Лауреаты Сталинских премий

АРАМ ХАЧАТУРЯН

ЕСТЬ два типа художников. Од
ни находят свой путь после долгих, упорных поисков. Другие сразу выступаю во всей оригиналь
ности своего стиля. Таков Арам Ильич Хачатурян. Самобытность н щедрость его творческой натуры проявились уже в ученических работах. Очень быстро он вырос в одного из крупнейших советских ком
позиторов — автора «Поэмы о Сталина, симфонии, скрипичного и
фортепианного концертов, багета «Гаянэ» и других выдающихся со
чинений. Всё это написано рукой художника, увлекающегося и темпераментного, вдохновлённого большими идеями современности.
Подчас Хачатурян подымается до высот трагического пафоса, создаёт мелодии, звучащие, точно горькие рыдания. Но основа его творчества оптимистична. Редкий--, из компози
торов может сравниться с нам в мощности проявления жизнеутверж
дающего начала. В его музыке есть
праздничность, приподнятость, она навевает множество ассоциаций, пробуждает фантазию, увлекает темпераментностью, радует перели
вами красок, мелодической щедростью.
Нельзя не поддаться обаянию певучих мелодий Хачатуряна, согретых теплотой и искренностью чувств. Кто не помнит чудесные
темы «Поэмы о Сталине» (в особенности мелодию заключительной хоровой пеенн — вдохновенного гимна в честь вождя), скрипичного я фортепианного концертов!..
С детства проникся композитор краоотою родных армянских песен, а также песен Грузии и Азербайджана. Он переплавил эти впечатления в творческом горниле и выработал музыкальный язык, самобытный и подлипно народный.
Из народной основы выросли и другие особенности музыки Хачату
ряна. И прежде всего свобода и непринуждённость музыкальной ре
чи, выливающейся часто в форму нмпровизации. Это сближает его с вамечательным искусством армянских ашугов, так же вольно и непринужденно слагающих свои пес
ни. От народа н безграничная щед
рость композитора, поражающего богатством фантазии, смелостью ярких и нарядных красок.
Хачатурян — художник большого размаха. Оп привык мыслить круп
ными планами, умеет развёртывать грандиозные симфонические нарасгания. Но он также и тонкий, про
никновенный лирик, пленяющий чистотою и поэтичностью. Во всём
многообразии остаётся неизменной сущность музыки Хачатуряна. В ней ощущается трепетность жизнен
ной пульсации, она увлекает, как неудержимо стремительный горный поток.
В 1941 году Арам Хачатурян был удостоен высокого звания сталин
ского лауреата за концерт для скрипки с оркестром. Музыка этого концерта полна юношеской увлечён
ности, она кипит и искрится, в ней звучат то лирически нежные, то страстно необузданные напевы. Она нарядна, точно ковёр, сотканный искусными руками карабахских мастериц.
Закончив скрипичный концерт, композитор приступил к работе над
балетом «Гаянэ». Поставленный на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова балет явился новым триумфом композитора и был отмечен присуждением Сталинской премии первой степени.
