АКАДЕМИК ЖУКОВСКИЙ

АКАДЕМИК Петр Михайлович Жу
ковский — неутомимый охотник ва растениями и одновременно талантливый творец новых растительных форм, умеющий терпеливо до
водить их до состояния сорта, вво
дить в культуру и, наконец, ,в сельскохозяйственное производство.
Характерной особенностью выдающейся работы Жуковского, за ко
торую ему присуждена Сталинская премия первой степени, является то, что она оригинальна от нача
ла до конца и выполнена руками самого учёного.
Обоих родителей своей замечательной яровой пшеницы он открыл сам, будучи директором Тби
лисского ботанического сада. То были «тритикум Тимофееви» и «тритикум Персикун» — два новых ви
да пшеницы, которыми он сразу же пополнил скудную коллекцию пшениц, ибо в то время (1924 г.) на всём земном шаре было извест
но только девять их видов. Он же скрестил оба новых вида, путём
сложных экспериментов преодолел стерильность (бесплодие) получен
ного гибрида, провёл тщательную проверку своей новой пшеницы, что
бы доказать правильность данного ей имени. Это имя — «фунгицндум»,
что значит — устойчивая против грибных заболеваний. И, действи
тельно, этот новый вид пшеницы обладает полной устойчивостью к ржавчине, головне и мучнистой росе. Что касается зерна, то по абсо
лютному весу оно не имеет себе равных в мире: тысяча верен весит 70,65 грамма, н не еря другой вид
ный наш селекционер — академик П. И. Лисицын — назвал его «чудовищным».
Совершенно оритиналыгамя путями шёл Жуковский и в других своих работах. Открытый им в Турции (1928 г.) вид ржи «Се
кале анцестрале» («рожь родоначальная») коренным образом из
менил представления ботаников о происхождении культурной ржи. Спорная проблема теперь считается разрешённой: культурная рожь возникла, как вторичная культура, путём естественного отбора на сор
ной полевой ржи, находившейся в посевах ячменя и пшеницы.
Это доказал Жуковский, и это один иа многих его вкладов в современную ботанику. Но он же обогатил и практику, когда впервые ис
пользовал в селекции свою «Секале
анцестрале», скрестив её с рожью Лисицына и получив многолетнюю культурную рожь с крупным зер
ном. В данное время имеется уже четвёртое поколение её гибридов.
Особенно Плодотворна работа Жуковского в дни войны. К осени 1942 г. он собирает подлинно воеиный урожай науки, получая в за
конченном виде безостый двурялный ячмень, весьма урожайный, с высокой кустистостью и длинными
колосьями, за ним — фуркатный (с тупыми придатками вместо остей) двурядный же чёрный ячмень п двурядный остистый пленчатый. очень скороспелый и урожайный.
По отзывам специалистов, уже одни безостые ячмени, до сих пор остающиеся мечтой американских селекционеров, могли бы обессмер
тить своего создателя. Важнейшая заслуга Чуковского перед наукой в том, чтб он нашёл верные пу
ти для получения безостых н фуркатных форм ячменя. Он первый
протоптал ту дорожку, следуя по которой, каждый селекционер мо
жет теперь приготовить буквально десятки тысяч чистых линий такого ячменя для испытания их в про извюдстве.
Уме.нье сочетать служение науке оо служением народу, родине и её жизненным интересам — характер
ная черта Жуковского. Собрав в итоге трёхлетнрй поездки но Тур
ции свыше 10.000 образцов всхожих семян полевых, овощных, плодовых и кормовых растений, он добивает
ся, чтобы они были высеяны в разных зонах СССР, делает анали
зы химического состава потомства этих семян, изучает их поведение в разных зонах и т. д. Целый ряд
Лауреат Сталинской премии академик П. М. Жуковский.
особо ценных культур (озимый византийский овёс, анизет, выоокоморфнйные маки, белооемянные кунжуты, дыня-канталупа, разные тыквы и др.) нашёл свою вторую ро
дину в республиках Средней Азии и Закавказья.
Охотясь за растения-ми и создавая новые формы, Жуковский не
утомим и в передаче своего опыта, знаний и сделанных открытий. За
тридцать лет научной деятельности (1912—1942 гг.) он опубликовал бо
лее 60 научных трудов, при чём даже на самых ранних из них не
изменно лежит печать новаторства и оригинального подхода к томе.
Венчает печатные труды Жуковского его «Ботаника» — капиталь
ный научный труд, за который, как и за открытие новых видов
пшеницы, ржи и получение из них высокоценных в хозяйственном от
ношении гибридов, присуждена ему Сталинская премия первой степени.
Широко известна и книга Жуковского «Земледельческая Тур
ция», в 92 печатных листа. Этот труд учёного популярен не только в СССР и в Турции, но и в таких странах, как Аргентина, Индия, Новая Зеландия и др
Новатор в науке, Жуковский является новатором н в педагогиче
ской деятельности, которой .занимается с 1920 года. Врал всякой
схоластики, он первый агрономизировал преподавание ботаники в на
ших оел мжохоеяйстаенных вузах, увязал её с практикой колхозносовхозного. земледелия. Им же со
ставлен первый учебник ботаники для с.-х. вузов, построенный на новом плане, продиктованном самой жизнью.
Пламенный патриот, академик Жуковский в дни войны работает с особенным под ёмом, отдавая вое силы и знания служению родине, её обороне. При огромной творческой нагрузке, связанной с экспериментальными работами ж руко
водством кафедрой в Тимирязев
ской академии, он в 1942 г. начал н сейчас заканчивает новую большую книгу, которая призвана послужить и фронту и тылу, — «Ди
корастущие полезные растения СССР и их использование». Эта книга о богатствах дикой флоры явится прямым дополнением к тем живым формам новых культурных
растений, творцом которых был и остаётся Сталинский лауреат акаде
мик-коммунист Петр Михайлович Жуковский.

