Десантники

Никто не заметил, когда он вошёл в землянку.
— Разрешите, товарищ гвардии Лайор?
Гвардии майор Жибрнк вышел из-за стола и, приветствуя, побежал Еавстречу.
— Гревцов! Вернулся, брат? Ты что же эго подкрался, словно в разведке?
— По привычке, товарищ гвардии Лайор.
Гвардии старший лейтенант Гревцов — командир танковой десантной роты. В декабрьские вьюжные дни, когда часть находилась на отдыхе, рота готовилась к предстоящим боям.
г Никто не сидел без дела. Десантники каждодневно совершенствова
лись. Они учились ориентироваться лесу по едва различимым предме
там. Командир роты был строг и Требователен, лично следил за успе
хами каждого отряда и бойца. Он Побивался, чтобы десантники умели
отлично держаться на броне, когда Ханк мчится на полном газу, и с
Хода бить по цели из автомата или Пулемёта.
Затем, были проведены тактические учения. Рота демонстрировала атаку. Десантники действовали слаженно, чётко.
Так же руководил Гревцов ротой и в жестоком лесном бою. Пока Танки сосредоточивались на исходном рубеже, Алексей Гревцов изучал передний край вражеской обороны, который нужно было взло
мать. Он сам уточнил расположение огневых средств противника, бебедовая о разведчиками, с командирами пехотных подразделений. К на
чалу боя командир имел исчерпы
вающее представление о театре, где нужно будет драться.
Раз’яс-ннв десантным отрядам задачу, Гревцо-в познакомил их со своими наблюдениями, условился о сигналах, договорился о взаимосвязи о танкистами.
Начался бой. Немцы яростно защищали каждую поляну и просеку, встречая танки ружейно-пулемётным огнём. По талому онегу танки шли на малых скоростях. Десант
ники рассыпались по лесной чаще мелкими группами, на танках н возле них осталось по нескольку человек для ликвидации засад про
тивника, Лишенные видимости, экипажи танков не могли вести прицельный огонь. Десантники указывали цели, корректировали орудийную стрельбу.
Под ураганным огнём пробивались через лес танки, на которых находились десантники под командованием старшего сержанта Гвоз
денко и сержанта Яблонского. Они вели огонь из автоматов и указывали цели танкистам. Будучи не в
силах сдержать натиск танков, пилеровцы сдавали рубеж за рубежом.
В полосе проры-ва десантники вылавливали разбежавшихся но ле
су вражеских солдат. Здесь немцы уже не оказывали организованного
сопротивления, «о их фланги держались еще крепко, простреливая лес из пулемётов. Гревцов решил нанести удар по флангам силами
автоматчиков. В одну сторону он направил групиу бойцов во главе с младшим лейтенантом Моризнвым,
в другую — отряд младшего лейтенанта Крылова. Скрытно пробравшись но лесной чаще, автоматчики зашли в тыл немцам. Испугавшись окружения, многие гитлеровские пулемётчики бежали. К
одной из действовавших пулемёт
ных точек подпола боец Огрехов и кинжалом уничтожил двух немцев.
К своему танку он возвратился с трофейным цулемётом.
Огневое взаимодействие противника было окончательно нарушено, связь порвана. Уцелевшие гитле
ровцы рассеялись по лесу, где их
схватили в плен десантники. Уже через полтора часа после начала боя Гревцов отправил в штаб части более ‘20 пленных.
Танкисты были в воеторге от действий десантников. В одном ив танковых подразделений нам пока
зали письмо командира экипажа Александра Карпова: «Товарищ ка
питан, — пишет Карпов. — Прошу отметить героический поступок красноармейца Никулина из десант
ной роты. Когда мы прорвались в тыл к немцам, они хотели окру
жить танк, обстреливали нас уже с трёх сторон. Боец Никулин забрал
ся на башню и начал бить гадов из овоего автомата, а нам указы
вал, куда посылать снаряды. Но его указанию мы разбили враже
скую противотанковую пушку, ун.и- чтожили несколько пулемётных то
чек и рассеяли большую группу немецких автоматчиков, которые оставили свыше полусотни трупов
при отступлении. Дрались мы в густом лесу. Немцы могли прибли
зиться, расстрелять танк в упор или поджечь. Никулин спас экипаж и машину. Поэтому прошу отметить смельчака».
Так, как Никулин, действовали все десантники.
Во время лесного боя Алексей Гревцов был ранен в руку и получил контузию головы, но рота пол
ностью выполнила задание. Когда командир-десантник вышел из зем
лянки, гвардии майор Жибрнк скЗГзал:
— В бою спокойный, рассудительный командир. Типичный десантник! Он награжден орденом Суворова 3-й степени.
В. Шилкин.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3. (Спец. корр. ТАСС).