Сюжет «Гаянэ» волнует своей жизненностью. В нём рассказано о мирной, счастливой жизни совет
ских людей, нарушенной грохотом и лязгом фашистских танков. Наш народ проходит через суровые испы
тания. Отсюда — драматизм, даже трагедийность отдельных эпизодов балета. Но музыка попрежнему про
никнута оптимизмом, в ней живут спокойная уверенность, мечта о счастье, которое будет завоевано в упорной и трудной борьбе.
Музыка балета полна разнообразия, живости и динамичности. Ее достоинства — в лёгкости и чёткости рисунка. Это подлинно сце
ничная, чнето балетная музыка, представляющая безграничные воз
можности для балетмейстера и артистов. Вместе с тем музыка «Гая
нэ» представляет самостоятельную ценпость и может служить украшением любого симфонического кон
церта. Она отмечена всеми достоинствами хачатуряновского творчества, которое стало ещё более зрелым и отточенным в своей стилистической смелости и остроте. Да и как могло быть иначе у так щедро одарённо
го художника, стремящегося всё к новым и новым горизонтам.
Арам Хачатурян принадлежит к поколению композиторов, чей талант вырос и окреп в годы сталинских пятилеток. Его искусство свя
зано тысячью нитей с нашей жизнью, выражает богатства мира чувств и мыслей советского чело
века. В современности, народности и творческой смелости музыки Хачатуряна раскрылись черты подлинно советского художника.
Высокое звание сталинского лауреата, вторично увенчивающее композитора, — лучший показатель его творческих достижений. Хачатурян находится в расцвете сил, от него можно ожидать ещё больших успе
хов. Порукой тому — неутомимость творческих исканий, бурный рост советского искусства,
И. Мартынов.
Лауреат Сталинской премии композитор Д. Д. Шостакович с женой Ниной Васильевной в Подмосковьи.
Фото Ал. ЛECС.
На-днях в переполненном Колонном зале москвичи тепло встретили недавно созданный Государствен
ный оркестр народных инструмен
тов, руководимый заслуженным артистом РСФСР Николаем Осиповым.
Выдающийся виртуоз на балалай
ке и музыкант большой культуры, Н. Осипову тщательно подо
брал состав оркестрантов. Опыт артиста-виртуоза сказался на бле
стящей игре солирующих групп и отдельных инструментов. Мы услышали народные песни в новых ор
кестровках, которые заново открыли поразительные возможности корифеев русского оркестра — домр, балалаек, гуслей.
С блеском и под ёмом, с заражающим темпераментом оркестр ис
полнил «Как под яблонькой под той». Песня развернулась в яркую оркестровую картину. В хор сос
тязающихся домр и балалаек неожиданно вплелись прихотливые гусельные переборы. Той же крас
кой отмечено исполнение и песни «Светит месяц». Оркестр показал в
этой старинной песне мастерское владение всеми оттенками piano. А лотом в программе следовали уральская плясовая н русская сва
дебная, дошедшая до наших дней от петровских време.н, протяжные, шуточные, хороводные песни
Русским народным инструментам органически свойственна игровая природа. В этом ещё раз можно бы

