Письма Горького

сибирякам

Краснознаменный Балтийский флот. Пулемётчик Н-ского катера С. Носов ведет огонь по немецкому бомбардировщику.

Когда бьют балтийцы...

С
ООБЩИТЕ морякам координаты.
Так обычно говорят на Н-ско-м участке Ленинградского фронта, когда немцы начинают обстреливать наш передний край.
Балтийские комендоры не раз уничтожали фашистские батареи, громили укрепления немцев, расчищали путь наступающей пехоте.
Сегодня у комендоров корабля необычный день. Предстоят серьёзные стрельбы. Как говорит командир орудия Сафонов, будет «обмен любезностями о немецкими артиллеристами».
— Открыть по пупку Н. беглый, млповый огонь! — последовал вскоре приказ.
Расчеты орудий, которыми командуют Сафонов и Калиниченко, дей
ствовали так слаженно, что трудно было понять — одна пушка стреляет или две сразу.
После каждого залпа старший лейтенант орденоносец Стеценко передавал по телефону:
— Комендоры — молодцы! Так держать!
И расчёты работали с удвоенной анергией. Снарядный Большаков даже скинул полушубок и работал в одной фланельке. Ему надо было подавать снаряды за двоих: второй снаряди:,ift краснофлотец Тар ей ко помогал погребным. Но Большаков пе чувствовал усталости. Он готов был подавать снаряды днём и но
чью. У него с фашистами особые счёты. При варварском обстреле Ленинграда погибли мать, отец и двое братишек краснофлотца.
Большаков носится по палубе, как ветер. Хватает очередной снаряд, подбегает к пушке и резким, но
точным движением посылает снаряд яа место Он даже обиделся, когда домандир орудия спросил:
— Может помочь тебе, Большаков? — Не надо! Бить немецких гадов и никогда не устану.
Досылающий старшина 2-й статьи Сало больше года не имеет сведе
ний о семье. Кто родной город Вин
ница стонет под немецким сапогом. Сало с силой толкает каждый сна
ряд. будто вгоняет его в- фашистскую глотку.
Немцы замолчали. Значит хороша стреляют балтийские комендоры.
Мощные корабельные пушки с гневным грохотом изрыгали раскалённый металл на головы фаани

ФРОНТОВАЯ БРИГАДА

РАССКАЗЫВАЕТ...

