Заводская лаборатория

КОГДА наступила война, Н-скому
заводу пришлось пересмотреть евои требования к материалу, настойчиво заняться изысканием нового, ме
нее дефицитного сырья, которое позволило бы изготовлять детали такого же высокого качества, как н до войны. В связи с этим перед коллективом заводской лаборатории, руководимой кандидатом технических наук тов. Логунцовым, были поставлены большие и ответствен
ные задачи. Работники лаборатории проявили большую творческую
инициативу и изобретательность в разрешении проблем, возникших в военное время. Им пришлось нема
ло поработать над методами более экономичного использования основного сырья — цепной высоколеги
рованной стали и замены её менее дефицитными марками металла При этом следовало сохранить нужную прочность изделий.
Время выдержки, температурный режим, способы охлаждения при термообработке — всё подверглось пересмотру. Были найдены новые условия общего режима, введена двойная термическая обработка деталей, которые придали им требующуюся твёрдость и структуру. Таким образом завод смог использовать новые виды сырья, не снижая качества изделий.
В исследовательских трудах лаборатории эта работа стоит на пер
вом месте. Её авторы — инженеры А. Иванова и Е. Зннарина. Новая технология уже применяется в производстве. В цехах инженеры — сотрудники лаборатории — ведут постоянный контроль за точным соблюдением режима термообработки деталей на агрегатах.
Прочность металла испытывается всесторонне. Чтобы определить качество детали, её разламывают по
полам. Своеобразный, извилистый характер излома говорит опытному глазу о том сопротивлении, какое оказал металл при разрыве. Острие прибора Роквелл впивается в полированную поверхность металла, и
стрелка циферблата показывает твёрдость стали. Она останавливается на той жо самой цифре, на ко
торой останавливалась и в том случае, когда деталь была изготовлена из дефицитной электростали.
Лаборатория успешно решила и такой важный для этого производства вопрос, как использование подмосковного угля вместо жидкого топлива. Многие сомневались в возможности такой замены.
— Эго немыслимо, — говорили на заводе, — сернистый газ, образующийся при сгорании подмосков
ного угля, будет проникать в металл и снижать его качество.
Эксперименты, проведённые лабораторией, однако, показали, что та
кой опасности не существует. Газ проникает в металл лишь на небольшую глубину. На качество из
делия это не влияло, так как в процессе дальнейшей обработки де
тали верхний слой металла всё равно снимался. В итоге этих изысканий мазутные топки завода бы
ли переведены на подмосковный уголь и теперь вполне нормально работают на этом топливе.
В изыскании заменителей вспомогательных материалов большую изобретательность проявили коллектив химического отделения лаборатории и его руководитель тов. Никольская. Решая эти вопросы, лаборатория дала возможность произ
водству почти полностью обходиться без таких материалов, как спирт, бензин, керосин и т. д. Вместо них используются различные щёлочи в смеси о антикоррозийными веществами и другие местные материалы.
Лаборатория решает и такие вoпросы, как восстановление готовых изделий, забракованных из-за нестандартности размера. Химики ведут опыты наращивания металлического слоя на такие изделия путём электролиза. Возможности ис
пользования этого метода оказались очень широкими. Он позволяет также восстанавливать стёршиеся части некоторых механизмов и инст
рументов. В лабораторных условиях уже разрешена задача реставрации изношенных крышек моторов. Ре
монт таких крышек механической обработкой — трудоёмкая операция, требующая значительного ко
личества металла, при этом внутренняя, стёршаяся часть крышки заменяется металлическим кольцом нуягного диаметра. Теперь это можно будет сделать значительно проще—путём наращивания. Это ускоряет процесс восстановления и даёт возможность использовать в ка
честве сырья отходы — железную окалину. Включившись в предмай
ское социалистическое соревнование, лаборатория обязалась к 1 мая внедрить новый метод в производство.
Каждый день выдвигает перед лабораторией всё новые и новые проблемы. Советская паука, прихо
дящая на помощь производству, быстро решает эгп проблемы, передаёт производственникам новые технологические процессы, помогающие увеличивать производительность.

