Лауреаты Сталинских премий

В. Н. Рыжова

Концерты из произведений

Рахманинова

ВС

Е ТВОРЧЕСТВО Варвары Николаевны Рыжовой принадлежит старейшей русской сцене. Вся её жизнь связана с Малым театром.
2 этом году Рыжовф! исполняется 70 лет, из них 52 года жизни, рас-оты, мастерства целиком прннад»-~;ат Малому театру. На его сцене она сыграла свыше двухсот ро
лей. Первый значительный успех Рыжова имела в роли Акулины в драме Л. Н. Толстого «Власть тьмы». «Лев Николаевич очень по
хвалил меня за исполнение, — вспоминает _В. Н. Рыжова. — С этой пьесы я п перешла на роли бытовые н характерные
...Подлинный расцвет её творчества начался после революции, ког
да, в 1919 году, к Рыжовой перешла большая часть ролей великой рус
ской актрисы О. 0. Садовской. С тех пэр Островский стал её основ
ным автором. Она переиграла почти весь репертуар Островского, при чём в некоторых пьесах исполняла по нескольку ролей. Так, в молодости сна играла Варвару в «Грозе», а позже была Феклушей и Кабанихой. Её лучшими ролями были роли в пьесах Островского: Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники»), Глафира Фироовна («Послед
няя жертва»), Фнлпцата («Правда хорошо, а счастье лучше»), Улита («Лес»), Анфуса Тихоновна («Волки и овцы»).
Три последние роли Рыжовой хорошо знакомы сегодняшнему зрителю Малого театра.
Доброта — вот основное качество старой няньки Фплицаты, которое Рыжова подаёт «крупным планом». Её Филицате до слёз жалко угне
тённых людей. Она — на стороне слабых. Именно поэтому Филицата некогда помогала Мавре Тарасовне нарушать домостроевские порядки семейной жизни. Но той же причи
не теперь она на стороне молодых
влюблённых. Однако Филицата у Рыжовой не только добрая и жа
лостливая, она ещё и справедливая, и хитрая. Симпатии зрителя полно
стью обеспечены Филицате. Рыжова необычайно ярко вскрывает, что Фи
лицата — основная пружина всех событий, кончающихся столь счастливо.
Добрая, жалостливая, хитрая, справедливая — все эти качества находят в игре Рыжовой синтетиче
ское сочетание. Поэтому зритель их
не анализирует, а восторгается, смеётся, радуется и с напряжённым вниманием следит за всеми пери
петиями событий, диктуемыми здравым умом и тёплым сердцем этой чудесной маленькой старушки.
Зритель будет смеяться и аплодировать Рыжовой и в пьесе «Лес». Юркая ключница Улита, приживал
ка, наушница и сводня, отнюдь не вызывает симпатий зрителя. Наобо
рот, он с каждым актом всё больше презирает эту доносчицу, подслу
шивающую у дверей п сеющую вокруг себя зло. Рыжова рисует образ, как всегда, мягкими юмористическими штрихами. Но это — кажущаяся мягкость. За нею скрывает
ся острое сатирическое жало. Она смотрит на Улиту Островского глазами советской женщины, ненавидящей всё рабское, всё лживое, что

ОПЕРЫ,

СИМФОНИИ, БАЛЕТ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ—ЛАУРЕАТОВ
СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
Композиторы — лауреаты Сталинских премий плодотворно работают над новыми крупными произведениями. Заслуженный деятель ис
кусств Н. Мясковский пишет большую симфонию, посвящённую вели
кой отечественной войне, и сонату для скрипки и фортепиано; заслуженный деятель искусств А. Хача
турян — вторую симфонию и балет «Спартак» по либретто Н. Волкова.
Ю. Шапорин в ближайшее время заканчивает кантату о героической борьбе русского народа.
Новая опера М. Коваля «Севастопольцы» посвящается обороне города-героя.
Находящийся сейчас в Алма-Ате композитор С. Прокофьев собирает фольклорные материалы для оперы на исторический сюжет из жизни казахского народа.