Тих. Холодный.

ДЛЯ РОДИНЫ, ДЛЯ ПОБЕДЫ

Группа научных работников, инженеров и техников — связистов совместно с коллективом Научноисследовательского института связи создала новую аппаратуру специ
ального назначения. Руководитель этой группы — кандидат технических наук тов. В. А. Котельников, талантливый научный работник, ав
тор ряда разработок, действующих на линиях связи Советского Союза. Во время войны тов. Котельников продолжает свою научную работу, направленную на усиление боеспособности Красной Армии.
В группе, которая разрабатывала новую аппаратуру, работали глав
ным образом молодые специалисты, взявшие эту тему для защиты дип
ломных проектов. Впоследствии, став инженерами, дипломники уг
лубили тему, превратив её в науч
ную работу большого значения.
Среди талантливых работников группы — тт. Д. А. Борисов и

27 марта В СИСТЕМЕ военно-воздушных сил

Красной Армии авиация Дальнего действия заслуженно занимает почетное место. «Правда» посвящает передовую статью славным представителям авиации Дальнего дейст
вия, чьи ратные подвиги иысоко оценены родиной. «Созданная в дни отечественной войны по инициативе товарища Сталина авиация Дальне
го действия, —- отмечает «Правда», — за короткий срок выросла в ог
ромную и грозную для врага силу. В боях с немецко-фашистскими захват
чиками полки и дивизии авиации Дальнего действия покрыли свои знамёна воинской славой, нанесли и продолжают наносить огромные по
тери вражеским войскам». «Правда
приводит пример, характеризующий боевую деятельность одного из слав
ных лётчиков авиации Дальнего действия — Героя Советского Союза Дмитрия Барашева. Молодой, 23- летний лётчик сделал 181 боевой вылет; его самолёт девять раз появ
лялся над Берлином, Кёнигсбергом, Данцигом, Будапештом.
В «ИЗВЕСТИЯХ» помещена кор
респоиденция о восстановительных работах на Сталинградском
тракторном заводе. «Человеческий язык бессилен передать потрясаю
щую картину разрушения, которым подвергли фашистские бандиты красавец-завод. Территория завода перепахана воронками, цехи изреше
чены пулями, пробиты снарядами, разгромлены бомбами Прямые по
падания фугасок обрушили этажи, разворотили внутренности цехов»,— так описывает корреспондент картину состояния завода. «Но Сталинградский тракторный будет жить! По заключению авторитетных ко
миссий ряд цехов завода может быть восстановлен в сравнительно небольшие сроки. Над вторым рождением СТЗ берёт шефство комсо
мол. По решению ЦК ВЛКСМ на восстановительные работы завода мобилизуется 10.000 комсомольцев. На завод уже прибыла мовтажная часть Наркомстроя. Установлен график пуска первоочередных об’ектов».
«ПРАВДА» печатает статью
А. Еголина «Гениальный художник русского народа». Статья по
священа. 75-летию оо дня рождения Алексея Максимовича Горького
«МОСКОВСКИЙ большевик» рас
сказывает о том, как живёт сегодня Волоколамск. За 50 дней свое