„Медицина и война

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР ЛАУРЕАТОВ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
7 апреля в Центральном доме работников искусств состоится заклю
чительный вечер недели показа творчества лауреатов Сталинских премий. В большом концерте примут участие артн4ты — лауреаты Сталинских премий 1942 года.
«САЛАВАТ
КАРЫМ0В»
Перед зрителем на экране — горячий бой. Падают убитые, раненые. Но изза угла укрытия напряжённо следят за всем происходящим на иоле боя чьи-то зоркие, внимательные глаза. Это — ротный санитар. Вот он пополз
под неприятельским огнём к упавшему в снег бойцу. Презирая опасность, еже
минутно рискуя лсизныо, он выносит на себе раненого с его оружием и тут же, на поле боя, оказывает ему немедленную помощь.
Этим незаметным героям—санитарам и санитарным носильщикам многие ты
сячи бойцов обязаны своей спасённой жизнью.
О поля боя санитары- выносят раненых на себе, вывозят на собаках, на коне, к которому припряжена целая вереница саночек. В утеплённых санях доставляют их на полковой меди
цннскнй пункт. Здесь раненых прини
мают врачи, которые оказывают им самую необходимую помощь, чтобы по
скорее отправить дальше, где уже может быть сделана операция, обеспече
ны уход, лечение. На полковом пункте задерживаться нельзя — он тоже на
ходится в сфере боя. Главная задача — быстро рассортировать раненых но видам ранений и предотвратить возможные осложнения.
Чётко и самоотверженно работает медицинский персонал полкового пунк
та. Не обращая внимания на рвущиеся
кругом снаряды, медицинская сестра впрыскивает раненому противостолб
нячную сыворотку на раздробленную руку или ногу накладываются шины. Своевременно и умело наложенная шина в подавляющем большинстве случаев спасает от ампутации.
Разветвлённая сеть пунктов первой медицинской помощи выдвинута к са
мому переднему краю обороны. Всё пронизано большой человеческой заботой о защитнике родины.
Медсанбат напоминает палату госпиталя. Горит электричество, дымится в кружках горячий чай, раненым раздают хлеб, обед. А ведь это всего-навсе
го брезентовая палатка; Но как умело она утеплена, как рационально оборудована!
Медицинский персонал ведёт неустанный и победоносный бой со смертью. Тщательно обрабатывается рана. При
меняются новейшие достижения науки в борьбе с первыми пособниками смерти — микробами.
Из медсанбата или полевого походного госпиталя раненого эвакуируют в тыл, в глубь страны. Перевозка совершается в санитарных поездах, представляющих собой образцовые госпитали на колёсах. А если требуется срочная доставка в какой-лцбо специаль
ный госпиталь, — к услугам раненого покойная кабина санитарного самолёта. Туда самолёт доставляет раненых, оттуда — братскую кровь доноров, которая вернёт жизнь угасающему телу.
В эвакогоспиталях производятся сложнейшие операции. Жизнь каждого бой
ца одинаково драгоценна родине. И чем труднее и опаснее ранение, тем больше усилий направлено на спасе
ние жизни. Благодаря блестящим от
крытиям академика Н. Н. Бурденко в области военной нейрохирургии большая часть бойцов с черепно-мозговыми ранениями выздоравливает и возвращается в строй.
Как у постели родного ребёнка, бессменно дежурят медицинские сёстры
около тяжело раненых. Ласка и це?к- ность — в глазах боевых подруг. Они угадывают каждый взгляд, каждое, едва уловимое движение раненого.
Вся страна окружает раненого чутким вниманием. Эго тоже действенное лекарство, целебный бальзам. Шефст
вующие над госпиталем рабочие приносят подарки, любимую куклу и конфеты шлёт защитнику родины безвест
ная девочка и прилагает на память свою фотографию вместе с письмом, нацарапанным трогательными детскими каракулями.
Лучшие художники страны пишут портреты героев, лучшие мастера йену сств дают свои концерты в госпиталях.
Одного из больных мы запомнили по медсанбату. У него было безнадёжное шоковое состояние. Омертвевшее тело, безжизненный, остановившийся взгляд. Теперь он уже на пути к выздоров
лению. Живым блеском лучатся его глаза, и ответно лучатся глаза тех, кто вернул его к жизни.
Незабываем момент случайной встречи военного врача-фронтовигка Зеленовой в палате госпиталя со своим раненым сын&м-снайпером, который ока
зался в числе её пациентов. Незабываема игра на рояле одного из выздо
равливающих командиров, который до войны был пианистом и больше всего боялся за свои руки. В руку и ранило его в бою. Но советская медицина
сохранила ему любимую профессию. На руке остались едва заметные шра
мы. Так же легко и стремительно, как раныпе, пробегают по клавишам пальцы пианиста...
Советская медицина — одна из самых передовых в мире. Она воз
вращает в строй больше 70 процентов раненых. Из лечебных учреж
дений идут на фронт закалённые в боях воины.
Фильм «Медицина и война», показанный на-днях в Комитете по делам кинематографии при СНК СССР, поставлен с большой тепло
той п выразительностью. Это не только информация о военно-медицинской службе в дни отечественной войны, это — подлинное волнующее произведение киноискусст
ва о величии духа русских людей, об их патриотизме и братской любви.
Картина создавалась непосредственно в боевой обстановке. Многие эпизоды её сняты на передовой
позиции. Режиссёры В. Карин и Н. Богданов и операторы А. Филип
пов и Б. Фильшин показали себя в этой работе не только как искусные мастера военно-учебного фильма, но и как мужественные бойцы-патриоты
О. Власов.
Сталинград сегодня. Жители города очищают улицы.