В. Францкевич.

В Московском речном порту досрочно закончена постройка эстакады. На снимке (слева направо) — бри
гада плотников-стахановцев; Ф. Те
мершин, Ф. Куликов и бригадир П. Зеленов.
Фото А. ШАТРОВА (ТАСС).

ШЕФЫ УЕХАЛИ

С ШАХТЫ

Неиспользованные

возможности

В Краснопресненском трамвайном депо

Новый набор в ремесленные училища

Подготовка кадров для промышленности

и транспорта

От ученика школы ФЗО до мастера цеха — гаков путь Алёши
Столбунова. Недавно Стодбунбв был учащимся одной из школ ФЗО сто
лицы. Закончив её, он перешёл на самостоятельную работу на завод и в короткое время освоил произ
водство. Сейчас Алексей — мастер цеха.
В условиях военного временя это— не единичный случай. Молодёжь, недавно прибывшая на заводы, успешно осваивает новые профессии.
Ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО столицы в прошлом году дали промышленнос
ти и транспорту несколько тысяч квалифицированных рабочих — то
карей. слесарей, фрезеровщиков, строгальщиков, литейщиков, элек
тромонтёров. Более половины из них являются сейчас стахановцами и отличниками производства.
Воспитанница школы ФЗО № 33 Нина Грошенкова после пяти месяцев учёбы была направлена на работу в один из цехов Н-ского за
вода. Быстро освоив производство, 16-летняя работница внесла рационализаторское предложение, в де
сять раз ускорившее обработку важных деталей. Только по одному цеху, в котором работает Гропгенкова, её предложение даёт за год более 5 тысяч рублей экономии.
Недавно закончился очередной призыв в ремесленные, железнодо
рожные училища и школы ФЗО Москвы. Среди вновь поступивших
немало прибывших из Рязанской и Калининской областей. Многие уча
щиеся уже проходят практику на предприятиях столицы.
В школе ФЗО № 6 начали обучаться несколько сот человек но
вого набора. Эта школа готовит кадры для московского трамвая.
Железнодорожный район Москвы шефствует над трёмя шахтами треста «Болоховуголь». Представители предприятий-шефов хорошо работа
ли на шахтах, оказали им большую помощь. Горнякам отправлено раз
личного оборудования, материалов и инструмента более чем на 400.000
рублей. Недавно шахты получили от своих шефов 30 сумок с комплектами инструментов, 10 инструментальных наборов для участковых подземных мастерских.
Бригада работников дистанций связи Ленинской, Октябрьской и Ярославской железных дорог при
везла на шахты оборудование для организации диспетчерской связи— коммутаторы, диспетчерские аппараты, провода, изоляторы. В течение трёх недель эта бригада, руководимая заместителем начальника дистанции связи Ленинской до
роги тов. Поляковым, смонтировала диспетчерский пульт, установила два коммутатора, связала трест «Болоховуголь» с шахтами.
Однако за последнее время шефы ослабили внимание к шахтам — там сейчас нет ни одного представителя района.
Завод, где главным инженером тов. Грудский, командировал на шахты начальника одного из цехов — тов. Аладьина. Представитель за
вода зарекомендовал себя отличной работой, руководители шахт были довольны его деятельностью. Но тов. Аладьина уже отозвали в Москву.
Кто же будет работать на шахтах? Предполагается, что в буду
щем райком снова пошлёт в Моо
басс обоих представителей, на этот раз уже новых. Этим товарищам придётся начинать всё сначала —
знакомиться с людьми, с делом, устанавливать связи с заводами своего района. Нужно ли было отзывать людей в горячую нору, ког
да все шахты борются за первенство в предмайском социалистическом соревновании? Неужели Же
лезнодорожный райком ВКП(б) не заинтересован в том, чтобы подшефные ему шахты вышли победителями в этом соревновании?
Ha-днях в Краснопресненское трамвайное депо с линии вернулся поезд о моторным вагоном № 358. У мотора был отбит кран резервуара. Случилось это рано, когда с за
водов возвращались рабочие ночных смен, а дневная смена спешила на работу.
К 7 часам утра кран исправили, и поезд вновь выехал на линию. Но вечером, в самые напряжённые для транспорта часы, тот же вагон вернулся в депо. На этот раз лопнула одна из рессор.
Новый двухчасовой простой на ремонте — и новый выезд на ли
нию уже в 8 часов вечера, когда напряжение с пассажирскими перевозками, как известно, опадает.
В тот яге день,, в то же депо и тоже дважды возвращался -с линии моторный вагон № 636. В одном случае лопнула большая рессора, в другом — перегорел в контроллере провод.
Возвращались о линии в этот день и другие ооставы. Причины были разные: перегрев подшипников, ослабление тормозов, замыкание реостатов и контроллеров.
В тот день вечером заседало партийное бюро депо. Обсуждались производственные вопросы. Приняли постановление о поднятии ответственности тех, кто занят на ре
монте, об усилении ночного осмотра поездов, решили, чтобы в цехах всегда был резерв моторных вагонов для срочной подмены. В поста
новлении было также записано, чтобы выпуск поездов на линию держать на уровне 100 процентов.
Последний пункт не отличался новизной — он дословно повторял 3-й пункт социалистического обяза
тельства, которое принял на себя коллектив, включаясь в предмайское соревнование.
Обязательство весьма серьёзное, однако, тоно до сих пор не выполняется. Ежедневно на линию недо
дается один поезд, в марте от соста
вил 34,3 проц., в апреле держится, примерно, на том же уровне.
Начальник депо тов. Гуманков об’ясняет все это слабой квалификацией кадров, наличием среди ремонтников большого количества но
вичков, имевших раньше другую профессию.
Но что мешает лучше учить новичков? Ведь в распоряжении депо, притом непосредственно на его территории, имеется прекрасная шко
ла. По постановке дела, по методике обучения это — единственная

