Спектакли Большого театра

Б. Преображенский. «Вручение гвардейского знамени 3-й гвардейской кавалерийской дивизии».
(С выставки «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками»).

Лауреаты Сталинских премий

Василий Ванин.

Ч

ЕРТЫ русского национального
характера органичны для актёрского мастерства Василия Ванина. Их раскрывает он во всех ро
лях своего обширного театрального и кинематографического репертуара.
Отец — железнодорожник, мать— фабричная работница. Небогатое ра
достями п недолгое детство на пыльных тамбовских улицах с палисадниками, на живописных бере
гах Цны. Городское училище, и сразу же со школьной скамьи тяжёлый, подневольный труд, слеза
ми и потом омытый трудовой хлеб. Неодолимое стремление вырваться из тисков унылого провинциально
го быта, найти хоть какую-нибудь отдушину, просвет в одинаковых буднях. Иллюзорный блеск заезже
го цирка по молодости лет принят за весёлую, вольную жпзпь. Почёт
ный «заяц» среди тамбовских галёрочников, подросток Вася пробился за цирковые кулисы, а когда окон
чились гастроли циркачей, он по наследству был передан сменившей их труппе драматического театра. Юноша не пропускал ни одной ре
петиции. пытливо вникая в тайны рождения спектакля. Безмолвный статист постепенно обретал дар те
атральной речи н находил свое истинное призвание.
Революция и гражданская война прервали первые сценические шаги Василия Ванина. Но с фронта он
вернулся обогащённым большими чувствами и впечатлениями, глубоким знанием нового советского че
ловека — революционера и воина.
Это был тот живой, благодарный материал, из которого талантливый актёр создал образ легендарного начдива Чапаева ,в пьесе Дм. Фурманова к много ещё правди
вых. красочных образов нашей,
эпохи — рабочих, комиссаров, пар
тизан. Здесь же, на сцене театру МГСПС, а впоследствии Моссовета, Ванин с огромным успехом высту
пал в пьесах Горького, в таких сложных и ответственных ролях, как купец Храпов js «Вассе Желез
новой» или старый рабочий Левшин во «Врагах».
Параллельно началась работа и для экрана. Кинорежиссёры давно уже обратили внимание на подку
пающую простоту и естественность ванинского исполнения, на мягкость его сценической манеры. Такого актёра воспринимаешь не как теат
ральный персонаж, вышедший из-за кулис, а как живого человека. С ним хочется быть подольше, познакомиться поближе, встречаться по