Фото Н. СИТНИКОВА (ТАСС). НАЛЕТ НЕМЕЦКОЙ АВИАЦИИ

НА РАЙОН РОСТОВА

На-днях немецкие самолёты дважды пытались совершить массовый налёт на район Ростова. Действиями наших истребителей и ог
нём зенитной артиллерии враже
ские самолёты были рассеяны. В воздушных боях и огнём нашей зе
нитной артиллерии сбито 35 немецких бомбардировщиков. Наши потери — 10 самолётов.

Гитлеровцы угрожают расправой

„неблагонадежным немцам

КНИГА О ГЕРОЕ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Звонкое имя «Салават», что значит «молитва», вызывает в памяти легендарный образ борца за свободу татаро-башкирского народа—Салавата Юлаева.
Не только именем, но н мужеством и отвагой напоминает Салават Карымов легендарного богатыря. В бою он не ведает страха. В руко
пашных схватках не жалеет крови, не щадит жизни своей.
На фронт Салават Карымов пришёл рядовым бойцом, сейчас он — капитан. Человек изумительной храбрости, смелый разведчик Кары
мов совершает подвиг за подвигом, преодолевает трудности войны. По заслугам им; гордятся фронт, весь татарский народ.
О жизни и подвигах этого славного сына нашей родины рассказы
вает книга А. Ерикеева «Салават Карымов», вышедшая в серин «Герои отечественной войны» в издательстве «Молодая гвардия».

«О МОЛОДЕЖИ

ЛОНДОН, 5. (ТАСС). По сообщениям, полученным с немецкой грани
цы, один из гитлеровских главарей в Вестфалии Гофман выступил недавно с речью на собрании руководителей местной организации гитлеровской партии в Бохуме, в которой обрушился с угрозами по ад
ресу «неблагонадежных» немцев. Указав, что «яд безразличия и сом
нений» получил распространение среди германского населенна, Гоф
ман потребовал, чтобы члены гитле
ровской партии усилили борьбу с «распространителями слухов», в частности с теми немцами, которые,
«ДМИТРИЙ
ДОНСКОЙ
как указал Гофман, «заявляют, чтв Гитлер навяаал немецкому народу войну». К неблагонадёжным немцам,
заявил Гофман, «следует применять испытанные методы, которые блестяще себя оправдали», т. е. унич
тожать противников гитлеровского режима.
С подобными же угрозами выступил недавно также областной руко
водитель пропаганды в Штеттине Попп. Он угрожал, что против немцев, которые «проявляют безразли
чие, халатность и злонамеренность, будут приняты самые жестокие меры».
КНИГА
М. И. КАЛИНИНА
Издательство «Молодая гвардияв серии «Библиотека комсомольско
го активиста» выпустило книгу М. И. Калинина «О молодёжи», в которую вошли беседы и речи, произнесённые М. И. Калининым на собраниях молодёжи за время великой отечественной войны. В сбор
ник включена также вступительная статья М. И. Калинина к книге «Комсомол в боях за родину».
Клыки расшатаны, подбиты, Кровоподтёки, пол-уса,
Глаз лютый лезет из орбиты, И всё отчаянней, гляди ты, Свирепость бешеного пса.
Но как он ни ярится шало, Не устрашит он никого.
Мы знаем—близится начало Предсмертных судорог его.
Факт, установленный не басней, Что зверь взбесившийся тем злей, Тем ядовитей и опасней,
Чем ближе к гибели своей.
«Окно ТАСС» № 697. Рисунок лауреата Сталинской премии
П. Соколова-Скаля. Стихи Демьяна Бедного.
ЛЕНИНГРАДСКОЕ
ИЗДАНИЕ РОМАНА
Ленинград пережил суровую зиму. Но- ни на мгновение не преры
вал героический город своей напряягённой созидательной жизни.
От всех тружеников города-крепости не отставали и типографские рабочие. Ленинградская полиграфия, в частности, не только закончила ряд начатых до войны изданий, но выполнила и новые заказы, про
диктованные потребностями фронта.
Перед нами — выпущенный Ленинградским отделением Гослитиз
дата роман лауреата Сталинской премии Сергея Бородина «Дмитрий Донской». Книга была подписана к печати 8 августа ирошлого года.
В беседе с нашим сотрудником автор романа сообщил:
— Выпуск моей книги в Ленинграде был для меня полной неожи
данностью: об издании «Дмитрия Донского» я узнал только несколь
ко дней назад, когда получил уже готовый экземпляр. Для меня доро
же многих лестных отзывов об этой работе тот факт, что выпуск книги в осаждённом городе был вы
зван непосредственно ©просом на неё и со стороны бойцов Ленинградского фронта, и со стороны трудового населения города Ленина. Народ хочет знать свое прошлое, чтобы, по примеру дедов и праде
дов своих, столь же мужественно бороться е врагами за свое настоящее и будущее, за великую русскую культуру, за свою национальную независимость.

