Борьба с потерями

на производстве

РУКОВОДИТЕЛЬ каждого предприятия стремится обеспечить свое производство- необходимыми материалами в таких размерах, что
бы не только выполнить усталовленйуУо для завода программу, но и перевыполнить её. Но в военных условиях не всякое предприятие может своевременно получить сырьё. В связи с эгпм некоторые участии производства отстают, не выполняют плана, Между тем, если бы ру
ководители завода н цехов уделяли больше внимания борьбе с потерями, это в значительной степени со
действовало бы нормальной работе производственных участков. Об игом достаточно ясно говорит опыт нашего завода.
В цехи сейчас пришла молодёжь. Не освоив сложные операции на сборке,- некоторые молодые рабочие не выполняли плана. Начальник цеха то в. Морозов немедленно при
мял меры. Раньше рабочий собирал изделие полностью. Сейчас введена пооперационная сборка, при чём первые операции выполняются молодыми, . менее квалифицированны
ми рабочими, а заключительные — старыми кадровиками. Таким образом цех вполне справился с затруднениями и благодаря введению по
точной системы увеличил выпуск готовых изделий. В то же время каждый рабочий, выполняющий определённую операцию, получил воз
можность овладеть техникой своего дела н повысить производительность труда.
Организация рабочего места имеет немалое значение для повышения производительности труда. Можно привести такой пример. -У рабочего места детали и изделия у нас стали хранить в особой таре. Рабочий знает, что каждая деталь или изделие должны ле
жать в определенном месте. Так экономится время. Это дало возмож
ность перевыполнить программу н дать в марте сверх плана 500 изделий в особый фонд Главного Командования Красной Армии.
Правда, в некоторых цехах борьба с потерями рабочего времени ведётся ещё недостаточно. Рабочему приходится тратить много времени на хождение за деталями, поиски инструмента. Для того чтобы ликвидировать эти потери, назначают
ся специальные рабочие, которые будут доставлять инструмент, детали и материалы непосредственно к рабочим местам. Там, где это ме
роприятие ещё не введено, потерн рабочего времени велики.
Квалифицированная штамповщица Кузьмина в течение 8 часов работы потеряла 27 минут на хожде
ние по разным делам. За это время она могла бы выработать 500—600 деталей. Чтобы полностью уплот
нить рабочий день штамповщицы, ей дали подсобного рабочего. Он занимается подготовкой деталей к вытяжке, очищает их от грязи, смазы
вает маслом и полаёт работнице. Штамповщице оставалось только заниматься своим основным делом. Она смогла резко повысить произ
водительность труда и выпускать деталей на 30—35 прбцентов больше, чем раньше.
Потери на производстве характеризовались также и значительным расходом металла. Если бы металл экономнее расходовался, а отходы
использовались в полной мере, то цехи смогли бы значительно увеличить выпуск продукции. Опыт по
казал, что свои сырьевые ресурсы можно увеличить, если бороться с потерями металла при производстве деталей.
В цехе, где начальником тов. Верёвкин, ежемесячно экономят 200 килограммов металла за счёт умень
шения припусков на обработку. В этом яге цехе детали, которые раньше изготовлялись из полноцен
ного материала, сейчао делают из отходов. Качество их нисколько не
изменилось. А между тем каждый месяц цех экономит и на этом 140 килограммов металла.
В цехе, где начальником то®. Федоров, достигается экономия метал
ла в 500 килограммов за месяц. Здесь две детали штампуются из отходов других изделий. Инстру
ментальный цех также получает большую экономию металла, после того как здесь стали изготовлять штампы, используя в качестве за
готовок отработанные штампы. В течение месяца на этом было сэко
номлено 1.000 килограммов металла.
Нельзя пройти мимо потерь, получаемых от брака. У нас на заво
де брак происходил, например, на штамповке изделий. Несмотря на
изношенность штампа, работница продолжала штамповать изделия.
Они, конечно, не соответствовали стандарту, получался массовый брак. Мы обязали начальника цеха тов. Федорова по окончании рабо
чего дня сдавать контролёру штамп и один экземпляр изделия, вышед
шего из-под штампа последним. Контролёр осматривает изделие и, если оно не отвечает стандарту, проверяет штамп. В случае износа штамп уже не возвращается в цех, а идет на исправление.
Борьбой с потерями на производстве много занимается партийная организация завода. Недавно на партсобрании нашей заводской ор
ганизации был заслушан доклад о борьбе с потерями. Собрание потребовало от всех коммунистов актив
ного участия во всех мероприятиях по экономии металла, сырья, топлива и электроэнергии. Для того
чтобы обеспечить ритмичную работу сборочного цеха, было решено соз
дать задел по основным деталям. Это решение уже выполняется нашими цехами с большим успехом.
До сих пор отдельные случаи брака рроисходили и из-за того, что завод не производил анализа поступающего на производство металла. Коммунисты предложили ор
ганизовать на заводе лабораторию. Она уже создаётся, и мы смоягем развернуть действенную борьбу за качество нашпх изделий
Коллектив предприятия взял на себя социалистические обязательст
ва в предмайском соревновании. Мы должны дать фронту как мож
но больше продукции п выпустить сверх плана изделия для оснащения нескольких миномётных батарей. Производственный план апреля должен быть закончен досрочно.
Работа наших цехов в марте показала, что мы имеем вое возмож
ности не только для выполнения своих обязательств, но и для их перевыполнения. Этому во многом поможет активная борьба нашего коллектива с потерями на производстве.
И, Ульянов,
главный инженер Н-ского завода.
Предмайское социалистическое соревнование. Обеспечив хороший уход за станками, автоматчица нарезного цеха Н-ского завода столи
цы Е. Орлова, работающая на девяти автоматах, добилась систематического перевыполнения про
изводственных заданий. На снимке:
Е. Орлова у автомата.
Фото Л. СМИРНОВА.