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А. М. ГОРЬКОГО

НА ЯЗЫКАХ НАРОДОВ СССР
В дореволюционной России — по 1916 г. включительно — произведе
ния А. М. Горького были нзданьт в количестве 1.083 тысяч экземпляров на 8 языках: русском, азербайд
жанском, армянском, белорусском, грузинском, латышском, татарском и украинском.
В Советском Союзе за 25 лет (1917—1942 гг.) произведения А. М. Горького изданы на 65 языках ти
ражом 41.469, тысяч экземпляров;
на русском языке — 36.200 тысяч п на всех других языках — 5.269 тысяч.
В числе 65 языков произведения А. М. Горького издавались на язы
ках народов СССР, но имевших до Великой Октябрьской социалистиче
ской революции даже письменности, как адыгейский, карачаево-балкар
ский, ингушский, кабардинский лезгинский, ногайский, чеченский, языки народов Севера — мансий
ский, корякский, нанайский, звенкийский и др.
Миллионными тиражами изданы отдельные произведения А. М. Горького: «Мать» — 105 раз в количест
ве 1.745 тысяч экземпляров на 27
языках, н том числе на- ингушском, коми, марийском, удмуртском, уйгурском, финском, чеченском, чу
вашском п т. д.; «Детство» — 76 раз в 1.968 тысяч экземпляров; «В людях» — 64 раза в 1.467 тысяч эк
земпляров; «Мои университеты» — 82 раза в 1.379 тысяч экземпляров.
За последние два года в числе многих других ирончведений вышли на армянском языке «Жизнь Клима Оамгина», на белорусском и узбек
ском — «Дело Артамоновых», на ингушском, латышском, марийском, молдавском, татарском, удмуртском, узбекском, чеченском, чувашское — «Детство», на белорусском, бурятском, латышском и чеченском языках — «Мать» и т. д,
чаще. Эти качества, присущие только богато одарённым художникам
сцены, особенно необходимы для артиста кино, где нет_ рампы и те
атральной условности, и фильм должен производить такое впечатление, будто это — не спектакль, а сама жизнь.
Кинематография приобрела в лице Ванина разностороннего мастера, умеющего воплотить на экране са
мый сложный характер, найти для каждого ng них своеобразные и тонкие детали интонаций, мимики, жеста. Ванин относится к себе с исключительной требовательностью.
Он до тех пор не берётся за роль, не соглашается на с ёмки, пока не прочувствует до конца задуманный автором образ, пом не вживётся в него до таких глубин, что сам уже в рамках авторского рисунка импро
визирует целые сцены, даёт свои
реплики, словечки, обогащая этим
подчас схематичную и лишь бегло намеченную фигуру.
Так было, например, с пополнеет ем роли рабочего-путиловца и коменданта Кремля Матвеева в филь
мах режиссёра М. Ромма «Ленин в Октябре» и «Лешш в 1918 году
Сколько великолепных нюансов введено Ваниным на репетициях в су
хой диалог с заговорщиком Констан
тиновым, пытающимся подкупить коменданта, чтобы тот открыл ворота Кремля. ,
Матвеев-Ванин торгуется, как на базаре. Вот он уже об’являет сделку несостоявшейся и подает Константинову его фуражку:
— Вот что, гражданин Константинов, вы меня не видели, я вас не слышал. Давайте очистим помещение. Давайте!
Константинов принимает всерьёз хитрый маневр коменданта и накидывает ещё полмнллиона.
Ни этого пассажа, ни игры с фуражкой, ни реплики с характерным «давайте», — ничего этого в сцена
рии не было. Это — краски самого актёра.
Матвеев — одна из лучших кинематографических ролей Ванина, роль необычайно трудная и требующая от исполнителя предельного артистического такта...
Запомнились й другие кинематографические роли Ванина—старик
парвиван в «Томми» режиссера Я. Протазанова, подпольщик-коммунист Николай в «Возвращении Мак