«Дмитрий Донской» выпущен Государственным издательством художественной литературы в Ленингра
де в четвертой типографии ОГИЗ’а РСФСР им. Евг. Соколовой. Это — шестое издание романа на русском языке.

Подробности налета американской авиации

на заводы Рено близ Парижа

ЛОНДОН, 5. (ТАСС). В совместном коммюнике английского мини
стерства авиации и штаба американских вооружённых сил на европей
ском театре операций говорится, что 4 апреля крупные соединения американских «бомбардировщиков
«Летающая крепость» совершили дневной налёт на автомобильный и военный заводы Рено на окраине Парижа. Налёт был совершён в ус
ловиях ясной погоды. В результате бомбардировки, отличавшейся интенсивностью и точностью, на заводах возникли пожары. Па обрат
ном пути американские бомбардировщики встретили значительное сопротивление со стороны истреби
телей противника. В завязавшемся
воздушном бою бомбардировщики уничтожили 25 вражеских истреби
телей. Над французским побережьем истребители английской и союз
ной авиации, прикрывавшие возвращение бомбардировщиков, всту
пили в бой и уничтожили ещё 8 истребителей противника. 4 бомбар
дировщика и 7 истребителей союзников не вернулись на свои базы.
Как полагают, ущерб, причинённый в результате налёта заводам Рено, исчисляется в 400 млн. фран
ков. Отмечено почти 500 прямых попаданий бомб. Разрушено две тре
ти цехов, производящих танки и броневики и три четверти ремонт
ного цеха. Полностью уничтожены цех автомобильных инструментов н прокатный цех.

Ненависть датского народа

к немецким оккупантам

ЛИТЕРАТУРНАЯ

ХРОНИКА

7 АПРЕЛЯ секция народного творчества союза советских писателей ус
траивает в клубе писателей совещание, ра котором будет заслушано сообщение И. В- Гуторова о партизанском фольклоре (из личных наблюдений).
Черноморский флот. Крейсер «Красный Кавказ» в походе. В кильвате
ре — крейсер «Красный Крым».
Фото А. МЕЖУЕВА (ТАСС).
«СЧЕТ ЛЕНИНГРАДА
ФИЛЬМ О СНАЙПЕРАХ
В Ленинградской студии кинохроники начались Семки картины «Счет Ленинграда» (режиссёр Якушев). Фильм посвящается прослав
ленным снайперам Ленинградского фронта. Зритель увидит на экране доблестного снайпера Добрика,
у у: и итожившего 302 гитлеровцев, девушку-онайпера Маковейекую, уча
стника делегации на студенческом конгрессе в США Пчелинцева и других, а также подразделения снайперов.
Параллельно в студии происходят с’е.мка картины «Ленинградский концерт — фронту» (режиссёр М. Клигмл.н).
ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.).
ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
В ОКТЯБРЬСКОМ ЗАЛЕ Дома союзов сегодня состоится концерт из произведений лауреатов Сталинских премий. В программе — сюита для двух фортепиано из балета «Гаянэ», трио для кларнета, скрипки и фортепиано. песни А. Хачатуряна, четыре пре
людии и вальс для фортепиано, песни В. Соловьева-Одого.

