каково его значение теперь для нас. Для этого мы непосредственно обратимся к самому Римскому- Корсакову, его произведениям, его биографии, к той общественной почве, на которой он появился и соками которой питалось его творчество.
Н. А. Римский-Корсаков (род. 1884 г.) вырос и воспитался в атмосфере 60—70 годов, и первые его шаги на музыкальном поприще уже связаны с направлением „новой русской школы („могучей кучки ), которая проникнута „народниче
скими тенденциями. Его отрицательное, даже враждебное отношение к „властям предержащим (чтобы не сказать более) х), т.-е- к режиму самодержавия он обычно высказывает в довольно резкой форме. „Помпадуры и помпадурни 2), так аттестует он провинциальные власти, запретившие исполнение всех его произведений в 1905 г. „В дурацком виде выставлялись сами Hie высочайшие и низшие цензора 3), говорит он о результате изменений, произведенных по требованию „великих князей в „Ночи перед Рождеством при ее постановке в 1895 г. „Какие сволочи: на воре и шапка горит 4), ядовито восклицает он по поводу цензуры, не хотевшей пропускать ли
бретто „Золотого Петушка , этой действительно острой сатиры на самодержавный
строй. Недаром Балакирев говорил про него, что „Н. А. всегда найдет предлог поглумиться над властью 5).
Его общественные симпатии выявились с особенною силою в истории его выступлений в консерватории в 1905 г. на стороне учащихся. Протест против введения полиции в консерваторию, открытое письмо в газету „Русь 6) с изложением своих взглядов в пользу автономии консерватории, наконец, письмо в Художественный Совет Консерватории (30 янв. 19Об г.) 7), где P.-К- прямо говорит об „освободительном движении , явно причисляя себя к его сторонникам и защищая права ученической сходки и комитета учащихся,—вполне определенно показывают,
на чьей стороне он был. Общеизвестен факт его юбилейного чествования в 1905 году учащимися и передовой интеллигенцией постановкой „Кощея , которое сам Р. - К.
рассматривал, как стремление русского общества „выразить во всеуслышание накопившееся негодование против правительственного режима 8).
Таким образом, мы можем не сомневаться по крайней мере в его восприимчивости и чуткости к общественно-политическим событиям и в его либерально-про
грессивном образе мыслей, что не могло не отразиться и на его произведениях. И действительно, у нас налицо имеется „Дубинушка с его собственноручною над
г) Письмо к Б. П. Юргенсону от 27 февраля 1908 г. (Хронограф жизни Н. А. P.-К. за 19Об— 1908 гг., составленный А. Римским-Корсаковым и данный в виде приложения к новому изданию Музсектора „Летописи моей музыкальной жизни —находится в печати),
г) „Летопись моей музыкальной жизни —новое издание. 3) Там же.
4) Письмо к Б. П. Юргенсону от 26 февраля 1908 г. („Хронограф ).
5) В. В. Ястребцов. „Мои воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове 1917 г. Вып. II, стр. 51. с) Приложение к новому изданию „Летописи 7) Приложение, там же.
8) „Летопись моей музыкальной жизни .