В Доме художественной самодеятельности состоялась творческая встреча руководителей самодеятель
ных кружков с фронтовой бригадой Дома культуры завода им. Сталина.
Бригадир художественного коллектива В. Калинина рассказала о поездке в действующую армию. За месяц бригада дала 40 концертов, помогала участникам красноармей
ских ансамблей готовить программы выступлений и организовала об е- динённые концерты.
Лётчики одного авиаооединення прислали рабочим завода письмо, в котором благодарили их за внима
ние. «Вы не только производите нужное фронту вооружение, но ещё и веселите нас», — пишут воины.
Выступления бригады в освобождённых городах и селениях изобиловали незабываемо-волнующими
эпизодами. Впервые после долгих месяцев унизительного рабства русские люди со слезами радости слушали родные песни, видели русских артистов.
стов. Это была меткая, всесокруша ющая балтийская стрельба.
... После стрельб личный состав обеих пушек выстроили на левом шкафуте. Командир корабля об’явил всему личному составу благодарность командования.
★ У
КОМАНДИРА первого орудия
немцы убили сына.
У командира второго орудия немцы убили брата.
Понятно, почему моряки обеих грохочущих залпами артиллерийских башен работают с таким гне
вом. При прорыве блокады Ленин
града они несколько суток били из своих орудий по врагу. И все сгорают от желания ещё добавить фашистам по-балтийски.
Думы товарищей выражает краснофлотец Чистохвалов. Подавая снаряды к пушке, он громко повторяет:
— Поднажмем, ребята, поднажмём !
...С небольшими перерывами орудия бьют* по врагу уже второй час. Над раскалёнными стволами поднимаются сероватые дымки пара. Смешиваясь с рыжими облачками, от
летающими от жерл, извергающих
оранжево-зелёные снопы огня, они медленно плывут над заснеженной Ценой и тают в морозном воздухе.
Далеко на занесенных лесных опушках и белых холмах высоко вздымаются мутные всплески взры
вов. В воздух летят брёвна вражеских ДЗОТ’ов, блиндажей >н землянок.
Ошеломлённый вра-г пытается огрызаться. Но тщетно Ведь бьёт балтийская артиллерия. Осиные гнёзда бандитов быстро умолкают. Одна.ко, огонь кораблей не стихает. Надо обеспечить частям Красной Армии возможность успешно выполнить боевую задачу.
При каждом выстреле корабль тяжело вздрагивает всем своим кор
пусом. словно пытаясь освободиться из крепких об’ятий льда. На палубе
скользко. Ловко балансируя между башнями и матами, зарядные и спарядные — краснофлотцы Луковицкий, Любимов, Донское и Левин — быстро и чётко подносят боезапасы. Искусно орудуют тяжёлыми при
бойниками досылающие Краснобаев и Федоров. Каждый боец орудийных расчётов работает на-слалу.
— За Ленинград! — За Балтику!
Победным аккордом грохочут заключительные 20 залпов сокрушающей стрельбы.
Пушки умолкают.
Не успели ещё остыть стволы орудий, как на корабль пришла радостная весть:
— За образцовое выполнение заданий командования Красной Армии Военный совет КБФ наградил орденами и медалями пять бойцов я командиров корабля.
(По материалам краснофлотской печати Балтики).
Алексей Максимович Горький живо интересовался Сибирью, свыше 30 лет он вёл переписку с сибиряками—литераторами, исследова
телями, фольклористами, рабочими золотых приисков, колхозниками, учителями, пионерами. Он, неоднократно писал о Сибири в своих
статьях, говорил о ней в речах и беседах.
Сибирь интересовала Горького огромной строительной деятельностью, которую развил здесь русский народ, привлекала великого писателя составом своего населения, бунтарским духом.
Особенно радовало Горького вооружённое восстание красноярских рабочих в 1905—1906 гг., когда в Красноярске был создал Совет рабочих депутатов.
«Я неравнодушен к безумству храбрых, — говорит он в одном из инеем в Сибирь, — потому душевный вам привет!»
В 1912 году Горький высказывает в письме глубокую уверенность в вольнолюбквостн сибиряков: «Не бывал я в Сибири, но много видел сибиряков — это особый народ — и я несокрушимо верю, что он может сделать большую работу».
Много раз беседовал Горький по вопросам Сибири с Владимиром Ильичей Лепиным. В письмах к литератору Анучину и другим, сибирякам Горький рекомендовал прислушиваться к Ленину. В 1912 го
ду, отвечай на письмо Анучина о будущем Сибири, Алексей Макси
мович советует: «По этому вопроеищу ВЛЛ будет вам писать детально, а Вы к нему прислушивай
тесь — это человек большого плавания» (ВЛЛ—Владимир Ленин).
Великий писатель пользовался каждым случаем и поводом, чтобы укреплять в сибиряках революционные стремления. «Вы люди здо
ровые, — писал он, — будите же самих себя; да и всю Русь к здоровой деятельной жизни
Горький помогал развивать в Сибири художественную литературу, еще в 1909 году выдвигал перед си
биряками задачу — создание большой литературы. Оп писал:
«Сибири пора иметь не только новеллистов, но и писателей, рабо
тающих в крупных масштабах. У сибиряков от природы хорошие за
датки, здоровая кровь... Если Сибирь в науке дата Менделеева, а в живописи — Сурикова, то почему бы ей пе датт, такую же величину в литературе? Я думаю, что будущий наш крупный романист будет из сибиряков».
Алексей Максимович знал почти всех писателей, работавших в Сибири, знакомился с их книгами,
давал советы, читал и правил их рукописи. Особенно пристально Горький интересовался Сибирью, особенно широко помогал развитеё литературы после Великой Октябрьской социалистической революции, когда Сибирь, по его выражению, стала «краем социалистического созидания».
Он говорил о колоссальных богатствах и неограниченных возможностях Сибири, называл её «огром
ной чудовищно богатой страной, земля которой как, будто всё охот
нее открывает неисчерпаемые со
кровища её недр, колоссальные массивы лесов, неизмеримые запасы её мощных рек». Великий писатель внимательно следил за ходом социалистического преобразова
ния Сибири и радовался каждому успеху; этой радостью полны все письма Горького в Сибирь.
В первые же годы советской власти в Сибири возникло мощное ли
тературное движение. В 1922 году был создан журнал «Сибирские огни», о выходом каждого номера появлялись произведения новых писателей, многие из которых известны сейчас всему Союзу. Литературный костёр разгорался. Это очень радовало Алексея Максимо
вича. Он неослабно следил за ним, за каждой его искрой.
«Из «Искры», — писал Горький, —разгорелись, — как вы знаете, — довольно яркие костры во всем мире, — это даёт мне право думать,
что отличная культурная работа «Огней» разожжёт духовную жизнь грандиозной Сибири».
В письмах А. М. Горького в Сибирь мимо глубоких замечаний, указаний, советов, которые без преувеличения можно назвать горьковскими заветами сибирским писателям.
Всей силой сердца и ума ненавидел Алексей Максимович фашизм, который «по сути его является организацией наиболее гнуспых мерзавцев и подлецов». Это чувство ненависти к фашизму он
воспитывал в сибиряках в письмах и в беседах к ним. (ТАСС).
В ЕРЕВАНСКОМ
ТЕАТРЕ
ЕРЕВАН, 27. (ТАСС). В музыкальных кругах Армении большой интерес вызвал концерт артистов Ереванского те
атра оперетты, на котором была ис
полнена комическая опера армянского композитора Чухяджйпа «Лсблебиджи(«Продавец гороха!.
Опера яга написана 70 лет назад. В 1912 году ее поставили в Тбилиси и Баку. 15 Ереване она идёт впервые. Клавир оперы был затерян, и отыскать его удалось только Теперь.
В театральном оформлении «Лебле
Сиджн будет показана в конце марта. Лауреат Сталинской премии заслуженный деятель искусств РСФСР А. Ш.
Мелик-Пашаев за дирижёрским пультом.
Фото А. ГАРАНИНА.