О „БРЮЗЖАЩИХ НЕМЦАХ

Гитлеровские газеты продолжают негодующе обрушиваться на «брюзжащих» немцев. Недовольство гитлеровскими «тотальными» мероприятиями вамечается не только в наименее обеспеченной прослойке гер
манского населения, но и среди элементов, до сих пор неплохо кор
мившихся за счет государственного фашистского пирога. Газета «Франкфуртер цейтунг», налример, требует призвать к порядку людей, ко
торым, мол, стыдно не понимать, что
«сейчас никто не имеет права жаловаться и бросать упреки по адресу государства».
Но жалобщики не унпмаются. Жалуются учителя го распущенно
го «национал-социалистского союза учителей», лишившиеся овоих клубов, дотаций и прочих благ. Жалуются коммерсанты, которые не могут заказать себе костюм у портного, так как отныне в Германии ка
тегорически запрещены все заказы иа пошивку платья. Жалуются чиновники, которых гонят из канце
лярий в У(ехи военных заводов. В
связи с этугм гитлеровские газету,у заговорили даже о «массовом фаб
ричном психозе» ореди немецкого чиновничества, всеми способами уклоняющегося от работы на фабри
ках. Чинуши из бюрократического аппарата Германии обивают пороги врачей, запасаются всевозможными справками, вопят о внезапно открывшихся у лих неизлечимых бо
лезнях. По словам немецко-фашистских газет, канцелярия всех «мо
билизационных бюро» переполнены такими сутмулянтами. «Фрнпкфуртер цейтунг» .гневно зачисляет их в категорию «нлохих немцев», которые,
«ссылаясь на всяческие болезни и недуги, пытаются уклониться от выполнения своего гражданского долга». Воздушные тревоги, ’ столь частые за последнее время в Берлине и других городах Германии, породили ещё один вид жалобщиков. Это — обладатели роскошных квартир, до
рогой мебели, ковров и фарфора. Против них опециялмто бу.ул выпу
щен геббельсовский пропагандист Шварц фон Берк, который произ
нёс целую речь о том, что сейчас, мол, надо думать о войне, а не о мебели из карельской березы.
«Есть люди, — негодовал Шварц фон Берк, — которые думают сейчас только о своём рояле, о своих пер
сидских коврах, если зажигательная бомба упада на крышу их дома. Не
давно один такой жаловался, что, когда загорелся дом. его дорогой ковёр просто выбросили из окна, вмес
то того чтобы снести его осторожно по лестнице».
Особенно недовольны лавочники, магазины которых закрываются по плаууу «тотальной мобилизации». Ошу всячески стараются спасти свои
предприятия, ищут покровительства у влиятельных фашистских чинов
ников, их жён и знакомых. Менее удачливым приходится ограничиться письмами в редакцию с жалобами ла несправедливость «тотальной» судьбы.
В связи с этим гитлеровская пропаганда вынуждена была даже вы
ступить с официальным ра-з яснением на тему о «несправедливости». Раз’яснение сделал сам Геббельс, заявивший на страницах «Дас рейх», что обиженным ничего не ос
таётся, как «примириться с судьбой». уубо