сима», начальник политотдела Шагин в «Чести» режиссёра Е. Червякова, комиссар Харитонов в «Котов
ском» режиссёра А. Файнщшмера. Большинство этих ролей невелико по об ему, но в исполнении Ванина они выступают на первый план.
Веригина актёрского мастерства Ванина — Степан Кочет в фильме «Секретарь райкома», созданном уже во время отечественной войны и отражающем героические дела русских партизан в смертельной борь
бе с фашизмом. И если «Секретарь райкома» стал поистине народным произведением искусства, то в этом одинаковая заслуга и одинаковая победа- как постановщика Ивана Пырьева, так и исполнителя заглавпой роли.
Василий Ванин — Степан- Кочет завладевает вниманием зрителя с первых кадров, с первых сосредото
ченных взглядов, устремлённых в зрительный зал. Руководитель районной партийной организации вынужден отдать приказ о взрыве заводов, электростанции, водопрово
да - всего, что так любовно созда
валось руками рабочих и в чём есть доля крови и пота и его, Сте
пана Кочета. Но нельзя оставлять этого врагу. Интересы родины, пар
тии выше личного горя, личной трагедии тех. кто сам созидал, а теперь должен сам и разрушить. Над городом, над зданием райкома свистят фугасные бомбы с неприятельских самолётов, Толпы обездо
ленных, лишённых крова людей запрудили улицы. Дым, пламя пожарищ. Всё это видит., всё чувст
вует, навсегда запоминает Степан Кочет — Василий Ванин. И нали
вается сердце его яростью, и, как голоо народа-мстителя, звучит каж
дое слово отчётливо произносимой им страшной клятвы: «Кровь за кровь, смерть за. смерть!».
Пи суеты, ни аффектации в этом, суровом волевом образе, созданном Ваниным. Это—человек, знающий, че
го ждёт сейчас родина от своих верных сынов, и умеющий не толь
ко действовать, ид вести за собой,
руководить массой. Нам неизвестна биография Степана Кочета. Но Ва
силий Ванин продолжает в нём большевистскую линию рабочего-пу
тиловца Матвеева, взращенного и воспитанного партией, имевшего великов счастье пройти школу рево
люционной борьбы под непосредст
венным руководством Ленина, Сталина, Дзержинского.
Степан.Кочет в логове зверя — в кабинете фашистского полковника
Макенау. Это, примерно, такая же сцена, как в фильме «Ленин в
1918 году», когда Матвеев приходит на конспиративную квартиру к ди
версантам. Таким же простачкомвахладком ведёт себя Кочет-Ванин с фашистом, как вёл Матвеев контрреволюционными заговорщика ми. Опять «роль в роли». Но сколь
ко и>вых красок найдено Ваниным для этой внешне аналогичной ситуации! Вначале он ведёт себя про
стодушно и весело, не отказывается выпить и закусить с врагами, даже позволяет себе чуть-чуть охмелеть и под хмельком остроумно поиздеваться над фашистами, А когда ма
ска сброшена, совсем по-иному зазвучал голос Кочета-Ванина, полному засверкали глаза. Только од
на фраза: «Ничего вы от меня не
добьётесь!». И в этой фразе — вся непреклонность и ни с чем не сравнимое превосходство русского человека, русского народа над фашист
ским зверьём. Безоружный Кочет- Ванин не боится фашиста, хотя у того револьвер в руках н он у се
бя в штабе, под охраной пулемётов и часовых. Из поединка выходит победителем секретарь райкома, большевик, командир партизанского отряда — Степан Кочет.
Созданный Василием Ваниным образ Степана Кочета — одно из са
мых ярких проявлений актёрского мастерства эпохи .отечественной войны. Высокой правительственной на
градой — Сталинской премией — отмечено исполнение заслуженным артистом РСФСР орденоносцем Василием Васильевичем Ваниным ро
ли Степана Кочета в фильме Ивана Пырьева «Секретарь райкома».