7 апреля

„ТО, ЧТО творили немецкие мерзавцы в Ржеве и Сычёвке, Гжатске и Вязьме, — указывает в передовой «Правда», — не есть акт насилия и мародёрства, совершённого одной какой-либо воинской ча
стью, забывшей о международных конвенциях ведения войны. Нет, в Ржеве и Сычёвке осуществлялась
людоедская фашистская программа истребления всего советского народа, разнузданного грабежа и кровавого насилиях «Прогрессивное чело
вечество видит, — говорит далее «Правда», — что представляет собой фашистский режим. Во имя спасе
ния цивилизации, во имя спасения народов гитлеровский реягим дол
жен быть уничтожен. Он будет уничтожен!». ★

Ш

ИРИТСЯ волна предмайского со
циалистического соревнования. Газеты печатают сообщения из раз
ных городов и областей страны о
производственных успехах в первые дни апреля. Горняки Новолевинсжого медного рудника (Красноуральск)
дали сверх плана первого квартала в фонд Главного Командования 14 маршрутов медной руды. ★
«ИЗВЕСТИЯ» печатают статью на
родного комиссара финансов СССР тов. А. Зверева, в которой подводятся итоги отчислений трудя
щимися городов и сёл страны из
своих личных сбережений в фонд Красной Армии. Подчёркивая, что сбор средств в фонд Красной Армии прошел как яркая демонстрация со
ветского патриотизма трудящихся СССР, тов. Зверев приводит следую
щие цифры. В 1941 году в фонд обороны поступило 1.787 миллионов рублей, в 1942 году — 2 миллиарда 454,8 миллиона рублей. В ре
зультате широко развернувшегося подлинно всенародного движения, начиная с 9 декабря 1942 года но 31 марта 1943 года, в фонд Красной Армии поступило 7.041.320.000 рублей. ★

П

О ВОЛГЕ пошла нефть! Коррес
понденцию об этом печатают «Известия». Крупнейшие каспий
ские танкеры «Ленин», «Берия», «Жданов», «Профинтерн», различные суда, баржи рейдового флота отчалили от берегов Баку. Глубоко по
Труженные в воду, они понесли пер
вый весенний взнос города нефтидесятки тысяч тонн горючего для сацолётов, танков, заводских топок,
тракторов. Вновь открыта крупнейшая нефтяная волжская магистраль.

