работу. Наши пьесы все еще не дают нашим превосходным театрам вполне достойного материала для работы. Не нужно забывать, что если в первые годы после Октябрьской революции художествен

ную слабость новой драматургии искупало то обстоятельство, что она играла роль inoлитического толкача наших театров, что в задачу драматургии того времени входило, главным образом, завоевание театральных подмостков для советской тематики, то теперь этап этот уже пройден. Двери театров социалистиче

ской эпохи, старых и молодых, широко раскрыты перед советской тематикой, перед нашими авторами. Они завоевали подмостки театров СССР, прочно и иавсегда.

Вопросы мастерства драматурга, качества драматургического материала в целом приобретают решающее значение для работ наших театров. Диспропорция между качеством пьес :и качеством постановок становится иногда настолько очевидной, что заставляет некоторых товарищей генеральным образом пересматривать положение о ведущей роли драматургии. Театры, не удовлетворяясь литературным материалом пьесы, начинают ставить спектакли только на тему пьесы. Так например, поставил А. Таиров блестящий спектакль на* тему В. Вишневского «Оптимистическая трагедия». Литературно

драматургический материал.Вишневского послужил Таирову опорой для дальней

шего расширения эмоционального и смыело(вого значения вещи, выходящего за пределы текста. Спектакль лучше пьесы. Это относится и к «Поднятой целинез театре-студии под руководством Р. Симонова и т. д.

Невероятное количество переделок, которым подвергаются наши пьесы в процессе театральной работы (причем переделки эти таковы, что от первого к последнему варианту пьеса становится неузнаваемой), конечно, очень плохо от

ражается на творческом самочувствии театра, tea росте актерского коллектива. Попробуйте, например, узнать что-нибудь кроме сюжета и отдельных действую

щих лиц в первом и последнем варианте «Поднятой целины», которая идет у Р. Симонова; очень резко, почти кардинально отличаются —-.не только по сюжетному ходу, но даже по ; заложенным идеям — отдельные театральные варианты той же «Оптимистической трагедии» у Таирова.

На сегодняшнем этапе советская драматургия несомненно ниже блестящих возможностей нашего театра. На при

мере таких спектаклей, .как «Оптимистичеокая трагедия» в Камерном театре, «Волки 1и овцы» у Ю. Завадского, как «В людях» в филиале МХАТ, , «Враги» в Малом и в МОСПС, как «Вздор» в театре ВЦСПС, «Столпы общества» Ибсена в Ленинградском театре госдрамы, (видим, каким блестящим ин

струментом воплощения советской действительности в художественно-живых образах на сцене обладаем мы в лице наших театров. Но для этого инструмента нет еще отличной драматургической музыки. Эту музыку в известной мере дадут пьесы, премированные на конкурсе. Из них к дню составления этого номера поставлены только «Бойцы». Уже эта постановка дает нам основание судить о значительном уровне премированных пьес.

Новая пьеса Б. Ромашова прежде всего значительна для его собственного пути, она уводит автора из заколдованного круга эмпирического бытовизма. Ромашов, едва ли не впервые в своей драматургической деятельности, ставит такую интересную проблему и берется за разработав весьма серьезного, требу

ющего тщательного изучения, материала. Командиры Красной армии впервые появляются на сцене в таком полноценном виде.

Можно смело утверждать, что и все остальные постановки премированных пьес, независимо от того, как они будут поставлены, достойны мастерства тех театров, в которых пойдут.

Несомненно интересные явления налицо в области освоения классического наследства.

Сезон еще не закончился и рано подводить (какие-нибудь итоги. Но уже теперь можно отметить, что элементы случайности в выборе классического репертуара, характерные для всех предыдущих сезоеов, имеют место все меньше и меньше. Блестящая «12-я ночь» во МХАТ II явилась как бы критерием оценки классических спектаклей на советской сцене. Московский дра

матический театр, выросший на месте бывшего «Семперантэ», проводит в своих постановках классиков единую тему и этой теме подчиняет и выбор спектакля и

трактовку; молодой человек XIX столетия и нашего времени — тема, увлекшая театр.

Необычайно возрос интерес к Бальзаку, который идет на сценах нескольких театров. Театр им. Горького (МХАТ) не только по наименованию, но и (по существу своего репертуара становится горьковским театром. Закрепляются на пе

ПЕРВЫЙ ТУР