ров. (К фронтовику.) Передай -комиссару, что мы все подготовим. Ступай.
Фронтовик. Есть. (Ушел.)
Нагар. Если мы не решим сейчас судьбы Черноморского флота, то завтра нас спрашивать не станут. Я об
ращаюсь к вам, делегаты боевых кораблей, скажите теперь -же, дайте ответ, кто согласен выслушать полковника. Линкор «Воля»?
Представитель «Во л и ». Есть. Линкор «Воля»— согласен.
Нагар. Линкор «Свободная Россия»?
Представитель «Свободной России». Есть. «Свободная Россия»—согласен. Нагар. Миноносец «Дерзкий»?
Представитель «Дерзко г о». Есть. Миноносец «Дерзкий» —согласен.
Нагар. Миноносец «Звонкий»?
Представитель «Звонкого». Есть. «Звонкий— согласен.
Hair ар. Миноносец «Зоркий»?
Представитель «Зоркого». Есть. «Зоркий» — согласен.
Нагар. Подводная группа?
Представители. Есть — согласны. Нагар. Ми-ноносеи «Стремительный»?
Представитель «Стремительного». Минон ц «Стремительный» выслушать полковника Центра.. оной рады согласен. Но за жизнь его не отвечает.
Представитель «В о л и». Значит против?
Представитель «Стремительного». Увидишь...
Нагар. Голосую дальше. Миноносец «Керчь»? Представитель «Керчи». Мы против.
Представитель «Свободной России». Опять против?
Нагар. Через несколько часов вас спрашивать не станут. История сама решит вашу судьбу.
Представитель «Керчи», К чорту историю. Д1а корабли, к минным аппаратам, к башням боевым! Прибудут с фронта комиссар, Стрыжень, комитетчики, и тогда пускай «а горизонте появится история в немецкой каске — разделаем ее, как бог черепаху.
Нагар. Довольно! Целую ночь слышим от вас одно и то же. Кто еще против?
Представители. Миноносец «Пылкий» против. «Строгий» — против.
Нагар. Против — меньшинство. Попросите полковника. (Вышли двое.) Предупреждаю, что мы гарантиро
вали ему безопасность. Жизнью ответит тот, кто осмелится дотронуться до него.
Входит полковник.
Представитель «Строгого». Ограничить время..
Нагар. Тише!
Полковник. Я буду краток. Разве можно много говорить, когда льется кровь народа?! Наша задача прекратить пролитие крови демократии. Друзья, Цен
тральная рада просит вас вспомнить, кто вы... Вы же украинцы, сыны степей золотых, потомки славных рыцарей Великого Луга, которые некогда бороздили Чер
ное море на байдарках и добывали себе мировую славу, а теперь... Кто из вас пойдет против своей истории? Я предлагаю прекратить борьбу между двумя частями демократии... между братьями...
Представитель «Пылкого» (перебивает). Брат! Ой, браток, прибыл, иди сюда, сестра дорогая. Я на радостях обниму тебя (идет к полковнику, расставив руки), так обниму, что душа с тебя вон! (Полковник отступил.) Иди на грудь мою, малютка!
Вскочили представители «Воли» и «Свободной России» и обступили полковника: «Назад!»
Представитель «Пылкого». Эх, не дают по душам поговорить, но мы еще встретимся... Трепись дальше.
Полковник (переменив тон). Я предлагаю признать протекторат Украины над Севастополем, за что гарантирую вам всем неприкосновенность личности и всех демократических организаций. Если условия украинской демократии будут приняты и на боевых кораблях будет поднято желто-блакитное знамя моего прави
тельства, то никто с вами воевать не станет. Ни один немец не пойдет в Севастополь — я остановлю )их, я остановлю немцев.
Представитель «Керчи» молча подходит к полковнику и оглядывает его с ног до головы. Полковник. Вам чего?
Представитель «Керчи». Интересуюсь робою (протянул руку и щупает сюртук полковника). Сукносукно германское?
Полковник. Сукно? (Машинально оглянул себя.) Собственно говоря, заграничное, а в чем дело? Представитель «Керчи». Ясно...
Представитель «Стремительного». Почему Центральная рада считает Черноморский флот своим, кто дал ей право?
Полковник. Согласно 5-му универсалу Черноморский флот со своей базой Севастополем принадлежит Украине.
Представитель «Керчи». Какой гарнизон будет в Севастополе и зачем?
Полковник. Гарнизон будет украинский, и необходим он на случай выступления левых элементов, —
А. Корнейчук

ПОМНИТЬ для кого и о ком*

;..В чем наша, молодых драматургов, -слабость? Раньше всего в
том, что мы «е знаем как -следует жизни и -тех людей, 1и тех -процессов, которые изображаем в своих произведениях. • t
Это не абстрактная «самокритика». Это —мой собственный -опыт. Вот один из моментов, пережитых мной во ‘время работы над пьесой «Гибель эскадры».
Два с лишним года назад я начал работать над пьесой. По началу ка
залось: «Гибель эскадры... 18-й год... Надо, значит, дать тех самых
беззаботных «братишек», каких я до тог-о видел -в других пьеса-х. Начал работать. На-писал я, кажется, три картины, прочел их товарищам писателям, критикам. «Ни
* Из выступления на организованном редакцией „Театр и драматургия“ в ноябре прош
лого года в Харькове совещании украинских драматургов.
чего,—говорят,—публика «на урапримет!..»
Поехал затем в Севастополь, где, как мне сказали, сейчас работают участники событий 18-го года. Ме
ня очень дружелюбно встретили, повели -в командирский салон.
В салоне четыре командира обсуждают -на английском языке какой-то, невидимому, серьезный вопрос. Английского языка я не знаю. Сижу, жду и думаю: те, нужные
мне люди, .сейчас, должно быть, придут, их, иовидимому, пошли звать...
Но пришедший со мной товарищ подводит меня к этим командирам и говорит: ^Знакомьтесь, — -писа
тель... приехал к нам». Один из «англичан» ‘(он был, оказывается,
в 18-м -году кочегаром) кончил ака
демию, был (за границей, знает два языка... I i
— Что будет, — мелькнуло в эту минуту в моем мозгу, — когда я прочту им -свои сцены с «братиш
ками»? Позор? И что мне ответить, если они спросят о пьесе?!
Они, действительно, спросили:
— А что вы написали?
Я держу тетрадку в руках. Они спрашивают:
— Это -она и есть?
— Нет, — испуганно отвечаю я, и мне кажется, что вот-вот они вырвут тетрадку из моих рук и тогда...
Полтора -месяца я провел в походе на кораблях Черного моря. Это была моя первая встреча с моими героями. И когда (я узнал, в каких условиях они боролись за выполнение приказа -партии об уничтоже
нии к-о-раблей, как трудно им было понять -стратегию и тактику партии, разобраться -в 1слржном переплете
событий, t— ,тогда я с-нова начал работать над пьесой, стал писать о событиях и явлениях, которые были, а не только представлялись мне...
Небольшой пример.
Я встретился со старым боцманом, плавающим 20 лет на Черном море. Этот боцман как-то сказал мне: «Вам, может, будет неинтересно, но когда топили последний корабль, мы его почистили, помыли,