К
РАСНАЯ Звезда» излагает при
каз заместителя Народного Комиссара Обороны Маршала артил
лерии Воронова о сборе памятников и реликвий отечественной войны при Артиллерийском историческом музее Красной Армии.

ЛЕКЦИИ УЧЕНЫХ НА УГОЛЬНОМ РУДНИКЕ

ПРОКОПЬЕВСК, 7. (TAСС). Недавно Прокопьевский рудник посетили ака
демики Скочинский и Шевяков. Акад, Шевяков сделал для инженеров и тех
ников доклад^ на тему «Богатства Урала и Кузбасса — на помощь фронту».
В Прокопьевске создана ячейка горного научного инженерно-технического общества. Во втором квартале общество проведёт ряд докладов научных работников и инженеров, окажет техническую помощь изобретателям и рационализаторам, организует обмен опытом между шахтами.
школа в Москве. Её организатор и бессменный руководитель тов. Жу
ков — старый трамвайщик. Свое дело он любит, знает его хорошо, до мелочей, и именно поэтому является отличным педагогом.
Полная наглядность обучения — вот основа метода тов. Жукова. Кабинетулаборатории, -созданному старым трам
вайщиком, мог бы позавидовать любой транспортный техникум. В большой комнате представлены в натуральную величину, либо в виде крупных точных моделей, все элементы трамвайного хозяйства: тут и трамвайный
мотор, и тележка вагона, и система управления с её приборами, и отрезок воздушной сети. Все это дано в разрезе, может быть ра-зобрано и детально изучено.
Обучая новых вагоновожатых, тоз. Жуков устраивает в лаборатории искусственные аварии. Пользуясь контактовой указкой, учащиеся, среди ко
торых немало домашних хозяек, сами должны определить причину аварии, рассказать, почему она произошла, и показать, как нужно ее ликвидировать.
Замечательно, что оборудование кабинета-лаборатории не стоило для депо ни копейки; всё здесь сделано из ути
ля, руками любителей и энтузиастов, в часы досуга. Омоложенные приборы, детали, части вновь заблестели, начав вторую жизнь, но уже в школе.
Сейчас в школе обучается несколько групп, главным образом вагоновожатых и слесарей.

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

- МОСКВИН

ВОСПИТАННИК КОМСОМОЛА АЛЕКСАНДР ГОЛОВНЕНКОВ
Но что мешает обучать здесь и электриков? Почему бы ие органи
зовать без отрыва от производства курсы для повышения квалификации ремонтников? Ведь не секрет, что сейчас они по 8—10 часов возятся с моторами, где работы всею максимум на час-два.
К сожалению, социалистическое соревнование в депо понимается многими как простое состязание, где главное — одержать победу, дать больше процентов нормы. Второй элемент соревнования — помощь тем, кто не справляется с заданием, — остаётся в тени.
Мало сделано и для того, чтобы создать в депо боевое настроение вокруг ©оревновапия. Цехи имеют будничный вид. На стенах — ни одного предмайского плаката, ло
зунга, который напоминал бы каждому деповскому работнику о принятых обязательствах. Нет в це
хах и стенных газет, где освещался бы ход соревнования. Кое-где, пра
вда, вывешены доски показателей, но на пих нет ни одного конкретного показателя.
Парторганизация и руководители депо обязаны сделать необходимые выводы. Краснопресненское депо может и должно работать лучше.

Т. Беляев.

