ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
пьес великого русского драматурга. В Малом театре, например, прежде за целые сезоны шло меньше его пьес, нем сейчас за одну только декаду. В сезоне 1890—1891 г. в Малом театре состоялось 7 представ
лений пьес , Островского, а с 1 по 10 апреля 1943 года на основной сцене и в филиале — 12.
На выставке много фотографий постановок, выдающихся мастеров сцены конца XIX и начала XX вв., современных крупнейших деятелей Малого театра—народных артистов СССР и народных артистов РСФСР в ролях из пьес Островского, эски
зы декораций, дом-усадьба в Щелыкове (Ивановская область), где жил и творил драматург, деревня Бережки в Щелыкове, где он похоронен, и т. д.
КОМИТЕТ по делам искусств при СНК COOP утвердил художественный совет Ленинградского театра драмы им. Пушкина в составе: Л. Вивьена, Е. Кор*
чагиной-Александровской, Ю. Юрьева, К. Скоробогатова, Н. Черкасова, В. Кожина, П. Соллертинсхого, А. Самохва
лова, Н. Рашевской, Б. Жуковского п Е. Карякиной.
★ КОМИТЕТ по делам искусств при СНК СССР направляет иа гастроли в юрод Орехово-Зуево московский театр им. Ермоловой. Гастроли начнутся 1 мая.
С первых дней великой отечественной войны два сына Ирины Ивановны Ковыневой находятся на фронте Мать доблестных патриотов полтора года томилась под игом немецко-фацшстских разбойников. Какова же была радость матери, когда среди освободителей родного села (Курская область) она увидела и своего сына — Серафима Ивановича Ковынева.
На снимке: Ирина Ивановна Ковынева со своим сыном.
Фото В. XЛОМОВА и В. МАКАРОВА (ТАСС).

Великий русский драматург А. Н. Островский и Малый театр

взглядом н е такой огромной душой, в которой помещалось всё Замоскворечье...».
Первые пьесы, написанные Островским, — «Свои люди сочтёмся(1850 год) и «Бедная невеста(1852 год) — были запрещены цензурой. В 1853 году Островский де
бютировал в Малом театре пьесой «Не в свои ошни не садись». Сле
дующей была поставлена на сцене Малого театра в 1854 году ето комедия «Бедность не порок».
Произведения Островского быстро завоевали огромную популярность. И. А. Гончаров писал А. Н. Островскому:
«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцепы создали свой особый мир. Вы одВи достроили здание, в основание которого по
ложили краеугольные камни Фон
визин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем
гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского». Привет
ствую Вас, как бессмертного творца бесконечного строя поэтических созданий — от «Снегурочки», «Сна вое
воды» до «Талантов и поклонников
включительно, где воочию видим и слышим исконную, истинную русскую жизнь, в бесчисленных, живо
трепещущих образах, с ей верным обличием, вкладом и говором».
Мечта Островского о народном театре осуществилась после Великой Октябрьской социалистической рево
люции. Нет в нашей стране театра, в oenp.nrvane котопого не было бы

Памяти

поэта

патриота

13-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ СМЕРТИ
В. В. МАЯКОВСКОГО
14 апреля советская общественность отмечает тринадцатую годовщину со дня смерти В. Маяковского.
Союз советских писателей устраивает в этот день в концертном за
ле имени Чайковского вечер памяти Маяковского. Доклад на тему «Маяковский в ваши дни» сделает писатель Лев Никулин. С воспоминаниями выступит К. Чуковский. Стихи поэта прочтёт лауреат Всесоюзного жойкурса мастеров художественного слова В. Яхонтов.
Союз советских писателей отмечает память поэта устройством цикла лекций-докладов о его творчестве. В крупных клубах столицы, на заводах, в воинских частях и госпиталях выступят писатели и литературоведы с докладами и воспоминаниями.
В Доме кино состоится вечер, посвященный памяти В. Маяковского, в заключение которого будет показал документальный фильм «Владимир Маяковский».
Сектор литературного вещания Всесоюзного радиожомитета в этот день проводит две радиопередачи, посвящённые Маяковскому. Будут исполнены лучшие его произведе
ния — отрывки из поэмы «Ленин», «Стихи о советском паспорте» и др. Читают мастера художественного слова Журавлев, Яхонтов, Балашов, Першин. С воспоминаниями о Маяковском перед микрофоном выступит Виктор Шкловский.
В Государственном литературном музее 15 апреля состоится заседание, посвящённое памяти В. Маяковского, на котором будут зачитаны: новые материалы о поэте, поступившие в музей.
ВЕЧЕРА ЛАТЫШСКОГО ИСКУССТВА
ПРИЕЗД В МОСКВУ
АРТИСТОВ
ЛАТВИЙСКОЙ ССР
Комитет по делам искусств при СНК СССР и Управление по делам искусств при СНК Латвийской ССР организуют в Москве во второй по
ловине апреля вечера латышского искусства,
10 апреля из Иванова в Москву приехал Государственный художест
венный ансамбль Латвийской ССР. Вечера латышского искусства будут проведены в театральных и концертных залах столицы.
Сегодня в Доме актёра — в день 120-летия со дня рождения А. Н
Островского — открывается научнотворческая сессия Всероссийского театрального общества, которая закончится 15 апреля большим литературно-музыкальным вечером, посвящённым великому русскому драматургу.

