Владимир Софроницкий

В
ЛАДИМИР Софроницкий среди
других наших превосходных пианистов выделяется своим самобытным искусством, полным артистического обаяния.
В искусстве Софроницкого прежде всего привлекает непосредствен
ность выражения, придающая егз игре характер жЛюй речи. В ней нет нарочитости позы, наиграннос
ти эстрадного пафоса, она пленяет юношеской восторженностью, тре
петностью и свежестью чувства. Это гармонично сочетается о глубиной и зрелостью мысли. На каждую пьесу, сыгранную Софроницким, ложится печать яркой творческой индивидуальности, обога
щающей привычное п знакомое произведение новыми, неповтори
мыми чертами. Но при всей суб екттшности игры Софроницкого артист никогда не заслбняет композитора, и в его исполнении оживает дух великих мастеров, раскрывается вся значительность их творений.
Софроницкий — художник романтического склада. Его романтизм глубоко современен и национален. Он порождён нашей эпохой и отражает в сфере искусства кипу
честь нишей жизни, страстность устремлений, безграничность надежд. В советской стране, где са
мые смелые мечтания становятся действительностью, где раскрепо
щённая творческая сила совершает чудесные деяния, расцветает новая романтика — действенная, активная. На этой почве выросло и окрепло прекрасное искусство советского пианиста.
Софроницкий — артист широкого диапазона, способный чувствовать и раскрывать внутреннюю сущность музыки самых различных композиторов. Он—превосходный исполнитель и Шумана, и Моцарта, н Лис
та, я Шопена. Разве можно забыть его исполнение шумановского «Карнавала» — вихрь пёстрых фантастических образов, обретающих под
пальцами пианиста почти зрительную реальность? Или классически ясную н строгую трактовку моцартовской фантазии, задушевную мягкость ноктюрна Г.танки? Во всём чувствуются богатство и щедрость ар
Лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств РСФСР, пианист В. В. Софроницкий.
Фото Ал. ЛЕСС.
тистической натуры, стремящейся к многообразию творческих проявлений.
Особо надо остановиться на исполнении Софроницким музыки Скрябина, В сущности, он создал советскую традицию исполнения произведений великого русского поэта фортепиано. Вся сложность скрябинской музыки — её трепет
ность и хрупкость, мятежность порывов и величавое, спокойствие ли
рических созерцаний, причудливые вспышки фантастических огней, капризная смеФа настроений, гранди
озность н тонкая грация, мрачность драматического пафоса и молние
носность волевых импульсов — всё это воплощается Софроницким с тем совершенным и полным слиянием с авторским замыслом, кото
рое доступно лишь крупнейшим мастерам. В то . время как многие пианисты утрированно воспроизво
дили нервную экзальтированность скрябинской музыки, Софроницкий подчёркивает своим исполнением её активность и романтическую устремлённость.
Софроницкий продолжает традицию великих русских пианистов — Антона и Николая Рубинштейнов, Александра Скрябина и Сергея Рахманинова,
23 года выступает Софроницкий на концертной эстраде. Его первый концерт состоялся в J 9-20 году в Ленинграде. За прошедшие годы он сыграл не одну сотню концертов; под впечатлением ею игры выросло. целое поколение советских музыкантов. Требовательный н взы
скательный художник, он из года в год расширял свой репертуар, совершенствовал исполнение.
... В декабре 1941 года- в холодном зале Ленинградского театра нм. Пушкина Владимир Софроницкий выступил с концертом. Он иг
рал с небывалым под’ёмом, и ленкюградцы особенно тепло приветствовали любимого артиста. В осаж
дённом Ленинграде композитор Шостакович создаёт замечательную Седьмую симфонию, пианист Софроницкий даёт концерты, сотни дру
гих мастеров искусства продолжают свой творческий труд.
Владимир Софроницкий за самоотверженное служение родному искусству увенчан Сталинской премией.

И. Мартынов.

