АПРЕЛЯ 1943 Г.

ПОНЕДЕЛЬНИК
№ 79 (5827)
Цена 20 коп.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 4 апреля

В течение 4 апреля на фронтах вещественных изменений не произошло.
Наши корабли в Баренцевом море потопили транспорт противника водоизмещением в 8.000 тонн.
За- истекшую неделю, с 28 марта по 3 апреля включительно, в воз
душных боях и на аэродромах про
тивника уничтожено 124 немецких самолёта. Наши потери за это же время — 73 самолёта.

3 апреля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 20 немецких автомашин с вой
сками н грузами. В Чёрном море наша авиация потопила три транспорта противника общим водоизме
щением в 13.000 тонн, две баржи и два торпедных катера.

Южнее Изюма наши войска вели оборонительные бои. Не добившись успеха в предшествующие дни, противник сегодня ввёл в бой три ба
тальона моторизованной пехоты и SO танков. Наступление немцев поддерживалось крупными силами авиации. В ожесточённых оборонитель
ных боях наши части отбили все атаки гитлеровцев. Противник потерял убитыми до 1.000 солдат и офицеров. Подбито и сожжено 9 немецких танков и уничтожено 30 авто
машин. В воздушных боях сбито 6 немецких самолётов. Кроме того, два самолёта противника уничтожены сгнём нашей зенитной артиллерии.

В районе северо-западнее Белгорода происходили бои местного значения. На одном участке наше подразделение за два дня боевых действий истребила до роты гитлеровцев. Лётчицы — младшие лейтенанты Тамара Памятных и Рая Сурначевская встретили несколько вражеских бомбардировщиков и атакова
ли их. Тамара Памятных сбила 2 немецких бомбардировщика. Самолёт тов. Памятных во время боя
был подбит, но она дотянула до своей территории и благополучно выбросилась с парашютом. Лётчица тов. Сурначевская, оставшись одна, продолжала вести бой и сбила ещё 2 самолёта противника.

На Западном фронте наши войска закреплялись на достигнутых рубежах и вели боевую разведку. Огнём артиллерии н пехотного ору
жия уничтожено до 400 немецких солдат и офицеров, разрушено 34 блиндажа и 10 дзотов противника.

На Кубани наши части вели наступательные бои. Бойцы Н-екого соединения, преодолевая упорное сопротивление противника, ворвались на окраины. одного” населённо
го пункта и ведут уличные бои. В течение дня уничтожено 4 орудия, 8 миномётов и истреблено свыше 250 немецких солдат и офицеров.

Несколько партизанских отрядов, действующих в одном из районов
Витебской, области, в конце марта вели ожесточённые бои с карательным отрядом противника. В результате этих боёв партизаны разгромили два батальона Себежского гар
низона, срочно прибывших на помощь потерпевшей неудачу карательной экспедиции гитлеровцев. Немецко-фашистские захватчики поте
ряли в этих боях только убитыми свыше 1.000 солдат и офицеров. Партизанами захвачены большие трофеи. Группа витебских партизан на участке железной дороги Витебск — Полоцк пустила под откос немецкий воинский эшелон. При крушении разбиты паровоз, 19 вагонов и платформ..

Отступая под ударами Красной Армия, немецко-фашистские мерзав
цы сожгли дотла деревню Королевка Смоленской области. Наши бойцы, вступившие в Королевку, нашли там кучи пепла и мнэго обугленных тел. Единственная оставшаяся в жпвых колхозница Дарья Гу
сакова рассказала о чудовищном злодеянии фашистских людоедов: «Немецкие душегубы перед отступ
лением согнали население Королевки, разделили на группы и начали расстреливать. Гитлеровские убий
цы многих жителей загнали в дома,
а потом подожгли их. Кто пытался выскочить из горящих домов, в тех стреляли. За один день изверги
растерзали, ,убили и сожгли всех односельчан».

Утреннее сообщение 5 апреля

В течение ночи на 5 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.