Страна отмечает

75-летие со дня рождения А. М. Горького

Вчера вся советская страна широко отметила 75-летие со дня рождения великого русского писателя А. М. Горького.
На предприятиях, в воинских частях, учреждениях, учебных заведе
ниях и домах культуры столицы проводились лекции и беседы, ли
тературные вечеря, были открыты выставки, посвящённые жизпи и творчеству писателя.

Союз советских писателей, Институт мировой литературы имени А. М. Горького и другие общественные организации провели в концертном зале и июни t П. И. Чайковского, в Доме ученых и Доме культуры автозавода имени Сталина вечера, посвящённые А. М. Горькому.
Большой литературный утренник в Концертном зале имени П. И. Чайковского открыл вступительной речью писатель А. Фадеев, который охарактеризовал Горького как вели
кого патриота советской родины,
пламенного и неутомимого бюрца против фашизма.
К. Федин выступил с воспоминаниями о встречах о Горьким.
К. Чуковский прочёл несколько отрывков из своей новой книги о Горьком. Он привёл эпизоды, пока
зывающие исключительные позна
ния Горького. Литература, история народов Англии, США, Франции, Индии, Ирана были ие менее известны ему, чем литература и история своей родины. Особого уважения и подражания заслужива
ет необычайная организованность этого человека. Он так много успе
вал делать за день, что, кажется, ни одна минута пе пропадала даром.
На литературном утреннике выступили также поэт А. Сурков, ко
торый прочёл стихи, посвящённые Максиму Горькому, и писатель Всеволод Иванов.
В заключение артисты МХАТ прочли отрывки из произведений Горького.

Торжественное заседание в московском Доме ученых, посвящённое
А. М. Горькому, открыл виие-президент Академии наук академик В. И. Волгин. С докладом на тему «Горь
кий — художник русского народавыступил профессор Еголин.
О встречах с Алексеем Максимовичем рассказали писатели С. Маршак, Н. Никитин и др.
Фото В. ПУШКИНА (TAСС).

