старого . Итак, целью группы является поддержка отдельных индивидуумов; новую культуру создадут эти отдельные индивидуумы, хотя и в результате общения с „коллективом , который обогатит их индивидуальные способности. Вся платформа, несмотря на упоминания о „массовой аудитории и „коллективизме , проникнута резко выраженным индивидуализмом. Вся вступительная часть ее посвящена раскрытию того, как „тернист путь художника-творца и доказательствам того, что „путь композитора-новатора был обычно путем мученика . Мало того, упот
ребляющееся в этой платформе выражения: „новое мировоззрение“, „новая эпоха , „строительство новой жизни , „широкая общественная аудитория не только не расшифровываются и к ним не дается никакого ключа для уразумения их классового содержания, но даже самая возможность этого тщательно избегается. Нет ни одного конкретного указания на время, место и повод написания, как будто это написано не в Советской стране и не в эпоху пролетарской революции. Под такой платформой не отказался бы подписаться любой из бело-эмигрантских или фашистских композиторов; она представляет собой такой мостик в будущее, по которому всегда удобно будет перебежать обратно. Тщательно сглаживая какиелибо принципиальные разногласия, выражаясь таким бесплотно-дипломатическим языком, что он стирает все черты и разделы, эта установка являет собой типичный образчик „сменовеховского либерализма.
Платформа „Пролетарских Музыкантов характерна в другом отношении. Конечной задачей ВАПМ является „распространена гегемонии пролетариата на музыкальную область . Ее предпосылки таковы: „Целый ряд причин препятствуют пришедшему к власти пролетариату... выдвинуть.... в музыке своих идеологовхудожников . Причины этого они видят в том, что: 1) революция начинает разви
ваться еще в недрах капиталистического строя, 2) начало социальной революции пролетариата происходит в стране с низким культурный уровней трудящихся, 3) слишком много сил берет гражданская война и хозяйственное строительство. Вторая их пред
посылка такова: „в течение ближайшего ряда лет по вполне понятный причинам (?!) будет увеличиваться количество музыкантов, отражающих идеологию промежуточных слоев и классов, деревенской и городской интеллигенции и частично обывателя . И—как вывод отсюда—задачей ВАПМ является не создание пролетарской музыки,
а только „выявление в современной музыкальной литературе пролетарского музыкального творчества . Во всем этом звучит нотка сомнения в возможности существования и создания в данный момент пролетарской музыки. Это подтверждает и статья Ю. Келдыша в журнале „Пролетарский Музыкант ‘), который, хотя и устанавливает, что „пролетарская музыка резко противопоставляет себя“ другим направлениям „в отношении идеологического освещения революции , „в смысле принципов постижения и творческой переработки действительности , но так и не раскрывает содержания этих пролетарских принципов. Такая установка влечет и неправильный вывод, к которому пришла АПМ, именно—отсутствие в дан
ный момент каких - либо достижений в области пролетарской музыки и вообще отсутствие на свете пока пролетарских композиторов. Так, среди существующих ныне композиторов, Ю. Келдыш отметил только двух (Буглай. и Коваль), которые „смогли наиболее верно подойти и к изображению черт жизни рабочего класса , причем все же „ни тот, ни другой не может быть назван пролетарским художником“. При такой установке получается странный разрыв между прогнозом АПМ и нашей действительностью. В самом деле, пролетариат завоевал власть, изменяет все более и более экономические основы нашего государства, его идеология становится господствующей, общепринятой, поскольку всякий советский гражданин считает необходимый солидаризироваться с нею, а наши противники—перекрашиваться под
1) Ю. Келдыш „Проблема пролетарского музыкального творчества и попутничество , журн. „Про
летарский Музыкант № 1.