Славянский квартет В. Шебалина

В
ЫСОКАЯ награда, которой отме
чена деятельность композитора Шебалина (за Славянский квар
тет ему присуждена Сталинская премия), справедливо выделяет од
но из сильных и глубоких да!>ований среди талантливых представите
лей советской музыки на современном её выдающемся этапе. Награда Шебалина — это одновременно и
награда области музыки, требующей для своего культивирования и развития тонкой и проницательной спо
собности интеллекта мыслить инструментяльио-обранно, ограничивая себя скромным составом вырази
тельных средств. Область камерной музыки и особенно струнного кнар
тега — это сфера проявления муд
рого стиля и строгого воздержания от соблазнов красочной [юокоши и пышности современной художест венной техники в пользу наиболь
шего соС >едоточения таланта на внутренней содержательности высказывания.
Под’ём инструментальной камер ности и композиторский интерес к данному стилю — показатели фило
софической направленности музыки эпохи и, несомненно, углубленного строя музыкальной культуры и серьёзной осмысленности мастерства.
Замечательный но своей душевной напевности четвёртый струнный квартет Шебалина знаменует несом
ненность интеллектуально высокого уровня советского музыкального сознания. Пятый (на славянские темы) квартет Шебалина красиво-вы
разительно обобщает существенные свойства лирики славянских народ
ностей. Он чередует звено за звеном со вкусом отобранные напевы, но так, что в целом образуется для слушателей стройное представление в главном качестве музыки славян
ства: о мелодийпости, как народной сокровищнице жизненных, в веках длящихся испытаний миллионов простых сердец.
Говорят, что славянство — сердце Европы, и трудно не ощутить, что безмерно богатая душевными нюан
сами и отзывчивостью славянская песеняость в своих многообразнейших разветвлениях хранит для человечества вековые народные чуткие помыслы и эвукосказы, в кото
рых неизбывно, неустанно бьётся сердце тысяч поколений. Колоссаль
но распространенное влияние этой песенности на европейскую музыкальную культуру издавна согревало и согревает, как могучее тёплое
течение, множество произведений, внушая им душевность. Классиче
ская музыка Вены особенно чувствовала воздействие славянской на
певности, а возросшее с конца XIX века значение и воздействие рус
ской музыки с ее неиссякаемой песенно - народной свежестью и
до наших дней продолжает быть маяком для человечнейших музыкальных интонаций всего ми
ра, Она вызывает к себе внимание самых чутких, самых проницатель
ных композиторов, исполнителей и ценителей искусства нашей родины.,
И создание Славянского квартета Шебалиным, и высокое художественное мастерство и ясность по
мыслов, ему присущие, и, наконец, факт высокого признания и премирования — всё это имеет показа
тельное знамение переживаемой эпохи, знамение, связанное с исто
рически оправданными явлениями в советской музыке и расту