го пребывания немцы разрушили около 70 процентов жилой площади города, вывели на строе водопровод, сравняли с землей сады, сожгли
культурные сооружения. За последние месяцы уже восстановлено 4.319 квадратных метров жилой площади. Восстановлены детский сад, ясли,
молочная кухня. Весной зазеленеет Волоколамск. Около каждого дома будут посажены деревья. На толькочто состоявшейся сессии городского совета обсуждались вопросы благоустройства города. ★
ВЫШЕЛ четвертый номер газе
ты «Вольна Польска» («Свободная Польша») органа Союза поль
ских патриотов, проживающих в СССР. В номере — яркие и инте
ресные материалы, отображающие борьбу польского народа с гитлеровскими оккупантами.
Лауреат Сталинской премии академик Б. Д. Греков.

Фото Г. ВАЙЛЯ. В освобожденных

районах

Больше лома мартенам

Ю. А. Солдатчин, отмеченные постановлении Совета Народных Комиссаров СССР. Им в числе прочих участников группы присуждена Сталинская премия. Для моло
дых апепиалистов — это большая честь. Для этих молодых специалистов экопернмеяггальная труппа явилась своеобразной школой, обогатившей их практическими знаниями и опытом.
Вместе с молодыми инженерами, ныне лауреатами Сталинской пре
мии, работали также и опытные специалисты, оказавшие им боль
шую помощь. Так, вместе с ними работали инженер В. В. Шарлинов, обладающий большим опытом экоплоатацин н знанием аппаратуры, конструктор тов. Е. В. Руднев, конструкции которого помогли разре
шить поставленные перед группой задачи. Немало творческой инициативы проявили в общем деле ме
ханики И. В. Котов, С. 0. Коптов, В. А. Игнатов, техник Изюмова, монтажёр Михялычев. За работой вели наблюдение бывший начальник отдела специальной связи института Р. Э- Ровендорн и руково
дители института — тт. Хрупов и Кулешов.
Присуждение Сталинской премии нашей группе является очень вы
сокой онфнкой, которую каждый из участников её будет стремиться оправдать. Советские связисты сдела
ют всё от них зависящее, чтобы
дать родине новую и совершенную аппаратуру, чтобы помочь стране всем тем, что требуется для беспе
ребойной работы связи. Связисты — лауреаты Сталинской премии будут работать над новыми проблемами техники связи, над разрешением тех задач, решение которых сей
час более всего необходимо нашей Красной Армии.
Инженер А. Цукублин, лауреат Сталинской премии.
ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
БАЗЫ
РОСТОВ НА ДОНУ, 26. (ТАСС). Немецкие оккупанты разрушили крупнейшую в Ростовской области электростанцию им. Артема. Они подорвали котлы, турбины н генераторы. Часть оборудования фашисты пытались вывезти, но не успели.
Ускоренными темпами ведутся восстановительные работы. На Артомгрэое уже восстановлены плотина и мостовые краны. В Новочер
касске и других городах пущены небольшие электростанции, которые снабжают электроэнергией мельни
цы, .пекарни и другие предприятия. По-ударному ведется воостановлемие Центральной Ростовской электростанции.