Южнее Изюма артиллеристы Н-ского соединения, отражая танко
вые. атаки противника, подбили и сожгли 6 немецких танков н истре
били до 200 вражеских солдат и офицеров. Наши наблюдатели заме
тили, что в блиндаж противника пришли 20 немецких солдат со станковым пулеметом. Наводчик орудия тов. Денисов открыл огонь и несколькими выстрелами уничтожил блиндаж вместе с находившимися в нем гитлеровцами.

В районе Белгорода пехота противника напала на ваше боевое охранение. Подразделения Н-ской части контрударом отбросили гитлеровцев и, преследуя их, уничтожили до роты немецкой пехоты. Захвачены самоходное орудие, 8 пуле
мётов, несколько десятков винтовок и автоматов.
На Западном фронте бойцы Н-ского подразделения ночью атаковали опорный пункт противника. В
рукопашной схватке уничтожено 70 немецких солдат н офицеров. Взя
ты пленные я трофеи. На другом участке советские артиллеристы
взорвали склад боеприпасов и рассеяли скопление пехоты противника.

В районе западнее Ростова на Дону отряд пехоты противника пытался боем разведать наши позиции. Залповым ружейпым и пулемётным огнём немцы были рассея
ны, не достигнув переднего края нашей обороны. Противник потерял убитыми 60 солдат и офицеров.

На Кубани части Н-ского соединения вели наступательные бои. На
ши бойцы продвинулись вперёд и заняли, выгодные позиции. Захваче
ны у противника 2 орудия, 7 пулёметов, 4 миномёта, песколько авто
машин с боеприпасами и другие трофеи.

В Полесской области немецкий конвой гнал на ближайшую железнодорожную станцию 200 жителей Петриковокого и Жптковичского районов для отправки их на катор
гу в Германию. Партизаны напали на немецкий конвой и освободили советских граждан.
Отряд ленинградских партизан взорвал мост через реку. Движение автомобильного н гужевого транс
порта противника на этом участка дороги прервано.

Немецко-фашистские мерзавцы опустошают белорусские города и села, сравнивают многие деревни с землей. Только в марте гитлеров
ские бандиты сожгли в Смолевичском районе Минской области деревни Батута, Оды, Прилепы, Пого
рельцы, Сутовкп, Заречье и другие. Огнём уничтожены сотни домов. В некоторых деревнях немецкие палачи. вырезали большую часть населе
ния. Спаслись лишь те, кто скрылся в лесах.

Население Эльзаса не покорилось немецким оккупантам и ведет геро
ическую борьбу против фашистских захватчиков. В горах и лесах скрываются сотни эльзасцев, уклоняю
щихся от трудовой повинности и службы в немецкой армии. Патрио
ты нападают на немецкие посты на германско-швейцарской границе и уходят в Швейцарию. За один ме
сяц убито 57 немецких солдат из пограничной стражи. Недавно воо
руженная группа одьзасцев рассея
ла немецкий конвой и освободила 15 арестованных антифашистов. В районе Страсбурга неизвестные взорвали немецкий склад боеприпасов. В Мюлузе патриоты вывели из строя крупный цех одного из военных заводов.

Партизаны истребили

карательный отряд

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4. (Спец. корр. ТАСС). Партизаны Смоленщины наносят гитлеровцам сильные удары.
Однажды ночью к партизанам прибежал взволнованный колхоз
ник. Крестьяне соседней деревни узнали, что к ним направляется, отряд карателей. Старики редгили послать за помощью к партизанам.
Рано утром на следующий день небольшой партизанский отряд под руководством опытного Командира подошёл к деревне. Партизаны разместились на гумне, в сараях и на колхозной конюшне.
Ждать партизанам пришлось недолго. К деревне по просёлочной дороге двигался отряд карателей.
Первыми выстрелами были убиты офицер и несколько солдат. Остальные гитлеровцы бросились бе
жать. Меткие выстрелы снайперовпартизан докончили дело. Ни одному гитлеровцу не удалось спастись.
Действующая армия. Бойцы Н-ской части выбивают немцев из укрепленного узла сопротивления.
Фото Е. КОПЫТА (ТАСС).

ОТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

О ПРИСВОЕНИИ ВОИНСКИХ ЗВАНИЙ ВЫСШЕМУ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕМУ СОСТАВУ КРАСНОЙ АРМИИ

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
Присвоить нижепоименованным лицам высшего начальствующего состава Красной Армии воинские звания, установленные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года:
Звание ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА
Антонову Алексею Иннокентьевичу. Звание ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА
Штеменко Сергею Матвеевичу.
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. СТАЛИН.
Управляющий Делами Совнаркома СССР
Я. ЧАДАЕВ.
Москва, Кремль. 4 апреля 1943 г.

Предмайское социалистическое

соревнование

Коллектив паровозного депо имени Ильича Западной дороги взял на себя обязательство до 1 мая внести в фонд Главного Командования Красной Армии 100 тысяч килограммов сэкономленного топлива. В развернувшемся среди паровозников предмайском социалистическом соревновании прекрасные результаты показывает ком сомрльско-молодежная бригада паровоза «СУ 9816», сэкономившая в мар те 15 тысяч килограммов угля. Тщательный уход за паровозом, отличное знание профиля пути и строгое соблюдение графика дали возможность бригаде добиться такой большой эко
номии топлива. На снимке: секретарь комитета ВЛКСМ депо т. Рылькова (справа) беседует с бригадой, возвратившейся из очередного рейса- Сле
ва направо: помощник машиниста т. Янченко, кочегар т. Солнцев и машинист т. Васильев. фото л. СМИРНОВА.

В фонд Главного Командования

Машины переданы
Красной Армии
Коллектив завода, где директором тов. Погорелое, включаясь в предмайское соревнование, дал обеща
ние к 1 мая сдать в особый фонд Главного Командования 10 специальных машин и 7 газогенерато
ров, выпустить сверх плана 10 процентов спецпродукции и т. п.
Свои обязательства коллектив выполнил досрочно — к 1 апреля. Наднях на территории завода представители командования Н-ской части принимали от коллектива завода сверхплановую продукцию.
Принимая машины, старший лейтенант тов. Груздев благодарил коллектив за подарок Красной Армии, от имени бойцов и командиров части призвал коллектив рабо
тать ещё лучше, больше помогать родной Красной Армии громить ненавистных фашистов.
Рабочие и специалисты завода взяли новые обязательства по соревнованию; к 1 мая дать допол
нительно 10 специальных машин и 5 газогенераторов в особый фонд Главного Командования.
Строгая
ритмичность
На заводе, где секретарем парторганизации тов. Александров, на только коллективы цехов и бригад, но и отдельные стахановцы делают свои взносы в особый фонд Главного Командования.
Среди стахановцев развернулось соревнование на сдачу в особый фонд, кроме коллективных, ещё и индивидуальных подарков. Стаха
новцы остаются после окончания рабочего дня в цехе и, исправляя де
тали, не пригодные для пуска на поточную сборку, сами собирают из них важные изделия для Красной Армии. Эту работу стахановцы вы
полняют без оплаты труда. Слесарь тов, Никитин сделал и внес в осо
бый фонд Главного Командования 5 таких изделий, старший контрольный мастер ОТК тов. Буданов, ма
стер тов. Буров и слесарь тов. Анчуков — по 3 изделия.
С первых дней апреля цех начальника Купцова работает строго ритмично и уже несколько обогнал график сдачи боевой продукции.