5 апреля

В
сенародный сбор средств в
фонд Красной Армии, в фонд победы над врагом является ярчай
шей демонстрацией советского пат
риотизма. О я декабря 1942 года по 31 марта 1943 года в фонд Красной Армии поступило 7.041.320.000 рублей. Вспоминая патриотический почин тамбовских колхозников в декабре 1942 года, положивший начало этому замечательному всенародному движению, «Правда» пишет в передовой: «Советский народ не щадит ни оил, ни средств, чтобы усилить помощь Красной Армии, уси
лить военную мощь своей страны. Он готов всё отдать для Родины, как отдавали встарь, защищая Ро
дину, нижегородцы при снаряжении ополчения Минина н Пожарского. Враг встретил перед собой грозную танковую колонну «Тамбовский кол
хозник». С неукротимой яростью бросится на врага полк Штурмовиков «Маршал Сталин», созданный рабочими сверх плана. Экипажи боевых машпн танковой колонны имени Сусанина, имени Валерия Чкалова, «За советскую Эстонию», эскад
рилья «Боевая подруга — фронту», —экипажи этих и многих других боевых единиц чувствуют на себе особо почётную ответственность. Ус
пехи Красной Армия, выраженные в опубликованных Совинформбюро
итогах зимней кампании Красной Армии, воодушевляют советский народ на дальнейшую, ещё более растущую, и крепнущую помощь Красной Армии. Предстоят упорные и ожесточённые бои е немецко-фашистскими оккупантами. Война за изгнание врага с захваченной совет
ской земли разгорается. Враг будет
разбит и изгнан. Все силы народа— на помощь Красной Армии!» ★
В ПЕРВОМ квартале текущего го
да работники рыбной промышленности выловили на, 1.560 тысяч пудов больше рыбы, чем в прошлом воду. Как сообщает «Правда», к ло
ву рыбьт приступили и в районах, освобождённых от немецких захват
чиков. Тысячи центнеров свежего судака н крупного леща получают воины Красной Армии от рыбаков Ростовской области и Краснодарско
го края. В 2К раза больше, чем за первый квартал 1942 года, выловил рыбы Сталинградский рыбный трест. Отмечая успехи рыбаков Архангельввой области. Беломорского треста, гааета подчеркивает, что должны улучшить работу отстающие предприятия (Глашамуррыбиром., Турк- ИКрвяЯ в Кольский тресты и др.).
Д
ИРЕКТОР завода «Красный
пролетарий» тов. II. Тараничев публикует сегодня в «Правде
статью «Поток». В статье приведен опыт организации массового произ
водства на заводе. Автор^ сообщает много интересных подробностей об увеличении выпуска продукции пу
тём лучшей организации производ
ства и в частности путём перевода производства на поток. Этот метод, заключает тов. Тараничев, прост, эффективен и доступен по средствам и затратам любому предприятию.