СТАВРОПОЛЬ, 26. (ТАСС). Во всех городах Ставропольского края начали работать электростанции,
восстановленные после изгнания гитлеровцев. В Ставрополе электро
энергией регулярно снабжаются, учреждения, больницы, школы. В Пятигорске городская электростан
ция питает током моторемонтный завод, Кисдаводстя электростанция — здравницы. В селе Степном оккупанты взорвали плотину. Население восстанавливает водохранилище.
Комсомольские организации столицы включились во Всесоюзное
социалистическое ооревновадгае па лучшее выполнение государственного плана обора и отгрузки метал
лического лома для металлургических заводов.
Комсомольцы многих предприятий сумели неплохо организовать это дело. Так, молодёжь заводя, где заместителем директора тов. Курочкин, организовала у себя на предприятии комсомольские посты, кото
рые строго следят за сбором и .оортирозкой металлолома, ведут еже
дневный учёт этой работы. Па
днях комсомольцы тт. Чуркин, Галошкина и другие организовали рейд проверки хранения цветного металлического лома. Они обнаружили, что не на всех ящиках, установленных для металлических отходов, имеются замкн, что часто стружку метают с тряпками и бумагой. Эти недостатки исправлены.
В цехах завода вывешены лозунги и плаце»ты, призывающие всех! рабочих участвовать в оборе ж отгрузке металлолома.
В феврале и марте комсомольцы устроили воскресники, собрали и отгрузили свыше 500 тонн металлолома- Месячный план сбора ц отгрузки металлолома иа заводе вы
полнен досрочно. Не довольствуясь этим-, комсомольцы обязались до конца месяца отгрузить сверх плана 20 вагопов металлолома в особый фонд Главного Ко-мандовання.
Итоги Всесоюзного соревнования по выполнению государственного плана оборки и отгрузки металлоло
ма будут подведены ЦК ВЛКСМ и Наркомчорметом СССР в начале апреля. Молодёжь этого завода, стремится завоевать первенство в соревновании.
Однако не в» всех предприятиях МоСквы комсомольцы взялись за это дело дружно.
Металлический лом нужен мартенам, чтобы увеличить выпуск стали
для оборонной промышленности. Об этом почему-то забывают комсо
мольские организации предприятий Куйбышевского, Ростокинского, Краснотресненотпо и Железнодо
рожного районов. Сбор и отт р уз кг лома идут там очень слабо. В филиале того же завода о сборе и от
грузке лома, видимо, яе думают. Свыше 1.000 тоин металлолома, в котором нуждаются мартены, раз
бросано по территории предприятия. Ни в январе, irft в феврале не былп шиш-остью использованы вагоны, предназначенные для отгрузки металлического- лона. В те
кущем месяце завод не использовал для отправки лома 12 вагонов. Ты
сяча тонн металлолома лежит без пользы на заводе, а администрация предприятия сделала заявки для от
грузки лома лить на 36 вагонов. Комсомольская организация завода не считает заботу о оборе лома своим делом.
Ещё хуже положение па заводе «Красный пролетарий!». Здесь яе отгружено около 1.500 тонн металлолома.. В феврале завод не ис
пользовал для отправки лома 35 вагонов, а за 20 дней марта — ещё 14 вагопов. Комсомольцев, собрав
шихся на воскресник для сбора металлолома, решили использовать на р«грузке дров
Своевременная подачи вагонов под погрузку лома и отходов чёр
ных металлов — таково основное условие соревнования для организаций ВЛКСМ железных дорог.
Донбасская и Западная дорога дают вагоны по графику, чего нель
зя сказать о Ярославской дороге. Комсомольцы - железнодорожники, участвуя в соревновании, обязаны оо своей стороны принять меры к тому, чтобы отгрузка собранного на предприятиях Москвы лома не задерживалась.