ГИТЛЕРОВЦЫ БОЯТСЯ

ИНОСТРАННЫХ РАБОЧИХ

ЖЕНЕВА, 3. (ТАСС). Гитлеровские газеты вынуждены признать, что насильственно завербованные для работы в Германии ино
странные рабочие доставляют много беспокойства германским властям
Усиление саботажа на германских предприятиях, где работают ино
странные рабочие, вызывает страх у гитлеровских рабовладельцев. В свя
зи с этим гитлеровская газета Мюльгаузер тагблат» требует «особенно зорко следить за иностранцами, работающими на станках, дабы они своими злонамеренными дейст
виями не причинили серьёзного вреда заводскому оборудованию». Газета «Фелышшер беобахтер» ука
зывает на опасность использования иностранных рабочих. По словам газеты, целый ряд операций на военных заводах «может быть доверен только немцам». Немецким вла
стям, жалуется эта газета, приходит
ся всё больше ломать себе голову над проблемой использования ино> странных рабочих. Судя по призна
нию газеты, трудность .положения заключается, в частности, в том, что иностранные рабочие проявляют
всё большее недовольство тем, что они вынуждены голодать. Газета сообщает о том, что «многие ино
странные рабочие пытаются недегальным путем доставать продоволъ
ствяе». Обрушиваясь с угрозами на подобную «злонамеренность», «Фелькише,р беобахтер» сообщает, что не
давно берлинский чрезвычайный суд прнтоворпл четырёх иностран
ных рабочих к смертной казни за «нелегальное приобретение» продуктов н одежды.
По признанию гитлеровской газеты «Шварце кор», на германских
предприятиях, где работают ино
странные рабочпе, получил широкое распространение саботаж, выражающийся в замедлении темпов работы. Описывая работу одной группы иностранных рабочих, газета пишет, что «по какому-то молчаливому соглашению десятки людей де
лают вид, что они необычайно энергично работают- Но это только
видимость, — указывает газета. — Все эти усилия направлены к то
му, чтобы не затрачивать никаких усилий. Нужно видеть, как они, например, поднимают рельс. Это весьма похоже на темпы замедлен
ного кино. Немецкому старшине, — жалуется газета, — к концу дня остается лишь удивляться тому, как мало сделали иностранные рабочие».

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЗРЫВА

В НЕАПОЛЕ

НЬЮ-ЙОРК, 3. (ТАСС). Бернский корреспондент газеты «Нью-Йорк
тайме» сообщает, что в результате взрыва склада боещшпасо-в в Неа
поле было убито не -менее 400 и серьёзно ранено более 2.000 чело
век. Очевидцы, приехавшие из Неаполя, заявляют, что центральная часть города разрушена. В Неаполе ощущается острый недостаток, продовольствия.
В филиале Большого театра на спектакле «Иван Сусанин»,
фото А. ГАРАНИНА.

„Лермонтов“

Бой в тылу противника

Немцы, получив подкрепление, готовились к ,-атаке, задавшись целью выйти к железной дороге и Другим важным тактическим рубе
жам. Командование Н-ской части
разгадало замысел врага и решило нанести ему контрудар.
Бой завязался на участке, занижаемом подразделением капитана Нуринова. В предрассветной мгле
(сюда двинулось около двух рот противника. Бойцы подпустили немцев на расстояние броска гра
наты и открыли огонь. После неркольких залпов в живых осталась Небольшая группа фашистов, которая тут же была взята в плен.
Пока подразделение Чуринова отражало вр&жеские атаки, бойцы старшего лейтенанта Козлова готовили удар по немцам с тыла. Пред
стояло пройти два километра через Ропкое болото, наблюдаемое против
ником. Артиллерийский огонь п
йтака с фронта отвлекли внимание Гитлеровцев. Путь через болото был облегчён. Бойцы под командованием Козлова, уничтожив мелкие

