МАРТА 1943 Г.

СРЕДА
№ 75 (5823)
Цена 20 коп.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 30 марта

В течение 30 марта на фронтах существенных изменений не произошло.
Наши корабли в Чёрном море потопили транспорт противника водоизмещением в 2.000 тонн.

29 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 10 немецких танков, свыше 100 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 7 батарей полевой и зе
нитной артиллерии противника. В Бяренцовпм море нашей авиацией потоплены три транспорта против
ника общим водоизмещением в 6.000 тонн.

На одном участке в районе среднего течения Северного Донца в течение дня происходили ожесточённые бои с противником. Немцы си
лами танковой дивизии перешли в наступление, пытаясь прорвать нашу оборону. Действия своей дивизии противник поддерживал силь
ным огнём артиллерии и крупными силами авиации. Наше гвардейское соединение иод командованием генерал-майора Тихонова стойко встретило натиск врага и отбило все ата
ки гитлеровцев. В ходе боя наши бойцы неоднократно сами переходили в контратаки и нанесли против
нику тяжелые потери. Но неполным данный уничтожено ю немецких самоходных орудий, подбито и сож
жено 22 немецких танка. На поле
боя немцы оставили до 500 трупов своих солдат и офицеров. В воздушных боях нашими лётчиками, зенитной артиллерией »ц ружейно-пу
лемётным огнём обито над полем боя 18 самолётов противника.

На Западном фронте наши войска на отдельных участках вели ак
тивные боевые действия. Бойцы Н-ской части выбили немцев из населённого пункта, в боях за который уничтожено до 200 гитлеров
цев. На другом участке части Н-ского соединения вклинились в оборону немцев и заняли сильно укреплённый населённый пункт. Захвачены трофеи и пленные.

Южнее гор. Белый наши войска производили разведку обороны про
тивника и на отдельных участках вели бои местного значения. Под прикрытием тумана советские бой
цы скрытно подобрались к одному опорному пункту противника и атаковали находившихся в нём гитле
ровцев. Немцы отступили из этого пункта, оставив на поле боя бо’лее 100 трупов своих солдат и офицеров. ★
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Орловской об
ласти, в ночь на 16 марта разгромил немецкие гарнизоны в двух населённых пунктах. Партизаны уничтожили несколько десятков гитле
ровцев и взяли 66 пленных. Захвачены: миномёт, 3 пулемёта, 87 винтовок, много мин и патронов. Дру
гой партизанский отряд пустил под откос два железнодорожных эшелона противника. В результате активной деятельности партизан важней
шая магистраль, проходящая через Орловскую область, выведена На строя, но меньшей) мере, на Две недели.

У убитого немецкого солдата найдено письмо от сестры из Марктредвица. В письме говорится: «...Хотя Франц и писал, что в России очень трудно, мне даже не снилось, что с ним тоже может случиться такое несчастье. Вчера у меня был товарищ Франца и всё подробно рассказал. И-з 180 человек, в роте оста
валось общим счётом 12 человек. Франц был единственным уцелевшим унтер-офицером. В 5 часов ут
ра они тронулись, чтобы отойти, а через час Франц был уже убит... Из Марктредвица погибли уже многие. В некоторых семьях убиты по два сына. Что же будет Дальше?».

Жители города Сычёвки, Смоленской области, Мария Калинина, Наталья Удовенко и Евдокия Орлова рассказали: «Немецко-фашист
ские мерзавцы устроили в деревне Юшино концентрационный лагерь для гражданского населения. В этот лагерь гитлеровцы бросили многих мирных граждан города Сычёвкн и окрестных деревень. Среди заклю
чённых было много подростков и женщин с детьми. Заключённые подвергались нечеловеческим пыткам. В лагере имелась камера пы
ток, из которой почти никто уже
не возвращался. Здесь немецкие бандиты терзали и мучили свои
жертвы. Редкий день проходил без расстрелов. Только 15 января было расстреляно 36 человек. В другой раз в двух камерах, в которых мы сидели, за один день расстреляли 28 женщин. За месяц фашисты
убили свыше 200 человек, в том числе много детей».