Лауреаты Сталинских премий

Художник вдохновенного порыва

„ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ
ПРЕМИЙ“
В первом разделе выставим будут размещены взятые из
библиотечного фонда книги с произведениями поэтов и писателей — лауреатов Сталинских премий. Во втором раз
деле — труды представителей
науки. Экспонированные книги будут представлены в изданиях, вышедших в различных городах Советского Союза, на языках народов СССР.
В центре выставки — большой портрет товарища Сталина. Здесь же лозунг: «Всю энергию, всю силу творческой мысли советской ин
теллигенции — иа помощь фронту, на помощь героической Красной Армии!».
Выставка открывается на продолжительное время. Она будет систематически пополняться новыми экспонатами.
В РАЗВИТИИ советской скульптуры творчество В. И. Мухиной занимает особое, место. По всему своему основному складу она является скульптором-мояум витали
стом. Начиная с 1918 года, В. И. Мухина непрерывно работает над проектами памятников, неизменно
премируемых или отмечаемых на конкурсах как одни из лучших (проекты памятников Новикову
(1918) , «Освобождённый труд(1919) , «Революция» (1919), Загор
скому (1920), Свердлову (1922), Островскому (1924) и др.).
В 1926—27 гг. В. И. Мухиной были создан),! две женские фигуры,
которые в её творчестве занимают определяющее место, с особой явностью подчёркивая характерные черты её дарования: экспрессивность
и монументальность. Любители тра
диционных канонов обычно считают эти свойства взаимно исключающи
ми. Но уж такова черта большого таланта, что он творчески опровер
гает «незыблемость» эстетических положений.
В скульптуре «Ветер» В. И. Мухина с высоким мастерством дайт активно-пластическое решение, фигуры женщины, подхваченной порывом бури «Крестьянка» же с её
отяжелёнными формами, как бы па,- литня соками зем.ти, предстаёт могучим символом силы и плодородия.
В. И Мухина обладает особой способностью доводить обобщенность образов некоторых своих скульптур до символического звучания, не ухо
дя вместе с тем от реалистической, натурной трактовки фигур.
В этой интереснейшей черте творчества В И. Мухиной заключается об’яснение поистине мировой попу
лярности гигантской скульптуры из нержавеющей стали «Рабочий и колхозница». Чувство синтеза, единства
архитектуры и скульптуры в этом произведении непогрешимо. Оно юак бы стало символом нашей великой родины, её молодой силы, великого гуманистического прогресса, социалистической воли к жизни.
Трудно в короткой статье даже бегло характеризовать многочисленные монументальные символические работы В. И. Мухиной. Но нельзя не упомянуть декоративных групп, посвящённых теме природных бо
гатств нашей страны (проекты их
были закончены перед войной), предназначенных для одного из но
вых московских мостов. Одни, из них — «Хлеб», в натуральную величину экспонированная на выставке «Пищевая индустрия», поко
ряла зрителя и глубиною своего образа и почти античной чистотой пластического решения.
Портретная линия творчества В. И. Мухиной непрерывна во всей её биографии. Лучшие портреты её полны внутреннего движения, по
рыва. Эго не описания людей, это — сгусток самого в них характерного, это их — жизненные биографии и даже — их целеустремлён
ность, их жизнеутверждекие. Это с особой ясностью проявилось в таких портретах, как «Доктор А. Замков» (1928), «Профессор Котляревский» (1929), «Портрет архитек
тора» (1934). «Портрет сына» (1935). «Профессор Юдин» (1939), «Партизанка» (1942). ,
Какой огдомной выразительностью полон портрет полковника Юсупова,
за который В. И Мухина на-дннх вторично удостоена звания лауреата Сталинской премии! Это — голова б ее стран? кого воина, для которого обстановка битвы с врагом своей ро.ппгм—великое поприще большого
человеческого самоутверацепия. С каким глубоким художественным TaiKTOM пластически трактованы пграмы от ран на его лице. Они реальны, но не натуралистичны, ибо
являются не подробностью поверхностного наблюдения, а необходи
мой чертой в создании образа: эти шрамы священны, они украшают героя.
В. И. Мухина — не только скульптор прекрасного таланта, она — мастер больших замыслов огром