ДНЕВНИК ИСКУССТВ

КОМИТЕТ по делам искусств при СНК СССР перевёл художественного ру
ководителя Горьковского театра оперы и балета Б. Покровского режиссёром в Большой театр.
Черноморский флот. Орудия гвардейского крейсера «Красный Кавказ» громят укрепления на вражес
ком побережье.
фото А. ДЕЖУЕВА (ТАСС).
постоянный артистический лик. Он сквозит во всех образах, создаваемых актрисой с такой расточитель
ной многохарактерноегью. Рыжова в высокой степени обладает секретом сценического обаяния. Оно во всём — ив тембре её голоса, н в походке, то неожиданно комичной, то по
битовому плавной, оно — в самых чертах её лица, знавшего столько разнообразных и красочных гримов. Оно — в её превосходной, глубоко народной русской речи.
В «Горе от ума» Рыжова некогда играла Лизу. Лиза-Рыжова хохотала так непосредственно заразительно, что в зрительном зале ей отве
чали смехом, надолго прерывавшим ход действия. Теперь Рыжова иг
рает графиню-бабушку. Она создаёт подлинно грибоедовек.ий образ старой московской аристократки, ко
торая и впрямь «когда-нибудь с бала да в могилу».
Правда сценического реализма торжествует и в советском реперту
аре Рыжовой. Здесь она создаёт трогательные и величавые в своей простоте характеры русских мате
рей. В пьесе Леонида Леонова «Волк» она не только остро-харак
терна, но н проникновенно-лнрична. В комедии Виктора Гусева «Славаона завоёвывает горячую любовь зрителей к славной старухе Мотыльковой, чей заключительный монолог звучит пламенным патриотическим призывом.
Сегодня Рыжова работает над новой ролью—старой няньки в пьесе Леонида Леонова «Нашествие». «Всю мою ненависть к немцам, к фашистам, всю мою безмерную лю
бовь к родной стране, всю боль за советских людей, попавших в ла
пы гитлеровских извергов, вложу я в русское сердце моей Демидьевны», — говорит Рыжова.
За многолетние выдающиеся достижения в области русского национального искусства, за прекрасную галлерею реалистических образов, воплощающих замыслы классиков русской драматургии и советских писателей, за подлинно творческое вдохновение, живущее в сердце за
мечательной актрисы-натр нотки, — народная артистка Союза ССР Вар
вара Николаевна Рыжова удостоена высокого звания лауреата Сталинской премии.

М. Бертенсон.