3 апреля

В МАРТЕ военная промышленность
и омежные с ней отрясли работали значительно лучше, чем в пре
дыдущем месяце. Сотни предприятий рамного перевыполнили государственные планы. Сверхплановая продукция сдана в особый фонд Глав
ного Командования. Эти взносы в фонд Главного Командования выражаются в весьма значительных ве
личинах — сотни боевых машин, тысячи тонн металла, десятки ты
сяч тонн угля, тысячи тонн нефти, миллионы метров ткани. Об этом пишут в передовой «Во имя окончательной победы над врагом» «Известия». «Надо добиться, — заклю
чает газета, — чтобы в апреле ещё больший поток материальных ценностей, ещё, больше вооружения, танков, самолётов, боеприпасов, сделанных сверх государственного пла
на, было передано в фонд Главного Командования. Это будет большой помощью нашего тыла героической Красной Армии». ★
ГОРНЯКИ Мосбасса выполнили мартовское задание на 100,2 процента. Особенно хорошо работа
ли шахты М 4 треста «Молотовуголь», № 19 треста «Красноармейокуголь», 13 и № 37 треста «Октябрьуголь», 15 треста «Сталинагорскуголь». ★
СВЫШЕ 600 тысяч трудящихся
Москвы из’явили желание нынешней весной заняться выращиванием картофеля и овощей. В пере
довой «Всемерно развивать рабочее огородничество» «Московский большевик» пишет: «Блцзится пора весенних полевых работ. Задача пар
тийных, советских, профсоюзных организаций, обязанность руководителей предприятий — всемерно поддержать интерес трудящихся к огородам, по-большевистски организо
вать их самодеятельность, помочь
нм хорошо подготовиться к севу, образцово его провести». ★
В
СЛЕД за подарками саратовцев в
Сталинград прибыл эшелон из Горького, груженный стройматериалами, оборудованием, автомашинами, продовольствием,
группы немецкой пехоты, к исходу дня продвинулись на полтора-два километра в тыл противника и с
рассветом следующего дня вышли к намеченной цели. Заняв прочную
оборону, подразделение взяло под контроль единственную коммуника
цию противника. Началась напряжённая боевая жизнь в тылу врага.
Фашисты выступали против нашего подразделения сначала мелки
ми группами, а затем силами роты и батальона. Непрерывные атаки поддерживались артиллерией и авиацией. Советские бойцы стойко отражали натиск гитлеровцев. В исключительно сложной обстановке прошло много дней. Враг подтяги
вал и бросал в бой дополнительные резервы, но успеха добиться не смог. Советские воины мужественно отбивали одну атаку за другой, на
поен противнику большие потери. В одном из боев сержант Дунский из винтовки и гранатами истребил до 50 немцев.
Подразделение продолжало удерживать занятые позиции. Старший лейтенант Козлов неизменно докладывал: «Продолжаем держать
ся».
Подразделение отлично выполнило задачу и через некоторое время соединилось со своей частью. План врага был сорван — немцы вынуж
дены были прекратить наступление на этом участке.
Полковник Яковлев. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3. (ТАСС).
«Лермонтов» — так называется новая картина, законченная иа-днях заслуженным деятелем искусств ла
уреатом Сталинской премии П. П. Кончаловским.
...Первая ссылка поэта на Кавказ после создания стихотворения на смерть Пушкина в 1837 году. Станция Казбек по дороге в ссылку. Серая стена станционного помещения. Крас
ный диван, на который прилег отдохвутт» Лермонтов. Он ожидает лошадей, чтобы продолжать путь.
Поэт одет в военную походную форму 44-го Нижегородского драгунского полка — брюки на выпуск с крас
ными казачьими лампасами, мундир с драгунскими эполетами и газырями от черкесского бешмета, введенными в то время в военную форму.
На плечи накинута бурка. Правой РЗткой Лермонтов оперся на шашку.
Левая рука легко придерживает край распахнутой бурки. У дивана дорожный кожаный чемодан с папахой, перчатками.
Через раскрытую дверь вдали виднеется Казбек, освещённый лучами восходящего ерлнца. Возница-осетин выводит из-под навеса лошадей, запряжённых в бричку, в которой Лермонтову предстоит ехать дальше.
Задумчивое, одухотворённое лицо Лермонтова обращено к зрителю...
В беседе о вашим сотрудником П. П. Кончаловский рассказал о своей работе над картиной:
— С детских лет я питаю огромную любовь к великому русскому поэту. Я часто бывал на Кавказе, много времени проводил в лермон
товских местах, делая зарисовки. Жил я я у Казбека, где останавливался поэт по пути в ссылку.
Мне давно хотелось написать картину, посвящённую Лермонтову.
Но принялся я за нее лишь зимой 1941 года. Это было суровое, тя
