ПЕРВЫЙ ТУР

редовых позициях «малые» театры, театры, которые до последнего года не играли значительной .роли в общей театральной жизни. Особенно радостно отметить успех театра Ленсовета, давшего ряд интересных постановок, успех театра ВЦСПС, который, выбравшись с большими трудностями из пролеткультов
ской трясины, показывает спектакли, значительные по своему режиссерскому и актерскому мастерству. Интересны работы театра иод руководством Ю. Завад
ского, особенно такие7 как .«Ученик дьявола», «Волки и овцы». Хороша, работа Московского ТРАМа. Намечается решительный перелом в творческой практике Малого театра и Ленинградского театра госдрамы (это особенно относится к последнему), которые от случайной и эклектической практики ‘идут к стройному и продуманному ансамблю, превращаясь в творчески-монолитные единицы.
Актерские и режиссерские успехи наших театров обязывают нас с особой внимательностью отнестись к .некоторым предостерегающим симптомам теат
ральной жизни Москвы. Эти симптомы мы наблюдаем в таком передовом театре, как театр им. Вахтангова, который после «Егора Булычева» не дал еще спектакля, равноценного по актерскому и режиссерскому мастерству. Особенно тревожна с этой точки зрения постановка «Человеческой комедии»- Бальзака, где от
менная слабость инсценировки не искупается ни режиссерским, ни .актерским умением. Творческие болезни вахтанговского театра, думается нам, объясняются исключительно отсутствием в театре единой руководящей художественной воли.
Не проявляет пока .признаков творческой активности и театр Революции. На старом репертуаре и слабых темпах застыл театр им. Мейерхольда. После «Талантов и поклонников» ничего значительного не дал пока талантливый, много
обещающий театр под руководств ом Р. Симонова. Признаки творческого застоя
характерны и для Художественного театра. Все это требует от театрамьн о й общественности большого внимания к творческой жизни наших театров, более острой постановки театральных и драматургических проблем.
Надо .признаться, что научно-исследовательская теоретическая .работа в области театра сейчас несомненно ослабла. Случайные и разрозненные диспуты о спектаклях не могут дать нашим театрам той творческой атмосферы, в которой они так нуждаются.
Большие завоевания можно зарегистрировать в этом году ,в области музыкального театра. И «Кома.ринекий мужик» Желобинскоро, и в особенности «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича — музыкальные явления, очень значительные и глубокие .
Необычайно оживилась также театральная жизнь периферии. «На местахбольше не повторяют московских постановок, и в целом ряде театров (Сверд
ловск, Самара, Калинин, Саратов) не только ставят пьесы /«первым экраном», но находят ;и своеобразные, отличные от Москвы, способы их трактовки. Это же относится и к постановкам классиков.
Одним из наиболее замечательных свидетельств оживления театральной работы в .стране является создание сети профессиональных колхозно-совхозных театров. Первый опыт такого, театра при Веневской МТС в селе Медведки (который мы освещаем в этом номере в специальном очерке) показывает, что стационарному профессиональному колхозно-совхозному театру предстоит большое будущее; он .может и должен стать центром культурной и художественной жизни социалистической деревни.
...Несомненные и значительные успехи советского театра и советской драматургии за .последнее время все еще далеки от гигантских масштабов нашей эпохи. Но в этих успехах — несомненный залог дальнейших побед. Эти победы могут придти Только в ре
зультате упорной работы, еще ;более Тесной связи нашего театра и драматургии с советской действительностью, еще более активной борьбы их sal овладение пролетарским мировоззрением, за глубокую проблематику и высокое художественное мастерство.
...Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, историчеени-нонкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма.
Из устава Союза советских писателей СССР. 3