«ЛЕНИНГРАДСКИЕ

ХУДОЖНИКИ

В ДНИ БЛОКАДЫ

ВЫСТАВКА
ДЛЯ УРАЛА
Комитет по делам искусств при СНК СССР направляет из Москвы на Урал большую выставку «Ленинградские художники в дни бло
кады». Экспонируется около 100 произведений живописи и графики, показывающих героизм доблестных защитников города Ленина.
Выставка откроется во второй половине апреля в г. Молотове. Затем она будет переведена в Свердловск, Нижний Тагил, Челябинск и Магнитогорск.
Московская филармония проводит ряд концертов, посвящённых творчеству Рахманинова. Смерть Рахманинова превратила этот цикл в музыкальные воспоминания о выдающемся русском композиторе, непре
взойдённом пианисте и первоклассном дирижёре.
На протяжении полувека творчество Рахманинова привлекает к себе многочисленную аудиторию слу
шателей, а его фортепианные и вокальные произведения вошли в репертуар всех выдающихся исполнителей. Эмоциональная приподнятость, тонкий лиризм, мужествен
ный драматизм рахманнновского творчества делают его близким и любимым широкому кругу советского слушателя.
Состоявшиеся в Октябрьском зале. Дома союзов первые два концерта были посвящены камерным и фортепианным сочинениям Рахманинова. Первый концерт открылся ис
полнением «Элегического трио», посвящённого памяти велико-го русского композитора П. И. Чайков
ского. Это произведение — первого периода творчества Рахманинова — по форме имеет много общего с знаменитым трио Чайковского «Памяти великого художника». Написанное искренне, с большим драматизмом н пафосом, «Элегическое триопленяет своей напевностью и глу
бокой мужественной скорбью. В проникновенном исполнении народного артиста РСФСР А. Б. Гольден
вейзера и профессоров Д. М. Цыганова и С. П. Ширинекого, оно прозвучало как своеобразный реквием.
«Вторая сюита» для двух фортепиано ор. 17 — одно из лучших сочинений среднего периода творчества Рахманинова. Бодрое, торжественное «Вступление», тонкий, капризный «Вальс», мечтательный, про
никнутый большой задушевностью «Романс» п огненная, стремитель
ная «Тарантелла», составляющие сюиту, были исполнены старейшими нашими пианистами, современниками и друзьями покойного компози
тора — народным артистом РСФСР А. Б. Голденвейзером и заслужен
ным деятелем искусств А. Ф. Гедике.
В заключение концерта заслуженная артистка РСФСР Н. П. Рожде
ственская в сопровождении А. Б. Гольденвейзера исполнила ряд романсов Рахманинова: юношески не
посредственный «Сон», популярную, написанную как бы акварелью «Си
рень», страстный, полный большого чувства «Я жду тебя», один из редко исполняемых, по своей трудно
сти, выразительный «Диссонанс», проникнутый торжеством утверждения жизни романс «Весенние во
ды» п полный глубокого трагизма, написанный на смерть В. Ф. Комлссаржевской романс «Не может быть».
Второй концерт был посвящён фортепианным произведениям Рах
манинова в исполнении лауреата международного конкурса, пианистов Нины Емельяновой. Отчётная про
грамма включала наряду о ранними произведениями, как Элегия, Поли
шинель, Вальс, Юмореска, популяр
ная Прелюдия cis-moll, также такие совершенные образцы, как музы
кальный момент e-moll, Прелюдии g-moll и e-dur, а также ряд этюдовкартин ор. 33 н 39, в том числе известный этюд es-dur с характерны
ми рахманиновскими перезвонами. Совершенство фортепианного стиля особенно ярко выявлено в популярной «Польке». Концертная транс
крипция вальса Крейслера «Радость любви» является своеобразным образцом свободной фантазии на темы Крейслера, написанной с присущими Рахманинову блеском, тем
нераментом и гармоническим богатством. Вся программа была исполнена Ниной Емельяновой с долж
ным совершенствам, но наиболее удались ей чисто лирические про
изведения: прелюдия es-dur, этюдкартина g-moll «Сирень», изящный «Вальс», которые, повидамому, бли
же её творческой индивидуальности, чем более широкие полотна рахманиновеного фортепианного творчества.
Оба эти концерта, прошедшие с большим успехом, свидетельствуют о том, что творчество Рахманинова своей искренностью, лиричностью, большой эмоциональной взволнованностью, близко н понятно советскому слушателю.

В. Киселёв.

„РУССКАЯ МУЗЫКА”

Цикл симфонических и камерных концертов

Цикл симфонических и камерных концертов на тему «Русская музыка» организует в этом году Москов
ская государственная филармония. В цикл дойдёт не менее 35 про
грамм для симфонических и 40 программ для камерных концертов,
Отступая под ударами Красной Армии, немецко-фашистские палачи беспощадно истребляют мирных со
ветских граждан. В селе Хмельники,
Холм-Жирковского сельсовета, Смоленской области, гитлеровцы расстреляли 18 колхозников. На трупах растерзанных, кроме огнестрель
ных ран. обнаружены кинжальные ранения в лицо, грудь и nonojTH живота. Лица многих обезображены
до такой степени, что невозможна опознать людей. На снимке: трупы зверски замученных немцами со
ветских людей.
Фото А. БОРИСОВА (ТАСС).
включающих произведения Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Чайковского, Глазунова, Танеева, Бородина, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мясковского н др.
Для участия в концертах привлекаются лучшие артистические силы. Пригашаются дирижеры Н. Рахлии, Н. Голованов, Е. Мравпнек.ий, К. Элиасберг, К. Иванов, А. Мелик- Патпаев. Особенностью цикла явится показ малоизвестных и редко исполняемых произведений. Так, в од
ном из концертов будет исполнена симфония Глинки, в другом — оратория «Освобождённая Москва
крепостного композитора XVIII века Дегтерёва и многие другие.
Помимо этого филармония организует цикл концертов посвящён
ных П. И. Чайковскому в связи с 50-детием со дня смерти великого композитора. В программу этих концертов также включены малоизвестные широкому слушателю произве
дения, в частности сюита «Моцартиана», симфоническая баллада «Воевода», увертюра «Гроза», фортепианный концерт и другие.
(ТАСС).