К 75-летию со дня рождения

А. М. Горького

Директор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского лауреат Сталинской премии В. Я. Шебалин слушает игру одарённых скрипачей—учащихся детской музыкальной школы.
Фото Ал. ЛЕСС.
ДНЕВНИК ИСКУССТВ
ЛАУРЕАТ Сталинской премии художник В. Н. Яковлев продолжает работать над иконографией полководцев великой отечественной войны. Портре
ты- героических командиров Красной Армии — Панфилова и Доватора —
уже переданы Историческому музею, по заказу которого они были выпол
нены. Сейчас художник заканчивает иортрет генерал-полковника танковых войск Я. Н. Федорепко.
ОРГКОМИТЕТ союза художников еовместно с Центральным Домом Красной Армии им. М. В. Фрунзе ор
ганизует 28 и 29 марта в помещении ЦДГСА обсуждение выставки «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистски
ми захватчиками». Критический обзор произведений, представленных на выставке, будет сделан тов. М. П. Со
кольниковым. После доклада состоятся выступления художников, искусствоведов и критиков.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА
В КЛУБЕ ПИСАТЕЛЕЙ 29 марта Вера Инбер прочтёт свою поэму «Пул
ковский меридиан». Вступительное ело. во скажет Павел Антокольский.
Лауреат Сталинской премии народный артист РСФСР А. Д. Попов. фото Г. ВАЙЛЯ.
щим ее признанием в мире. Для нас же, русских советских музыкантов. и возникновение и мудрая оценка произведений Шебалина указывают, повторяю, на признание общественной значительно
сти композиторской работы в сфере музыку наиболее интеллектуальной и художественно суровой И строгой. По удачам в этой области музыки измеряются её этическая содержательность и высотность строя музыкальной культуры.
Недаром свой четвёртый, предшествующий Славянскому, прекрасный квартет Шебалин связал и посвя
щением и инкрустацией одной из тем о именем С. И. Танеева — этого великого русского музыканта, мудрого и скромного, стойкого и гуманного вождя художественного интеллектуализма и стража этики ис
кусства. Мне кажется, в основных чертах и в развитии выдающегося Дарования Шебалина всегда присутствовали качества танеевского твор
ческого пути с его исключительной строгостью самооценки и одухотворенностью мастерства.
Место, занимаемое Шебалиным в бурном развитии советской музы
кальной культуры, очень приметно: автор трёх симфоний, ряда произве
дений камерной янструментальной и вокальной музыки, он выступает о первых же своих опусов с чертами мастера, словно бы ему прирож
денно присущими. Шебалин не из числа талантов, которым надо долго «осваивать учёбу», чтобы справить
ся со овоенравием «собственного нутра» и стать профессионалом. Как в свое время у Глазунова, талант Шебалина уже в юности заключал в себе то качество профессиональномузыкальной закономерности, кото
рое можно определить как своего рода прирожденную данность мастерства, логическую оправу музыкального мышления, потенциаль
ность формы и голосоведения. Воспитание подводит итог этим свойствам, в сущности, выграненного дарования.
Помню моя первые впечатления от юного Шебалина: устойчивые,
уверенные намёткй мастерства, своего рода «хозяина музыки». Убедительность звукорисунка и спокой
ствие во владении всеми средствами выражения, раз сложившись, так и остались коренными свойствами Шебалина. Был период в его творчестве, который можно определить двумя словами: сумрачная сдержан
ность, затаённость в себе—то ли от скромности в обнаружении своих чувствований, то ли от горделивого самообладания юного мастера. Отсюда — ощущение положительности,
исконности, «коренастости» в музыке Шебалина; пытливый ум. всегда намечающий все новые и новые задания, но выполнение которых проис
ходит с отчётливой дисциплиной, опытной рукой, без «трепета неуверенности» неорганизованного таланта.
Композитор Шебалин всегда и Шебалин — музыкальный деятель:
тут что-то балакиревское. А в его сильном и мужественном упорстве в отстаивании своего творческого пути, как и в «коренастости», в слы
шимой убедительности и прочности устоев его музыки поёт «Суриковское начало» в русском искусстве
Эта существеннейшая черта «музы
канта о суриковскими повадками» и твёрдой поступью позволяет предвидеть в Шебалине способности ма стера крупных картин-ораторий развёрнутых ка.нтат-по.эм и, возмож
по, русского эпического певца исто
рических судеб родины. По ряду признаков в Шебалине такие дан ныв имеются.
Премирование застаёт композитора Славянского квартета в расцве те сил, в зорях новой стадии — i постепенном раскрытии в его му
зыке мужественно чувствующего сердца. Эта стадия «озарённости сердца» и широты постижения дей
ствительности, естественно, ведёт Шебалина навстречу зовам нашей дорогой родины и великим стремлениям талантливейшего русского на
рода. Сумрачная сдержанность ухо
дит из его музыки. Дальше перед ггим — путь в могучие просторы монументальных форм вокально-ин
струментальной стихии. Право Шебалина на такого рода путь несомненно. Больше, это — его обязанность перед родиной.
В музыке Шебалина, конечно, звучат заветы русских классиков, но он — русский но-евоему, по-еовременному, и влияния прошлого сказываются в нём не как тормо-зы, а как живые народные истоки, ска
зываются особенно в характерной зрелости, волевой уравновешенности и самообладании красивого, мелодического содержания его музыки. Это ощущается не только в качествах мелодии в собственном смысле, но и в своеобразной напевности всего композиционного строя и. во всей
неторопливой, мудрой поступи луч
ших его произведений. В них Шебалин обращается от сердца к сердцу. вернее—к сердцам, как подлинный русский художник-демократ, ищущий в национальных свойствах музыки выражения общечеловеческих чаяний и помыслов.
Игорь Глебов (Б. Асафьев), лауреат Сталинской премии, народный артист РСФСР.