МУЗЕЙ обороны Царицына, экс
понаты которого полностью сохранены, реорганизуется в музей обороны Царицына—Сталинграда, Он пополнится множеством документов, отражающих героическую защиту го
рода от немецких захватчиков. Уже собрано до 2.000 фотографий, свыше 200 боевых листков воинских подразделений н т. д.

АКТИВНАЯ ПОМОЩЬ ШАХТАМ

ЛЕНИНСКИЙ
РАЙОН — ГОРНЯКАМ
Предприятия Ленинского района шефствуют над тремя шахтами Треста «Красноармейскуголь». Они поддерживают тесную связь с подшефниками, оказывают им боль
шую помощь. Ежемесячно на шах
ты отправляется много различных материалов и оборудования.
Трест «Красноармейскуголь» оборудует центральную ремонтную мастерскую. Станки и комплекты ин
струментов для неё из Ленинского района уже отправлены. Учитывая, что трест не имеет возможности производить ’химический анализ уг
ля, шефы решили оборудовать на шахтах специальную лабораторию. С помощью коллектива научных работников Академии наук СССР такую лабораторию уже удалось ском
плектовать. На месте отправлены сушильные шкафы, аналитические весы, фарфоровые тигли и т. п.
По заявкам шахт - предприятия района часто выполняют специальные заказы. Недавно завод, где ди
ректором тов. Чуйков, изготовил около 500 пик для отбойных молот
ков. Завод, где главным инженером тов. Формаковокий, изготовил цепи Галля н скребки для транспортёров. Эти же заводы послали много различных деталей для шахтных механизмов.
На каждой подшефной шахте активно работают представители райо
на, На шахте № 12 представитель шефов тов. Иванов взял под своё наблюдение отгрузку угля. 40 московских слесарей и токарей рабо
тают в шахтной мастерской. На шахте Ns 19 большую помощь горнякам оказывают московские инже
неры — представители района тт. Трошин и Сазонтов. Один из представителей шефов на шахте № 29 — тов. Калмыков — из’явил желание остаться здесь на постоянной работе.
Нередко в Ленинский райком ВКП(б) с шахт приезжают представители заводов-шефов, которые просят, чтобы угольщикам Подмос
ковья была оказана немедленная помощь. Недавно представители района заявили, что шахтёры не могут работать из-за отсутствия
обычных фитилей для шахтёрских лампочек- По настояний шефов фи
тили были быстро изготовлены на
одном из предприятий района, Так же было и с ремнями особого типа,
которые нашлись на одном заводе и отправлены на шахты.
Трудящиеся Ленинского района также помогают и не подшефному им тресту «Доцской уголь». Так был изготовлен в короткий срок ко
ленчатый вал для одного механизма. Кроме того, по просьбе «Донугля
Академия наук СССР предоставила в его распоряжение большой компрессор.
Шефская работа предприятий Ленинского района пользуется боль
шой популярностью на шахтах треста «Красноармейскуголь». Шах
тёры знают своих шефов, видят их активную и полезную деятельность, ощущают их помощь на каждом шагу.
Это содействует достижению успех о«, угольщиками в предмайском социалистическом соревновании.