Москва сегодня. Большой театр после ремонта.
Фото Д. ЧЕРНОВА (TAСС).
Ha-днях в Москве встретились два генерала: доктор военных наук, профессор Военной Академии Красной Армии, генерал-майор А. И. Готовцев и гвардии генерал-лейтенант танковых войск, кавалер Ордена Суворова В. Т, Вольский. Ровно двадцать лет назад на кафедру Воен
ной Академии, которой руководил профессор А. И. Готовцев, пришел молодой командир В. Т. Вольский. Спустя двадцать лет вновь встрети
лись учитель и ученик. Гвардии генерал-лейтенант танковых войск В. Т. Вольский прибыл в Москву после Сталинградской операции, где его ме
ханизированный корпус совместно с танковым корпусом генерал-майора Кравченко замкнули первое кольцо окружения немецкой группировки. На снимке: гвардии генерал-лейтенант танковых войск В. Т. Вольский (справа) рас
сказывает о Сталинградской операции своему бывшему учителю — доктору военных наук, профессору Военной Академии Красной Армии,
генерал-майору А. И. Готовцеву. Фото Ал. ЛЕСС.
- НАСЕЛЕНИЕ Ленинграда, —
говорит тов. Майзель,—деятельно участвует в каждом крупном мероприятии, проводимом жилищными работниками. Этим ле
нинградцы оказывают нам ^неоценимую помощь.
Жители города приняли широкое участие в покрытии чердачных деревянных конструкций огнезащит
ной краской. Это было осенью 1941 года, когда враг рвался к нашему городу. Ленинградцы несколь
ко дней работали на чердаках, и
благодаря их помощи нам удалось быстро обезопасить чердачные кон
струкции. Тысячи зажигательных бомб, которые сбрасывали фашистские пираты на город в то время и позднее, причинили мало вреда жилищам.
Прошлой весной в Ленинграде можно было наблюдать незабывае
мое, волнующее зрелище. Все жители города-героя — домашние хозяйки, школьники, рабочие, служащие — вне зависимости от рабо
ты, которую они выполняли на предприятиях и в учреждениях, вышли во дворы и на улицы: началась генеральная уборка Ленин
града. Через неделю весь город был очищен, вымыт, приведен в порядок.
Минувшей осенью ленинградцы приняли активное участие в подготовке домов к зиме. Они откачи
вали из подвалов воду, чинили крыши, бтепляли квартиры, лестничные клетки, чердаки, трубы во
допровода, приводили в порядок системы центрального отопления.
Необходимо- отметить огромную роль, которую играют в этом важном деле подиторганизаторы. В Ленинграде к каждому дому при
креплен райкомом партии политоргаипзатор. Он проводит политчассовую работу среди жильцов и яв
ляется как бы организатором населения для участия в ремонте, уборке жилищ и т. щ

