... Нам нужно искать пути к созданию хорошей пьесы. У нас есть режиссеры, есть драма
турги, есть великие артисты—„народные , просто „заслуженные ; все говорят о том, что хотят служить народу, хотят нести культуру в рабочий класс. Неужели никто из них не может помочь вам в поисках хорошей пьесы? Неужели же не
могут помочь в деле создания хорошей рабочей пьесы ни целый кадр новых молодых сил про
летарских писателей, ни работники искусства, ни маститые деятели на поприще искусства? Неужели же они не могут дать рабочему клубу пьесы, которая бы развертывалась на небольшой площади, не требовала бы на постановку
200—300 тысяч рублей,— нельзя ли ее рубликов за 150 поставить?— которая была бы бгз грубого навязывания, отвечала бы астетическим потреб
ностям кружковцев? Ведь кружковцы хотят, чтобы это было сценично, чтобы это было
эстетично; для этого они идут в кружки, а не для того, чтобы им навязывали грубый наду
манный язык, как-будто рабочий класс должен иметь какой-то жаргон. Что в рабочем классе
ходит много жаргонных словечек,— это правда, но зачем из этих словечек культивировать урод
ливый язык, забывая, что русский язык не плохой, а весьма богатый, и что надо научить рабочего хорошо вдадеть этим языком, а не культивировать уродливости и дикие словечки и не преподносить их как образец изящного языка. Нам нужна хорошая пьеса, мы можем за такую пьесу заплатить, ибо эта плата оправ
дает себя. Если же в деле создания хорошей рабочей пьесы нам не могут помочь ни мастистые деятели искусства, ни молодые пролетар
ские писатели, ни организации писателей,— тогда им грош цена всем будет. Тогда нужно
будет поставить перед собой вопрос: может-быть в рабочем классе для этой работы найдутся люди, либо придется на некоторое время отка
заться от этой работы, но не ставить таких невозможных новых вещей; уж лучше вернуться к старым пьесам.
(Из доклада тов. Том ского на VII Всес. съезде профсоюзов).
Тов. Томский
в библиотеке.