„Последние дни („Пушкин )

ПРЕМЬЕРА
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ТЕАТРЕ
Вчера в Московском Художественном академическом театре Союза ОСР им. Горького состоялась генеральная репетиция пьесы «Последние дни» («Пушкин») М. Булгакова. Репетиция прошла с большим успехом.
Пьеса.«Последине. дни» («Пушкин») рисует. последние дни жизни великого русского поэта,. Время действия — конец января я начало фев
раля 1837 года. Основные места действия — последняя квартира Пушкина, квартира, великосветского библиофила Салтыкова, дворец Воронцовой, канцелярия третьего отделения, квартира Геккерена, Мойка пе
ред домом Пушкина и почтовая станция, через которую провозят тело поэта.
Завтра в МХАТ СССР нм. Горького состоится премьера спектакля. Роли исполняют артисты: А. Степа
нова (Наталья Пушкина), С. Ппдявская (Александра Гончарова), 0. Ан
дреевская (Воронцова), В. Ставицын (Жуковский), В. Орлов (Никита), Е. Калужский (Данзас), В. Топорков (Битков). В. Ершов (Николай I), В. Вербицкий (Бенкендорф), Н. Хмелев (Дубельт), М. Тарханов (Богомазов), Н. Соснин (Геккерен), П. Массальский (Дантес). В. Готовцев (Сал
тыков). В. Белокуров (Кукольник), Ю. Неозвецкий (Бенедиктов), А. Кторов (Долгоруков).
Режиссёры спектакля — народные артисты РСФСР В. Отаниц ын.и В. Топорков, художник — лауреат Сталинской премил П. Вильямс.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

★ КНИГА полковника И. Видгокова «Комсомольцы Красной Армии в боях эа родину» вышла в издательстве «Молодая гвардия».
★ В СЕРИИ книг по экономической географии Государственным издательством политической литературы выпуще
ны книги: профессора А. Г. Гойхбарга — «Канада», В. Васильевой — «Бирма
★ В ГОСУДАРСТВЕННОМ издательстве политической литературы вышла книга Ф. Мурави «Багратион» — о жизни и подвигах замечательного рус
ского полководца, славного сподвижни
ка Суворова и Кутузова, участника 150 сражений, непревзойдённого мастера наступательного боя.
★ ГОСУДАРСТВЕННОЕ издательство политической литературы выпустило ряд новых книг: Б. Баратова —
«Не бывать немецкому помещику на советской земле!»; Т. Горбунова — «Бе
лоруссия живёт; Белоруссия борется!»; М. Бажана — «Сыны Украины в боях за родину» п А. Карасевой — «Священный долг советской патриотки».

Показ творчества Хачатуряна и Соловьева-Седого

Концерт в Октябрьском зале Дома союзов
На-днях Московская филармония организовала показ камерного творчества лауреатов Сталинских пре
мий А. Хачатуряна и В. Соловьбва- Седого.
Арам Хачатурян — один из ведущих ооветскнх композиторов. Бод
рая, яркая, пронизанная элементами песенного творчества народов Кавказа, музыка Хачатуряна поко
ряет своим оптимизмом, свежестью
гармонического языка. В отчётном концерте трио в составе Вальтера, Бондаренко н Сорокина исполняло одно из ранних произведений Ха
чатуряна — трио для фортепиано, скрипки и кларнета. В мелодически импровизированном характере, особенно первой части трио, ощущается непосредственное воздействие восточных народных песен с их протяжной, цветистой мелодией.
Вокальное творчество Хачатуряна в исполнении артистов Г. Абрамова и Т. Янко было представлено ря
дом песен. Лучшими нз них следует признать песню «Море Балтийскоеиз музыки к пьесе Н. Погодина
Кремлёвские куранты», написанную просто, искренне я задушевно, и «Сад мой любимый», хорошо перешающую нежность и тоску восточной девушки. Менее удачен романс Нины из ыузыкп к драме Лермонтова «Маскарад».
Из последних произведений композитора была исполнена сюита из балета «Гаянэ», удостоенного Ста
линской премии, в мастерском из
ложении для двух фортепиано А. и М. Готлиб, прекрасно её сыгравших. Даже в фортепианном изложении музыка этого балета произво
дит сильное впечатление. Особенно
хороши мечтательная, лирическая «Колыбельная» и бодрый, мажорный «Приветственный танец».
Творчество молодого композитора В. Соловьёва-Садого было представлено фортепианными и вокальными произведениями. Четыре прелюдии и вальс для фортепиано, ис
полненные пианисткой Т. Рябовой, пока ещё ие дают определённого представления о творческом лице автора, в то время как в во
кальных сочинениях Ооловьёв- Седой уже нашёл свой стиль. Ему присуща глубокая, искрен
няя задушевность, соединённая с простотой, безыскусственностью, лишённая ©сякого налёта банальности. Такие песни, как «Играй, мой баян», «Вечер на рейде», «Таёж
ная» и другие, прочно вошли в быт советского слушателя, доставляя ему большое наслаждение, что и выразилось в огромном успехе, выпавшем на долю Соловьёва-Седого, исполнившего фортепианную партию. своих песен. Задушевная, иск
ренняя песня — таков творческий путь талантливого композитора.