ных скульптурных ансамблей. Она всегда стремится к решению синтетических задач, хс планировке, композиции и скульптурно-архитектурному оформлению больших площа
дей и пространств. И если в этой области уже находится такой ше
девр, как «Рабочий и колхозница», то еще ждут своей практической реализации такие её работы, как планировка площади Кропоткипских ворот с «Фонтаном нацио
нальностей», грандиозный ансамбль — памятник Челюскинцам с заме
чательней символической фигурой северного ветра в центре. Наконец
памятник А. М. Горькому на его родине в г. Горьком, памятник архитектурно, и скульптурно оформля
ющий высокий берег Волги, вплоть до линии воды. Экспонированная на выставке фигура Горького, столь близкая В. И. Мухиной по реали
стическо-романтическому строю его жизни и творчества, воссоздала образ молодого ГорьКого в безудержном соколином стремлении вперёд.
Война приостановила реп-тиза.цию проектов монументальных ансамб
лей скульпторов. Но прилет день и вновь зацветёт счастливая земля наша, города и сёла бу
дут украшаться прекрасными тво
рениями искусств, .которые в века
передадут рассказ о нашей совре
менности И тогда монументальные пдоиоведения В. И. Мухиной — и те, что ждут свершения, и те, что будут ею посвящены темам великой отечественной войны, — претворятся в жизнь.
О. Бескин.
СКАЗИТЕЛИ
В ДНИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Великан отечественная война нашла широкий отклик в творчестве сказителей, народных певцов и поэ
тов страны. В сектор фольклоре Всесоюзного дома народного творче
ства имени Н. К. Крупской хлынул поток взволнованных, разящих вра
га остриём художественного слова, песен, сказаний, легенд и частушек.
25-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции и
25-летие Красной Армии и Военно- Морского Флота были отмечены ска
зителями рядом новых, интересных по темам и художественному своеобразию произведений
Сказочник Горьковской области орденоносец И. Ф. Ковалёв сложил большую сказку о мудром полко
водце Маршале Советского Союза И. В. Сталине.
Северная сказительница орденоносец М. Ф. Крюкова в своей послед
ней новине отражает неродное сим
волистическое представление о Красной Армии, ка.к об армии, осенённой богатырской силой древне
русского витязя Ильи Муромца. Старый воин встаёт во весь свой исполинский рост и ведёт бесстрашные советские полюя в бой с нена
вистным врагом, вдохновляя их своим примером.
Как особенно интересный факт следует отметить появление новой разновидности народного сказа — тгисыма к бойцам Красной Армии,— облечённого в форму свободного народного стиха, близкого по художественному отроению к райку.
Так. например, сказительница Пензенской области А. М. Анисимова свой сказ-письмо к бойцам за
канчивает призывом к отмщению за кровь неповинных жертв:
А о родных, о любимых,
о милых, О тех, что остались в
безвестных могилах, Нам не забыть, не забыть
н иногда. Кровь неповинных взывает
к отмщенью, И пусть враг запомнит —
не будет прощенья, Кровавому зверю пощады не
будет — Русский народ не простит,
не забудет.
В День празднования 25-летия Красной Армии и Военно-Морского Флота был ироведеп первый опыт посылки фольклорной бригады на фронт. В поездке приняли участие сказительница Московской области Е. В. Волкова и поэт — рабочий нефтебазы г. Ростова (Ярославской области) И. Г. Чухварин.
Горячо, с сыновней нежностью принимали бойцы, командиры и по
литработники талантливую ста.рутку-сказительницу и иоэга-рабочего,
посвятивших героической Красной Армии своё поэтическое творчество. На фронте Е. В. Волкова сложила первый в я,риал т сказа о героической гибели бойца, а И Г Чух варен сделал черновые наброски песен о боевых походах Красной Армии.
В первомайские дин в действующую а.рмпю выезжает вторая бригада в составе сказительниц: Ар
хангельской области — А. Е. Суховерховой, Пензенской области —
А. И Анисимовой и сказочника Горьковской области — орденоносца II Ф Ковалева
Во второй половине мая Дом народного творчества проведёт сове
щание фольклористов посвященное
вопросам собирания, изучения и увековечения фольклора великой отечественной войны.

ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

Настроения в Венгрии после разгрома

венгерских войск

СТАМБУЛ, 29. (ТАСС). Сообщение о разгроме венгерской армии на ооветоко-гермашоком фронте вы
звало в стране большое волнение. Газета «Вестер ллойд» сообщает, что «после январских и февральских событий на Восточном фрон
те» военные власти и организации Красного креста получили от се
мей фронтовиков десятки тысяч писем с требованием сообщить о судьбе их родственников на фронте. Эти требования, однако, остались без ответа, что послужило причиной ещё большего возбужде
ния среди населения. Венгерские главари вынуждены признать факт разгрома венгерских войск. Выступая недавно по радио, венгерский премьер Каллаи заявил: «В оже
сточенных боях, которые пришлось вести венгерской армии, наши войска понесли тяжёлые потери».
В беседе с будапештским корреспондентом газеты «Джорнале д’И- талиа», венгерский военный ми
нистр Надь сделал заявление отек, что «потери, понесённые венгер
ской армией этой зимой, подсчитываются. Не желая преждевременно называть приблизительных цифр, скажу только одно: наша
армия понесла за последние меся
цы значительно больше потерь, чем за вое предыдущие полтора года войны».
О настроениях венгерских солдат и офицеров, побывавших на советско-германском фронте, даёт представление статья некоего Эме
ри фон Сухаи, опубликованная в «Вестер ллойд». «Бескрайние просторы России, —, пишет он, — вызывают у венгерских солдат тяжё
лое чувство. Я имел возможность разговаривать со многими солдата
ми, вернувшимися с фронта. Все
они в один голос заявляют, что
охотнее бы воевали в условиях дикой Норвегии, в балканских странах, даже в Африке, чем на равнинах и полях России».

ВОССТАНИЯ

СРЕДИ ВОЕННОПЛЕННЫХ

В ГЕРМАНИИ

А. Мореева.
движения в Норвегии.
ПРИБЫТИЕ В КАИР ИРАНСКОЙ ВОЕННОЙ
МИССИИ
ЛОНДОН, 29 (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, в Каир прибыла для изучения деятельности английских военных учреждений на Ближнем Востоке иранская военная миссия, состоящая из четырёх армейских офицеров и . двух офицеров авиации.
ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Газета «Франс», ссылаясь на французскую газету «Пти яаризьен», сообщает о казни одиннадцати французских патриотов в городе Лилле. Некоторые из казнённых патриотов участвовали в диверсии на железной дороге Лилль—Бетюн. Трое обвинялись в налёте на немецкий ресторан.
Агентство АФИ передаёт, что, по сообщениям с французской грани
цы, французские вольные стрелки атаковали немецкую колонну око
ло гор, Туль (департамент Мерт и Мозель). 28 немцев было убито.
СМЕРТЬ СЫНА ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА
ЛОНДОН, 28. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что 26 марта в Форест Роу (графство Суссекс) скончался в возрасте 93 лет четвертый
и последний сын Чарльза Дарвина — Леонард Дарвин, который в продолжение многих лет был председателем евгенического общества,