О. Леонидов.

ПРИЕХАВШИЙ в Москву режис-.
сёр и балетмейстер ГАБТа, туреат Сталинской премии Р. В. Захаров в беседе с нашим сотруд
ником рассказал о спектаклях Большого театра Союза ССР в Куйбышеве н поделился, своими творческими планами.
— С большим под’ёмом работает коллектив театра в Куйбышеве», —- сказал тов. Захаров. -— Наряду с выпуском новых постановок—оперы
Вильгельм Телль» Россини, балета
Алые паруса» (музыка В. Юров
ского, либретто А. Таланова, по одноимённой повести А. Грина) и капитальным возобновлением текущего репертуара весь театр уделя
ет серьёзное внимание углублению и улучшению качества каяедого своего спектакля.
Кроме признанных, широко известных мастеров, в ведущих партиях с успехом выступает много моло
дых исполнителей, выдвинувшихся во время вашего пребывания в
Куйбышеве. Это относится как к оперной и балетной труппе, Так и к оркестру.
Первой нашей новой постановкой, выпущенной в Куйбышеве, явилась опера «Вильгельм Телль». Премьера состоялась 8 ноября 1942 года.
Вдохновенная легенда о борьбе швейцарского народа с австрийски
ми оккупантами в XIV веке звучит в наши дшг как страстный патриотический . призыв к великой борьбе с фашистскими варварами. История со своих страниц как бы напоминает нам, что никогда зло не по
беждало добра, а тьма — света и что участь Геслера ожидает каж
дого, посягнувшего на свободу и независимость нашего народа. По
этому тема оперы «Вильгельм Телль», близкая сегодня нам всем, вдохновляла весь наш коллектив на создание глубоко патриотического спектакля. ~
Музыка Россини чудесно звучит в оркестре Большого театра. Этим мы обязаны заслуженному деятелю искусств, лауреату Сталинской пре
мии А. III. Мелик-ИашаеНу, много потрудившемуся над музыкальной стопной спектакля. Когда слушаешь оркестр ГАБТ’а, который ведёт в. Куйбышеве и широкую кон
цертную деятельность, кажется, что он состоит не из большого количества отдельных мастеров, а является одним художником, имя которому—коллектив. Увертюра к «Вильгельму Теллю» исполняется с та
ким ослепительным блеском, что вызывает бурю оваций.
Опера насыщена большим количеством хоров. Народ — основной ге
рой «Вильгельма Телля», Артистам
хора пришлось серьёзно поработать не только над чрезвычайно трудной вокальной стороной, но и над актёрскими образами, так как народные сцены требуют драматической выразительности. Балет в опере продолжает и развивает драматургическую линию действия, а не является рядом вставных дивертисментных номеров.
«Вильгельм Телль» — моя вторая оперная постановка. В 1937 году на
сцене Большого театра я поставил «Руслана и Людмилу».
Режиссёрская работа над оперными спектаклями обогащает моё творчество как балетмейстера.
«Вильгельм Телль» в Большом театре СССР получил высокую оценку. Сталинская премия первой
степени присуж дена А. Ш. Мелик- Пашаеву, Р. В. Захарову, II. В. Вильямсу. А. И. Батурину, Е. Д. Кругликовой, Н. Д. Шпнллер. Это вдохновляет и в то же время обя
зывает театр и всех нас ещё больше и глубже работать над качеством опертых и балетных спектаклей.
После «Вильгельма Телля» я приступил к постановке балета «Татья
на» композитора А. Крейна (автора «Лауренсни»), либретто В. Месхетели. Этот балет посвящается нашим девушкам, самоотверженно защи
щающнм горячо любимую родину. Действие его происходит в музее.
Здесь собрано много полотен, на которых запечатлено героическое прошлое русского народа. Пе]>е, зрителем проходит галлерея известных и любимых образов — от героев народных сказок и былин до сегодняшних наших чудо-богаты
рей. Хореографический спектакль «Татьяна» средствами поэтического искусства танца расскажет о про
стой и маленькой русской девушке, сове.ршившей большой подвиг.
Сейчас в Большом театре мною уже поставлен .ряд сцен и танцев из этого балета, который я поста
раюсь создать как можно быстрее, и лучше. В нём будут продолжены творческие принципы, выраженные в поставленных мною ранее балетах: «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Кавказский пленник», «Тарас Бульба».
— Присуждение сталинской премии еще больше окрыляет и вдох
новляет, — говорит в заключение Р. В. Захаров. -— Я мечтаю об осу
ществлении и своих дальнейших творческих замыслов: будущего балета Д. Шостажовича «Золотой ключик» по сказке А. Толстого и бале
та А, Крейна «Отелло» по одноименной трагедии Шекспира.

ПРОПАГАНДА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Бюро пропаганды художественной литературы союза ооветеких писате
лей, кроме открытых литературных вечеров, устраиваемых в крупных аудиториях столицы (зал им. Чай
ковского, ЦДКА, лекторий МГУ, Дом союзов и др.), проводит боль
шую работу в госпиталях, воинских частях и агитпунктах, куда выез
жают писатели и по^ты с чтением своих новых произведений
Сейчас бюро пропаганды готовит вечера воспоминаний и беседы о Маяковском и его творчестве в свя
зи с предстоящей годовщиной оо дня смерти поэта.
В дни школьн-ых каникул — 25— 31 марта — происходили выступле
ния детских писателей и поэтовфронтовиков в кино, клубах и двор
цах пионеров. К, Чуковский читал «Одолеем Бармалея», Л. Кассиль — новые произведения. Стихи, посвящённые великой отечественной вой
не, читали поэты А. Барто, А. Жаров, С. Васильев, Л. Длигач и др.
В летнем сезоне бюро пропаганды совместно с Измайловским парком культуры и отдыха им. Сталина и Центральным парком: культуры и отдыха им. Горького намечает про
вести цикл литературных вечеров. Особое внимание уделяется подго
товке вечеров, связанных о 50-легием со дня рождения В. Маяковского.
Жители освобождённого села С., Курской области, вышли на очистку Фронтовой дороги. Фото Е. КОПЫТА (ТАСС).

ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

НАЛЕТ АНГЛИЙСКИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ НА ТРИР И ЭРАНГ

ЛОНДОН. 2. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, днём 1 апреля самолёты английской бомбардиро
вочной авиации совершили налёт на железнодорожные мастерские в Три
ре и важный железнодорожный узел Эранг в Западной Германия. Самолёты войсковой и истребительной авиации во время разведки над
Францией и Бельгией атаковали железнодорожные об екты.
ЛОНДОН, 2. (ТАСС). Канадские газеты отмечают, что канадская ави
ация играет значительную роль в операциях союзной авиации над Германией и оккупированными тер
риториями. Недавно сформированное соединение канадской бомбардиро
вочной авиации, в состав которого
входят тяжёлые четырёхмоторные «Галифаксы» и «Веллингтоны», при
нимало участие в крупных налётах
на Лориан, Кёльн, Вильгельмсхафен, Сен-На-зер, Берлин и Эссен.
Другое канадское авиационное соединение, сформированное в февра
ле этого года в составе трёх эскадрилий истребителей типа «Мустанг», известно под названием «Истребителей поездов». Действия этого соединения направлены, главным образом, на уничтожение неприятель
ских поездов и железнодорожных узлов.

„ИРАН“

В Комитете по делам кинематографии при СНК СССР состоялся просмотр но
вого документального фильма «Иран». Эта картина, заснятая советской кнноэкопедицией, знакомит зрителя о жизнью и бытом одной из древней
ших стран мира— Ираном.
На экране возникают памятники старины и города: Туе—город
Фердоуси, гени
ального создателя бессмертной поэмы «Шах-Намэ»;
Шираз—город роз, гор.од величайших поэтов Саади -и Хафиза, чьи сти
хи переведены па все языки мира;
Мешхед — где- похоронен знамени
тый Гарун-аль-Рашид, имя которого знакомо всяко
му, кто читал «Тысячу и одну ночь»; Исфаган — город, в кото
ром в XVII веке жило столько же людей, сколько в Лондоне того времени; порт Аба
дан и, наконец, столица Ирана — Тёгепан.
...Мы видим развалины древней
столицы персид
ского царству Персеполиса. Две ты
сячи лет назад в этом городе славы и силы пер
сидских царей дворцы сияли богатством. В £31
году до нашей эры Александр Македонский победил победите
лей, и Персеполис был предан сож
жению. Прошли века, и пески пу
стыни занесли не только террасы и порталк столи
цы... даже самое имя ее было забыто.
Три тысячи лет помнит себя йраи. На кручах отлитых гор оттиснуты его
древняя слывя, подвиги его легендарных героев и царей. Зритель увидит в картине могилу Кира, в которой был похо
ронен основатель
древнеперепдеког о вдрства, завоева
тель Ва.вилона, царь-царей — Кир, первый в династии Археменидов.
И мы видим, как сейчас молодой Иран освобождает от праха времени памятники своей культу
ры. Люди науки бережно восстана
вливают далёкое прошлое, чтобы строку за строкой прочитать великую книгу истории.
Мы видим, как в стране идёт большая созидательная, творческая работа, ра
стут промышленность и транс
порт, развиваются сельское хозяйство и культура. Друж
ба с Советским СоюзЪм и Англи
ей обеспечила Ирану его безопасность. Он спо
койно продолжает свою мирную жизнь.
Автор и режиссёр фильма—лау
реат Сталинской премии И. Посельский. Текст к картине написан Б. Агаповым. Учёный консультант — С. Мяйзель. Картину снимали операторы
кинохроники В. Штатланд, И. Со
кольникова и М. Сухова.
Фильм «Иран» в ближайшее время будет выпущен на экраны столицы.
Кадры из нового документального фильма «Иран».
УГРОЗЫ ГИТЛЕРОВСКОГО САТРАПА НАСЕЛЕНИЮ ЭЛЬЗАСА
СТОКГОЛЬМ, 2. (ТАСС). Как сообщает шведская газета «Свенска дагбладет», гитлеровский наместник в Эльзасе Вагнер выступил недавно в Страсбурге с речью, в которой цинично предлагал эльзасцам отречься от своей родины, своей культуры, своих обычаев и об’явить себя немцами. «Эльзасцы — это нем
цы, — заявил Вагнер. — Те, кто придерживается иной точки зрения, будут жестоко наказаны». Вагнер угрожал, что он «об’явит войнувсем тем, кто намерен нарушить гитлеровский «новый порядок» в Эльзасе.