В. Киселев.

Портрет Героя Советского Союза капитана В. Мотакова. Работа скульп
тора Б. СандомирскоЙ (дерево). (О выставки «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими за
хватчиками»).
Фото Л. СМИРНОВА.

Концерты

в Большом зале консерватории

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
— 10 АПРЕЛЯ
Завтра открывается концертный сезон в Большом зале Московской консерватории им. Чайковско
го. В программе открытия — вторая симфония, симфоническая поэма «Утёс», второй концерт для форте
пиано с оркестром Рахманинова в исполнении Государственного сим
фонического оркестра Союза ССР под управлением профессора А. Орлова, пиалист — Ю. Брюшков.
11 апреля начнётся цикл концертов, посвящённых русской музыке. Государственный симфонический оркестр Союза ССР (дирижёр — Н. Рахлин) впервые выступит с программой, целиком составленной из произведений Глинки: он исполнит
симфонию, фрагменты из музыки к драме «Князь Холмс,кий», испан
скую увертюру «Арагонская хота», «Камаринскую», увертюру к опере «Руслан и Людмида» и др.

Телеграммы из-за границы

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ТУНИСЕ

ЛОНДОН, 9. (ТАСС). Специальный корреспондент агентства Рей
тер, находящийся при штабе союзников в Северной Африке, передаёт подробности прорыва позиций войск Роммеля у Вади-Акарита.
Утром 6 апреля, пишет корреспондент, 8-я армия в течение двух часов обеспечила себе предмостное укрепление для новой атаки против войск держав осп в районе Габеса. Атаке предшествовал сильнейший огонь сотея артиллерийских орудий.
Вскоре после 4 часов утра 8-я армия атаковала и захватила две возвы
шенности, находящиеся непосредственно против её позиций. Эти возвышенности — Джебель-Тебага и Джебедь-Румааа—находились приблизительно в центре оборонительной линии войск противника, кото
рая идёт от побережья к озеру Шотт-Джерид. Первые об’екты .были захвачены в 6 час. утра. После
довавшая вслед эа тем контратака противника была отбита, и к б ч. 30 м. утра организованное сопротивление врага в этом районе прекратилось. Английские войска обос
новались на этих возвышенностях. Предмостное укрепление оказалось обеспеченным.
Под угрозой 8-й армии, продолжает корреспондент, войска держав оси, преграждавшие дорогу американцам, усилили своё сопротивление, и две попытки американцев захватить господствующие высоты к югу от дороги Джебель-Крерун Не имели успеха. Эта возвышенность
прикрывает все подступы с запада. Американцы после неудачной попытки захватить возвышенность ут
ром снова предприняли атаку после полудня. Эта атака также была приостановлена. Войска держав оси оказывают здесь сильное сопротивление. Американцы, однако, продви
нулись н-а 9 миль к , северу от Ма
кнасси и оказались в 200 ярдах от входа в горный проход Майзила.
В то время, как 8-я армия вела наступление, английские и американские бомбардировщики совершили самый крупный за всю тунисскую кампанию налёг на аэродромы противника. Другие американ
ские бомбардировщики атаковали суда держав оси. Бомбардировщики «Харрикейн» в сопровождении ист
ребителей «Опитфайр», поддерживая операции S-й армии, непрерывно атаковали войска держав оси. Ави
ация союзников атаковала также скопление транспорта держав оси в районе к северу от Вади-Акарит. В результате этой атаки много машин было уничтожено или повреждено. Только один раз командо
вание войск дерятав оси попыталось поднять в воздух соединения бом
бардировщиков в сопровождении большого числа истребителей, но истребители союзников перехватили их и заставили повернуть обратно. Бомбардировочная авиация союзников атаковала также Фоконнери — самую крупную воздушную базу немцев в Центральном Тунисе.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ

Налёт американских бомбардировщиков на Палермо. ★ Налёты английских самолётов на Север
ную Францию.
ЛОНДОН, 9. (ТАСС). Штаб американских военно-воздушных сил передаёт из Каира, что днём 7 ап
реля бомбардировщики «Либарейтор» атаковали гавань Палермо (Сицилия). Отмечены прямые попа
дания бомб в об’екты на пристани и в районе базы гидросамолётов.
Все американские самолёты вернулись на свои бааы.
ЛОНДОН, 9. (ТАСС). В коммюнике английского министерства авиации говорится, что 8 апреля анг
лийские истребители совершили ряд налётов на Северную Францию. Во время одного из налётов истребители атаковали и причинили повреждения радиостанции. Вечером 8 апреля английские истребители-бомбардировщики в сопровождении ис
требителей «Тайфун» и «Спитфайрподвергли бомбардировке аэродром противника в Трнкервиле, близ Гавра.
Из этих операций не вернулись
два английских истребителя.

Французы сопротивляются отправке

на гитлеровскую каторгу

ДНЕВНИК

ИСКУССТВ

СЕГОДНЯ в Центральном доме работников искусств состоится творческий вечер солиста Музыкального театра лм. К. О. Станиславского и Вл. И. Немиро
вича-Данченко заслуженного артиста РСФСР В. Канделаки. О творчестве артиста расскажет П. Марков. Будут по
казаны сцены из спектаклей «В бурю», «Цыганский барон» и др.
ЛОНДОН, 9. (ТАСС). Бюро печати Сражающейся Франции сообщает, что по сведениям, полученным из Франции, немцы в Парижским районе приступили: к регистрации женщин в возрасте от 18 до 25 лет для отправки их в Германию после про
хождения обучения на французских заводах. Производится также реги
страция мужчин, родившихся после 1 января 1900 г. Для подавления возможных волнений немцы мобилизовали 700 гестаповцев ® зоо эсэсовцев.
Издающаяся в Париже гитлеровская газета «Паризер цейтувг» ука
зывает, что в ближайшее время немцы намерены отправить в Германию весь медицинский персонал распущенной по приказу Гитлера
французской армии. Каждые 15 дней будут отправляться юо врачей и других медицинских работников. Кроме того, как указывает газета, согласно изданному гитлеровцами декрету о всеобщей прудовой повин
ности в Германию будут отправлены также большие грулцы молодых врачей л отудентов-медиков.
Как сообщают в кругах Сражающейся Франция, отправка в Гермагаю молодых французов рождения 1920—1922 годов сопровождается многочисленными инцидентами. По по
лученным сообщениям, молодёжь с помощью своих родных и друзей укрывается от мобилизации в деревнях. Отряды жандармерии Виши
производят облавы на молодежь, скрывающуюся в сельских местностях. На-днях власти Виши опубли
ковали угрожающее предупреждение жителям департамента Нижние Пи
ренеи о том, что к населению будут применены репрессивные меры, если оно будет продолжать «занимать
ся укрывательством дезертиров от трудовой повинности».
Недавно в момент отправки из Парижа поезда с 600 французскими рабочими три четверти мобилизованных сбежало. В ночь на 3 ап
реля из Лиона был отправлен в Германию эшелон с рабочими. Однако на первых же километрах пути большинство мобилизованных выпрыгнуло на ходу из поезда и скры
лось. В городе Ажан (департамент Ло-э-Гаронн) толпа французов, со
бравшаяся на вокзале, оттеснила охрану и помешала отправке поезда с рабочими. В Монпелье при отправке поезда на вокзале произошла демонстрация. Собравшиеся рабочие кричали: «На виселицу Лаваля!» и пели «Марсельезу».
Как сообщают, недавно в Сеи- Этьенгне патриоты произвели несколько новых покушений на германских солдат. В немецкой казар
ме взрывом бомбы было убито и ранено несколько человек. В столо
вую одного городского отеля, где проживают немцы, была брошена бомба, Убит один и ранено несколько германских офицеров.