Утреннее сообщение 31 марта

В течение ночи на 31 марта на Фронтах существенных изменений не произошло.

На Западном фронте происхо-i дичи активные действия разведы
вательных групп. На одном участке пехота противника пыталась ата
ковать позиции Н-ской части. Наши бойцы ружейно-пулемётным огнём
отбросили гитлеровцев на исходные ибаиции. На иоле боя осталось много вражеских трупов. Захвачено в плен 11 немецких солдат. Бойцы подразделения, где 8бмандир6м тов. Девятов, трупиовым огнём из пе
хотного оружия сбили один немец
кий бомбардировщик и подбили второй самолёт противника.

Южнее гор. Белый бойцы Н-ского подразделения ворвались во вражеские траншеи, штыками и гранатами уничтожили до роты гит
леровцев и овладели выгодными позициями.

В районе среднего течения Северного Донца Н-екая артиллерий
ская часть обстреляла скопление танков и пехоты противника. Уничтожено 4 немецких танка и рассе
яно до батальона гитлеровцев. Три немецких танка подорвались на нашем минном поле. На другом участке наши разведчики истреби
ли 60 немецких солдат и офицеров,
взорвали орудие и 5 автомашин противника с боеприпасами.
На Кубани наши войска на ряде участков вели .активные боевые действия. Бойцы Н-окой части,
преодолевая упорное сопротивление гитлеровцев, овладели одним опор
ным пунктом. Уничтожено до 130. немецких солдат и офицеров. За
хвачены трофеи. Наша авиация бомбила скопление войск противни
ка и нанесла км серьёзные потери.
В воздушном бою обито 2 немец-4 ких самолёта.

Украинский партизанский отряд Совершил налёт на немецкий гарнизон и уничтожил свыше 40 сол
дат и офицеров противника. Несколько отрядов украинских партизан, об’единившихся для совместных действий, пустили .под от
кос 9 железнодорожных эшелонов противника. Ра-збцты 6 паровозов и 87 вагонов с живой силой и боеприпасами. Во время крушений
поездов советские патриоты ружейно-пулемётным огнём истребили 147 немецко-фашисток,их оккупантов.

Перед отступлением немецко-фашистские мерзавцы сожгли де
ревню Сапеловка, Курской области, и учинили расправу над мирным
населением. В деревне уцелели лишь 5 домов, остальные 65 — сожжены или ра-зрушелы. Вовремя пожара немцы стреляли ля автомата! и пулемётов в жителей деревни, пытавшихся спасти своё имущество. В течение одного дня не
мецкие палачи убили 5В жителей деревни, среди которых 17 детей.

Датские патриоты за последнее время усилили борьбу против немецких оккупантов. В первой половине марта в Копенгагене взор
ваны три цеха на одном крупном заводе. 26 марта произошёл взрыв на другом машиностроительном за
воде, выпускающем продукцию для
немецкой армии. Ha-днях группа патриотов ночью подожгла казарму,
в которой находились немецкие солдаты.