желое для нас, москвичей, время. Снова и снова читая прекрасные лермонтовские стихи, прозу, обшир
ную литературу о поэте, я набросал первоначальный эскиз картины.
Однажды, проходя зимой по одпой из московских улиц, меня глубоко взволновала и тронула такая сцена: группа девушек просила ука
Беседа с заслуженным
деятелем искусств
лауреатом Сталинской премии
П. П. Кончаловским.
зать им, где находится донорский пункт; молодые патриотки столицы пришли отдать свою кровь для раненых защитников родного города.
Увидев столь обычный и рядовой для москвичей в дни великой отечественной войны эпизод, я временно отложил свою работу над «Лермонтовым». Так была написана картина «Где здесь сдают кровь?», по
казанная на выставке, открытой к ХХУ-летию советской власти в залах Третьяковской еаллереи.
Летом: прошлого года я вновь «ИВАН СУСАНИН
В ФИЛИАЛЕ БОЛЬШОГО
ТЕАТРА
Опера Глинки «Иван Сусанин», впервые показанная на сцене филиала Большого театра три недели назад, пользуется огром
ным успехом. За вто время её прослушало свыше Ю.е»а человек.
Гениальное произведение Глин; ки глубоко волнует. Высокая идея’ патриотизма и беззаветной пре
данности родине особенно близка
советским людям сейчас, в дни великой отечественной войны.
Завтра в филиале Большого театра опера «Иван Сусанин» будет показана в пятый раз. Основные партии исполняют: на
родный артист СССР лауреат Сталинской премии М. Д. Ми
хайлов (Иван Сусанин), артистки
А. М. Тимошаева (Антонида), И. Н. Соколова (Ваня), народный артист РСФСР лауреат Ста
линской премии II. С. Ханаев (Собинин). Дирижёр — народный артист СССР лауреат Сталинской премии С. А. Самосуд.
принялся за картину о Лермонтове. Пришлось детально ознакомиться с огромным количеством материалов— портретами, рисунками, перепиской поэта, воспоминаниями о нем и
т. д. Мне удалось даже разыскать историю 44-го Нижегородского драгунского полка, в который был сос
лан Лермонтов. Какую форму мог носить Лермонтов в дороге, как выглядел станционный диван того времени и т. д. — все это надо было предварительно узнать, зарисовать.
Во многом миге помогли рисунки самого Лермонтова. Бурка, напри
мер, мною была взята из сохранив
шейся копии автопортрета, бричка — с одного из рисунков поэта и т. д. Так постепенно созревало живописное решение картины.
Фигура, выражение лица, взгляд поэта также требовали пристального изучения. Я перечитывал вы
сказывания Тургенева и Белинского о поэте, вспоминал, что замечательные лирические стихи были напи
саны Лермонтовым в самые мрачные периоды его жизни. Постепен
но передо мной вырастал живой облик поэта. И вот, когда этот образ
созрел, для меня как художника наступила самая большая радость.
Я не случайно выбрал для своей картины станцию у Казбека, кото
рому Лермонтов посвятил немало вдохновенных и пламенных строк:
Тебе, Казбек, о страж востока,
Принес я, странник, свой поклон. В течение семи месяцев я неу
станноработал над «Лермонтовым». Это полотно по своим размерам ра
вно моей предыдущей картине «Где здесь сдают кровь?».
— В своей новой картине, — говорит в заключение И. II. Конча
ловский,—мне хотелось сохранить и передать вдохновенный образ великого русского поэта.
НЕМЕЦКИЙ шпионаж В БРАЗИЛИИ
НЬЮ-ЙОРК, 3. (ТАСС). По сообщению корреспондента агентства Ассошиэйтед Пресс из Рио-де-Жанейро (Бразилия), бразильская по
лиция об’явлла о нежелательности дальнейшего пребывания в стране бывшего члена германской дипло
матической миссии Элерта, который о согласия бразильского правитель
ства был прикомандирован к испанскому посольству в Рио-де-Жанейро. Полиция сообщает о шпионской деятельности капитана бразильской армии Насимиенто, который давал германскому посольству све
дения о прибытии и уходе судов из Рио-де-Жанейро-, и направлял
агентов в Северную Бразилию для шпионажа на военных базах США, Кроме того, в шпионаже в пользу Германии обвиняется несколько других бразильских граждан, в том числе два сотрудника профашистской газеты «Газетт де вотисяас».
Как сообщает корреспондент газеты «Нью-Порк геральд трибюн»,
начался судебный процесс 77 иностранцев, главным образом немцев,
и 40 бразильских граждан, обвиняемых в шпионаже. В числе пх находится руководитель германских шпионов в Бразилии Кристиенсен
который обвиняется в установке на английских судах в порту Сантос бомб замедленного действия. В этом деле были замешаны бывший гер
манский консул в Сантосе Убедь, секретарь консульства Бейнрут и бывший германский морской атташе в Рио-де-Жанейро Бони.