«АКТРИСА

МУЗЫКАЛЬНАЯ КИНОКОМЕДИЯ
В Центральной алма-атинской киностудии художественных фильмов лауреат Сталинской премии режис
сёр Л. Трауберг -(в содружестве с кинорежиссёрами М. Шапиро н Н. Кошеверовой) -закончил постановку но
вого большого художественного
фильма «Актриса», посвящённого советской актрисе в дни отечествен
ной войны (сценарий Н. Эрдмана и М. Вольпина).
В главных ролях картины снимались: в роли актрисы Стрельниковой — заслуженная артистка рес
публики Г. Сергеева, Маркова — лауреат Сталинской премии народный артист РСФСР Б. Бабочкин,
роль Агафьи Лукиничны исполняет артистка М. Морская.
По своему жанру картина «Актриса» — музыкальная комедия. В фильме много музыки. -Снимал фильм оператор А. Москвин.
В юбилейные дни Институт мировой литературы имени Горького проводят на крупных предприятиях столТгЦы, в частях Красной Ар
мии и госпиталях доклады научных сотрудников института — профессоров В. Я. Кирпотпна, Л И Тимофеева и других — на темы «Жизнь и творчество Алексея Максимовича», «Горький — борец против фашизма», «Горький-аатриот».
Союз советских писателей организует цикл докладов о творчестве А. М. Горького в клубах НКО, НКВД и зарода им: Сталина. С до
кладами q/творчестве Горького и воспоминаниями о великом пролетарском писателе выступят Л. Никулин, К. федин, К. Чуковский.

28 марта в 1 час дня в концертном зале им. Чайковского - состоится торжественное заседание президиума союза советских писателей, посвященное 75-летию со дня рожде
ния А. М. Горького. Вступительное слово скажет А. Фадеев. С воспоминаниями о Горьком выступят писатели К. Чуковский, К. Федин,
A. Сурков, Вс. Иванов, С. Щипачёв.

Дом учёных и Институт мировой литературы нм. Горького Академии
наук СССР в ознаменование 75-ле- Тия со дня рождения А. М. Горького 2S марта устраивают торжественный вечер. Вступительное слово -кажет вице-президент Академии наук СССР В. П. Волгин: доилад на тему «Горький — художник русского народа» сделает профессор А. М. Еголин; писатели Л. Леонов. К. Федин, С. Маршак. Н. Никитин расскажут о своих встречах е Алексеем Максимовичем.
В Октябрьском зале Дома союзов 2S марта Московская государственная филармония организует литературный вечер-концерт, посвящённый А. М. Горькому. Исполнитель — лауреат всесоюзного конкурса мастеров художественного слова Эммануил Нами ЯКа. В концерте примут также участие скрипач Ю. Реентович и пианист А. Каплан. Вступительное слово о значении творчества Горького скажет профессор B. П. Бойчевский.

К ПОДПИСАНИЮ СОВЕТСКО-ЯПОНСКОГО ПРОТОКОЛА

О ПРОЛОНГАЦИИ РЫБОЛОВНОЙ КОНВЕНЦИИ НА 1943 Г.