НОВЫЕ

КАРТИНЫ

ХУДОЖНИКОВ

Волнующие эпизоды героического прошлого русского народа являются неиссякаемой темой для советских художников. По государственному зака
зу Комитета по делам искусств при СНК СССР А. Бубнов пишет историческую картину к Утро на Куликовом по
ле», П. Корин—триптих «Дмитрий Донской», Г. Горелов — «Минин и Пожар
ский с ополчением на пути к Москве». Лауреат Сталинской премии И. Павлов готовит пять линогравюр русских пей
зажей «Мотивы Волги», П. Радимов — серию этюдов «Старые русские города».
Лауреат Сталинской премии народная артистка CССP В. Н. Рыжова.
Фото М. ПЕТРОВА.
было в прошлом. Своею Улитой актриса разоблачает «тёмное ца.рство».
У Анфусы Тихоновны из комедии «Волки и овцы» нет обычной человеческой речи. Анфуса обго
няется одними междометиями. Весь текст роли — это сплошные восклицательный и вопросительный зна
ки! Между тем драматург вложил в душу Анфусы своеобразные, хотя н примитивные ощущения. Сценически выразить их представляет та
ким образом сложнейшую задачу, которую Рыжова разрешает поисти
не блестяще. Глупость и наивность, угасание человеческой мысли, почти животное существование — этими чертами актриса исчерпывающе ха
рактеризует старую тётку богатой вдовы Купавиной.
Бытовая и характерная актриса, Рыжова владеет в совершенстве да
ром сценического перевоплощения. Каждый образ, создаваемый этим мастером, своеобразен, индивидуа
лен н вместе с тем типичен для своей эпохи и своей среды. Вот по
чему зритель порой с удивлением и недоверием узнаёт, что именно эту самую актрису он на-днях смотрел в другой роли.
Однако это не «трансформация», не беспрерывная смена сценических масок. Если приглядеться к твор
честву Рыжовой повнимательнее, станет ясно: у Рыжовой есть свой

ТЕАТРАЛЬНАЯ

МОЛОДЕЖЬ ВЕЧЕРА
В ДОМЕ АКТЕРА
Дом актёра проводит в апреле вечера показа творчества театральной молоде
жи столицы. В них примет участие молодёжь Московского театра-студии, оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского, музыкальных училищ Управления по делам искусств при Мосгорисполкоме, театрального училища им. Щепкина и др.
Первый вечер состоится сегодня. Молодые артисты Московского театра-студии покажут старинные русские водевили «Дочь русского актёра» и «Беда от нежного сердца». Вступительное слово скажет профессор В. Филиппов.

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ

ДРАМАТУРГ

СЕССИЯ ВТО,
ПОСВЯЩЕННАЯ
А. Н. ОСТРОВСКОМУ
120 лет со дня рождения А. Н. Островского Всероссийское театральное общество отмечает научно-творческой сессией, посвящённой вели
кому русскому драматургу. Сессию откроет лауреат Сталинской премии А. Толстой. Будут заслушаны доклады: «Островский — великий русский драматург», «Русский фоль
клор в произведениях Островского», «Язык персонажей Островского», «Островский как переводчик», «Со
ветские актёры театра Островского», «Художник в театре Островского».
Сессия откроется в Доме актёра 12 апреля и продлится до 15 апреля. На заключительном вечере крупнейшие мастера московских театров пополнят сцены нз пьес великого русского драматурга.
В кабинете русской классики Всероссийского театрального общества 14 и 21 апреля будут заслушаны доклады: «Щепкин и Островский по архивным документам» н «Пьеса «Доходное место».

УКРАИНСКИЙ

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР

В ИРКУТСКЕ

ИРКУТСК, 5. (ТАСС). Пять месяцев Киевский театр оперы и балета им
Шевченко работает в Иркутске. За эхо время он показал оперы «Иван Суса
нин», «Запорожец за Дунаем», «Наталка-Полтавка», «Чио-Чио-Сан», «Севильский цирюльник», балет «Коппелия».
Театр закончил работу над «Евгением Онегиным», «Травиатой». Завершена оркестровка украинских опер «Гайдамак», «Наймичка» и др. Репертуар те
атра пополняется оперой «Под Мобквой», музыка её написана композитором Ковалевским.
Украинский театр пользуется в Иркутске большой популярностью, все спектакли проходят с аншлагом.