Совещание работников швейной промышленности

гор. Москвы

В Колонном зале Дома союзов 3 апреля состоялось совещание ра
ботников швейной промышленности г. Москвы.
С докладом о ходе предмайского социалистического соревнования на предприятиях швейной промышленности выступил народный комиссар
легкой промышленности СССР тов. Лукин.
Выступившие в прениях директора фабрик, инженеры, работницы поделились опытом организации со
циалистического соревнования на своих предприятиях. Директор фабрики А» 16 тов. Шерлина подчеркнула значение гласности в соревновании. Ежедневно на щите отме
чается количество сверхплановой продукции, которую фабрика дает
в особый фонд Главного Командования Красрой Армии: люди наглядно видят результаты овоего труда, свою помощь фронту.
На совещании выступили нарком текстильной промышленности СССР тов. Акимов, секретарь МГК ВКП(б) по текстильной и легкой промыш
ленности тов. Щеголев, начальник Московского городского управления легкой промышленности тов. Ушаков.
В заключение совещания выступил секретарь МГК ВКП(б) тов. Г. М. Попов.
С большим воодушевлением участники совещания приняли приветственное письмо товарищу Сталину.
(ТАСС).

В исполкоме Московского совета

Состоялось очередное заседание исполнительного комитета Москов
ского городского Совета депутатов Трудящихся. Были рассмотрены важнейшие вопросы хозяйственной жизни столицы.
ХОЗЯЙСТВО МОСКВЫ
ВО ВТОРОМ КВАРТАЛЕ
В военной обстановке работники многих отраслей обширного хозяй
ства столицы добились серьёзных успехов, энергично п настойчиво преодолевая трудности. Однако, про
изводственные показатели у ряда управлений и трестов Московского совета ещё недостаточны.. В первом квартале нынешнего года плохо ра
ботали трамвайщики. Предприятия местной промышленности далеко не использовали имеющихся возможно
стей увеличения выпуска товаров широкого потребления.
Обсудив итоги первого квартала, исполком Моссовета утвердил план развития хозяйства Москвы во втором квартале. На строительные ра боты ассигновало более 37 миллионов рублей.
Большое место занимают в плане капитальный ремонт жилых зданий и санитарное благоустройство. За три месяца намечена построить несколько трамвайных веток, проложить новые линии водопровода, канализации, газовой сети.
Эксплоатацпя подвижного состава городского транспорта должна быть значительно улучшена. За квартал трамвай должен перевезти 245 миллионов пассажиров. Большое количество автобусов будет переоборудовано для работы на твёрдом топливе.
PEM0HT ЖИЛЫХ
ДОМОВ
Затем на заседании исполкома был рассмотрен вопрос о капитальном и текущем ремонте жилых до
мов. Несмотря на условия военного времени, партия н правительство уделяют много внимания сохранению и поддержанию в должном порядке жилого фонда Москвы. В нынешнем году для этой цели отпу
щено свыше 140 миллионов рублей. Из них 90 миллионов — на капи
тальный ремонт. Эти затраты более чем в два раза превышают прошлогодние.
Нормальная эксплоатация жилищ зимой будет зависеть от того, насколько своевременно и добро
качественно выполнится план ремонтных работ. Этого, видимо, ещё не учли исполкомы многих район
ных советов. В первом квартале план ремонта выполнен лишь в ше
сти районах — Ленинградском, Коминтерновском, Октябрьском, Бауманском, Сталинском и Калининском.
Исполком утвердил план капитального ремонта. Установлены сро
ки приведения в полную готовность систем центрального отопления и т д.
Исполком Моссовета особо подчеркнул необходимость широко применить на ремонтных работах малую механизацию, полностью использовать имеющиеся механизмы, применять метод заблаговременного изготовления деталей на стройдворах. Тресты и ремонтные конторы должны широко практиковать самозаготовки материалов и инструментов.
РАБОТА
ДВОРНИКОВ
Москва всегда отличалась чистотой своих улиц и дворов. В дни войны высокая санитарная культу
ра имеет первостепенное значение.
Чистота на улицах и во дворах в большой мере зависит от работы дворников. В Москве насчитывается более 13 тысяч дворников. Однако, их работа ещё плохо организована.
Исполком Моссовета утвердил на своём заседании положение о дворниках. Установлены зимние и летние нормы уборки отдельно для улиц с усовершенствованным пок
рытием, булыжной и щебёночной мостовой.
С мая для дворников вводятся специальная форма, нагрудные и нарукавные знаки, номера. В каж
дом домоуправлении, имеющем двух и более дворников, назначается старший дворник. Он явится помощником управляющего домом но соблюдению санитарного режима и благоустройства.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