«ЗАПИСКИ

Второй том мемуаров народного артиста СССР Ю. М. Юрьева
В Москву приехал лауреат Сталинской премии .народный артист Союза ССР Ю. М. Юрьев — один из крупнейших мастеров советского театра, артист Ленинградского ака
демического театра драмы им. А. С. Пушкина.
В 1940 году в издательстве «Искусство» вышел первый том его воспоминаний — «Записки», — рас
сказывающий об истории русского театра о 1880 по 1893 г.
В беседе с нашим сотрудником Ю. М. Юрьев сообщил о своей но
вой. недавно законченной работе — втором томе «Записок», охватывающем 1893—1917 гг.
— Во втором томе, как и в первом, — сказал Ю. М. Юрьев, — я стремился показать хронологическую историю русского театрально
го искусства и его течений не толь
ко мемуарно, но и художественно. Моя новая работа состоит из 20 глав. Она начинается характеристикой Александрийского императорского театра, ныне Академического
НАРОДНЫЕ ПЕВЦЫ
КИРГИЗСТАНА
ФРУНЗЕ, 11. (ТАСС). Большим успехом пользуются выщедпше недавно на рус
ском и киргизском языках сборники патриотических стихов и песен народного артиста республики депутата Вер
ховного Совета Киргизской ССР Алымкула Усенбаева. Широко известна его поэма «Чолпонбай», посвящённая под
вигу Героя Советского Союза Чоллонбая Туленбердиеза, прикрывшего своим телом амбразуру вражеского ДЗОТ’а.
Произведения Усенбаева и других акынов воодушевляют трудящихся Киргизстана на героическую борьбу на фронте и на самоотверженный труд в тылу. Велико агитационное значение творчества манасчи—сказителей народ
ного эпоса «Манас» — «Иллиады» н «Одиссеи» киргизского народа. Обладая феноменальной памятью, позволяющей читать наизусть до полумиллиона сти
хотворных строк, манасчи воскрешают перед народом его боевые традиции.
Особой популярностью пользуется манасчи Каралаев Саякбай. Его напевы из «Манаса» {занимают в фондах Киргизского института истории языка и литературы 635 печатных листов. Гранди
озны записи со слов сказителей Джаnaftux Кожекова, Молдобасана Мусульмбнкулова, Ахмата Рысменднева и дру
гих. Институт уже собрал 1 миллион
гЗО тысяч стихотворных строк из «Мапаса».
театра драмы им. А. С- Пушкина. Далее я рассказываю о моих встречах с великим русским композитором П. И. Чайковским и даю анализ творчества основных представи
телей драматического искусства — Давыдова, Савиной, Даяматова. Отдельная глава посвящена творчеству В. Ф. Комассаржевской.
— Второй том «Записок», — сказал в заключение Ю М. Юрьев, — написан мною в дни великой отече
ственной войны. Одновременно я продолжаю работать иад третьим томом «Записок», рассказывающим о жизни театра за время с 1917 го
да до наших доей. Эту работу я думаю закончить в текущем году.
МЕЖДУ французским народом н
ненецкими оккупантами развёртывается в настоящее время обострённая борьба за молодёжь.
Ещё в прошлом году французы сорвали неоднократно предприни
мавшиеся гитлеровцами кампании по вербовке рабочих в Германию и разоблачили трюк об «обмене» рабочих на военнопленных, изобретен
ный для заманивания французов на фашистскую каторгу. Сейчас гитле
ровские рабовладельцы с помощью своего жандарма Лаваля проводят
новый набор невольников уже под лозунгом «тотальной мобилизации».
Для этого и была об’явлеяа во Франции регистрация молодёжи призывного возраста 1920—21—22 годов рождения.
Французы ответили резким усилением борьбы с оккупантами, решительным сопротивлением мобили
зации и другим мероприятиям немецких властей. Немцы были вынуждены продлить срок регистрации. Затем они об’явили мобилиза
цию ещё трёх возрастов молодых французов, родившихся в 1917—18— 19 гг., а спустя несколько дней — всех квалифицированных рабочих в возрасте до 30 лет, надеясь таким образом получить до миллиона рабов для своей военной машины.