БЕСКЛУБНЕВАЯ ПОСАДКА

КАРТОФЕЛЯ

АКАДЕМИК
И. ЯКУШКИН
ГОД назад, в конце марта 1942 г. на основе существовавших тогда данных и в развитие мер, направ
ленных к сбережению посадочного материала, мною был предложен способ посадки картофеля почти без затраты клубней.
Описание этого способа было опубликовано в «Вечерней Москве1 апреля 1942 г. За истекший год в Москве и в некоторых других областях Союза была проведена проверка предложенного способа. Она да
ла благоприятные результаты. На полевой станции Тимирязевской академии с помощью рассады из глазков удалось получить высокие урожаи картофеля. Всего на стан
ции новым способом было засажено около четверти гектара; с этой пло
щади собрано более 75 центнеров картофеля. Некоторые делянки дали урожай в размере 400 центнеров с га. Для условий 1942 г., которые в общем были неблагоприятны для
развития картофеля, такой урожай следует признать очень высоким. Прекрасные результаты с помощью бесклубневой посадки были получе
ны также и на ряде огородов под Москвой.
Новый способ был проверен также на Башкирской и Марийской республиканских опытных станциях. На Марийской станции получен урожай не ниже, чем от верхушек, а верхушки, правильно сре
занные и хорошо сохранённые, как известно, дают урожаи, часто даже более высокие, нежели посадка клубнями. Подложенный способ отнюдь не следует противопоставлять сбору верхушек. Он только до
полняет использование верхушек картофеля.
Первая декада апреля представляет лучшее время для , вырезкп глазков и получения из них картофельной рассады. Поэтому в насто
ящей статье привожу основные приёмы этого способа .
Из назначаемых для посадки клубней картофеля весом не нпже 60 гр. вырезаются все глазки, как верхние, так и пижние, с неболь
шим кусочком мякоти. Вес такого кусочка не должен превышать 1-2 гр. С каждого клубня, среднего или крупного, удаётся вырезать 6, 8 и даже 10 глазков и в даль
нейшем получить 6, 8 и 10 кустов картофеля. При весе клубня в 80 гр. не менее 60 гр., то-есть три четвер
ти всего клубня, сохраняется для пищевого использования. Лишённые