ОТОВСЮДУ

Действующая армия. Лауреат Сталинской премии кинооператор А. Козаков на съемке. Фото Е. КОПЫТА (ТАСС).
★ РУМЫНСКИЕ ВЛАСТИ опубликовали официальный список 827 аресто
ванных по обвинению «в нелегальной политической деятельности».
★ ПО СООБЩЕНИЮ агентства Рейтер, как теперь стало известно, во вре
мя налёта американской авиации 18 марта на судоверфи в Фегезаке были серьёзно повреждены семь строящихся подводных лодок; шесть других — получили меньшие повреждения.
★ АНГЛИЙСКИЙ пароход «Волтурно», прибывший из Англии в Лиссабон, сбил в Пути два самолёта держав оси и потопил одну подводную лодку во время нападения, которое было совершено на пароход в дневное время.
★ БРАЗИЛЬСКИЙ министр авиации Сальгадо заявил, что бразильские военно-воздушные силы потопили гер
манскую подводную лодку. С момента вступления Бразилии в войну её вооружённые силы потопили семь подводных лодок противника.
★ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ греческого министра информации Михалопулоса, со времени присоединения греческого фло
та к английскому флоту греческий флот пополнился пятью новыми эсминцами, одной подводной лодкой, одним корветом. Все эти суда построены на английских верфях.
★ ПО СООБЩЕНИЮ из Буэнос-Айреса, там официально об’явлено о том, что президент Чили Риос принял при
глашение посетить Аргентину после возвращения из поездки в США в июне этого года.
★ В ОТТАВЕ (Канада) открылась передвижная выставка канадского военно-морского флота. На открытии выставки присутствовали генерал-губернатор Канады, премьер-министр Мак
кензи Кинг, морской министр Макдональд и члены дипломатического корпуса.
★ КАК ПЕРЕДАЕТ английское министерство информации, маршал авиации Дуглас Эвилл назначен заместителем начальника штаба военно-воздуш
ных сил вместо вице-маршала авиации Медхерста.
★ В КЛУЖЕ (Венгрия) закончился процесс большой группы лиц, обви
нявшихся «в подготовке государственного переворота». Все обвиняемые приговорены к различным срокам лишения свободы.
★ ШВЕДСКО-НОРВЕЖСКОЕ пресс-бю ро сообщает, что отныне в Норвегии продовольственные карточки будут выдаваться только тем норвежцам, ко
торые имеют справку о том, что они зарегистрировались для отбывания трудовой повинности.
★ БОЛГАРСКАЯ газета «Утро» сообщает, что в Базарджике (Болгария) сгорела каучуковая фабрика. Убытки превышают б миллионов лев.

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ

ПО ТЕЛЕГРАММАМ СПЕЦ. КОРР. ТАСС
ИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ
У кинотеатра «Колизей».
Фото О. НИКОЛАЕВА.