Жилищное хозяйство

города-героя

ЛЕНИНГРАДЦЫ, ГЕРОИЧЕСКИ ЗАЩИЩАЮЩИЕ СВОЙ ПРЕ КРАСНЫЙ ГОРОД, ПРОЯВЛЯЮТ ОБРАЗЦОВУЮ ОРГАНИЗОВАН
НОСТЬ И БОЛЬШУЮ АКТИВНОСТЬ В СОХРАНЕНИИ И ЭКС- ПЛОАТАЦИИ ЖИЛЫХ ДОМОВ. ОБ ЭТОМ РАССКАЗАЛ В БЕ
СЕДЕ С НАШИМ СОТРУДНИКОМ ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ЛЕНИНГРАДСКОГО ЖИЛИЩНОГО УПРАВЛЕНИЯ С. МАЙЗЕЛЬ, ПРИЕХАВШИЙ В МОСКВУ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РАБОТОЙ
МОСКОВСКИХ ЖИЛИЩНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Из других крупных мероприятий, проведенных жилищным управлением Ленинграда, заслуживает вни
мания открытие в жилых домах 2.500 красных уголков или, точнее, маленьких клубов. Чтобы оценить во всей полноте их значение, нужно представить условия жизни бло
кированного города. Дома в этот период были без освещения, редкий день проходил без артиллерий
ского обстрела и воздушных тревог. Возвратясь с работы или уходя утром из дома, ленинградец мог зай
ти в свой домовый клуб, взять там кипятку, прочитать газеты, журналы, сыграть в шахматы или шашки. В каждом таком клу
бе — кипятильник или большой самовар, помещение клуба освещено, там тепло. Школьники здесь готовили уроки. Характерно, что сейчас, когда нормальная жизнь Ле
нинграда восстанавливается и свет горит в большинстве жилых домов, домовые клубы всё же не закры
лись, привлекая попрежнему много посетителей.
Помогли жилищному хозяйству Ленинграда и новые .оперативные отделы, созданные в жилищном управлении. Эхо—прежде всего от
дел водопровода и канализации. Организация этого дела помогла сконцентрировать внимание, силы и средства на ремонте, содержании и эконлоатации систем канализации и
водопровода. В отдел вошли выоококтл иф иди рова нл ы е инжен еры,
являющиеся видными специалиста
ми в области санитарной техники.
Они наблюдали за ходом ремонта, выезжали на места для консультации. В значительной мере благодаря этому отделу сейчас прибли
зительно в 95 процентах жилых домов Ленинграда исправно работают водопровод и канализация.
Недавно создан также и отдел очистки. Работники его наблюдают н руководят ходом уборки дворов, улиц (очистка трамвайных путей в Ленинграде осуществляется домохозяйствами). Кроме того на новый отдел была возложена важнейшая в условиях Ленинграда задача — обеспечить жилища инвентарём. Заготовка инвентаря происходила в непосредственной близости к фронту, и всё же поставленная задача была выполнена. До
мохозяйства получили 300 тысяч мётел, 13.000 скребков, 60.000 движков для уборки снега и т, д.
Интересен опыт Ленинграда в области подготовки кадров. Прошлой весной ремонтные конторы ощущали недостаток в квалифицированных рабочих. Сначала мы пытались решить эту проблему обычным путём: при ремонтных конторах открыли курсы, а также при
влекли учащихся школ фабричнозаводского обучения. Но для ремонта жилищ нужны были практически подготовленные кадры, а этого не могли дать ни курсы, ни шко
лы ‘ФЗО. Выход был найден. Мы пригласили 150 рабочнх-производственников с многолетним стажем. Это были опытные слесарн-водопроводчики, печники, плотники, кровельщики. Пожалуй, большин
ство из них было в возрасте 60— 65 лет, многие — пенсионеры. Но все они охотно взялись обучать мо
лодёжь, помочь хозяйству города. Их назначили бригадирами, прикре
пив к каждому по 10—12 учеников.
Обучение длилось два месяца и было только практическим. Первый месяц ученики обучались на стэндах, где были сооружены модели
крыш, печей простейшего образца и т. д. Во второй месяц приступи
ли к выполнению работ в натуре. Результаты были - разительны. Уче
ники всех 150 бригадиров стали квалифицированными рабочими. Мы уже имеем два выпуска таких мо
лодых специалистов. Лучшие из старых проызводствемников-преподавателей готовят сейчас для ленинградского городского жилищного хозяйства бригадиров.
Сообщив, что целью его приезда в Москву является обмен опытом, тов. Майзель в заключение беседы сказал:
— Нам есть чему поучиться и у москвичей. Столица имеет богатый опыт эксплоатации жилищного хо зяйства в военных условиях.
В редакцию позвонили по телефону:
— 3 апреля в вашей газете опубликована корреспонденция о Герое Советского Союза Александре Павловиче Головненкове. Хочу сооб
щить поподробнее о его жизни, ведь он — москвич.
Скоро один из близких родственников героя — Иван Тимофеевич
Головненков — рассказывал нам о замечательном воспитаннике московского комсомола.
Молодой москвич Александр Головменкоз был строительным рабочим-водопроводчиком, а затем - эпектросварщиком. На новостройках столицы он приобрёл репутацию старательного, отличного рабочегостаханоеца. Здесь вступил он в ряды комсомола, много и настойчи
во работал над собой. Он успевал повсюду. По вечерам Головненков учился на строительных курсах, много читал, посещал военные занятия, был антивистом в комсомольской организации,
— Усердный, настойчивый парень, — говорили о нём.
За год до начала войны Александр Головненков по путёвке комсомола ушёл учиться в бронетанковое училище Красной Армии. Бодрые и жизнерадостные письма присылал он оттуда товарищам, родным. И в училище Головненков зарекомендовал себя с лучшей сторо
ны, стал отличником боевой подготовки.
— Танк — машина сложная и хитрая, — писал курсант своим товарищам. — Но она меня увлекает.
Вспыхнула война. Головненкову хотелось быстрее попасть на фронт, в бой. Но программа училища тре
бовала ещё длительной учёбы.
— Моё место там, где решается судьба нашего народа, — говорил
патриот. — Хочу скорее на фронт, ко пока терплю, учусь. Так требует родина.
И вот от Александра пришло письмо, полное особенной радости и гордости.
— Училище позади, — сообщал он.—Можете меня поздравить: мне присвоено звание лейтенанта танковых войск. Скоро и фронт!
... Задача была не из лёгких. Под перекрёстным огнём танку лейтенанта Голсвненкова предстояло прорваться сквозь оборонительные укрепления в занятый врагом населённый пуннт.
Атака прошла стремительно и удачно. Шнвапьным огнём танкис
ты с хода расстреливали немецких солдат и офицеров.
В горячей схватке советская машина была подбита и загорелась. Один раз Головненкову удалось сбить пламя, но скоро оно вспых
нуло вновь. Командир танка прика
зал экипажу уйти, а сам остался в машине. До последнего дыхания вёл огонь по врагу из горящей ма
шины мужественный советский танкист. Он уничтожил в этом бою три танка противника, до одного взвода вражеской пехоты.
Москва будет вечно помнить и славить своего отважного сына, пламенного патриота, героического защитника социалистической родины.