Горький в Художественном театре Выставка и спектакли МХАТ

25 марта с. г в г. Куйбышеве в результате имевших место переговоров был подписан Заместителем Народного Комиссара Иностранных Дел т. С. А. Лозовским, с одной
стороны, и Японским Послом в СССР г-ном Н Саго, с другой. Протокол о пролонгации Рыболовной Конвенции 1928 г. на 1943 год и произведен по этому вопросу .обмен нотами
Срок действия Рыболовной Конвенции, заключенной в 1928 г., ис
тек. ка к известно, еще в мае 1936 г. С тех пор, ввиду того, что новая Рыболовная Конвенция не была заключена, Конвенция 1928 г. ежегод
но пролонгировалась по соглашению между Правительствами СССР и
Японии на один год. Та к.-Рыболовная Конвенция 1928 г. была пролон
гирована на оставшуюся часть 1936 г., и затем пролонгация возоб
новлялась ежегодно на 1937, 1938, 1939, 1940. 1941 И 1942 ГГ.
Советско-японским Протоколом и обменом нотами, подписанными 25 марта с. г., сохраняются в силе на 1943 гёд все условия, установлен
ные прошлогодним соглашением с той разницей, что при внесении японскими рыбопромышленниками арендной платы в золоте уплачи
вается дополнительная сумма в размере 5 процентов вместо 4 процентов по прошлогоднему соглашению.
ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ
А. М. Горький всю жизнь был страстным поклонником Московского Художественного театра. После спектакля- «Дядя Ваня» он писал А. II. Чехову: «Все они — играют дивно!.. Какие они все умные, ин
теллигентные люди, сколько у них художественного чутья!». В другом письме к Чехову Алексей Максимо
вич так отзывался о театре: «Худо
жественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галдерея, Василий Блаженный, как всё самое лучшее в Мос
кве. Не любить его -— невозможно, не работать для него — преступление, ей-богу!».
Коллектив Московского Художественного теа.тра, носящего имя вели
кого русского писателя, отвечал Горькому такой же любовью. «Главным начинателем и создателем об
щественно-политической линии в нашем театре был Горький», — пи
сал в своей книге «Моя жизнь в искусстве» К. С. Станиславский.
«А. М. Горький в Художественном театре» — выставку на эту тему организует к 75-летию со дня рождения писателя музей МХАТ. Многочисленные экспонаты покажут тесную связь А. М. Горького с теат
ром, его пьесы, поставленные на едено МХАТ, и т. д.
Посетители увидят фотоснимки clien и исполнителей горьковских спектаклей в Художественном театре — «Мещане», «На дне», «В лю
дях», «Егор Булычев и другие», «Враги», «Достигаев и другие», био
графические материалы о писателе, цензурные экземпляры «Мещан» и «На дне», режиссёрский экземпляр К. С. Станиславского пьесы «Дети
солнца.», переписку А. М. Горького с К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко
Будут представлены эскизы декораций: лауреата Сталинской пре
мии, заслуженного деятеля ис
кусств К. Юона—к спектаклю «Егор Булычев и другие», заслуженного артиста РСФСР В. Рындина — к спектаклю «Достигаев и другие» и художника В. Дмитриева — к «Врагам».
75-летие со дня рождения великого писателя МХАТ СССР им. Горького, кроме выставки, отмечает спектаклями «На дне» и «Вра
ги». Днём 28 марта в филиале МХАТ состоится 1091-е представление пье
сы «На дне», показанной в первый раз в 1902 году. Вечером на основной сцене МХАТ пойдут в 192-й раз «Враги». Большинство исполнителей епектакля — участники премьеры, состоявшейся в 1935 году.