На новом

руб еже

НАШИ войска закреплялись на
достигнутых рубежах и вели боевую разведку — такие со
общения преобладают за после,днпе дни о -Западного фронта. Но за скупыми словами сводки скрыва
ются большие дела. Вот как вы
глядит, например, в этп дни одни из участков фронта, где действует Н-екая гвардейская часть.
Ещё дымятся обуглившиеся развалины сарая, подожжённого немецкой миной!. Бой хотя и закон
чился, но шум его ещё стоит над местом сражения. Пробуя отбитый у немцев пулемёт, сержант нажи
мает гашетку, и длинная очередь трассирующих пуль 1 перечеркивает вече(риее небо. Где-то в стороне са
пёры взрывают мерзлый грунт, и оттуда доносятся глухие взрывы. В разных местах раздаются одиночные винтовочные выстрелы.
В траншеях, захваченных у неприятеля, работают бойцы с лопатами, кирками, ломами. Они пе
рестраивают окопы: та сторона, что была у противника задней, теперь обращена лицом к фронту. .Пулемётчики готовят площадки для сво
их «Максимов». Стрелки оборудуют в брустверах ячейки для стрельбы.
Артиллеристы соорудили из хвойных вето-к навесы лад пушками и теперь маскируют свой наблюдательный пункт.
Сзади гремят котелками. Только что приехала походная кухня с го
рячим обедом. В траншее остаются
только наблюдатели, сне спускающие глаз с расстилающегося перед ними
поля, над которым клубится легкий, туман.
Стало отвоем тихо. Бойцы, возвращающиеся о дымящимися котел
ками, слышат, как впереди роются в траншее немцы; стучат о мерзлую землю лопатами, глухо доносятся
отрывки команды на немецком языке. Снайпер Черня осторожно ставит сбоку свою вшгговку, чтобы не повредить прицел, и достает за
вернутую в трягпвцу ложку. В это время стоящий рядом наблюдатель толкает его:
— Смотри, немец!
Снайпер отставляет котелок, берёт винтовку и, поднявшись па ступеньку, на которой сидел, пристально всматривается. В отдалении вырисовывается силуэт немец
кого солдата. Снайпер, не торопясь, прицеливается и плавно нажимает спуск. Раздается выстрел, я солдат падает.
Наступила ночь. Командир вызвал охотников лтти в разведку. Надо установить расположение вражеских позиций, узнать, где нем
цы оборудуют пулемётные точки, в каких местах устанавливают артил
лерийские батарея, где находятся вражеские командные и наблюда
тельные пункты. Желающих и таи в разведку много. Командиры раз
ведывательных групп — старший лейтенант Алексеев и сержант Са
зонов — выбрали бойцов, в опыте которых они убедились еще по Прошлым совместным походам за «языками».
Соблюдая тишину и маскируясь, разведчики, которыми командует
Алексеев, проползли мимо немецких часовых я стороной обошли деревню. Выйдя ва проселочную до
рогу, они вернулись по ней к этой же деревне, но уже с тыла, где
оборона была слабее. Подойдя к блиндажу, бойцы спрятались ва уг
лом избы н стали терпеливо ждать. Вскоре, выставив вперед винтовку, полез из блиндажа немец. Гвардейцы мигом выхватили у него ору
жие. Видя перед собой короткие дула автоматов, солдат поднял руки. Через час он уже сидел перед нашим командиром.
Разведчики сержанта Сазонова двинулись в другом направлении. Темная ночь позволила ям -незаметно дойти до другой деревни, заня
той противником. Здесь было тихо, только временами раздавались короткие очереди немецких пулемётов. По этим вспышкам сержант занес на карту расположение неприя
тельских пулемётных точек. На околице деревни, не охранявшейся часовыми, гвардейцы обнаружили ручной пулемёт и захватили его. Исчезновение пулемёта, невидимо
му, вызвало у немцев панику, и они открыли беспорядочный огонь. Сазонов изменил обратный маршрут. Идя другой дорогой, разведчики натолкнулись на огневые пози
ции немецкой батареи и занесли ее на карту. К рассвету группа вернулась в своя окопы.
Утром артиллеристы открыли огонь по обнаруженным ночью целям. Корректировщики один задругам сообщали, что вражеские пуш
ки и пулемёты подавлены я уничтожены.
Разведчик сержант Яковлев, наблюдая в бинокль за разрывами снарядов, увидел, что при каждом залпе Наших орудий немцы скрываются в траншей, оставляя без охраны блиндажи. Сержант подозвал красноармейцев и приказал следо
вать за иям. Как только раздался очередной залп артиллеристов, бойцы поднялись я в несколько прыжков оказались у дверей ближайшего вражеского блиндажа- Ворвавшись в него, сержант нашел на сто
ле штабную карту, пачку приказов л папки о документами. Захватив все это, гвардейцы так же быстро отошли к своим окопам.
Днем немцы предприняли контратаку. Наблюдатели своевременно заметили, как по грязно-бурой поверхности поля от всех направлений ползли гитлеровцы.
— По местам! — раздались команды командиров. — Стрелять только по сигналу!
Немцы приближались. Откуда-то сбоку, затем спереди раздались пулемётные очереди, над головами завыли мины. Когда немцы подползли к нашим окопам на. близкое расстояние, перед их целью разорва
лась граната. Это послужило сигналом к отражению вражеской контратаки. Разом заговорили пулемёты, раздались залпы винтовок. Сильный огонь заставил немцев при
жаться к земле- Тогда начадя дей
ствовать найти снайперы. Одного эа другим они выводили из строя залегших немцев. Гитлеровцы поползли обратно. В эти короткие минуты гвардеец Сергей Никифоров истребил 12 немцев, десятки фашистов уничтожили его товарищи.
Снова над позициями Н-ской части воцарилась тишина, прерываемая редкими выстрелами и взры
вами. Это сапёры взрывали землю, оборудуя укрепления. Вновь сту
чали о мерзлую землю лопаты и кирки — бойцы продолжали совершенствовать свои позиции.
Только что захваченный у немцев рубеж крепко охраняется гвар дейцами.