РОСТ АНТИВОЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ

В ИТАЛИИ

СТАМБУЛ, 2. (ТАСС). Итальянская печать вынуждена признать, что в последнее время в Италии значительно усилились антивоенные настроения, при чём подобные настроения проникают даже в фашистскую партию. Газета «Керрьере
делла сера» опубликовала недавно ряд сообщений об исключении из фашистской партии многих лиц за «пропаганду пораженческих взгля
дов». Газета указывает, что ещё большее число фашистов было иск
лючено за то, что «они должным
образом не реагировали на распро-. страненпе пораженческих настрое
ний». По сообщению «Пополо д’Италиа», главарь фашистской организации в Венеции исключил из фашистской партии владельца ресторана в Венеции, в котором собирались «пораженчески настроенные лица».
Та же газета опубликовала недавно сообщение о том, что в Бринди
зи была арестована группа италь
янцев, мобилизованных на работы по ликвидации последствий воздуш
ных налётов. «Эти лица, — пишет
газета, — демонстративно покинули работу».

БОРЬБА С ГИТЛЕРОВСКОЙ АГЕНТУРОЙ

В БРАЗИЛИИ

ЛОНДОН. 2. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, бразильское правительство назначило государственных администраторов в 50 фирм, принадлежащих подданным держав оси. Целью этого мероприятия яв
ляется установление контроля над деятельностью, которая может на
нести ущерб национальной обороне страны.

ГИТЛЕРОВСКИЙ ТЕРРОР

В ЧЕХОСЛОВАКИИ

НЬЮ-ЙОРК, 2. (ТАСС). Лондонский корреспондент агентства Овер
ёис Ньюс передаёт, что 18 марта гитлеровцы расстреляли в Брно 10 чехословаков, обвинённых в участии в подпольных организациях.

СТРОИТЕЛЬСТВО

ТОРГОВЫХ СУДОВ В США

ВАШИНГТОН, 2. (ТАСС). Правительственная морская комиссия в годовом отчёте указывает, что за 1942 г. в США были построены тор
говые суда общим тоннажем в 8.090 тыс. тонн, не считая 800 мелких су
дов. построенных для американских вооружённых сил. Всего было построено 746 торговых судов.
В начале осуществления плана строительства торговых судов для постройки судна в средпем требовалось 235 дней. В конце 1942 г. суда уже строились в течение 55 дней.
Комиссия указывает в отчёте, что выполнение десятилетнего плана строительства 500 современных быстроходных судов будет закончено в 1943 г.

