Родов и т. д., как сейчас же представляется картина разнообразия стилей и разноценности их произведений; и тем не менее никто не сомневается теперь в существовании пролетарской поэзии. Все понимают, что в периоде роста, под давлением окружающей жизни (в которой, по словам Ленина, еще сосуществуют пять экономических укладов), такая „нечистопробность содержания и формы, вполне есте
ственна и не мешает в общей продвигаться дальше, совершенствоваться и делать все более и более ценные вклады в пролетарскую культуру периода ее становления.
Конечно, и здесь могут быть фальшивки и подделыватели. Нужна величайшая бдительность и осторожность подхода при анализе и критической отборе того ценного, что дает и может дать предлагаемое современными композиторами под именем революционной музыки. Но мерилом оценки в данном случае может явиться только клас
совый подход. Если данное произведение приемлется как „свое пролетариатом, причем не отставшей культурно частью его, а передовой, просвещенной в области музыки, т. е. если происходит массовый отбор на основе классовой интуиции и музыкального развития, значит произведение можно причислить к пролетарским,
хотя бы и не на все сто процентов. Возражения, делавшиеся представителями „Пролетарских Музыкантов и сводившиеся к тому, что пролетарскую музыку нельзя создать и на это будто бы указывал еще Ленин, а потому в платформе АПМ слово „создавать заменено словом „выявлять —не выдерживают критики.
Ленин предостерегал против искусственного создания, против лабораторного создания, путем теоретизирования в запертой кабинете, в отрыве от масс,— т. е. против того пути, которым пошли было некоторые пролеткультовцы. Но Ленин никогда не возражал и не мог возражать против создавания новых культурных ценностей в процессе отклика на конкретные, практические нужды пролетариата. 0б‘единение Революционных Композиторов и считает, что „непрерывно производя музыкально творческую продукцию (в первую очередь—в расчете на самодеятельное исполнение) оно в известной степени удовлетворяет практи
ческие нужды пролетариата, стремящегося обслужить свой революционно-общественный быт и найти в музыке отклик своим революционным переживаниям. С другой стороны, пытаясь найти новые звуковые образцы, равнозначущие новым переживаниям пролетариата, Об единение дает обширный конкретный материал для отбора произведений, содержащих в себе хотя бы частично элементы проле
тарской культуры (или в области сюжетики, или архитектоники, или изобразительных и выразительных средств) .
В этой постоянной ориентировке на массу, однако, необходим учет постоянно совершающейся среди нее культурной дифференциации, чтобы не впасть в „упрощенство и „хвостизмѣ Необходимо подходить к массе не как к одноликой, непод
готовленной, безграмотной среде. Так как, если большинство, еще не втянутое в музыкальную работу, нуждается попрежнему в простых „массовых и „эстрадных
песнях, то продвинувшееся меньшинство, доросшее уже до овладения крупными формами (оперы, симфонии) нуждается для дальнейшего своего развития в более сложной и технически трудной литературе. Во всяком случае, тот, кто хочет иметь право на звание пролетарского композитора, должен ориентироваться только на рабоче-крестьянскую массу, учитывая потребности и неподготовленных и продвинувшихся уже слоев. Партия настойчиво зовет к этому, выдвигая требование: „нужно смелее и решительнее порывать с предрассудками барства в лите
ратуре и, используя все технические достижения старого мастерства, вырабатывать соответственную форму, понятную миллионам !).
Мы знаем, что у нас были и будут ошибки, неудачи, срывы и уклоны, но мы считаем, что только на этом пути появляются и будут появляться кристаллы пролетарского искусства.
1) Революция ЦК ВКП(б) о художественной политике.