«рассуждать о несправедливости бесполезно. Да её и нельзя устранить, ибо она проистекает из самой жизни».
Неизвестно, удовлетворились ли обиженные коммерсанты таким раз яонённем сущугости фашистского режима, но ясно одно: этой про
слойке «народа господ» на своей собственной шкуре приходится убедиться в том, как далеки от дейст
вительности те щедрые посулы «молниеносной войны», на которые не скупился Гитлер,
СТОКГОЛЬМ, 5 (ТАСС). Шведская газета «Нгоа даглигт аллеханда» пишет, что немцы встревожены растущим сопротивлением датских патриотов. Гитлеровский наместник в Дании Бест предоета
вил командующему немецкими войсками в Дании Ганнежену неогра
ниченное право расправы с «саботажниками и дезорганизаторами
Ганн-екен, пишет газета, начал с того, что вызвал к себе всех редак
торов датских газет и заявил, что, несмотря на предупреждения, в Дании продолжаются нападения на
склады, лагери и казармы германских войск. Ганнекен угрожал но
выми казнями, контрибуциями и
взятием заложшиков, в случае если саботаж в Дании будет продолжаться.
Как сообщает далее газета, для охраны важнейших датских желез
нодорожных линий Гедоер—Копенга
ген — Хельсингер, Копенгаген — Корсер 1и других немцы формируют особую железнодорожную часть, а также специальный полицейский корпус численностью в несколько тысяч человек.
ФАШИСТСКИЙ РАЗБОЙ
В НОРВЕГИИ
СТОКГОЛЬМ, 5. (ТАСС). По сведениям, полученным нз Норвегии, некоторое время тому назад в Сарпсборг (Норвегия) прибыли 2 000 немецких солдат. С тех пор жизнь в городе стала невыносимой. Пьяные немцы устраивают дебоши, напада
ют на мирных жителей. Норвежские женщины по -вечерам не решаются выходить на улицу. Гитлеровские бандиты чинят дикие расправы и насилия над населением. Однажды на улице к группе норвежцев подо
шел немецкий солдат. Прокричав чтю-т-о ло-немецки, он начал стре
лять из револьвера и убил одного норвежца!. Недавно несколько пьяных немцев напали на группу нор
вежцев, возвращавшихся из церкви. Гитлеровцы убили 6 пожилых людей, в том числе 70-летнего старика.
В Гаммерфеоте (Северная Норвегия) немецкие власти издали при
каз, в котором заявляется, что в случае, если население будет про
должать оказывать помощь русским военнопленным, находящимся в гер
манском концлагере, то «в городе будет введено чрезвычайное положение».
ГИТЛЕРОВСКИЕ
РАБОВЛАДЕЛЬЦЫ ПОСЫЛАЮТ НОРВЕЖЦЕВ НА РАБОТУ В ФИНЛЯНДИЮ
СТОКГОЛЬМ, 5. (ТАСС). Шведсконорвежское преосбюро передаёт, что немецкие оккупационные власти в Норвегии насильственно отправляют норвежцев на пршнудителъные рабо
ты в Финляндию, где они .работают на немецких военных об’ектах под охраной немецких солдат. Недавно в Финляндию было отправлено 125 норвежцев.
ОККУПАНТЫ
РАССТРЕЛЯЛИ
400 ЮГОСЛАВОВ
НЬЮ-ЙОРК, 4. (ТАСС). Бернский корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс, ссылаясь на югославские источники, сообщает, что немцы расстреляли в Пожареваце (Югосла
вия) 400 югославов за отказ поехать на работу в Германию.