Мастерство командира

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30. (Спец. корр. ТАСС). Получив задачу овладеть деревней, командир под
разделения Марков совместно с командирами взводов организовал
тщательную разведку. Когда вес данные о противнике и местности, на которой предстояло действовать, были изучены, Марков отдал приказ о наступления. Каждому взводу было укапано направление движе
ния, огневые рубежи и ответные меры на случай контратак противника.
В точно назначенное время подразделение начало наступление с трёх старой. Главный удар должен был нанести правофланговый взвод, которому местность позволяла неза
метно подойти к деревне. Взвод был усилен двумя станковыми пу
лемётами. Одновременно должен был выступить левофланговый взвод. Третий же взвод имел задачу вести демонстрацию лобового наступления.
Как только бойцы третьего взвода мелкими группками пошли в лобовую атаку, немцы пустили в ход
пулемёты и миномёты. По приказанию Маркова наши миномётчики
немедленно fa-крыли встречный огонь и несколькими залпами пода
вили огонь двух вражеских пулемётов и миномёта. Два немецких станковых пулемёта уничтожил ору
дийный расчёт Чекалина. Чувствуя угрозу прорыва обороны, немцы сейчас же перебросили сюда со сво
их флангов три пулемёта и группу автоматчиков. Сейчас же в воздух взвились две сигнальные ракеты. Первый и второй взводы стреми
тельным броском о флангов ворвались на окраину деревни и закре
пились в домах. Боясь окружения, немецкий гарнизон, беспорядочно
отстреливаясь и неся потери, начал отступать. Подразделение Маркова быстро заняло деревню. Гитлеровцы потеряли убитыми много солдат и офицеров.
Выбив врага нз деревни, Марков, не теряя ни минуты, частью сил своего подразделения организовал преследование противника.
Заранее детально продумав весь ход операции, лейтенант Марков в
течение всего боя находился под огнём и сам претворял свой план в жизнь. Ему не помешала до конца руководить боем даже тяжёлая ра
на, полученная в разгаре проводимой операции.
Умело действовал на другом участке фронта батальон, - которым командует Носов. Предстояло захватить деревню, превращённую темпами в опорный пункт. Командир ба
тальона большую часть своих сил направил в тыл к немцам. Сочетая все виды огня, советские бойцы ата
ковали деревню с тыла и перебили значительную часть немецкого гарнизона. Уцелевшие гитлеровцы стали разбегаться. Их неотступно преследовали красноармейцы.
Командир батальона Носов так же, как и лейтенант Марков, в жестоких боях с врагом не только со
вершенствует свои военные знания,
«о и повседневно учит искусству руководства боем подчиненных ему командиров. После каждой операции Носов проводит разбор её, ука
зывая командирам на их промахи и одобряя правильные решения.
Действующая армия. Танковый десант врывается в населённый пункт на Кубани. Фото И. ОЗЕРСКОГО (TAСС).
На Н-ском артиллерийском заводе. Отгрузка готовой продукции.
Фото М. АЛФЕРОВА.

ОБЩЕМОСКОВСКОЕ

СОБРАНИЕ

АГИТАТОРОВ

29 марта в Колонном зале Дома союзов состоялось собрание агита
торов г. Москвы. С докладом о массово-политической и организа
ционной работе в связи с развёртыванием предмайского социали
стического соревнования выступила секретарь ВЦСПС тов. К. И. Николаева.
Охарактеризовав ряд успехов в работе московской промышленно
сти за истекший год и в первые месяцы 1943 года, т. Николаева указывает, что предмайское социа
листическое соревнование должно, проходить под знаком сдачи продукции в фонд Главного Командования Красной Армии за счёт перевыполнения предприятиями установленных для иих планов.
Важнейшая задача предмайского социалистического соревнования — дальнейшее повышение производительности труда. Необходимо доби
ваться, чтобы рабочие не только выполняли, но и перевыполняли нормы выработки, лучше организовать труд, укрепить трудовую дис
циплину, решительно бороться с потерями.
Тов. Николаева подчеркнула важность вовлечения в предмайское соревнование всех работающих. Необходимо широко развернуть такие формы соревнования, как соревнование на лучшего мастера., по про
фессиям, обеспечить гласность и наглядность соревнования, широво

ПРЕДМАЙСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

Изделия для пяти авиаполков

Завод уже несколько месяцев идёт в шеренге передовиков Всесоюзного социалистического соревнования. Успешно работает коллектив завода и в марте.
Включаясь в предмайское социалистическое соревнование, рабочие и специалисты взяли большие обязательства: досрочно выполнить
планы первого квартала и апреля; сверх плана к 1 мая дать евои из
делия для пяти авиационных полков н одной дивизия. Коллектив обя-зялся также освоить и организовать серийное производство шести новых агрегатов. Кроме того было решено выпустить в фонд помощи предприятиям Стали перед а — в течение марта н апреля — 1.000 вы
ключателей;, 1.000 патронов для электроламп, молотки, скобы и другие строительные инструменты, а также отремонтировать два транспортёра.
Все эти обязательства с честью в ыполяяются. Квартальный план завод закончил 29 марта. Цехи уже выпустили сверх плана изделия для трёх авиационных полков.
Производство новых шести агрегатов освоено. Вчера завод выпустил их первую серию.
С большим увлечением стахановцы цехов принялись за производство изделий, необходимых для промышленности Сталинграда.. Один транспортёр уже отремонтировал и готов к отправке. Все выключатели
ж патроны для электрических лампочек также выпущены. Выполнено я обязательство но изготовлению строительных инструментов.
Особенно успешно работали в марте цехи, где начальниками
гг. Цуканов, Михайлов я Хозембо.
29 марта завод выполнил план текущего месяца. Квартальную про
грамму он закончил ещё 20 марта. На митинге были подведены итоги трехмесячной работы. Коллектив завода взял дополнительное обяза
тельство — кроме перевыполнения месячного плана на 4 процента дать ещё 10 процентов продукции сверх задания в особый фонд Главного Командования Красной Армии.
С большим под’ёмом проходит социалистическое соревнование в сборочном цехе. В марте этим цехом руководит молодой производст
венник тов. Харламов, который до этого возглавлял одну из лучших фронтовых бригад. Тов. Харламов сумел хорошо организовать труд рабочих, передаёт молодёжи свой стахановский опыт. Много внима
ния он уделяет экономии металла. Сейчас для изготовления значительной части мелких деталей приме
нены отходы. Тов. Харламов ремонтирует и переделывает изделия,
Коллектив московской кондитерской фабрики «Большевик» в дни предмайского социалистического со
ревнования значительно повысил производительность труда.
Все цехи и отделы фабрики работают ритмично, по графику, на протяжении всего месяца. Особенно отличились при выполнении мартов
которые в других цехах считались браком, и выпускает из них полноценную продукцию.
Фронтовой бригадой сборщиков вместо тов. Харламова руководит 16-петний подросток тов. Рогожкин. Члены этой бригады . славятся на заводе не только рекордной выра
боткой, но и рационализаторской работой. Руководить такой бригадой и почётно, и сложно. Тов. Рогож
кин до сих пор выполнял одну из самых трудных операций и систематически давал большую производительность труда. Когда выяснит
лось, что тов. Харламова выдвигают руководителем цеха, стахановцд
Рогожкина назначили бригадиром. Сейчас, как и обычно, фронтовая
бригада — в числе передовых. Она выполняет норму на 220—230 процентов.
Так проходит социалистическое соревнование на заводе, где главным инженером тов. Тарасов.
еких обязательств цехи, где начальниками тт, Макарова н Шестаков.
Вчера фабрика выполнила месячный план на 103 процента. Сегодня цехи берут на себя новые обяза
тельства — перевыполнить апрельский план, дать к 1 мая ещё боль
ше высококачественной продукции фронту и стране.

В особый фонд

Главного

Командования

Завод, где главным инженером тов. Бабижав, на три дня раньше
срока- выполнил квартальную про
грамму. Месячный план завершён 30 марта.
Сверх задания первого квартала завод даёт 50 тысяч изделий в особый фонд Главного Командования.

— Дать больше продукции сверх плана в особый фонд Главного
Командования Красной Армян — под таким лозунгом шла. работа коллектива Н-ского завода в марте. Кол
лектив этого предприятия, занявший в феврале второе место во Все
союзном социалистическом соревновании, в марте также добился боль
ших успехов. План первого квартала и марта выполнен вчера. В особый фонд Главного Командования Крас
ной Армии коллектив уже сдал 10 моторов, вместо пяти, взятых по обязательству в предмайском социалистическом соревновании.

103 процента

использовать для этого все формы политической работы и массовой агитации.
В обсуждении доклада тов. Николаевой приняли участие партийные и профсоюзные работники ряда московских предприятий, в том числе парторг ЦК ВКП(б) одного из заводов т. Гурина, председатель заводского комитета завода имени Сталина т. Баранов, агитатор 1-го государств енно го п о дшиин иков ого
завода т. Фомина, секретарь Мо
скворецкого РК ВКП(б) т. Козлова, секретарь парткома завода шлифо
вальных станков тов. Андрианов и др.
В конце собрания выступил секретарь МГК ВКП(б) тов. Г. М. Попов, подчеркнувший большое зна
чение предмайского социалистиче: ского соревнования для дальнейшего роста производства в промышленности г. Москвы. (ТАСС).