Е. Капланский.

Двое

у орудия

О

РУДИЙНЫЙ расчёт гвардии
сержанта Потапова поддерживал наступавшую nextfry. Бой был жар
ким. Немцы стремились во что бы то ни стало удержать деревню.
Под обстрелом противника артиллеристы выкатили пушку на откры
тую позицию. Бойцы действовали умело и быстро. От меткого огня один за другим умолкали вражеские пулемёты. Но вскоре выбыл из строя наводчик, потом заряжающий. У орудия остались двое: командир расчёта и подносчик снарядов.
Потапов был ранен пулей и осколком мины. К нему подполз са
нитар, чтобы перевязать рану и увести в тыл. Потапов отказался покинуть поле боя.
Орудие вело огонь до тех пор, пока немцы не были выбиты из> деревни. В этом бою артиллеристы уничтожили 7 вражеских огневых точек и 15 солдат.

Без промаха

Н
А ПОМОЩЬ своей группировке,
выбитой из деревни, немцы послали 3 тапка и отряд автоматчиков. Но это не остановило стремительного продвижения наших бойцов.
Выдвинувшись вперёд, бронебойщик сержант Морозов укрылся в воронке н ждал, когда можно будет стрелять наверняка. Скоро этот мо
мент наступил. Вражеские солдаты приближались. С первого же выст
рела Морозов поджёг головную машину, за ней — вторую. Не вступая в борьбу с бронебойщиком, тре
тий танк круто повернул обратно. Лишившись бронированного заслона, немецкие автоматчики отступили.

АРЕСТЫ В ЭЛЬЗАСЕ

ЗА РАЗГОВОР

ПО-ФРАНЦУЗСКИ

СТОКГОЛЬМ, 8. (ТАСС). Гитлеровская газета «Страсбургер нахрнхтен» с раздражением пишет, что, «несмотря на запрещение употреблять французский язык в Эльзасе», эльзасцы не выполняют этого «само собой разумеющегося тре
бования» германских оккупационных властей. Газета сообщает об аресте и отправке в концлагерь парикмахера Эмиля Бардоль из Рупрехтсау, так как «он имел
обыкновение говорить с клиентами по-французски». Напоминая, что «это — не первый случай», фашистская газета заявляет, что «саботажники», игнорирующие «господ
ствующий» немецкий язык, будут жестоко караться.