Об утверждении нагрудного знака «Отличный связист

В целях поощрения особо выдающихся связистов из числа рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
1. Утвердить для рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД образец нагрудного знака «Отличный связист».
2 Утвердить Положение о нагрудном знаке «Отличный связист». 3. Установить ношение знака на правой стороне груди,
4. Предоставить право награждения нагрудным знаком командирам полков, бригад, дивизий, начальникам связи дивизий и выше.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М, КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 3 апреля 1943 г.

Положение о нагрудном знаке «Отличный связист

1. Нагрудный знак «Отличный связист» является наградой для осо
бо выдающихся связистов Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД.
2. Знаком «Отличный связистнаграждаются особо выдающиеся связисты рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии,
Военно-Морского Флота и войск НКВД, систематически показывающие высокие образцы:
отличного знания материальной части аппаратуры связи и умелого инициативного применения её в бою;
быстрого вступления в связь, приёма н передачи телеграмм и ра
диограмм, соблюдения правил стаяциоино-зкошюатациоиной службы;
маскировки личной, маскировки
материальной части радио-станций и телеграфно-телефонных станций;
сбережения личного оружия и имущества связи во всех условиях боя;
отличной дисциплинированности и строжайшего сохранения военной тайны;
успешного выполнения задания по быстрой организации связи, перевыполнению нормативов по строительству линий связи, оборудованию узлов связи, устранению повреждений линий связи.
Список лиц, награжденных нагрудным знаком «Отличный свя
зист», об’является приказом (по полку, бригаде, дивизии, корпусу, армии, фронту, округу) с внесением награды в красноармейские книжки каждого бойца и младшего командира.

Описание нагрудного знака «Отличный связист

Нагрудный знак изображает собой фигурный щит, наложенный на позолоченный дубовый венок, ветви которого, перевитые лентой, выступают по бокам щита.
Поверхность щита покрыта рубиново-красной эмалью, а края изоб
ражены оксидированной полоской с симметрично расположенными на ней точками. В верхней части щита полоска переходит в витое украшение.
В верхней части знака на щит наложена, покрытая рубиново-крас
ной эмалью, круглая пластинка, в середине которой позолоченное изображение серпа и молота. По краю пластинка имеет белый эмалевый поясок о надписью, сделанной золотыми буквами, «Отличный связист».
Белый эмалевый поясок по краям имеет позолоченные ободки, а в
нижней части пятиконечную ввёздочку.
В нижней части щита, соответст
венно надписи, помещается эмблема войок связи, покрытая позолотой.
Знак металлический, размер знака по вертикали — 46 мм, по ширине — 37 мм.
На оборотной стороне знак имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.

Награждение орденами и медалями начальствующего и вольнонаемного состава оборонительного строительства Красной Армии