Сбор

лекарственных растений

УЧАСТИЕ КОМСОМОЛЬЦЕВ,
ПИОНЕРОВ
И ШКОЛЬНИКОВ
С наступлением весны начался сбор дикорастущвРх лекарственных расте
ний, идущих на медикаменты и для технических целей.
В беседе с нашим сотрудником управляющий Всесоюзным трестом
лекарственных растений Наркомздрава СССР тов. Табачнюк сообщал:
— Освобождение Красной Армией Северного Кавказа даёт нам воз
можность приступить к заготовкам ценнейших дикорастущих лекарст
венных растений, которыми так бо
гат этот край. В Чечено-Ингушетии мы начали заготовлять валериано
вый корень, в райские Майкопа — корень мандрагора, который идёт для атропина, в степях вокруг Армавира — травы «Горицвет», слу
жащей необходимым средством при выработке адонилена; много лекарственных растений будет собрано в Дагестане.
Большая работа по обору и заготовкам лекарственных растений будет проводиться также в Казахстане, Киргизии, Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, а также в За
кавказье. В этой работе нам окажут большую помощь комсомол, пионеры и школьники.
В республиках Средней Азии начались совещания, посвящённые сбору лекарственных растений. В
них принимают участие учёные, представители комсомольских орга
низаций, колхозов, совхозов, Апте
коуправления, Лекрастреста. Первая такая конференция состоялась в Киргизии. В ней приняли участие представителя Академии наук СССР.
Много полезных дикорастущих можно собрать и в других местах нашей родины. Так, например, в Московской области школьники и пионеры могут найти валериановый корень, траву «йодяной перец», которая является кровеостанавливающим средством, цветы н листья ландыша — сердечное средство и т. д.
В этом году намечено собрать 7.000 тонн дикорастущих лекарственных и технических растений.
Другой большой работой треста является выращивание культурных лекарственных растений. В этом году в Поволжье, Тамбовской и Рязанской областях,; республиках Сред
ней Азии, Закавказья и на Алтае
будет посеяно и посажено 10 видов полезных растений. Среди них — белладонна, валериана, далматская
и аптечная ромашка, шалфей, реведь и т. д.
В ближайшие дни из Москвы в места, где будут выращиваться культурные лекарственные расте
ния, выезжает бригада специадистов-агрономов.
За успешное выполнение производствснпых планов артель «Кооиобувь получила переходящее крас
ное знамя Бауманского райкома ВКП(б) и райисполкома. На снимке; стахановсц-двухсотуик сапожник
А. Ратников ремонтирует обувь.
Фото М. БАЧУРИНА.
глазков клубни в весеннее время хранятся лучше, чем клзбни нетронутые, так как в тёплую погоду главная опасность при хранении заключается в прорастании клуб
ней, а клубни, лишённые глазков, прорастать не могут. Расход поса
дочного материала на гектар пони
жается до 100—120 кг. взамен 1,5 — 2 тоип, которые необходимы даже при разрезании крупных клубней пополам. Вырезанные глазки тотчас же после вырезки выса
живаются в ящики с парниковой землей. Высадка производится гу
сто (глазок к глазку). При этом на каждый квадратный метр ящика удаётся высадить от 3 до 4 тысяч глазков («мостовая» посадка).
Такого количества глазков достаточно для того, чтобы засадить огород площадью в 400—500 кв. метров. Следовательно, для значительного числа индивидуальных огоро
дов достаточно приготовить рассаду лишь на половин? квадратного метра. Глазки сажаются в ящики мел
ко, но более, чем на I см., и только прикрываются землей. Почву в ящиках необходимо поддерживать в хорошо увлажнённом состоянии. Рас
сада готова к высадке, когда она достигнет высоты в 10—12 см. Для получения рассады из глазков могут быть также попользованы рост
ки проросших клубней. При этом рекомендую не отрывать эти ростки и не отрезать Их без мякоти, а вы
резать их с кусочком мякоти той же величины, как и для непроросших глазков.

В СЕМЬЕ ФРОНТОВИКА

Жена командира Красной Армии Марин Николаёвна
организовала из домашних хозяек,
проживающих в доме № 25 по
Трубной улице,
группу активисток, деятельно помогаю
щих райисполкому
в заботах о семьях фронтовиков. В ряде домов активистки, по заданию райис
полкома, выявили
и взяли на учёт все семьи военнослужащих.
Активистки помогли райисполкому и в организа
ции питания детей фронтовиков, в оп
ределении ребят в детские сады и яс
ли. На снимке: Мария Николаевна Кухман читает
книжку детям фрон
товика Шуре и Нине Булаповым; на втором плане— активистка А. Майкова.

Невыполненные обязательства

В Бауманском трамвайном депо выставлен щит. На нём изложены основные условия предмайского социалистического со
ревнования. На практике работы двух линий—№ 25 и № 17- видно, что депо не выполняет взятых на себя обязательств. В социалистическое соревнование ещё не вовлечены все рабочие. Достижения передовиков-лунинцев и лучших ремонтных бригад не стали достижением всего коллек
тива депо.
О работе депо судят по движению трамвая. Каждый москвич, пользующийся услугами городского транспорта, имеет точное представ
ление о том, как работает та или другая линия.
Трамвайные маршруты А£А» 25 и 17 обслуживаются одним депо — Бауманским. В депо мы ознакоми
лись со сводка,мл. За последние дни движение на 25-й линии
Всё это говорит о том, что в депо ещё не наведен должный порядок. Опыт работы лунинекях бригад н лучших стахановцев не стал достоянием всего коллектива. Предмай
ское социалистическое соревнование в депо ещё не развёрнуто как сле
дует. Только 30 процентов работаю
щих заключили индивидуальные договора. Лишь 70 процентов бригад соревнуются друг с другом, лучшие водители и кондуктора не знают о том, как проходит предмайское социалистическое соревнование. Им не
известно, какая бригада работает успешнее всех, кто идёт впереди, кто отстаёт.

