И. В. СТАЛИН
Из отчетного доклада XVII съезду партии
«Некоторые товарищи думают, что коль скоро имеется революционный кризис, буржуазия должна попасть в безвыходное положение, что ее ко
нец, стало быть, уже предопределен, что победа революции тем самым уже обеспечена и что им остается только ждать падения буржуазии и писать победные резолюции. Это глубокая ошибка. Победа революции никогда не приходит сама. Ее надо подготовить и завоевать. А подготовить и завоевать ее может только сильная пролетарская революционная партия».
«СССР за этот период преобразился в корне, сбросив с себя обличие отсталости и средневековья. Из страны аграрной он стал страной индустриальной. Из страны мелкого едино
личного сельского хозяйства он стал страной коллективного крупного ме
ханизированного сельского хозяйства. Из страны темной, неграмотной и некультурной jон стал—вернее, становится — страной грамотной и куль
турной, покрытой громадной сетью высших, средних и низших школ, действующих на языках национальностей СССР».
«Но из всех достижений промышленности, завоеванных ею за отчетный период, самым важным достиже
нием нужно считать тот факт, что она сумела за это время воспитать и выковать тысячи новых людей и новых руководителей промышленно
сти, целые слои новых инженеров и техников, сотни тысяч молодых ква
лифицированных рабочих, освоивших новую технику и двинувших вперед нашу социалистическую промышлен
ность. Не может быть сомнения, что без этих людей промышленность не могла бы иметь тех успехов, которые имеет теперь и которыми она вправе гордиться».
«С исчезновением кулацкой кабалы исчезла нищета в деревне. Любой крестьянин, колхозник или единолич
ник имеет теперь возможность жить
по-человечески, если он только хочет работать честно, а не лодырничать, не бродяжничать и не расхищать кол
хозное добро. Уничтожение эксплоатации, уничтожение безработицы в городе, уничтожение нищеты в деревне — это такие исторические дости
жения в материальном положении трудящихся, о которых не могут да
же мечтать рабочие и крестьяне самых что ни на есть «демократических» буржуазных стран».
«Но можно ли сказать, что мы уже преодолели все пережитки капитализ
ма в экономикеPi Нет, нельзя этого сказать, тем более нельзя сказать, что мы преодолели пережитки капитализма в сознании людей. Нельзя этого сказать не только потому, что созна
правильное решение вопросов, успех дела зависит от организационной работы, от организации борьбы за проведение в жизнь линии партии, от цравильного подбора людей, от проверки исполнения решений руководящих органов». Это указание т. Ста
лина легло в основу исключительно богатого по фактическому материалу и четкости выводов доклада т. Кагановича по орга
низационным вопросам, доклада, заключавшего конкретный план максимального искоренения «болезни бюрократически-канцелярского отношения к делу» во всех звеньях нашего государственного аппарата, во всех областях нашей деятельности.
На основе успешного выполнения программы первой пятилетки, на основе дальнейшего укрепления диктатуры пролетариата, на основе организационной перестройки нашей работы сверху до
низу, на основе указаний т. Сталина в его отчетном докладе XVII съезду партии, во второй пятилетке будут завершены
процессы технической реконструкции всего народного хозяйства и полного освоения новой и огромной техники, которой оснащены
,ныне наша индустрия и -социалистическое сельское хозяйство. Качество нашей продукции- должно превзойти продукцию стран капиталистических. Мы будем производить много и хорошо. Нормы потребления трудящихся увеличатся в 2—3 раза. Фонд заработной платы вырастет на 55 ироц., в том числе по крупной промышленности на 64 проц. Государственные расходы на куль
турно-бытовое обслуживание рабочих возрастут с 4,3 млрд, рублей в Первой пятилетке до 9,3 млрд, во второй. Ибо соци
ализм означает «уничтожение нищеты и лишении, организацию зажиточной и культурной жизни всех членов общества» (Сталин).
Вопросы культурного строительства заняли в работах съезда подобающее место. Не только в докладах тт. Сталина, Молото
ва и Кагановича, но и в речах тт. -Бубнова, Стецкого, Крупской, И. Юдина, Панферова и многих других вопросы просвещения, искусства, литературы, кино, полиграфии, бумаги и пр. стави
лись как важнейшие проблемы социалистического строительства. «Социализм, — оказал т. Сталин, — может быть построен лишь на базе бурного роста производительных сил общества,
на базе обилия продуктов и товаров, на базе зажиточной жизни трудящихся, на базе бурного роста культурности» (подчеркнуто нами). А бурный и стремительный рост культурности тру
дящихся нашей страны, свидетелями которого мы являемся буквально на каждом шагу, означает и огромный рост -потреб
ления искусства и неуклонное возрастание требований масс к искусству, в частности и в особенности к нашему театру и нашей драматургии.
Театру и драматургии СССР, как и всему фронту -искусств, XVII съезд партии содержанием и стилем своей работы дал ряд важнейших принципиальных директив и указаний. Было бы сугубо неверным полагать, что раз съезд непосредственно этими вопросами не занимался, его решения могут хоть в какойлибо мере не коснуться и вопросов искусства. -Наоборот, в свете решений -съезда и исходя из -них, перед нами встает большая и
конкретная программа работ, без выполнения которых нашему театру — в первую очередь его драматургии — не подняться на высоту исторических -задач эпохи.
Стоит только вчитаться в доклады тт. Сталина и Кагановича, Молотова и Рудзутака, Орджоникидзе и Мануиль-окого, чтобы перед нами встала изумительная картина героической и побед
ной борьбы -миллионов. Огромное число цифр, за каждой -из которых — революционный героизм людей, биение -советских сердец, пафос социалистической работы. Сотни фактов титанического труда и небывалых побед, преодоления -огромных трудно
стей и утверждения новых, социалистических качеств человека. «Из всех достижений -промышленности, завоеванных ею за от
четный период, самым важным достижением нужно считать тот факт, что она сумела за это время воспитать и выковать ты