Б. Евсеев.

Москвичи на фронте. Награжденные медалями моеквичи-артяллеристыг М. Мартынов и Н. Под’ячев рассказывают представителю москов
ского завода Ф. Шевченко о том, как работает л бою вооруженна,
выпускаемое этим ваводом.
Фото В. БАШКИРОВА (TAСС).

московский

ЗА ОБРАЗЦОВОЕ ХРАНЕНИЕ

ВЕРХУШЕК КАРТОФЕЛЯ

Почин

поддержан

Работники группы хранения Центральной плодоовощной базы «Мосглавресторапа» поддержали почин
кладовщиков Дзержинского треста столовых, предложивших начать со
циалистическое соревнование па лучшее хранение верхушек, срезан
ных с клубней продовольственного картофеля (ом. «Вечернюю Москвуот 13 марта).
Товаровед Кривошетгна, строп омы Канаев, Анищенко, Куркина, Прозо
рова, Воеводин и другие обязались ещб рая провести непосредственно на складах инструктаж каждого кла
довщика, а в дальнейшем не менее одного раза в пятидневку проверять

ДЕНЬ

ПРЕДПРИЯТИЕ ЗАГОТОВЛЯЕТ
ТОПЛИВО
Московский завод пищевых концентратов № 3 должен был полупить уголь из Подмосковного бассейна. Ддщ скорейшей доставка угля дирекция за
вода послала в бассейн бригаду рабо
чих под руководством инженера А. Пеьрова.
В течение не скольких дней рабочие поднесли к железнодорожной станция свыше ЛОв тоны угля, а ватем погрузили их.
В ближайшее время в Подмосковный бассейн выезжает другая бригада завода.»
Москвичи на дровозаготовках. Повар столовой № 151 Свердловского района Н. Суровцева работает сейчас на разгрузке дров, возглавляя бригаду
базы № 9 Мосгортопа. Стахановская бригада Н. Суровцевой систематически выполняет нормы ля 160—170 процентов. На снимке: выгрузка дров
ив железнодорожных вагонов; на переднем плане слева — Н. Суровцова. Фото М. БАЧУРИНА.
иа всех складах состояние седгенного материала.
Считая песковдтге верхушек картофеля прекрасным средством для сохранения посадочного материала, работники базы «Мосг л т ресторан а» решили добиться завоза на склады речного или чистого карьерного песка.

Обязательства

кладовщиков

трестов столовых

Товароведы и кладовщики 17 районных трестов столовых Москвы так
же включились в соревнование. Они обязались продолжить и закончись без брака срезку верхушек с клуб
ней продовольственного картофеля весом не менее 50 граммов. Вое заготовленные в декабре—феврале вер
хушки решено перебрать в течение 5—6 дней, выделить подозритель
ные по заболеванию, полностью зап вековать.
В специальных хранилищах, где имеются для этого возможности, организуются прием и храпение верхушек картофеля, сдаваемых домашними хозяйками.
Кладовщики обязались хорошо сохранить верхушки картофеля, предназначенные для посева.