За образцовое выполнение боевых бадаяий командования на фронте борьбы с немецкими за
хватчиками, проявленные при этом доблесть, мужество и за выдающи
еся заслуги в деле строительства оборонительных рубежей и инженерного обеспечения фронтов Ука
зом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
Орденом Ленина: полковник А. С, Корнев;
Орденом Красного Знамени: полковник К. Н. Ефремов, военинженер 1 ранга И. А. Козлов, генералмайор С. И. Ширяев и другие, всего 8 человек;
Орденом Трудового Красного Знамени — 13 человек;
Орденом отечественной войны 2 степени — 4 человека;
Орденом Красной Звезды — 59 человек;
Орденом «Знак почёта» — 103 человека;
Медалью «За отвагу» — 11 человек;
Медалью «За боевые заслуги» — 117 человек;
Медалью «За трудовую доблесть— 66 человек;
Медалью «За трудовое отличие— 53 человека.
(ТАСС).
Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:
Главному конструктору завода № 9 Наркомата вооружения товарищу Ф. Ф. Петрову; Начальнику Главхимпласта тов. Никола
еву Александру Николаевичу, директору Карачаровского завода пластмасс тов. Баканову Дмитрию Михайловичу, начальнику це
ха завода им. «Комсомольской правды» тов. Фадеевой Антонине Васильевне; Инженеру-капитану 1-го ранга тов. И. П. Волосок; Профессору Московского историко-архивного института доктору исторических наук тов. П. П. Смирнову; Бийск, главному инженеру Главного управления маслодельно-сыродельной промышлен
ности Наркоммясомолпрома тов. Д. А. Грапинову; Старшему инженеру металлургического отдела Народного комиссариата боеприпасов тов. В. В. Фульмахт; Народному комиссару автомобиль
ного транспорта РСФСР товарищу Куршеву, секретарю партбюро наркомата товарищу Минину, председателю месткома наркомата товарищу Кива; Руководителю лаборатории НИИ-13 доктору технических наук, профессору тов. Вениамину Семеновичу Меськину.
Патриотический почин колхозников и колхозниц Тамбовской области в декабре 1942 года, собравших из своих личных сбережений и внесших в фонд Красной Армии 40 миллионов рублей на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник», вызвал широчайший отклик в массах Населения нашей страны.
Колхозники, рабочие, служащие, интеллигенция, красноармейцы, командиры и политработники Красной Армии и Военно-Морского Флота, партизаны и партизанки, сле
дуя почину тамбовских колхозников, внесли, начиная с 9 декабря 1942 г. по 31 марта 1943 г., в фонд Красной Армии 7.041.320.000 (семь миллиардов сорок один миллион триста двадцать тысяч) рублей. Эти средства, в соответ
ствии с выраженным желанием трудящихся, направлены на дальнейшее усиление военной мощи нашей страны, на по
стройку самолётов, танков, артиллерии и боевых кор’аблей. Кроме того, в фонд Красной Армии поступили многочисленные драгоценные вещи и большое количество сельскохозяйственных продуктов.
Сбор средств в фонд Красной Армии прошёл как яркая
демонстрация советского патриотизма трудящихся СССР.

Южнее Изюма

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5. (Спец. корр. ТАСС). Южнее Изюма немцы предпринимают атаки. Со
ветские части стойко защищают свои рубежи. На отдельных участ
ках разгораются рукопашные схватки.
Вражеским атакам . предшествует усиленная, обработка переднего края нашей обороны с воздуха. На одном участке после 40-ми
нутной бомбёжки немцы бросили в атаку танки и мотопехоту. План противника сводился к тому, чтобы сбить с позиций Н-скую часть.
Фашисты были встречены мощным огнём из всех видов оружия.
Ещё на дальних подступах к переднему краю артиллеристы подби
ли три вражеских танка. Атака немце® провалилась. Потерпели неудачу и последующие попытки неприятеля прорвать нашу оборону.
Наступил вечер. Наблюдатели обнаружили скопление вражеских танков, артиллерии и пехоты у одного населённого пункта. Противник (подтягивал резервы для ноч
ной атаки. Артиллеристы выдвинули орудия на открытые позиции и прямой наводкой ударили по скоплениям гитлеровцев. Внезапный огневой налёт расстроил планы фашистов.
Утром бой возобновился с новой силой. Немцы сосредоточили на уз
ком участке до полка пехоты, 20 танков и предприняли одну за другой несколько яростных атак, стре
мясь выйти к населённому пункту. Одному из отрядов немецких авто
матчиков удалось просочиться в расположение Н-ской части. Но подвижной группой бойцов все гитлеровцы были окружены и уничтожены. На каждую попытку против
ника прорваться в расположение нашей части советские бойцы отвечали контрударом. Гитлеровцы были отброшены на исходные позиции. В этих боях истреблены сот
ни немецких солдат и офицеров, сожжено и подбито несколько вражеских танков.
И. Лапоногов.