ОТОВСЮДУ

★ АНГЛИЙСКОЕ морское министерство сообщает о гибели подводной лодки «Тайгрис».
★ КАК СООБЩАЕТ шведская газета «Нюа даглигт аллеханда», в Дании в настоящее время выходит 24 нелегальных патриотических газеты. Последний номер самой крупной из этих га
зет — «Данск тиденде» — распространен в количестве 50 тыс. экземпляров.
★ ПО СООБЩЕНИЮ корреспондента агентства Ассопшэйтед Пресс, из Луизвил я (штат Кентукки), военные власти об’явили, что в ближайшее время пееколько сот планеристов начнут боевую подготовку в специальных школах,
★ КОРРЕСПОНДЕНТ агентства Рейтер передает из Стокгольма, что во время по
следнего налёта английской авиации на Берлин были причинены серьёзные повреждения зданию канцелярии Гитлера.
★ МОРСКОЕ министерство США сообщает, что в течение января, февраля и марта этого года американской сухожутной авиацией сбито 3S4 японских самолёта. Американские потери составляют 54 самолёта.
★ ОФИЦИАЛЬНЫЙ румынский вестник «Мониторул офичиал» публикует распоряжение правительства о том, что овцеводы, производящие стрижку овен без ведома властей, будут штрафоваться на сумму до 200.000 лей.
БЕЛЬГИЙСКОЕ телеграфное агентство сообщает, что немцы арестовали в Брюсселе многих видных юристов. Все арестованные об явлены заложниками.
★ ПО СООБЩЕНИЮ анкарекого корреспондента агентства Юнайтед Пресс, немцы казнили начальника порта на оккупированном греческом острове Скопелоо по обвинению в помощи союзникам.
Военно-учебный кинофильм «Медицина и война», созданный режиссерами В. Кариным и Н. Богдановым (киностудия «Мостехфильм»), представляет несомненно большой интерес для самого широкого зри
теля. Картина наглядно знакомит со всем комплексом вопросов сов
ременной медицинской службы на фронте, с единым методом лечения и эвакуации раненых.

Возвращение театра им. Ленинского комсомола

В Москву возвратился в полном составе театр имени Ленин
ского комсомола. Театр пробыл 17 месяцев в Узбекистане, выступая в Фергане, Намангане, Коканде, Маргелане, Самарканде и Ташкенте.
Президиум Верховного Совета Узбекской СОР присвоил художествен
ному руководителю театра И. Н. Берсеневу звание народного арти
ста УзСОР, артистам С. Бирман, С. Гиацинтовой, В. Соловьеву и художнику В. Козлинскому — звание заслуженных артистов республики. 14 работников театра награ
ждены почетными грамотами Верховного Совета УзССР.
В ближайшие дни театт» им. Ленинского комсомола возобновит спектакли в своем старом капитально отремонтированном помещении. Театр готовит пьесу Ростана «Сирано де Бержерак» и Ржешевского «Огонь на себя».

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

На концерте в Колонном зале
ло убедиться, когда участвовавшие в концерте лауреаты Сталинских премий И. С. Козловский и М. Д.
Михайлов перешли к исполнению
комических дуэтов «Во кузнице» и «Ванька-Танька», тонко и мастерски интерпретированных выдаю
щимися певцами в народно-игровой манере.
И здесь хочется обратить одно пожелание к оркестру: шире и смелее вво
дить в программы те музыкальные интермедии, те песенно-музыкальные сцены, которые исстари, ещё ссгвремён искусства древних скоморохов, народ творил в игровых лицедейских об
разах. Кому, как не рркеетру русских народных инструментов, стать почвой, на которой естественно возродятся луч
шие традиции народного искусства, всегда действенного и игрового?
В первую программу оркестр включил украинские песни «Ревела стогне Дшпр» и «ПовШ, в(тре», мяг
ко и задушевно исполненные И. С. Козловским. Прекрасный по
чин! Музыкальные инструменты русского народа способны верно и глубоко передать родственные по духу музыкальные произведения братских народов.
Наконец, мы вправе прсд’явитъ талантливому коллективу основное требование: широко отразить в ближайших программах героику наших дней, песни великой отечественной войны. Кто бывал на фрон
те, тот знает, как часто в минуту досуга служит бойцу любимая балалайка. Прекрасные песни созда
ли для фронта, на фронте наши лучшие музыканты. Боевую песню творят сами фронтовики. Это—песни, насыщенные великой любовью к родине, песни, вобравшие в себя ненависть б врагу, песни, запечат
левшие душу народа, его подвиги, его волю, его сокрушающую силу.
Кому же н «петь» эти песни, как не тем инструментам, которые лю
бовно пронёс русский народ через весь свой славный исторический путь?
Е. Канн.

По столбцам иностранной печати

Телеграммы из-за границы

Новый учебный фильм