ОТОВСЮДУ

МОРСКОЙ МИНИСТР США Нокс на пресс-конференции зачитал письмо
омандира французского линкора «Ришелье капитана де Рамонда. В пись
ме говорится; что все офицеры липкора «Ришелье», в настоящее время находящегося в США, исполнены решимости до конца бороться против Гер
мании п не поддерживать отношений с «правительством» Виши.
РУМЫНСКАЯ ГАЗЕТА «Акциуня публикует приказ румынского генерального штаба, согласно которому румыны в возрасте от J8 до 45 лет, отбы
вающие тюремное заключение или находящиеся под следствием, призывают
ся в армию Все они Обязаны 1 апреля явиться на мобилизационные пункты.
АГЕНТСТВО Ассогпияйтед Пресс сообщает, что на прошлой неделе на верфях восточного побережья США
были опушены на поду есмигщы «Ярбен», «Галлиген», «ХереeH», воеяно
транспортпое судно «Поп» и конвойное судно «Фог». В начале апреля гга верфях западного побережья будет спущен на воду первый авианосец средних размеров.
В БЕРЛИНСКОМ ПИТОМНИКЕ СОБАК
Рис. А. ГЕФТЕРА.
«По директивам Лаваля, выполняющего приказ своих бер
линских хозяев об отправке миллиона французских рабочих в Германию во Франции устраиваются массовые облавы, вос
крешающие времена охоты на невольников в дебрях Африки»...
(Из газет).
Вишийский охотничий пёс.
ВЫСТАВКА В БИБЛИОТЕКЕ
им. В. И. ЛЕНИНА
В ближайшие дни в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина открывается выставка, посвящённая лауреатам Сталинских премий.
Захватили «языка».

ВОЙНА

В ВОЗДУХЕ

ЛОНДОН, 28. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что вчера англий
ская авиация совершила налёт на железнодорожные коммуникации острова Сицилия.
ЛОНДОН, 28. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, сегодня над южным побережьем Англии наблю
далась активность вражеской авиа
ции. Во время налёта был слышен сильный орудийный гул и были видны густые разрывы снарядов.
НЬЮ-ЙОРК, 29. (ТАСС). Как сообщает вашингтонский корреспон
дент агентства Юнайтед Пресс, в авторитетных дипломатических кругах США получены сведения о восстаниях среди военнопленных и иностранных рабочих, насильственно доставленных в Германию. Тыся
чи военнопленных и рабочих бегут с предприятий, на которы,х ях насильно заставляют работать, и создают организованные группы, дейст
вующие особенно активно во время налётов авиации союзников на гер

ФРАНЦУЗСКИЕ РАБОЧИЕ

СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ОТПРАВКЕ

В ГЕРМАНИЮ

из некие города.
Как сообщают, регулярные полицейские части пе в состоянии справиться с этими отрядами. Гитлеровцы создают из населения специ
альные охранные отряды, которые охраняют дороги.
Наблюдается все больше случаев бегства целых групп военнопленных из концентрационных лагерей, причем обычно они расправляются с ох
раной лагеря и забирают с собой оружие.
ЛОНДОН, 28. (ТАСС). Прибывший в Лондон секретарь французской
Всеобщей Конфедерации Труда Альбер Гпш сообщил представите
лям печати, что профсоюзы во Франции находятся на нелегальном положении, так как Петан издал декрет о роспуске профсоюзов вско
ре же после подписания перемирия с Гитлером. Тем не менее профсоюз
ные организации существуют по всей Франции и об’единяют два с половиной миллиона рабочих и служащих.
КВИСЛИНГ ССЫЛАЕТ
300 ТЫСЯЧ НОРВЕЖЦЕВ
НА ГИТЛЕРОВСКУЮ КАТОРГУ
j Принудительная отправка французских рабочих в Германию вызвала массовые забастовки, вспыхнувшие в октябре 1942 года в Лионе, Сент-Этьене, Тулузе и многих других промышленных центрах Франции. Но словам Гиги, в результате этих забастовок в некоторых горо
дах отправка рабочих в Германию задержалась на два-три месяца.
Рабочие скрываются от гитлеров
ских вербовщиков, вся Франция сопротивляется высылке рабочих в Германию. Гиги сообщил, что отряды немцев, вооружённых автомата
ми, окружают в городах целые кварталы, арестовывают сотни рабочих, которые затем насильно отправляются в Германию
СТОКГОЛЬМ, 28. (ТАСС). Шведская газета «Дагенс нюхетер» сообщает, что германские оккупационные власти в Норвегии намерены в ближайшее время отправите на при
нудительные работы в Германию 100 тысяч молодых норвежцев.
Та же газета сообщает, что Квислинг об’явил о предстоящей отправке в Германию ещё 300 тысяч чело
век. Как указывает газета, Квислинг хочет таким путем, во-нервых, вы
полнить настойчивые требования немцев о поставке в Германию рабочей силы и, во-вторых, избавиться от наиболее активных участников национально-освободительного