ВЫСТАВКА

«ВЕСНА

В детском читальном зале Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина открылась книжная выставка «Весна». Она открывается шуточной телеграммой скворцов — юным чита
телям: «Встречайте. Возвращаемся из тёплых краёв, скоро будем у вас. Уничтожаем слизней, гусениц, личинок. Обещаем зорко охранять поля и огороды от насекомых — вредителей».
Книги выставки подобраны по разделам, посвящённым жизни животных, птшт, рыб и насекомых. Выставку на
мечено систематически пополнять вновь выходящими книгами и альбомами, по
свящёнными жизни животного мира.
Вчера была помещена на выставке только-что выпущенная Детгизом кни
га А. Клыкова «Карпик . Рукопись ее автор предварительно читал в детском читальном зале библиотеки. ... ,.

П

АДАЛ мягкий, пушистый снег.
Сумерки властно окутывали густой лес, ставший родной хатой отряду украинских партизан. В лагере все были заняты обычным в часы привала делом. Кто оружие чистил, кто готовил вкусный ужин разведчикам, которые с минуты на минуту должны были вернуться, кто писал пиеьма на Большую Землю.
Вскоре пришли три разведчика. С собой они привели двух немцев — «языков». Командир отряда выз
вал партизана Сергея, немного знающего немецкий язык:
— Поговори о ними.
— Есть, — ответил партизан.
То были два махровых эсэоовца, прикидывавшихся здесь невинны
ми ягнятами. После нескольких вопросов Сергей установил участие их в чудовищных злодеяниях.
О результатах допроса он докладывал командиру в присутствии почти всех бойцов отряда. Бойцы стояли полукругом, обветренные, силь
ные, привыкшие к стремительным набегам п к тихим, задумчивым песням своего народа.
Сергей заметно волновался.
— Ось шо, хлопцы, — начал он, — два эти акурат из тех самых подлецов, что на той неделе в Хойниках были...
Все вспомнили рассказ девушки, бежавшей к партизанам после ди
кой расправы немцев о местными жшгелями-украинцами в е. Хойни
ки, Житомирской области. Гитлеровцы убили там 70 женщин и де
тей только за то, что крестьяне прогоняли каждого немецкого вер
бовщика, появлявшегося для набора новых невольников на каторгу в Германию.
— Не поедем, ни за что не поедем! — был их ответ на все угрозы.
Каждый из немецких бандитов, побывавших в этот день в Хойниках, замучил, зарезал по нескольку человек. Малышей — мальчиков и девочек — немцы бросали в огонь, бросали на глазах у обезумевших от горя матерей.
В огне погибли дети Федя Щуковский, Миша Долгополов, Маня Ускан, Лида Ярош, Аня Сокол, Валя Боренко. Немцы врывались в хаты и расстреливали целые семьи. Ни одного человека не оставила они из семей Карася, Рутьковокого, Гнедько.
В селе Хочин гитлеровцы праздновали кровавую тризну два дня.
Услышав, что каратели приближаются к селу для расправы, кре
стьяне в стужу, в мороз закутали детей в чудом уцелевшие одеяла, платки и ушли в лес. Они знали— будет так, как в Хойниках.
Немцы никого не застали в селе, но остались здесь, поджидая свои жертвы. Через несколько дней жи
тели, думая, что каратели ушли из села, потянулись обратно.
Им не дали даже зайти в хаты. Крестьян встретили ещё на доро
ге ливнем свинца, Немцы стреляли из пулемётов и автоматов. Бежавших ловили, выкручивали руки, ко
лоли штыками глаза. Потом загнали всех в сарай и заживо сожгли.
Из горящего оарая долго неслись криви и стоны невинных стариков, женщин, детей. 96 лет было Фили
мону Скумину. Старик давно уже потерял зрение и слух. Он умирал медленной смертью. Никого не пощадили немецкие изверги, ни одного человека из 126 крестьян. Погиб
ла вся семья инвалида Степана Л инвар я: жена с грудным ребёнком и четверо маленьких детей.
Захваченные партизанскими разведчиками немцы участвовали в
этих кошмарных преступлениях. Они кивнули головами и тогда, когда в конце допроса Сергей спроеял их:
— Были ли вы в начале ноября 1942 года в Ельске?
Целую неделю держали гитлеровцы голодными 500 мирных жителей
Ельска на барже, а затем в тёмную ноябрьскую ночь потопили их в
реке Припять. Крики тонувших ещё и сейчас звенят в ушах партизан, которые в ту ночь вышли в поход, в грозный поход беспощадной мести.
Выслушав Сергея, партизаны разошлись по землянкам. Каж
дый думал свою думу. Утром они покинули лагерь о болью в сердце и неугасимой жаждой мщения.