МОСКОВСКИЙ

НАВИГАЦИЯ
ОТКРЫТА
Московско-Окское пароходство открыло вчера навигацию. Пароходы «Тбилиси» и «Фурманов» повели с пункта зи
мовки в Бронницы порожние баржи под погрузку. Сегодня оба парохода, уже вернулись из первого рейса и вновь отправились в Бронницы с новым возом несамоходных судов.
К выходу в рейс готовятся суда, зимовавшие в Москве. Первый каравая судов из Московского речного порта
выходит завтра. Пароходы «Батуми», «Ботвин», «Колхоз» и др. поведут по
рожние баржи в разных направлениях под погрузку леса, дров, строительных материалов и др.
Москва-ррка очистилась от льда на участке от Москвы до Бронниц.
На Верхней Оке лёд прошёл. Сегодня памечается отправить в рейс первые пароходы из Серпухова. Откроется грузовое и пассажирское движение.
На Средней Оке — от Белооыута до Рязани — полный ледоход.
РАБОЧИЕ
КОНТРОЛЕРЫ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
На мясокомбинате им. Микояна, как и на многих других предприятиях столицы, создана комиссия рабочего контроля. Она проверяет работу мага
зинов, столовых и подсобное хозяйство. В составе комиссии — 7 человек. Ей помогают 100 общественных контролёров, выделенных в цехах комбината.
Существенную работу проделали общественные контролёры в магазине ОРО’а и столовой комбината. Они об
наружили, что при доставке хлеба в магазин не соблюдались правила сани
тарии. Виновники были оштрафованы. Сейчас для доставки хлеба оборудована закрытая машина.
РЕМОНТ ТРАМВАЙНЫХ
ПУТЕЙ
Управление московского трамвая начало готовиться к капитальному ремонту пути. В течение лета предполагает
ся отремонтировать 20 километров. В первую очередь намечается отремон
тировать пути по Большой Полянке — от Малого Каменного моста до Добры
нинской площади. Сюда уже завозятся трамвайные рельсы для замены изно
шенных, шпалы и другие материалы. Капитальный ремонт, который начнётся 15 апреля, будет вестись таким об
разом, чтобы не нарушать движения трамваев по Большой Полянке. К 15 мая работы на этой улице намечено закончить.