РУМЫНО ВЕНГЕРСКАЯ

ГРЫЗНЯ

СТАМБУЛ, 3. (ТАСС). Грызня между Румынией и Венгрией по
вопросу о Северной Трансильвании продолжается. В последнее вре
мя румынская газета «Норунка времий» ввела даже специаль
ный раздел «Румынская Трансильвашгя», в котором публикуются
антивенгерские статьи. Иа-днях эта газета поместила статью, в кото-рой пишет, что «Румыния потерпела в Трансильвании лишь временное по
ражение». Газета призывает румын ждать, когда судьба Трансильвании будет решена «румынскрм ору
жием». Та. же газета выступает с утверждениями, что трансильван
ский фольклор свидетельствует о «румынском характере этой области». «Порунка времий» опубликовала недавно беседу одного румынского журналиста с генеральным се
кретарем румынского министерства культов Аурелом Поп, который жа
ловался на «тяжёлые испытания наших несчастных братьев в Траненльвании». Но, указал Поп, «изгнан
ники не забывают трансильванских лесов и полей».
Та же газета опубликовала статью румынского писателя Братеску Войнешть, в которой автор обвиняет венгерскую печать в нелойяльном отношении к румынам. Венгерская газета «Пестер ллойд», отвечая на эту статью, квалифицирует её как «враждебный выпад против Венгрии, противоречащий существую
щим между Венгрией и Румынией договорам».