МЕТАЛЛ В ОСОБЫЙ ФОНД

ГЛАВНОГО

КОМАНДОВАНИЯ

СЕРОВ, 31. (ТАСС). На заводе им. Орава вошла в строй капитально отремонтирофтнаи домна. С пер
вых же дней она стала нормально
работать и выполняет задание на 105—108 процентов.
Металлурги соревнуются за увеличение выпуска дополнительной продукции в особый фонд Главного Командования Красной Армии.
Ежедневно оии дают сверх плана чугун, сталь и прокат.

НОВЫЙ ЗАВОД

ВСТУПИЛ В СТРОЙ

ГОРОД Н., 31. (ТАСС). В строй действующих предприятий вступил новый завод металлоконструкций. Завод выпустил первую партию продукции — четыре железнодорожных моста.

ПЕРВЫЙ ПОЕЗД НА ОСВОБОЖДЕННОЙ

ДОРОГЕ

СТАВРОПОЛЬ, 31. (ТАСС). Немецко-фашистские захватчики на
несли огромный ущерб железной дороге им. Ворошилова, взорвали все станции и мосты, изуродовали пути и стрелки.
Машинисты, кондукторы, стрелочники, начальники станций и их оемьн энергично взялись за восстановление разрушенного железнодорожного хозяйства. За корот
кое время они привели в порядок отдельные участки дорога. На-днях со станции Кавказская вышел первый поезд.

ЭШЕЛОН ДЛЯ СТАЛИНГРАДСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Бой

в воздухе

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31. (Спец. норр. ТАСС). Шестёрка наших истребителей под командова
нием лейтенанта Скорук, выполнив боевое задание, возвращалась на свой аэродром. В это время появи
лись б «Месоершмиттов». Скорук дал команду вступить в бой.
Вместе о серясантом Лебедь лейтенант первым открыл огонь. Одна вражеская машина была уничтоже
на. Лётчик Кулиев сбил второй фашистский самолёт. Бой продолжал
ся недолго и закончился блестящей
победой советских лётчиков. Вое 6 «Мессер шмиттов» были уничтоже
ны. Наши лётчики потерь не имели.

Пулеметчик расчистил дорогу пехоте

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 31. (Спец. корр. ТАСС). Преследуя противника, подразделение лейтенанта Ярцева выгрло на открытый участок Укрепившись на подступах к одному населённому пункту, гитлеровцы вели заградительный пулемётный
огонь. Наши стрелки вынуждены были залечь.
Пулемётный расчёт сержанта Коханова, используя небольшую покатость холма, выдвинулся в обход немецкому заслону.
Пулемётное гнездо фашистов было расположено на небольшой вы
сотке, метрах в 300 от нашей огневой позиции. Пулемётчики зорко наблюдали за поведением противника. Вот трое гитлеровцев, пригибаясь за снежным валом, направились к окладу с боеприпасами. Сер