Однако сведения, поступающие из Франции, говорят о том, что и теперь гитлеровские планы в зна
Заявление Рузвельта
О контроле над ценами
и зарплатой
ВАШИНГТОН, 10. (ТАСС). Рузвельт издал приказ, имеющий целью предотвратить дальнейший рост цен и зарплаты. В беседе с представи
телями печати Рузвельт заявил, что правительство не допустит бее крайней необходимости дальнейшего по
вышения цен. В частности всякие дальнейшие мероприятия, направленные к расширению производства, не должны нарушать нынешнего уровня цен. Вместо повышения цеп на сельскохозяйственные продукты, которого требует так называемый фермерский блок в конгрессе, Рузвельт высказался за выдачу прави
тельственных субсидий фермерам без повышения цен на сельскохозяйственные продукты.
Касаясь зарплаты, Рузвельт заявил, ч^го его ириказ имеет целью предотвратить дальнейшее повышение зарплаты и окладов сверх установленной правительством 15-процентной нормы, кроме случаев, когда необходимо подтянуть явно от
стающую зарплату. В приказе также указывается, что управлению по вопросам труда в военное время предоставлено право не дону окать най
ма рабочих на условиях более высокой оплаты, чем нанятый получал на последнем месте работы. Рузвельт заявил, что в целях про
тиводействия дальнейшему росту цен и повышению зарплаты он недавно наложил вето на законо
проект о дальнейшем повышении цен на сельскохозяйственные продукты.
В заключение Рузвельт указал на необходимость приостфовить ин
фляцию. Для того, чтобы добиться
осуществления этой задачи, ска-зал Рузвельт, мы должны пойти на большее обложение налогами. Нужно .расходовать меньше, а больше сберегать.
Выселение французов из департамента Мозель
ЖЕНЕВА, 12. (ТАСС). Марокканское радио сообщает, что, по сведе
ниям, полученным из Франции, гит
леровские оккупационные власти производят массовое выселение французов из пограничного с Гер
манией французском департамента Мозедь. Из этого департамента насильственно отправлено в Германию 40 тысяч жителей. Их дома и хо
зяйства передаются прибывшим из Германии немецким «колонистам».
Процесс французских
патриотов в Ренне
ЖЕНЕВА, 12. (ТАСС). Парижская газета «Эвр» сообщает, что в городе Ренн (Северная Франция) недавно происходил процесс 25 французских патриотов, обвинявшихся в антигерманском саботаже, храпении ору
жия и взрывчатых веществ и распространении подпольных антифа
шистских листовок. Все обвиняемые являются ж&тезнодорожлкгми служащими. По словам газеты, эти пат
риоты произвели за последние ме
сяцы многочисленные покушения на немецких офицеров, совершили много диверсий иа железных дорогах, во многих местах разрушили телефонные линии и линии передачи тока высокого напряжения. Кроме того, ими был подготовлен .план освобождения группы французов, находящихся в одной из тюрем.
Газета сообщает, что все обвиняемые приговорены к смертной казни.
Вручение советским
посланником на Кубе тов. Литвиновым
верительных грамот президенту Кубы
ГАВАНА, 9. (ТАСС). В Гавану прибыл для вручения верительных грамот, аккредитующих его в качестве советского посдавитка на Кубе, посол СССР в США тов. Лит
винов. Тов. Литяшиов был встречен почетным караулом при прибытии в президентский дворец, где вручил свои верительные грамоты президенту Кубы Батиста. При вруче
нии грамот присутствовали министр иностранных дел Саятовениа и его замесишгедд. Мятреяда. Президент Батиста и тов. Литвинов обменялись приветственными речами.
Перед Президентским- дворцов! собрались большие толпы народа, которые горячо приветствовали пер
вою советского дипломатического представителя - на Кубе. На здании министерства иностранных дел рядом о кубинским флагом развевался советский флаг. Кубинские газеты единодушно приветствуют установление дипломатических отноше
ний между Советским Союзом и Кубой.