ШКОЛЬНИКИ ГОТОВЯТСЯ

К ИСПЫТАНИЯМ

художественные
изделия
ШИРПОТРЕБА
При скульптурно-производственном комбинате «Всекохудожхшка» организован цех ширпотреба. Здесь выпуска
ются платья, блузки, косынки, платки, настенные коврики, наволочки для ди
ванных подушек и т. д. Все изделия имеют художественную роспись и вышивку, выполненные по эскизам художников. Сейчас приступлено к выпуску женского и детского художественного конфекциона.
При комбинате организованы также
цехи художественных кукол.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД
В школах столицы идёт подготовка к годовым проверочным, переводным и выпускным испытаниям. Они начнутся 20 мая и будут сда
ваться школьниками всех классов, за исключением 1, 2 и 3-го.
Учащиеся первых трёх классов будут переводиться в следующие на о-снове годовых оценок. Учащиеся четвёртых классов сдают испытания по русскому языку (письмен
ная к устная работы), арифметике (письменная работа) и географии, учащиеся 5—б классов—по 6 предметам, седьмого — по 9 н т. д.
Испытания закончатся 10 июня. Учащиеся, получившие в результате весенних испытаний не более как по трем предметам оценку «плохоили «очень плохо», смогут пройти повторные — осенние — испытания между 20 и 25 августа.
Особое внимание обращается па подготовку к сдаче испытаний де
тей фронтовиков, сирот н начавших занятия с опозданием (приехавшие в Москву из других областей и т. д.).
Наркомнрос РСФОР разрешил МюсгорОНО’ организовать экстернаты для учащихся, . занимающихся на дому. Эти школьники смогут держать испытания за любой класс средней школы.
В педагогическом кабинете МосгорОНО устраиваются индивидуальные консультации для преподавателей. Там же организована выставка материалов: программ, памяток
учителя и классного руководителя и Другие пособий
ПЛАКАТЫ
ДЛЯ ЛЕСОРУБОВ
Всесоюзное научное инженерно-техническое общество лесной промышлен
ности и лесного-хозяйства подготовило серию плакатов в помощь москвичамлесорубам. Три из них уже выпущены Гослестехиздатом.
Первый плакат — инженера О. Николаева «Лесоруб, правильно работай то
пором» — з йакомит с основными вида
ми топоров и правильными рабочими приёмами при подрубке дерева перед его валкой, а также обрубкой сучьев с соблюдением правил техники безопасности. Второй плакат — бригады инженеров ВНИТОЛ1-Х) — посвящён следую
щей операции лесозаготовок — валке и раскряжовке леса поперечной пилой. Третий плакат знакомит с лучковой пилой, увеличивающей производительность труда почти в два раза.
Вся серия будет состоять из 10 плакатов.
В1ШТОЛЕО выпустил также два диапозитивных фильма по технике безо
пасности на дровозаготовках, лесотраиспорте и на сплаве леса.
ДЛЯ ДЕТЕЙ
РЕЧНИКОВ
Вдвое расширился детский сад Северного порта столицы. Сейчас здесь бу
дет находиться до РуО детей работников порта и плавательного состава. Ребята разного возраста разделяются на две группы; младшую,—в которую войдут дети от з до 5 лет, и старшую — от 5 до 8 лет. Детский сад занимает шесть больших светлых комнат.
ПРОИЗВОДСТВО
ЧЕРНИЛ
В одном из цехов завода металлоизделий организовано производство чер
нил. Для иих используются отходы химических карандашей и различных красителей. В марте цех выпустил около 5 тонн экстракта чернил. В последнее время начат также выпуск чер
нильного порошка. Отходы производегва чернильного экстракта цех использует для выработки штемпельной креки.
Химический цех начал изготовлять стеариновые и восковые свечи.

ДЕНЬ