МОСКОВСКИЙ

КОЧЕГАРЫ
для ПАРОХОДОВ
Закончились занятия на курсах кочегаров Московско-Окского речного па
роходства. В короткий срок курсанты под руководством инженерно-технических работников изучили различные ви
ды топлива, процесс горения, работу котлов и т. д. На пароходах они прошли практику. Большинство из окончивших курсы сдали испытания на «хорошо» и «отлично». Среди кочега
ров — значительное количество же!** щин.
Вчера молодые кочегары приступили к работе на судах Московско-Окского речного пароходства.
подмосковному
БАССЕЙНУ
Ha-днях предприятия Москворецкого района отправили вагон о материалами
и оборудованием для Подмосковного угольного бассейна. Подшефные шах
ты получат 3 тонны стали, 36 метров цельнотянутых труб, 500 килограммов гвоздей, 73 пики и др.
несколько улучшилось. План выпуска вагонов все дни вьиулняетея.
Этой сводке можно было поверить, если бы не одна существен
ная деталь: чтобы приехать в депо, трамвая № 25 на Трубной площади пришлось ждать около 40 минут.
Чем об’ясняет это начальник депо тов. Молярчук? Оказывается,
25-й трамвай в пути задерживается другими поезДЙми. Но ведь если спросить другого начальника депо, обслуживающего другие линия, он,
безусловно, сошлётся на задержки, которые происходят и по вине 25-го маршрута.
Разберёмся по документам депо, как работает эта линия.
Линия считается в депо лучшей. Её протяжённость — 10,5 километ
ра. Она обслуживается лунинскими бригадами, в состав которых входит немало водителей первого п второго классов.
Однако за последние дни график движения на 25-й линии не выполняется. 29 марта в депо возвратились с линии два поезда из шести, 31 марта — один поезд.
Линия Л* 17 идёт от Пушкинского до Клинической площади. Рабо
тает она ещё хуже. В последние четыре дня график движения выполнялся всего на 29—48 процентов.
Трамваи, курсирующие на 17-й линии, часто возвращаются в депо, не отработав положенного времени.
Иногда с линии возвращается треть поездов. Бывают дни, когда это число возрастает или незначительно уменьшается, но пикогда не исчезает.
На территории депо выставлены щиты с показателями соревнования. На центральной доске — 12 обяза
тельств коллектива, которые были приняты ещё 1 марта. Трамвайщи
ки обязались выпускать на линию не менее 100 процентов вагонов, сократить возврат и простои на 50 процентов, выполнять план перевозок на 105 процентов, сделать мар
шрут № 25 лучшим лунинским маршрутом в городе. Ни одно из этих обязательств пока ещё не выполнено.
Плохо в депо и с трудовой дисциплиной.. Лишь в марте было 47 случаев нарушения дисциплины, из них — 19 прогулов.
Работники Бауманского депо, видимо, еще не прониклись сознанием необходимости лучше обслуживать москвичей, быстрее их доставлять на работу к фабрикам ж заводам.
Хозяйственные, партийные я профсоюзные организации депо должны принять все меры к тому, что
бы по-боевому развернуть предмайское социалистическое соревнование.
Г. Колодный.