Капитан Н. Добрин.

«Конница в наступлении». Работа скульптора Н. Лаврова.
(О выставки «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками»).

Телеграммы из-за границы

ПОРАЖЕНЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ

В РУМЫНИИ

СТАМБУЛ, 7. (ТАСС). Румынская и немецкая печать с тревогой пишет о неблагополучии на «внут
реннем фронте», выражающемся в росте пораженческих настроений среди населения. Издаваемая не
мецкой дипломатической миссией в Бухаресте газета «Букарестер тагеблат» призывает «бдительно сле
дить за общественным мнением и бороться с враждебными настрое
ниями». Газета подчеркивает, что «борьбу против внутреннего врага следует вести с энергией, какая необходима на фронте, ибо внутрен
ний фронт столь же опасен, как и внешний». Румынская газета «Пору н к времий» опубликовала статью, в которой требует усиления терро
ра против «внутренних врагов». «Защита общества, — пишет газе
та, — требует высокого состояния духа. Там, где этот дух подрывается, власти должны вмешиваться са
мым энергичным образом». Газета с тревогой констатирует широкое
распространение среди румын неверия в победу. «Какова наша будущность? Этот вопрос, — говорится в статье, — неизменно вкрадывается в сознание многих, порож
дая замешательство. Под видом принципиальных дискуссий всякий раз высказываются мрачные мысли о судьбе Румынии. Получается так, что при нынешнем положении мо
жет быть только одна развязка — победа русских».
Власти осуществляют жесточайшие репрессии против «внутренних врагов и пессимистов». Газета «Уннверсул» опубликовала обращение к властям, в котором настаивает на неукоснительном проведении в жизнь нового закона, запрещающего ряд религиозных организаций. Га
зета требует наказания всех нару
шителей этого закона, мотивируя это тем, что многие религиозные организации «стали прибежищем антиправительственных элементов».

8000 БЕЛЬГИЙЦЕВ ЗАКЛЮЧЕНЫ В ТЮРЬМЫ

ЛОНДОН, 7. (ТАСС). По сообщению бельгийского телеграфного агентства, гитлеровские оккупанты каждый месяц расстреливают в Бельгии около 100 бельгийских патриотов. Кроме того, ежемесячно .в кон
центрационные лагери Германии немцы, направляют от трёх до четырёх тысяч бельгийцев. Около 8 тысяч бельгийских патриотов находятся в настоящее время в тюрьмах на территории Бельгии.
Как сообщает агентство Рейтер, бельгийские священники оказывают энергичное сопротивление немецким
оккупантам и бельгийским квислинговцам. - Они отказываются слу
жить панихиды по убитым на советско-германском фронте так называемым «добровольцам» из антисоветского «легиона». В связи с этим гестапо арестовало и отправило в тюрьмы многих бельгийских священников.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 6. (ТАСС). В коммюнике щтаба об’единённого командования союзников в юго-западной ча
сти Тихого океана сообщается, что бомбардировщики союзников сбро
сили бомбы на оккупированную японцами деревню Тимика, в Гол
ландской Новой Гвинее. Бомбардировка вызвала пожары. В районе Бука (Соломоновы острова) самолёты со
юзников произвели ночной налёт на японский аэродром и позиции японских войск.

БОРЬБА ФРАНЦУЗСКИХ

ПАТРИОТОВ В ВЕРХНЕЙ САВОЙЕ

ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Женевский корреспондент газеты «Таймс» сооб
щает, что, согласно полученным из Верхней Савойи сведениям, там до сих пор ещё находится значитель
ное количество французов, ведущих борьбу против оккупантов. Хорошо вооружённые партизаны сформиро
ваны в три крупных отряда. Два нз этих отрядов действуют в горах ме
жду Женевским озером и пунктом Шамони. Третий отряд находится в
районе между рекой Арв и озером Аннеси. Корреспондент сообщает, что полиция оцепила эти районы.