Ленинградцы чтут

память великого писателя

75-летие со дня рождения великого пролетарского писателя А. М. Горького будет широко отмечено ле
нинградской общественностью. Союз советских писателей и Институт ми
ровой литературы Академии наук СССР устраивают вечер, на котором с докладом «Горький — -великий патриот своей родины» выступит В. А. Мануйлов.
Состоится заседание научных работников Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щед
рина совместно с писательским активом. Будут заслушаны доклады: «Горький и культура», «Горький и детская литература», «Горький и издательство «Знание».
Ленинградский радиокомитет .проведёт большую литературно-художе
ственную передачу, посвящённую великому пнеатедю. По радио будет передано выступление биографа Горького — писателя - орденоносца Я. Груздева.
Горьковские вечера состоятся также в Большом драматическом театре им. Горького, Доме культуры нм. горького и Доме ученых.
ЛЕНИНГРАД. (По телеграфу. Наш корр.).
ИНОСТРАННЫЕ РАБОЧИЕ НА ГИТЛЕРОВСКОЙ
КАТОРГЕ
ЖЕНЕВА, 26. (ТАСС). Гитлеровская печать опубликовала распоряжение германских властей об усилении на предприятиях наблюде
ния за рабочими-иностранцами, «поскольку, — говорится в распо
ряжении, — за последнее время участились случаи порчи иностранными рабочими ценного оборудования». Гитлеровские газеты не мо
гут скрыть того факта, что почти ежедневно в Германии происходят акты антинемецкого саботажа, совершаемые иностранными рабочи
ми, протестующими таким путем против работы на гитлеровской ка
торге. Так, по сообщению газет, в Штеттине французские железнодорожники, работающие на сортиро
вочных станциях, часто засылают вагоны, предназначенные ’ для от
правки в Гамбург, в другие города, дезорганизуя тем самым работу
транспорта. Иностранные рабочие, работающие на почте, намеренно путают адреса на посылках, отправляемых в адреса военных ведомств.
Гитлеровские власти усилили контроль над перепиской иностран
ных рабочих. Газета «Дас рейхна-днях обрушилась с угрозами но адресу тех иностранных рабочих, которые, как указывает фашистская газета, «слишком критически относятся к условиям жизни в Германии и являются распространителями различного рода слухов». Газе
та предлагает полиции и гестапо «хорошенько присматриваться» к поведению иностранных рабочих.
НОВОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
ГИТЛЕРОВЦЕВ
ЛОНДОН, 25. (ТАСС). Цюрихский корреспондент агентства Рейтер со
общает, что в Праге офицнальнб об’явлено о приведении в исполнение смертного приговора, вынесен
ного ещё 11 чехам, по обвинению в антинемецкой деятельности.
АМЕРИКАНСКИЕ ПОСТАВКИ ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ
В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ
ЛОНДОН, 26. (ТАСС). Алжирское радио сообщает, что в Алжир прибыл из Вашингтона представитель комитета по распределению во
енных материалов и вооружений Жан Моннэ для обсуждения вопроса о военном снабжении француз
ской армии в Северной Африке. Моннэ начал переговоры с генералами Эйзенхауэром и Жиро.

ВОЙНА В ВОЗДУХЕ

ЛОНДОН, 26. (ТАСС). Английское министерство авиации сообщает, что вчера английские бомбардировщики «Уирлуинд» совершили налёт на сортировочную станцию в Абвиле (Франция). По имеющимся данным, бомбардировка прошла весьма успешно. Английские самолеты вернулись на свою базу без всяких потерь.
В ночь на 25 марта над Англией было сбито 6 неприятельских самолётов.
НЬЮ-ЙОРК, 26. (ТАСС). Как передаёт агентство Ассошиэйтед Пресс,
представитель американской бомбардировочной авиации в Англии генерал Лонгфелло сообщил, что за пе
риод между 1 ноября и 20 марта американская авиация произвела 28 налётов в Европе, во время которых было сброшено свыше 4 тысяч тонн бомб Я уничтожено 329 самолётов противника.
Лауреат Сталинской премии художник II. В. Вильямс в своей мастер
ской.
Фото А. ГАРАНИНА.

Выставка в библиотеке

им. В. И. Ленина

В Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина к 75-легшо со дня рождения А. М. Горького открылась выставка книг великого русского писателя, По дан
ным Всесоюзной книжной палаты, за годы советской власти произведения Л. М. Горького изданы ти
ражом в 41,5 миллиона экземпляров на 65 языках народов Совет
ского Союза. Наибольший тираж выдержали повесть «Мать», изда
вавшаяся ,105 ра-з, — в количестве 1.745 тысяч экземпляров и «Детство» — 76 раз в количестве 1.968 тысяч экземпляров.
В юбилейные дни состоятся вечера, посвящённые жизни и творчеству А. М. Горького. В Государственный литературный музей поступило свыше 300 заявок от во
инских частей, госпиталей и предприятий столицы на лекции о ве ликом иисателе-патриоте.
(ТАСС).