В ОРС ах

не торопятся

Отделы рабочего снабжения московских предприятий должны заго
товить к весепним посадкам до 1.000 тонн верхушек, срезанных с клубней продовольственного карто
феля. К сожалению, во многих 0Р0 а,х не хотят этим делом серьез
но заниматься. В результате плохо поставлено хранение: грубо нару
шаются инструкции, пеокование проводится небрежно, а то и вовсе пе применяется,- На заводах «Дина
мо» и имени Сталина заготовлено
для огородников всего 8,5 тонны верхушек. Хорошо лй они хранятся —не знает даже районный агроном.
воскресник РАБОТНИКОВ
МЕТРОПОЛИТЕНА
На метрополитене им. Л. М. Кагановича организуется производство белковых дрожжей для снабжения этим про
дуктом работников. Для нового цеха отведено помещение на территории од
ного из предприятий метрополитена. Нужное оборудование уже» установлено.
Завтра состоится воскресник — работники всех служб метрополитена вы
полнят последние подготовительные работы. -В начале апреля новое производство даст первую продукцию.
ВЫПУСК КУРСОВ
КИНОМЕХАНИКОВ
Состоялся очередной выпуск учащихся, окончивших московские курсы киномехаников. 35 человек успешна
сдали испытания. Среди них — группа девушек н инвалиды отечественной войны.
Сдавшая испытания на «отличном тов. Прозорова уже приступила к са
мостоятельной работе в качестве емснного механика в кинотеатре «Художеотвенный)». Отличницы учебы тт. Гор
деева, Ееикова, Иванова и Муравьёва 1 аботают в просмотровых валах Коми
тета по делам кинематографии, тов. Новожилова — в кинотеатре «Москва».
Инвалиды войны, овладевшие новой г.пеци альт? остью, начали работать в районных домах еаннтариого просвещения.
ОГОРОДНЫЕ УЧАСТКИ
ДЛЯ СЕМЕЙ
ФРОНТОВИКОВ
Ежедневно в совет жён начсостава при Куйбышевском райвоенкомате поступают заявления от еемей фронто
виков. Они просят выделить участке земли для индивидуальных огородов, а также создать овощное хозяйство для коллективной обработки.
Совет приступил к организации огородных хозяйств. Оейлас выявляется количество участников. Уже поступило 100 заявлений. Семьям фронтовиков будут выделены участки земли, ока
зана помощь семенами и рассадой овощных культур, практическими советами по агротехнике.
Группа жён фронтовиков выразила желание поехать на лето в подшефные райсовету колхозы Московской обла
сти. На период сельскохозяйственных работ в колхозах будут созданы яс.щ для детей фронтовиков.
НA большой высоте человек пры
гает с самолёта. Он стремительно падает вниз. Через неокольцо секунд над его головой распахивает
ся купол парашюта. Лёгкая ткань свободно выдерживает натиск воз
душных волн. Шёлковые нити, из
которых соткан парашют, очень крепки. Человек благополучно приземляется.
— Эти нитки очень прочны, и им можно спокойно доверить жизнь человека, — говорит Анна Фомина, старший лаборант фабрики «Красная крутильщица».
Она показывает кипы мотков шёлковой кручёной пряжи, предназначенной для парашютов. Кипы
эти сегодня же пойдут на ткацкие предприятия
Из Средней Азии и Закавказья фабрика получает мотка натурального шёлка. Но это ещё полуфабрикат — жёсткий и грубый, пропитанный клеем шелковичного червя.
Для ом я пени я мотки замачивают в горячей воде е особой эмульсией. Шипалки их расправляют. Высушенные после такой обработки, золотистые или серебряно-белые мотки становятся нежными и мягкими. Мотки сначала перематывают мотальными машинами в одну нить на катушки. Потом нити складывают в несколько рядов — в зави
симости от необходимой для пряжи
толщины — и скручивают их на ватерных и тростильных машинах. Особенно сложно производство пряжи, каждый метр которой закручивается 2.600 раз.
Лаборатория тщательно проверяет качество шёлка специальным прибором—динамометром. Есть нити очень большой прочности Фомина выбирает один иа мотков Тонкую шёлковую нить она натягивает на прибор. Он показывает, что один метр этой нитки может выдержать тяжесть в три килограмма.
— Для парашютов мы отбираем