ВОЙНА НА ТИХОМ

ОКЕАНЕ

НЬЮ-ЙОРК, 1. (ТАСС). В коммюнике морского министерства США сообщается, что утром 29 марта соединение американских истребите
лей атаковало японский эсминец в райоие юго-восточнее острова Шорт
ленд. На эсминце возник пожар. Эсе американские самолёты вернулись на свои базы.
ЛОНДОН, 1. (ТАСС). В коммюнике морского министерства США говорится, что 29 марта бомбардиров
щики «Либерейтор» и «Митчелл» в сопровождении истребителей совершили налёт на японские позиции на острове Кыска. Бомбардировке подверглись стартовая дорожка, район лагеря и воепные сооруже
ния. Все американские самолёты
вернулись на свои базы. Утром 30 марта «Летающие крепости» атако
вали японские позиции в Вила (в центральной части Соломоновых ос
тровов) и Кахпли (в райоие о.строва Шортленд). - Американская авиация потерь не имела.

ПОТЕРИ

СУДОХОДСТВА ДЕРЖАВ ОСИ

ЛОНДОН. 2. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, выступивший в палате лордов парламентский за
меститель морского министра лорд Брантисфидд заявил, что с начала войны и до конца февраля 1943 года общий топнаж потопленных, захваченных или поврежденных германских торговых судов составляет 3.365 тыс. регистровых брутто-тонн, а общий тоннаж потопленных, за
хваченных или поврежденных итальянских торговых судов — 4.027 тыс. регистровых брутто-тонн. Лорд Брянтисфилд указал, что к этим потерям необходимо добавить суда общим тоннажем в с37> тыс. регистровых брутто-тонн, принадлежавшие вассалам держав оси.
Что касается японских потерь, сказал БраИтиСфплд, то, как заявил 17 марта американский морокой ми
нистр Нокс, японский торговый флот потерял суда общим тонна
жем в 1.857 тыс. регистровых брутто-тоня.

ОТОВСЮДУ

АВИАЦИОННАЯ промышленность Австралии выпустила к концу марта 1.000 авиамоторов типа «Джийся», мас
совое производство которых началось б месяцев тому назад.
ГИТЛЕРОВСКАЯ газета «Дейче альгемейне центунг» -пишет, что по рас
поряжению венгерского министерства снабжения норма выдачи хлеба насе
лению снижена до Ш) граммов в день на человека.
АГЕНТСТВО РЕЙТЕР сообщает о крупном пожаре в Осло, в результате которого повреждСн один завод. Причины пожара неизвестны.
БЕЛЬГИЙСКОЕ телеграфное агентство сообщает о казни в Бельгии 10 заложников в качестве репрессии за покушения на немецких солдат.
АВСТРАЛИЙСКИЕ газеты сообщают о гибели известного австралийскою лётчика Кейт Трас кот. В воздушных боях Ш1д Англией оп згничтожил 15 самолётов противника.

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ЗА РУБЕЖОМ

«ВОЕННЫЕ КАРТИНЫ
РУССКОГО ФРОНТА
Под таким заглавием в лондонском издательстве Мэтьюэн вышел альбом рисунков польского художника Фелик
са Тонольского, посетившего Москву и побывавшего на советско-германском фронте.
В лондонском журнале «Арт энд индустрии напечатано предисловие To
ri ольского к его альбому и там же непроизволен ряд его зарисовок. Поль
ский художник подчёркивает, что со
ветские влагТи всячески содействовали ему в собирании материалов для его альбома. Часть рисунков была сделана им с натуры, а некоторые были впоследствии зарисованы по памяти.
Журнал «Арт янд нпдустрп* сообщает, чго в ближайшее время выпускается специальный номер о русском ис
кусстве во время войны, где будут даны обзоры о советском военном плакате, о театре и кино.
«РУССКИЙ СОЛДАТ
В крупнейшем театре Нью-Йорка «Метрополитен опера» с большим ус
пехом прошёл балет «Русский солдат». Спектакль, как указывалось в афи
шах, «посвящён доблестным воинам Красной Армии». Музыка балета на
писана по мотивам «Поручика Кижеа» Прокофьева.
НОВЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
БЕСЕДА С РЕЖИССЕРОМ И БАЛЕТМЕЙСТЕРОМ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
СОЮЗА ССР
ЛАУРЕАТОМ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ Р. В. ЗАХАРОВЫМ