ИСПОЛНЕНИЕ СЕДЬМОЙ СИМФОНИИ

ШОСТАКОВИЧА

В МОНРЕАЛЕ

ОТТАВА, 8. (ТАСС). В Монреале (Канада) о большим успехом прошел концерт, на котором была исполнена Седьмая симфония совет
ского композитора Шостаковича. Присутствовало около 10 тыс. .человек. Седьмая симфония, исполненная монреальским симфоническим оркестром, была горячо встречена публикой и печатью.
Монреальская «Газета» в статье, посвященной этому концерту, пишет: «Седьмая симфония представляет отбой замечательный образец искусства. Успех, который она завоевала, объясняется также необычайными условиями, в которых она создавалась, и восхищени
ем великолепной борьбой соотечественников композитора против германских захватчиков. Всё это выз
вало необычайный интерес нашей общественности к Седьмой симфонии».

ВОИНА НА ТИХОМ

ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 8. (ТАСС). В коммюнике штаба об’единённого командования со
юзников в юго-западной части Тихого океана сообшается, что бомбардировщи
ки союзников атаковали расположение японских войск и японский аэродром в Бабо (Новая Гвинея).
Тяжёлые бомбардировщики сбросили бомбы на японский аэродром, расположенный в районе мыса Гдоустер (Новая Британия). Бомбардировке подверг
лись также японские военные об’екты в Уэйвейк?, Лае, Саламауа и бухте Финша (Новая Гвинея).
НЬЮ-ЙОРК, 8. (TAOG). В коммюнике морского министерства ОША сообщается, что американские с.чмолеты подверг
ли бомбардировке японские военные об’екты на островах Кыска и Атту (Алеутские острова).

ПОЛОЖЕНИЕ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ

ГВИАНЕ

ЛОНДОН, 8. (ТАСС). Как сообщает газета «Марсейе-з», де Голль сообщил мэру гор. Кайена (Французская Гвиа
на) Софи, что Национальный комитет не имеет возможности в настоящее вре
мя утвердить назначение губернатором Французской Гвианы Раппена, имея в виду обстоятельства, которые сопро
вождали его назначение, и, главным образом, препятствия, чинившиеся по
ездке представителей, которых он, де Голль, назначил в Гвиану. Де Голль пишет, что он рассчитывает обсудить этот вопрос с Жиро в Алжире в ближайшем будущем.
Как известно, во Французскую Гвиану были назначены два губернатора. Раппен был назначен генералом Жиро. Де Голль назначил губернатором Французской Гвианы Берто.

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ЗА РУБЕЖОМ

ИЗДАНИЕ КНИГИ ЭЙЗЕНШТЕЙНА
В США
Американская печать сообщает, что в числе новых книг по теории кинематографии в США вышла в английском переводе книга советского кинорежиссёра С. Эйзенштейна. Книга вы
пущена издательством Xаркорт Брэйс под редакцией и в переводе кинокри
тика Джея Лайда. В книге приведены подробный список фильмов Эйзен
штейна, библиография его статей по вопросам кино в советских и амери
канских изданиях и отрывки из его сценариев: «Американская трагедия», «Вива Мексико» и других.
НОВЫЕ КНИГИ КИТАЙСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ
Известный китайский писатель Го Можо закончил историческую пьесу «Знак тигра», которая готовится к постановке. Вышло переиздание переводов Гёте, сделанных Го Можо, в ча
стности «Страдания молодого Вертераи «Герман и Доротея».
Другой видный китайский писатель, Мао Дунь, издал две новых кни
ги: «После разгрома» — о падении Гонконга — и -«Сборник статей о литературе».
Известный переводчик Горького драматург Ся Янь написал две новых пьесы: «Песня берега» и «Фашистская бацилла».
Ян Ханьшэн, один из выдающихся китайских драматургов, опубликовав новую историческую пьесу «Герой степей».

Лауреаты Сталинских премий