300 немцев уничтожил

снайпер Гореликов

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 31. (Спец. корр. ТАСС). Снайпер гвардеец Иван Гореликов считает уничто
женных им фашистов не на едини
цы, не на десятки, а на сотни. Истребительный счёт его роо в
жестокой бо.рьбе, с хитрым врагом. Гореликов совершенствовал методы наблюдения, и не было ни одного дня, чтобы к его счету не прибав
лялся хотя бы один уничтоженный немец.
В недавних боях Гореликов со своими товарищами оборудовал ячейки в 150 метрах от немецких р^анщеЖ, Фавдагод баш». »даш
видно без оптических прицелов. Когда немцы двинулись в атаку против одного из наших подразделений, команда снайперов во главе С Гореликовым встретила их придельным огнём из засады и прижала к земле передовую цепь гитлеровцев. Снайперский огонь заста
вил фашистов повернуть обратно. Вражеская атака была сорвана. Го
реликов в этом бою уничтожил 15 немцев.
Сейчас Иван Гореликов добился новой победы — on закончил счёт третьей оотнн истреблённых им фаддкге» я аднад дехвёртую.
жант Коханов дал короткую очередь. Фашисты были уничтожены. Немецкий пулемёт, у которого невидимому кончился запас лент, захлебнулся и замолчал.
Сержант Коханов, дав несколько очередей по пулемётному гнезду неприятели, заправил подносчика .патронов красноармейца Трилукнна на разведку. Внимательно осмотрев немецкое укрытие, тот просигналил, что путь свободен. Наше подразде
ление двинулось вперёд и выбило врага из населённого пункта.
ТАШКЕНТ, 31. (ТАСС). Работники Ташкентской железной дороги отправили эшелон с оборудовани
ем и материалами для восстановяенйя Сталинградского железнодо
рожного узла. Посланы два паровоза, отремонтированные в свобод
ное от работы время стахановцами Ташкентского депо, восстановительная летучка с полным набо
ром материалов и оборудования и 33 вагона с цементом, огнеупорным кирпичом, станками, разнообразным имуществом связи, сигнальными приборами, десятками тысяч запасных частей и инструментов.
Сталинградским железнодорожникам, кроме того, отправлены сотни комплектов спецодежды, оборудование и медикаменты для больницы, большое количество хозяйственной утвари и продукты питания.
Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:
Писателю товарищу Алексею Николаевичу Толстому; Зам. наркома промышленности строительных материалов СССР товарищу С. М. Кретову, главному инженеру производственно
экспериментального управления треста Союзвзрывпром товарищу В. Н. Красепьщику, инженерам треста Союзвзрывпром товарищам В. А. Ниповскому, Б. Д. Росси, Н. Е. Яременко; Инженерам завода № 7 Наркомцветмета товарищам Б. А. Борок, В. К. Гавриловой; Омск, профессору Московской сельскохозяйственной ака
демии им. К. А. Тимирязева, академику Константинову Петру
Никифоровичу; Народной артистке РСФСР tor. Е, Д. Турчани
новой; Профессору Центрального научно-исследовательского инсти
тута авиационного моторостроения товарищу И. Ш. Нейману; Академику товарищу А. А. Байкову; Писателю тов. Л. М. Леоно
ву; Академику товарищу Е. А. Чудакову; Директору Московской ордена Ленина сельскохозяйственной академии имени К. А. Ти
мирязева, академику тов. В. С. Немчинову, секретарю партбюро тов. Ф. П. Наумову, председателю месткома тов. Р. Т. Ахмадеевой, председателю профкома тов. Г. И. Казаковой, секретарю комитета ВЛКСМ тов. В. М. Обуховскому, академику, лауреату Сталинской премии тов. Д. Н. Прянишникову, профессору, лауреату Сталин
ской премии tor. Р. Б. Давидову, академику тов. П. М. Жуков
скому, академику тов. П. И. Лисицыну, академику тов. В. Н. Л у- бяко, заслуженному деятелю науки профессору тов. И, П. Прокофьеву.

План выполнен

Слово

сдержано

Рабочие и специалисты завода внутришпифовальных станков, всту
пая в предмайское социалистическое соревнование, дали слово Верховно
му Главнокомандующему Маршалу Советского Союза товарищу Сталину закончить» квартальную программу по товарной продукции к 20 марта, а месячную — не позднее 27 марта. Эти обязательства коллектив завода выполнил досрочно. Квартальная программа закончена 19 мар
та на 100,6 процента, месячная — 27 марта на 102,7 процента. Последние дни марта завод дает про
дукцию сверх плана в особый фонд Главного Командования.
Коллектив обязался сдать в текущем месяце сверх плана в этот фонд 10 станков. Сейчас уже сдано 17 станков. Выполнено обязательст
во и по выпуску сверхплановой продукции для вооружения Красной Армии.