ОТОВСЮДУ

★ КАК СООБЩАЕТ агентство Рейтер из Мадрида, ряд крупных дипломатических чиновников «французского посольства» в Испании, а также французские консулы вместе- со всем персоналом консульств в Барселоне, Бильбао, Валенсии и Малаге порвали с «правительством» Виши и вышли в отставку.
★ КВИСЛИНГОВСКОЕ правительство Норвегии издало новый драконовский декрет, предусматривающий смертную казнь за «выезд из Норвегии без разрешения, слушание иностранных радиопередач, распространение антинемец
кой пропаганды, установление связи с лицами, арестованными немецкими властями». Поводом к изданию итого декрета являются успешные акты саботажа и диверсий, совершаемые нор
вежскими патриотами. Недавно был подожжён германский военный лагерь на 4 тыс. солдат, расположенный близ Киркенеса. Из 52 зданий этого лагеря 49 полностью сгорели.
★ В УГОЛЬНОМ РАЙОНЕ Шарлеруа (Бельгия) группой бельгийских патриотов на-днях были взорваны одновременно 15 электрических подстан
ций. Кроме того, в том же районе у ниитожено 7 паровозов в железнодорож ном депо Пьетон.
★ КАНАДСКОЕ правительство приобрело все принадлежащие английским фирмам акции канадских промышленных предприятий. Английские капиталовложения в канадской военной промышленности составляли 296 миллионов долларов.
★ БАГДАДСКИЙ корреспондент агентства Рейтер сообщает, что коман
дующий английскими силами в Иране и Ираке генерал Поунолл 25 марта пе
редал иракской армии первые девять английских танков.
★ В ВОСКРЕСЕНЬЕ, 21 марта, во всех бельгийских церквах было зачи
тано послание кардинала Ван Роя — главы бельгийской католической церкви, протестующего против принудитель
ной отправки .бельгийцев на работу в Германию.
ОСТРЫЙ НЕДОСТАТОК
ПРОМЫШЛЕННОГО СЫРЬЯ
И ТОПЛИВА В ИТАЛИИ
СТОКГОЛЬМ, 25. (ТАСС). Гитлеровская газета «Брюсселер цейтунг» вынуждена признать. что в области снабжения Италии про
мышленным сырьем и топливом имеются «весьма ощутительные бре
ши». При минимальной потребности Италии в горючем в 3 млн. тонн, пишет газета, производство его внутри страны даже До войны составляло лишь 12 тыс. тонн. Дополнительно из натурального газа еже
годно производится лишь 60 тыс. тонн бензина. При ежегодной потребности в 14 млн. тонн угля добы
ча его в Италии составляет 5 млн. тонн, причем, по словам газеты, фактически это количество соответствует лишь Е млн. тонн высококачественного, угля. Производство синтетического каучука ещё не налажено. Железа нет
Газета признает далее, что итальянская промышленность полностью зависит от поставок сырья из Гер
мании. Последняя же свои подачки «регулирует» в зависимости от по
ставок Италией рабочей силы для Германии.
ГЛУБОКО трагична судьба Эльза
са. Известно, что в результате неудачной войны с Пруссией в 1870—1871 гг. Франция потеряла эту свою провинцию, отошедшую вместе с Лотарингией по Франкфуртскому миру к Германии. На протяжении почти полувека население Эльзаса находилось под сапогом прусской военщины и иеркло за эти годы горькую чашу насильственной гер
манизации и самого бесцеремонного подавления своих самобытных национально-культурных прав и интересов.
К. Маркс в своё время с глубоким негодованием осуждал аннексию Пруссией Эльзаса и Лотарингии. Он доказывал, что захват части французской территории создаст посто
янную угрозу войны, увековечивает в Германии военный деспотизм и является верным средством «разо
рить Германию и Францию путём в-заимного самоистребления». С ед
ким сарказмом он издевался над попытками прусских «рыцарей патриотизма» обосновать захват Эль
зас-Лотарингии. «Они, — писал Маркс, — не осмеливаются утверждать, что население Эльзас-Лотарин
гии тоскует по немецким об’ятиям. Как раз наоборот. Чтобы наказать Страсбург за чувства патриотизма к Франции, его бесцельно и варвар
ски, — ибо в военном отношении ьаяввн не город, а его самостоятель
но расположенная командующая над ним цитадель, — бомбардируют в течение шести дней «немецкими