Истребление интеллигенции

в порабощенной Европе

Г
ОД назад американский еже
недельник «Тайм» рассказывал о следующем эпизоде «тотальнойвойны на Балканах.
В Афинах жил в те дня один учёный-исторпк, отгородившийся от жизни фолиантами книг. Когда чёрномунднрные громилы ворвались в его дом, учёный работал. Перед ним лежала незаконченная рукопись — диссертация о Перикле, главе афинского государства за пять столетий до нашей эры. Учёный не слышал ни грохота немец
ких танков на улицах, ни грубой немецкой речи за дверью. Он пола
гал. что университетская мантия — надёжнейшая защита от ударов войны.
Немецкий офицер и-два солдата вошли в кабинет учёного. «Кто вы и что вы делаете?»—спросил офи
цер. Учёный знал немецкий язык, он назвал себя, тему своей работы. Офицер -засмеялся. «Ты знаешь, кто такой Перикл?» — спросил он солдата. «Нет, господип оберет», — от
ветил солдат. «А тебе нужен этот Перикл?». «Нет, господин оберег». «Вот видите, — сказал офицер, об
ращаясь к учёному, — немецкий солдат не знает и пе хоч^т знать о Перикле. А потому потрудитесь бросить вашу работу и помочь мо
им людям очистить помещение от всякой рухляди. Мы занимаем вапт дом».
Среди «рухляди» оказалась и рукопись учёного. Си вдруг сразу увидел лицо войны, .«тотальной
гитлеровской войны, от которой прятался в своей библиотеке. «Я не воюю. Я — человек науки», — сказал он. «Нам не нужна ваша нау
ка, — был ответ. — Нам не нужны ни ваши книги, ни ваши учёные».
Этот случай невольно приходит на память, когда читаешь телеграммы о новом преступлении гитлеров
ских убийц: в городе Тронхейме в Норвегии они застрелили двух видных норвежщагх учёных — про
фессора высшей технической школы в округе Рьюкан Серенсеиа и крупнейшего в стране специалиета-невропатолога Шлидфельда.
«Тотальное» истребление интеллигенции в оккупированных странах Европы началось давно и ведётся с холодной расчётливостью. Двое уби
тых норвежских учёных — лишь новая цифра в кладбищенской бухгалтерии Гитлера. «Эта дрянь толь
ко и годится на то, чтобы служить удобрением», . — заявил люблинский гаулейтер Глоботпик во время массовых арестов польской интеллигенции.
Длинеп список расстрелянных, повешенных, замученных, заточённых. Где Владислав Ванчура, один из са
мых (Выдающихся представителей чешской литературы? Расстреляй. Где Иосиф Пата, профессор Пражского университета,
чьи труды по славянской филологии известны все
му культурному миру? Расстрелян. Где талантливейший польский ху
дожник Прушковский? Расстрелян. Где Левицкий и Вильде профес
сора Сорбонны? Расстреляны. Где Олдон, библиотекарь «Музея человека» в Париже?. Казнен в числе семи виднейших французских учёных. Где Мунк, старейший дат
ский драматург, пьесы которого шли
в лучших театрах Европы? Пропал без вести. Где де Перрон, биограф знаменитого голландского писателя МультатуЬги? Убит в Амстердаме. Где Георг Свенсон, крупнейший публицист современной Норвегии? Угмер в застенке.
Страшный синодик. Цвет западноевропейской интеллигенции — в тюремной могиле. И список могил растёт. Совсем недавно расстреляны в Чехословакии восемь известных журналистов, в том числе Элцник, Янковский и Красек, памятные всем читателям пражских газет. За
стрелен в Брюсселе крупнейший бельгийский химик Су пар. Казнён в Париже доктор Хольбек. Умирает от истощения в тюремном подвале любимец норвежского студенчества
профессор Сейп. Неизвестна судьба заточённого в датской тюрьме художника с мировым именем Мартина Андерсена Нексе.
Стучат костяшки па счетах смерти — главного бухгалтера в по
койницкой «новой Европы». Скрипят перья писцов в концлагерях гаулейтеров. 70 тысяч студентов, профессоров, журналистов и писа
телей — это список каторжников в концлагерях Чехословакии. «Интел
лигенция не может рассчитывать на нашу снисходительность», — вторит
гаулейтеру Глоботнику гаулейтер Те.рбоврп. Кто такой Глоботшгк? Па
лач, аттестованный Гиммлером. Это о нём сказал лейб-мяеник Гитлера: «Если требуется хорошее кровопус
кание, поручите это Глоботнику». Кто такой Тербовен? Убийца, который сказал о себе: «Из всех ме
тодов управления я предпочитаю жестокость».
«Эта шваль ничего так не страшится, как разума». Гете писал это, не зная Гитлера и его гаулейтеров. Но слова поэта написаны у них на лбу. Разум, интеллект, интеллигенция — самые слова эти им ненавистны.
Они закрыли университеты по всей Европе, сожгли библиотеки, разграбили музеи. Ha-днях телеграммы из Лондона сообщили о том, что голландские оккупационные власти намерены закрыть зна
менитый Утрехтский университет. Судьбу Лейденского и Пражского университетов разделит ещё один из старейших университетов в Европе. Ставленник гитлеровцев, ми
нистр «просвещения» Голландии,
иуда по имени Ван дер Вехтен публично заявил, что «Голландии не нужна интеллигенция». Старая песня! Её твердят вслед за Гитле
ром вое холуи из его европейской дворни.
Трагичность своей судьбы ehтеллигенция оккупированной Евро
пы осознала не сразу. Старейшины Сорбонны говорили студентам: «Армии приходят и ухолят. Но Сорбон