ОТОВСЮДУ

★ КАНАДСКАЯ промышленность выпускает пять бомбардировщиков ти
па «Моекнто» в день. К концу 1942 г.
авиационные заводы Канады выпустили 1.000 истребителей типа «Харрикейп».
★ СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ подписали с Кубой договор о закупке в Кубе
2.700 тыс. тонн сахара производства 1943 года. В 1942 г США закупили весь урожай кубинского сахара (4 млн. тонн).
★ В КОММЮНИКЕ греческого морского министерства говорится, что гре
ческая подводная лодка «Папаннколис», действующая в составе английского флота в Средиземном море, потопила два грузовых судна противника.
★ ШВЕДСКАЯ ГАЗЕТА «Стокгольме тиднинген» сообщает, что в последние дни гитлеровцы арестовали в районе Эльверума (Норвегия) около ста норвежцев, обвинённых в совершении актов саботажа.

ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ

В ИТАЛИИ

Английские газеты сообщают, ссылаясь на рассказы приехавших из Италии граждан нейтральных стран, о полной дезорганизации жизни в большинстве крупных италь
янских городов, подвергающихся наиболее интенсивным воздушным бомбардировкам. В Неаполе, Палер
мо, Милане и Турине дезорганизована работа всего коммунального хозяйства. Почти бездействует городской транспорт, с трудом налаживается работа поврежденной элек
тросети и водопровода. Жители по нескольку дней сидят бе-з воды и света. Разваливается работа на заводах и в мастерских.
Не на шутку обеспокоенные городские власти Турина и Генуи наднях об’явили мобилизацию всех швейцаров ii ночных сторожей магазинов и контор. Комментируя это распоряжение, «Пополо д’Италиа» пишет:
«К сожалению, приходится констатировать, что поведение швейцаров заставляет нас прибегнуть к реши
тельным и суровым мерам. В самом деле, в то время как эвакуация населения принимает всё более значительные размеры, некоторые сторожа
частных домов начинают проявлять признаки нетерпения и под разными предлогами стараются уйти с работы.
В отдельных случаях они просто бросают работу, не сказав никому ни слова».
«Все старания эвакуировать Рим окажутся бесполезными, — пишет га
зета, — если будет разрешён приток жителей из других городов, являющихся мишенью вражеских воздушных нападений. Кроме военных соображений, которые уже неоднократно обсуждались, имеются ещё и соображения экономические: ведь сто
лица вынуждена ввозить большую часть необходимого ей продовольст
вия из отдалённых районов, что представляет большие трудности, осо
бенно теперь, когда население Рима
иной день доходит до 2 миллионов, увеличиваясь за счёт временных поселенцев».
Как обстоит дело со снабжением продовольствием римского населения, можно судить по хронике в итальянских газетах. На рынках ежедневно происходят драки из-за куска хлеба, на улицах подбирают людей, падающих в обморок от истощения. По словам «Пестер ллойд», в Риме постепенно исчеза
ют все бездомные собаки и кошки. В итальянской газете «Стампа», например, недавно появилась следующая характерная заметка:
«Двум сёстрам Маркиии, раздобывшим кошку, убитую несколько дней тому назад, пришла в голову зло
получная мысль сварить и с’есть ее, как зайца или кролика. Несомненно, мясо животного было уже испорчено, и обе девушки через несколько часов почувствовали острые боли в ки
шечнике. Они срочно отправлены в госпиталь, и их состояние остаётся невыясненным».
Правящая клика Италии, отдавшая страну и народ на с еденив Молоху «тотальной» войны, пожинает плоды своих авантюристиче
ских замыслов. Вместо обещанных Гитлером земель и богатств ей до
стаются в удел растущая нищета населения, голод и катастрофическая дезорганизация жизни в стране,

ДЕТОУБИЙЦЫ

Но, видимо, н «решительные меры» не оказывают должного дей
ствия. По словам корреспондента венгерской газеты «Пестер ллойд», на пригородных шоссе в Северной Италии можно видеть десятки лю
дей с повозками, нагруженными всяким домашним скарбом. Это бе
жит из городов беднота рабочих кварталов. Её обгоняют автомобили, набитые доверха ящиками и чемо
данами. Наиболее состоятельные люди перебираются на жительство в города Центральной Италии. Большинство бежит в Рим. По сообще
ниям итальянских газет, столица Италии переполнена беженцами и эвакуированными из других горо
дов. Нельзя найти свободную комнату буквально ни в одной гости
нице, ни в одном частном доме. Переполнение города увеличивает и без того тяжелые продовольственные затруднения римского населе
ния. Всё это за последнее время вызывает явное беспокойство италь
янских властей. Газета «Джорнаде д’Италиа» выступила даже с требованием запрещения допуска эвакуированных в столицу.

ПО СТОЛБЦАМ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