Шелковая нить

только самые ровные, высококачественные нити, — говорит лаборантка.
В прошлом месяце фабрика работала в очень сложных условиях. Она только-что закончила большой заказ Красной Армии — выпустила нити для погонов. Теперь, чтобы перейти на обычный ассорти
мент, предстояла перезаправка. Это вызвало остановку всей фабрики: чтобы каждую машину заправить 150 килограммами тонкого шёлка, её надо выключить из производст
ва по крайней мере на 3 часа. А чтобы удержать первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании, завоеванное в январе, те
перь надо было дать продукции значительно больше.
В шё.ткок.рутильном производстве ритмичность имеет особенно болынор значение. Обслуживание машин сводится всего к нескольким несложным операциям. Основное. — это, быстрее завязывал узел
ки, устранять обрывы нитей. Здесь дорога буквально каждая секунда.
Подготовительный цех должен был сразу же работать очень на
пряжённо. чтобы обеспечить- полу
фабрикатом все остальные участки, цехи же, где идёт крутка.—продол
жать раз взятый высокий темп. От каждой работницы теперь требова
лось выполнение нормы. Между тем почти четверть коллектива полно
стью их не выполняла; задолженность отстающих покрывалась вы емкой выработкой бригад в целом
Соревнование — та сила, которая об’единила весь коллектив в его стремлении к успеху. Фабрика дер
жала. переходящее Красное Знамя ВЦСПС и наркомата. Решили, что теперь право на его хранение ежедневно будет присуждаться луч
шему цеху, который в свою очередь врущгт его лучшей бригаде. Установили показатели для цехов: перевыполнение суточного плана, соблюдение ассортимента, наибольшее количество работниц, выполня
ющих норму, высокая трудовая дисциплина. Чтобы держать знамя, лучшая та фабрике бригада должна была показать рекордную
выработку, иметь большее количест- , во работниц, дающих особенно вы
сокую производительность груда. Но главным условием победы считалось непременное выполнение нор
мы всеми членами бригады. Каж
дый день в 5 часов вечера бригадапобедительница получала знамя. Этого часа с волнением ожидали
все. На фабрике не было такой бригады, которая не прилагала бы всех усилий, чтобы занять первое место.
Знамя переходило от цеха к цеху. Но дольше остальных его держал основной цех —ч. фасонной крутки- Чаще всего знамя можно было увидеть около рабочего места
бригад ватерщиц Степановой, Артюхиной и Хазовой, а впереди всех уверенно шла молодая ватерщица Хромова из. бригады Степановой.
Особенно упорно добивалась первенства молодёжная бригада комсо
молки Хазовой. Победа, поражение, опять победа, опять поражение. Такие результаты её не обескуражива
ли. Наоборот, стахановки вносили всё большр задора в соревнование. Отстав сегодня, они вместе посменным инженером тов Гороховой разбирали причины успеха своих «про
тивников» и своего поражения. Они детально изучали метод работы Хромовой. Правильно ля ооблюлёя маршрут обслуживания веретён?
Нет ли дефекта в какой-нибудь детали машин? Всё это тщательно проверялось. И вскоре молодёжная бригада прочно заняла место среди лучших на фабрике.
В зависимости от ассортимента стахановки стали уплотнять свой де.нь. Крутильщица тов. Мезенцева взялась обслуживать 260 веретён вместо 130. За ней потянулись я другие. Крутильщица Федечкпиа стала обслуапгвать 190 веретён вместо 131. Ларина — недавняя уче
ница — теперь успевала следить за 45 веретёнами вместо 16.
Не менее пристально, чем за передовыми, работницы следили и за отстающими. Менее опытным помо
гали лучшие стахановки. Иногда ватерщице, крутильщице надо было только помочь поверить в свои силы- Мастера следили, чтобы отставшей ; работнице подали шёлк более лёгкий для обработки, чтобы ма
шина «не подвела». Выправившись, работница начинала стремиться к новому повышению производительности труда,
В одно» из лучших бригад — Фсдечкнной — вырабатывала меньше всех, а иногда и недодавала норму опытная крутильщица Вронская. Она недостаточно точно придержи
валась маршрута. Случалось, что, уходя обедать, оставляла несколь
ко веретён незаправленными, тогда как машина Может 30 минут работать без присмотра.
Бригада созвала производственное совещание.
— У тебя, Бронокая, квалификация достаточная, чтобы итти с на
ми в ногу. Или догоняй нал или просись в бригаду более слабых, — предложили крутильщягцы.
Бронская дала слово подтянуть
ся. На другой же день она значительно перевыполнила норму.
Среди отстающих была и .крутильщица Лукина.
— Не поймешь, что с ней. Умеет и будто старается, а работает плохо, — недоумевали крутильщицы.
Профоргу бригада поручили пойти к Лукиной на дом. У-знали, что Лукина давно не имеет известий от гфжа с фронта. Семья у нео боль
шая — четверо ребятишек, нужна материальная помощь.
В цехе тепло и бережно отнеслись к семье фронтовика. Оказали необходимое содействие.
— Но и пас не подводи, — говорили работницы Лукиной, — мы ведь трудимся для фронта.
А чррез несколько дней Лукина рассказывала е гордостью:
— На доске соревнования мою фамилию написали красным каранда шом
В день, когда коллектив узнал о том, что за работу в феврале он снова занял первое место во Все
союзном социалистическом соревновании, фабрика «Красная крутильщица» дата особенно большую выработку. Суточный план был вы
полнен на 135 процентов. Успех этот закреплён. В марте 120—123 процента суточного задания стали
обычными итогами. Фабрика уже выполнила планы марта и первого квартала.
На-диях- на фабрике состоялся митинг, на котором был принят рапорт товарищу Сталину. Под рапортом поставила свою подпись ста
хановка^ работавшая лучше всех — ватерщица Хромова. А за ней — остальные крутильщицы и ватерщицы Нормы выполнили они вое, потому что у всех них одно общее
стремление — помогать Красной Армян.