на останется». Когда расстреляли профессоров Левицкого и Вильде, от Сорбонны осталась только вывеска. Профессор физики Страсбургского университета заявил на лекции: «Они всё могут сломать, только не физику». Но они сломали и физи
ку: из неё были вычеркнуты все открытия французских учёных. Ког
да гитлеровскому цензору в Эльзасе передали для просмотра лекцию
о Пастере, он вернул её с надписью: «Не возражаю. Только ни слова о Пастере».
Подобно афинскому историку, о котором рассказывал журнал «Тайм», даже- самые близорукие увидели истину: путь компромиссов с оккупантами приводит к деградации, вырождению, гибели. Тех, .кто избрал этот путь, к счастью, оказалось немного. Лучшие люди европейской науки, искусства, литера
туры об’явили решительную войну оккупантам. Ц забастовке лейденских студентов принимали участие и профессора. Среди вольных стрелков Франции, по словам газеты «Франс», можно найти и журнали
стов, и адвокатов, и студентов, и учителей. В рядах югославских пар
тизан сражаются и старейший из хорватских поэтов Владимир Назор, и юноша Радован Зогович. переводчик стихов Маяковского на серб
ский язык. Трудности партизанской исходной жизни делят со студен
тами профессора Белградского университета Милошевич и Савич. Бельгийский химик Супар, органи
затор взрывов на военных заводах, дорого продал свою жизнью осаждённый в своём доме гестаповски
ми убийцами, он отстреливался до последней минуты.
«Тотальное» истребление интеллигенции в оккупированных странах
Европы выдаёт с головой палачей из Берлина. В этом — свидетельст
во не силы, а бессилия. Можно расстрелять учёного, но этим не уничтожить науку. Можно повесить пи
сателя, по его слово будет жечь, как огонь. Ибо нельзя убить разум, нельзя истребить мысль, нельзя ис
пепелить человеческое стремление к свободе.
Ад. Абрамов.
УСПЕШНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЮГОСЛАВСКИХ
ПАРТИЗАН
ЖЕНЕВА, 3. (ТАСС). По сведениям, поступившим из Югославии, крупные партизанские отряды, опе
рирующие в Боснии, вповь заняли
город Гламоч. Партизаны ведут бой на фронте в 150 километров — от города Невесипе до Горажды. Пе
редовые отряды партизан подошли к реке Дрина и у города Фоча ведут ожесточённые бои с оккупаци
онными войсками. Отступая от Невесине, итальянские оккупанты пы
тались уничтожить в городе все
имеющиеся запасы вооружения и продовольствия. Однако югославские партизаны успели захватить значи
тельное количество боеприпасов и
несколько вагонов муки, риса и других продуктов.
Операции югославских партизан у города Кониц закончились раз
громом противника, который был вынужден отойти на правый берег реки Неретва. Бон па участке Кокиц— Мостар — Прозор — Горни — Вакуф продолжались более месяца.
Итало-немецкпе оккупанты понесли здесь огромные потери.
Югославские партизаны уже несколько недель держат в своих руках город и железнодорожную стан
цию Грачан на железной дороге Загреб—Сплит. Попытки оккупан
тов путём контратак ’Вернуть город полностью провалились.
ГИТЛЕРОВСКИЙ
ГРАБЕЖ
ВО ФРАНЦИИ
ЖЕНЕВА, 3. (ТАСС). Немецкие оккупанты вывезли из Франции
почти все запасы смазочных масел. Как сообщает гитлеровская газета «Паризер цейтунг», министр сельского хозяйства «правительства» Виши Боннафу указал па катастрофическую нехватку в стране смазоч
ных масел. Бопнафу заявил, что, по самым скромным подсчётам, на 1943 год потребуется около 54 тыс. топи технических масел. Фактически же нет и 20 тыс. топи.
По словам Боннафу, недостаток смазочных масел создаёт чрезвычайно тяжёлое положение на французском железнодорожном транспорте.
ОТОВСЮДУ
30 МАРТА американская авиация атаковала позиции японцев в Мунда (о. Новая Георгия). Бомбы упали в районе намеченных целей. Возникли пожары. Бее американские самолёты вернулись на свои базы.
ВЫХОДЯЩАЯ В ПРАГЕ гитлеровская газета «Дер нейе таг* сообщает о казни 10 чехов, обвинённых в уклоне
нии от мобилизации для отбывании трудовой повинности.
ПО СООБЩЕНИЮ английского министерства информации, командующий английской бомбардировочной авиацией маршал авиации Артур Гаррис назначен исполняющим обязанности глав
ного маршала авиации. Вице-маршад авиации Артур Коннингхэм, командующий военно-воздушными силами союз
ников в Тунисе, назначен исполняющам обязанности марщала авиации.
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Телеграммы из-за границы

НЕМЦЫ ОБЕСПОКОЕНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
НОРВЕЖСКИХ ПАРТИЗАН
НЬЮ-ЙОРК, 3. (ТАСС). Стокгольмский корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс сообщает, что недавно из Осло в районы Центральной и Южной Норвегии было отправлено свыше 3.000 немецких сол
дат. Один воинский эшелон направлен в Рьюкан, второй — в Хаутастель, третий — в Редберг. Как полапают, эта мера немецких оккупационных властей связана о усилением деятельности норвежских патриотов. В горах Центральной и Южной Но-рвегапи, сообщает корреспондент, действуют значительные отряды норвежских партизан.