Затруднения гитлеровцев в Эльзасе

взрывчатыми снарядами, зажигают город ть убивают массу беззащитных жителей. Еще бы! Земля под этими провинциями некогда принадлежала давным-давно почившей Гер
манской империи. Не пришлось ли бы на этом основании конфиско
вать, как не потерявшую давности немецкую собственность, весь земной шар с его населением?». (Маркс и Энгельс, соч., т. XIII, ч. 2, стр. 94—95).
Разгром гогенцоллерновской Германии в мировой войне 1914— 1918 гг. вернул Эльзас в лоно Франции. А теперь населению этой провинции снова приходится испыты
вать все ужасы германской оккупа
ции в её наиболее чудовищной, вандалистической форме.
Порабощенный и ограбленный до пятки немецко-фашистской Саранчой, Эльзас включён Гитлером-в со
став «Третьей империи». Тяжелый кошмар «нового порядка» воцарился в Эльзасе. Гаулейтером этой об
ласти Гитлер назначил одного из столпов «Третьей империи», бли
жайшего своего сподвижника по мюнхенским кабакам и пивным, од
ноногого пьяницу Адольфа Вагнера,
пресловутого «Адольфа И», как его называют в Германии. Вагнер — уроженец Эльзаса, попал в Мюнхен после первой мировой войны, на фронтах которой он лишился правой
яоги. С момента прихода фашистов к власти в Германии он подвизался в качестве гаулейтера Верхней Баварии. Сейчас этот гитлеровский
сатрап осуществляет беззастенчивое ограбление Эльзаса я самое свире
пое подавление освободительного движения эльзасцев.
Население Эльзаса не примири^ лось с гитлеровским владычеством. Оно ведёт упорную и не прекращающуюся ни на минуту борьбу с ненавистными германскими оккупан
тами, сопротивляясь всем их мероприятиям. Тысячи молодых эльзасцев, стремясь уклониться от об яв
ленной оккупационными властями мобилизации в германскую армию, бегут в Швейцарию. Газета. «Бернер тагеблатт» сробщаёт, что эльзасцы собираются в вооружённые группы и вступают в бой с герм ап оной пограничной стражей, пытающейся помешать им перейти границу,
Гитлеровская газетка «Мюльгаузер тагблатт» горько сетует на недостаточный патриотизм эльзасцев, кото
рых,не прельщает перспектива стать пушечным мясом для Гитлера. «Здесь есть люди, — пишет «Мюль
гаузер тагблатт», — которые опять заводят старую песню о француз
ской военной, присяге. Каждый ра-з, когда эльзасцев призывают под гер
манские знашена, они заводят эту песню, заявляя: «Нас никто не мо
жет призвать в армию, тале как никто ещё не освободил нас от при
сяги французскому знамени». Этот аргумент вызвал неистовое раздражение гитлеровского, писаки. заяв
ляющего, что лучшим ответом на него был бы «удар кулаком в лицо». В багаже фашистских, держиморд это, как известно, излюбленный контраргумент.
Та же газетка не скупится на угрозы и по адресу эльзасцев, сопротивляющихся об явлеяной Гитле
ром «тотальной мобилизации», «Мюльгаузер тагблатт» предлагает «элементам, занимающимся подстре
кательством», принять к сведению недавний расстрел 13 молодых эль
засцев — славных патриотов, павших жертвой фашистского террора.
«Мы хорошо знаем их тёмные происки, — говорит газета о патрио
тах Эльзаса. — Мы .знаем, что у них есть ещё много времени для слушания всех сообщений лондон
ского и московского радио и для распространения этой пропаганды в кругах своих единомышленников. Если они нас не любят. — пусть они нас боятся». Ещё более угрожающим было недавнее выступление гаулейтера Вагнера, заявившего, что за каждого убитого населением, немца будет расстреляно 10 эльзасцев.
Немецкие оккупационные власти принимают все меры, чтобы сломить