О. Русанова.

школьники

УЧАСТВУЮТ
в благоустройстве
Завтра в Коминтерновском районе устраивается воскресник по уборке дворов, чердаков и мест общего поль
зования. В нем будут участвовать в
школьники. Пионерские дружины прикропдены к домоуправлениям, расположенным поблизости от школ.
Райисполком установил прейке дя школ, которые покажут лучшие образцы работы
30 и 31 марта учащиеся будут убирать классы и наведут порядок школьных дворах.
ХВОЙНЫЙ НАПИТОК
В столовых
Трест столовых Ростокинского района организовал производство хвойного напитка. Работники столовых, сами заготовляя хвою в подмосковных лесах и используя простое оборудование кухни, приготовляют напиток.
На-днях хвойный напиток появялся в столовой Наркомтекстиля. Ежедневен в ней приготовляется 5 тысяч доз.
В детских столовых №№ 580 и 57S получает хвойный ~ напиток тысяча ре
бят. 2.000 доз напитка отпускает своим посетителям столовая 565.
НОВЫЕ ПОЧТОВЫЕ
МАРКИ
Сегодня отделения связи получил для продажи ещё дне марки из серин «Великая отечественная войн». — «К>кые разведчики, и «Саядружиияя. пы>. Стоимость новых марок — по Эй копеек..

ИХ КРОВЬ СПАСЛА

ЖИЗНЬ

На донорский пункт Москворецкого района Людмила Кур какоевпервые пришла в начале войны. Теперь она — постоянный донор. 17 бойцам и командирам её кровь спасла жизнь. Людмила ведёт переписку с воинами Красной Ар
мии. Ей пишут кубанские казаки, гвардейцы с Украины, участники боё« эа Г жен я Вязьму.
Активными донорами этого пункта являются также Аля Титова, дававшая кровь 14 раз, Анна Влади
мировна А фонт икона. Наталья Алексеевна Савина н др. Здесь есть цельте семьи доноров, регу
лярно сдающие кровь для раненых воинов.

Лауреаты Сталинских премий

Соревнование комсомольских организаций