ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИ

ТИЯ КЛУБНОЙ СЦЕНЫ.

Состояние клубного репертуара.
Истекший год характеризуется необычайным оживлением интереса в партийных и профессиональных организациях и всей советской общественности к вопросам те
атра и в частности клубной сцены. ВЦСПС и целый ряд его местных организаций поставили их в порядок дня своей текущей работы.
В центре и на местах прошли широкие дискуссии по вопросам театра и клубной сцены, деловые совещания, собрания про
фессионалистов совместно с театральными работниками.
Вопросы театра ставились также на широких рабочих собраниях.
Такое оживление на этом несколько заброшенном участке профсоюзной культ
работы обусловливается возросшим интересом многомиллионной массы чле
нов профсоюзов к театральному зрелищу по линии повышенной требова
тельности к качеству клубных постановок— их политической выдержанности, художествен* н о с т и.
Совершенно естественно, что необычайная политическая активность рабочего класса, рост его благосостояния и повы
шение его общего культурного уровня в первую очередь повышают его общие культурные запросы, и в особенности, к театральному зрелищу.
В то же время качество наших клубных постановок, как со стороны репертуара, так и со стороны художественности и ма
стерства игры клубных актеров, в своем росте не поспевает за ростом тре
бовательности зрителя клубной сцены.
На массовых дискуссиях, в рабочих клубах с особенной четкостью выявился разрыв между требованиями зри
теля и качеством клубных постановок.
Почти до последнего времени клубная сцена культивировала голую, грубую, су
хую агитку: живые газеты, инсценировки, частушки, агитсуды, эстрада, инсценированные доклады, отчеты и все разнообразие так называемых „малых форм
клубной сцены и даже пьесы — главной своей целью ставили только плакатное
разрешение прямых агитационных задач клуба (проведение политических кампаний, популяризацию политических лозунгов, политграмоту и т. п.), не заботясь о при
митивной художественности, грамотности и занимательности текста.
Драматурги клубной сцены, создавая репертуар, понимали свою задачу крайне примитивно и упрощенно - перенесение на клубную сцену вещей без серьезных изменений и „поправок , без приспособления к специфическим условиям, особенностям и художественным задачам клуб
ной сцены (театральность, заниматель
ность, художественность) агитационного материала в лицах.
Таким образом, прямое перенесение на сцену, в голой форме, газетных передовиц, докладов, вопросов практики и теории нашей политической жизни, пере
несение туда политграмоты привело к тому, что нашу клубную сцену захлест
нула грубая, плакатная, нехудожественная,
поэтому не убедительная агитка, без учета запросов, вкусов и требований зрителя, без учета особенностей сцены.
Естественно, клубный зритель предпочитал читать передовицу в газете, по
литграмоту усваивать — в политкружке.
От клубных же постановок требовал при политической выдержанности художественного зрелища.
Такое положение приводило иногда к неизбежной реакции, т -е- к засорению клуба мещанскими, халтурными пьесами, вместо агиток, которые не удовлетворяли ни зрителя, ни кружковцев, ни артистов клуба.
Огромнейшая общественная активность обрушилась в первую очередь именно на
репертуар клубной сцены и на качество и занимательность постановок (игры кружковцев, режиссер
ское мастерство, технику сцены и т. п.). В результате—здоровый курс на слож
ную, художественную пьесу (постановка клубом Реутовской фабрики „Русалки , целым рядом клубов — постановки „Штор
ма , „Любовь Яровая , пьес Островского, оперетт, и т. д.).