ПАСТА ДЛЯ РЕМОНТА КРЫШ

СЕМЬЯМ
ФРОНТОВИКОВ
Дирекция и общественные организации сельскохозяйственной академии им. Тимирязева проявляют большую заботу о «е-мьях фронтовиков Много
детным семьям выдано 3.5 тонны капусты и 2 тонны картофеля. Детям,
нуждающимся в усиленном питании, в марте отпущено 900 литров молока.
лучший МАГАЗИН
РАЙОНА
Подведены итоги трехмесячного социадиетического соревнования торговых работников Кировского района. Лучшим магазином района признан продукто
вый магазин Да 10 (директор тов. Уханоеа). Небольшой коллектив этого магазина состоит исключительно из жен
щин, которые до войны занимались домашним хозяйством.
Магазин обслуживает более 6 тысяч рабочих Кировского района. За 8 месяца коллектив магазина не имеет ни одной жалобы, а, наоборот, получил ряд благодарностей: за отличное обслу
живание потребителя и образцовый порядок и чистоту.
Из месяца в месяц магазин перевыполняет план товарооборота.
ПРОВЕРКА ТОРГОВЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Санинспекция Коминтерновского района проверяет, как магазины подготовились к торговле в весенне-летних усло
виях. К 15 апреля в продуктовых магазинах должны быть набиты льдом холодильные шкафы, отремонтированы компрессорные установки. Директорам магазинов предложено запастись хлорной известью и бумагой для уничтожения мух* Бее торговые» учреждения в апре
ле и мае произведут текущий ремонт кладовых и другйх помещений.
Почему такой большой возврат с линии № 17? Могут ли работники депо, например, аам. начальника депо по движению тов. Панов, привести какие-либо веские причины
в оправдание этих непорядков? Heiv. Практика показывает, что возвраты происходят главным образом из-за нелобоокачественного ремонта.
На 25-й линии в последние дни брак мог бы быть сведён на-нет, если бы работники 1-го вагонного отделения де. по (начальник тов. Тшгьков) бол“е внимательно и добросовестно относи
лись к споим обязанностям. На шесть часов выбыл из строя вагон Л5 1062, потому что испортились тормоза. В другой раз вышел из строя на два часа поезд с моторным вагоном Л? 1017: сломался пантограф. Это произошло из-за невнимательности водителя, который неумело провёл поезд под скрещением проводов.
Вагой № 1047 не мог продолжать рейс, так как потерял на линии две тормозные колодки. Поезд вернулся в 3 часа и не работал до конца дня.
Оказывается, слесарь Шмакова плохо осмотрела тормоза. Столько же часов простоял и вагон № 1957. который не
внимательно осмотрел слесарь тов. Орлов.
Научно-последовательский автодорожный институт разработал би
тумную пасту, которую с успехом можно применять при ремонте крыш. Новый материал отличается большой водонепроницаемостью и прочностью, а также тем, что его можно использовать в холодном ви
де. Важное преимущество пасты ещё и в том, что ею одипаково легко покрывать и железные и деревянные кровли. По сравнению с применяющейся до сих пор битум
ной мастикой паста выгодна ещё и тем, что для её изготовления нужно на 20—25 процентов меньше битума.
Новым материалом заинтересовалась контора производственных предприятий Мосжилуправлепия. В
ближайшее время она организует на одном из своих предприятий производство битумной пасты. Её будут широко использовать для
ремонта крыш уже этой весной и летом.
Выращивание картофеля из рассады следует вести на хорошо подготовленных, удобренных навозом или птичьим пометом и золой, глу
боко перекопанных участках. Перед высадкой участки подвергаются маркировке. Расстояния между ря
дами могут составлять 60—55 см., а в рядах между растениями должно быть 20—25 см. Такая густота посадки даёт 8 растений на квадратпый метр или 80.000 на га. Посадка ведётся под сапку. При посадке в лунку даётся вола в количестве около четверти литра (стакан) на каж
дое растение. Очень желательно присыпать высаженные растения торфяной кроткой. В последующем уход за участком картофеля, выса
женным рассадой, проводится так же, как и на клубневых посадках. На протяжении всего лета участок должен быть свободен! от сорных трав, почва под картофелем должна, находиться в рыхлом состоянии. При влажном лете картофель дол
жен подвергаться повторному окучиванию, при сухой погоАс желательны поливка и внесепие подкормок в жидком виде.
При правильном выращивании рассады, тщательной пересадке и при хорошем уходе за ней выращенные из рассады кусты развиваются роскошно и дают значительное число клубней на каждое гнездо.
В 1942 г. мы собирали с каждого гнезда 12—15 клубней всех вели
чин. При мощном развитии рассады представляется очень выгодным в
середине лета провести прореживание картофельной плантации и вы
копать каждый третий куст для раннего получений молодого карто
феля. В особенности выгодно это сделать на ранних сортах, которые
при рассадном способе могут дать клубни в июне. Путём прореживания удается таким образом полу
чить с одного и того же участка два урожая картофеля в год, не прибегая к новой посадке.
Для раннего Получения картофеля рассаду необходимо выращивать в ящиках или парниках. Позднее, в конце апреля или начале мая, рассаду можно получать в грунтовых рассадниках, только прикрывая всходы в случае угрозы замо
розков. Подробнее об этом указано в моей книжке «Бесклубневая посадка картофеля» (1943 г. Изд. «Московский большевик»).
Изложенный способ назван мною бесклубневой посадкой картофеля, так как он действительно позволяет во много раз сократить расход посадочного материала и даОт возмож
ность получать высокие урожаи картофеля е ничтожными затратами клубней, а тем самым позволяет расширить площади иод картофе
лем при самом малом количестве посадочных клубней.
ОТ РЕДАКЦИИ: Способ, предложенный академиком И. Якушкиным, рекомендуется для индивидуальных и коллективных огородов.
ШАХМАТНЫЙ ЧЕМПИОНАТ
ШКОЛЬНИКОВ
Завтра в московском доме пионеров начинается шахматный чемпионат
школьников. В соревновании примут участие 14 мальчиков. Среди них — ученик 8-го класса 69-й школы Комегосарое, имеющий Еторую категорию, я ученики 8-го класса 131-й школы Со- Седов и Михайлов — шахматисты тре
тьей категории. Игры будут проходить три раза в неделю — по средам, пятницам и воскресеньям.