сопротивление эльзасцев. По сообщению корреспондента лондонской «Таймс» с швейцарской границы, специальные отряды гестаповцев начали прочёсывать район за районом всю территорию Эль-заса в поисках уклоняющихся, от мобилизации. Всех родственников лиц, ус
певших бежать за границу, немцы ссылают на каторжные работы. Как сообщила недавно радиостанция
Сражающейся Франции в Дакаре,’ и-з Эль-заса и Лотарингии выслано или бежало за последнее время около 300 тысяч человек
Ни угрозы, ни свирепый террор оккупантов не сломили боевого духа эльзасских патриотов По сообщениям швейцарских газет, руководитель германской службы пропаганды в Эльзасе Эйген Рюгер вы
нужден был выступить с речью, в которой жаловался на «н’елойяльное отношение населения к нем
цам» н на то, что эльзасцы открыто выражают свои симпатии союзникам. Слухи об успехах Красной Армии проникают в Эльзас и встречаются населением с восторгом.
Жалобы гитлеровской печати и фашистских оккупационных властей — лучшее свидетельство труд
ностей, с которыми сталкиваются оккупанты в Эльзасе.
Эльзас борется. Верные славным традициям своей прошлой борьбы с германскими угнетателями, эльзасцы оказывают упорное сопротивление гитлеровским оккупантам.
Л. Вадимов.
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ЗА РУБЕЖОМ
СОВЕТСКИЙ ФИЛЬМ «ДЕНЬ ВОЙНЫ
В КИТАЕ
Через несколько дней после получения экземпляров фильма «День войны в Китае был организован ряд об
щественных просмотров. На одном из таких просмотров присутствовал ки
тайский военный министр Хей Ин-цин, который заявил:
«Фильм сделан очень хорошо. В нём прекрасно показаны тесная связь армии с народом, героизм Красной Ар
мии и беззаветная преданность всего советского народа своей родине. Такой народ победить нельзя».
Бюллетень китайского информационного комитета в Чунцине пишет:
«Картина оставляет глубокое впечатление. бна отражает мощь СССР и патриотизм советских людей».
ФОТОВЫСТАВКА «РОССИЯ НА ВОЙНЕ».
Как сообщает английский журнал «Уорлд пресс ньюз», недавно состоявшаяся в Лондоне выставка фотоиллюстраций под названием «Россия на вой
не» имела огромный успех у публики, оставившей восторженные записи в книге для посетителей. На выставка были представлены свыше 500 фотоснимков советских и иностранных фотокорреспондентов, вырезки из раз
личных журналов, портреты советских политических и общественных деяте
лей и карикатуры из советских газет и журналов. Сбор с выставки поступил в «фонд помощи Ро«сии».
ГАМСУН ПОД БОЙКОТОМ
ЧИТАТЕЛЕЙ
Как сообщает литературное приложение к газете «Таймс», квислинговский листок «Фритт фольк» вынужден при
знать, что «в Норвегии писатели об’я- ьили стачку». Стокгольмская газета «Дагенс нюхетер» сообщает, что крупнейшие норвежские издательства из
вестили многих писателей, решивших прекратить всякую литературную ак
тивность на время оккупации. что они будут по мере сил оказывать материальную помощь этим писателям.
Угрожая суровыми репрессиями писателям, не пожелавшим стать преда
телями своей страны, гитлеровцы и их квислинговские приспешники создают шумиху вокруг маленькой кучки лите
ратурных ренегатов. Особенно усердно они рекламируют фашиствующего Кнута Гамсуна. Широкие круги норвежско
го населения относятся к этой квислинговской шумихе с величайшим пре
зрением. «Таймс литерэри сапплментсообщает о характерном инциденте: на одном книжном аукционе в Осло было выставлено для продажи двадцать то
мов сочинений Гамсуна. Из двухсот человек. находившихся в зале, ни один не захотел приобрести эти кни
ги. Одна женщина в виде насмешки предложила за все двадцать томов пять эре, то-есть около полупенса. Это вызвало демонстративные аплодисменты всех присутствовавших.

Лауреаты Сталинских премий

Доклады, лекции, вечера