НАКАНУНЕ ПАВОДКА

МЕСТНЫЙ ЛЕДОХОД
НА МОСКВА-РЕКЕ
На Москва-реке в районе Павшино уровень воды за истекшие сут
ки поднялся па 132 сантиметра. Здесь, как и на всем протяжении Москва -роки и в ее верховьях,—не
высокий ледостав, наблюдались лишь местные подвижки льда. В
черте Москвы отмечен небольшой под’ем горизонта — за сутки вода повысилась на 23 сантиметра. В пра
дедах города река совсем освободилась от льда. Вчера начался и се
годня утром продолжался местный ледоход. По реке плывут редкие от
дельные льдины. Как сообщили нам в комиссии по борьбе с паводком, через 2—3 дня, когда двинется лед с верховьев реки, можно ожидать уже общий ледоход.
На Яузе только у Костомаровского моста зарегистрировано незначи
тельное повышение уровня реки — за сутки вода прибыла на 5 сантиметров.

Уже первый день местного ледохода показал, что не вое организация как следует подготовились к паводку. В Южной гавани вчера вечером усилившимся напором воды сорвало с причала деревянную пристань и угнаае ео вниз ho реке. Пристань была остановлена в полутора километ
рах ниже Южной гавани. Аварийный пароход «Колхоз» прибуксировал и водворил ео на старое место. Вчера же вечером в районе Н-ского завода течением сорвало шаланду Промспецстроя. Еe удалось тоже благополучно прибуксировать в безопасное место.
Все орган иоации, имеющие на Москва-репо суда и материалы. Должны немедленно, не ожидая общего ледохода и начала паводке., еще раз проверить крепость и прочность причалов, всю подготовку к встрече паводка.

ДЕНЬ

На трамвайных линиях №№ 17 и 25