НАЛЕТ СОВЕТСКИХ САМОЛЕТОВ

НА КЕНИГСБЕРГ

В ночь на 11 апреля советские самолёты совершили налёт на Кенигсберг и бомбардировали военно-хозяйственные об’екты этого города. Наблюдались большие пожары и взрывы.
Все наши самолёты вернулись на свои базы.

Военные действия в Тунисе

ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Штаб союзников в Северной Африке передаёт, что французские войска находятся в 21 километре от Кайруана.
По сообщению алжирского радио, американские войска находятся в 16 километрах от Кайруана.
ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Штаб американских воздушных сил в Каире сообщает, что американские бомбар
дировщики «Либерейтор» .10 алреля совершили налёт на Неаполь.
ЛОНДОН, 12. (ТАСС). По сообщению штаба союзных войск в Север
ной Африке, итальянский тяжёлый крейсер «Триест», который подвергся вчера атаке тяжёлых бомбардировщиков, затонул. Крейсер «Три
ест» был построен итальянцами в 1926 году. Его водоизмещение — 10 тысяч тонн. Он вооружён главным образом 8-дюймовьгми орудиями и оборудован площадкой для двух самолётов.
ЛОНДОН,- 12. (ТАСС). Как сообщает специальный корреспондент агентства Рейтер, находящийся при штабе союзников в Северной Аф
рике, в течение вчерашнего дня американские истребители «Лайтнинг
сбили 27 неприятельских самолётов, в том числе 21 транспортный.
ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Каж передаёт алжирское радио, с 28 марта, т. е. с начала наступления союзни
ков в Северной Африке, войсками союзников взято в плен около 20 тысяч неприятельских солдат и офицеров. В число пленных входят главным образом итальянцы и частично немцы.
За тот же период было сбито 303 вражеских самолёта., в то время как
союзники потеряли ПО машин.
НЕМЦЫ ЭВАКУИРОВАЛИ
АЭРОДРОМЫ В КАЙРУАНЕ
ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Специальный корреспондент агентства Рей
тер, находящийся при американских войсках в Тунисе, сообщает, что 9 алреля немцы эвакуировали аэродромы в Кайруане.

Подробности контратаки Роммеля у Вади-Акарит

ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Специальный корреспондент агентства Рейтер передаёт подробности неудачных контратак Роммеля против частей 8-й армии у Вади-Акарит.
Английская артиллерия, пишет корреспондент, еще раз доказала немцам свою мощь. Поддерживая упорные действия пехоты и танко
вых частей, артиллерия генерала Монтгомери в течение всего дня 6 апреля наносила сокрушительные удары по артиллерии, танкам и войскам Роммеля и отбила все контратаки немцев. Немцы тщетно пытались задержать танки 8-й армии, устремившиеся в прорывы, проделанные пехотой рано утром 6 апреля. Роммель предпринимал од
ну контратаку за другой, используя все танки, которыми он располагал. В атаку поднимались немецкие пе
хотные части численностью до 1000 человек каждая.
В течение всего дня ожесточённое сражение велось ж северу от про
хода между высотами Джебель-Руыана и Тебага-Фатнасса. Все атаки противника были отбиты англий
ской пехотой, которая расширила переправы через захваченные про
тивотанковые рвы. К 3 часам дня английские танковые части в со
провождении мотопехоты начали двигаться по предмостному укреплению. Поскольку Монтгомери начал свою атаку затемно, танковые
части Роммеля, брошенные раньше против американцев в районе Эль- Геттара, отошли назад, чтобы попытаться ликвидировать прорывы, про
деланные в позициях держав оси вдоль линии Вади-Акарит — Джебель-Румана — Тебага-Фатнасса. Бои
вскоре перешли в сражение за обладание горным проходом.
Под прикрытием артиллерийского огня, продолжает корреспондент, ан
глийская и индийская пехота навела шесть отдельных переправ че
рез германские противотанковые рвы. Немцы снова начали ожесто
чённые контратаки против прорыва, который они считали основным н через который, по их предположению, должны были, невидимому, на
ступать танки. Однако английские танки пробились через другой про
рыв и появились с другой стороны в то время, как германские контр
атаки направлялись против английской артиллерии несколько восточнее.
Вскоре после начала атаки 8-й армии начали прибывать длинные вереницы пленных. В одном месте сдался целый итальянский батальон вместе со своим командиром. Италь
янцы жаловались на яростный огонь английских орудий. Английские ар
тиллеристы быстро перебрасывали свои противотанковые орудия, чтобы воспрепятствовать всякой танковой контратаке.
Эльзасская молодежь уклоняется
от мобилизации
ЖЕНЕВА, 12. (ТАСС). Швейцарская газета «Националь цейгунгсообщает, что в Эльзасе наблюдают
ся массовые случаи уклонения молодёжи, призываемой гитлеровски
ми властями на военную службу, от явки на мобилизационные пункты. Оккупационные власти применяют массовые репрессии в отношении семей уклоняющихся от моби- ЛПЗ&ЦИД.
По словам газеты, из округа
Альткирх гитлеровцы сослали в концентрационные лагери около 2 тысяч человек. Из небольшой де
ревни Киффис (в районе тор. Юра) сослано 18 семей «дезертиров», из Хегенхейма — 25 семей. Газета сообщает, что по ночам гестаповцы врываются в дома эльзасцев, на
сильно хватают всех членов семьи и ближайших родственников лиц, укрывшихся от мобилизации, и увозят в концентрационные лагери.

Голландское студенчество

на невольничьем рынке

Голландские студенты лишь номинально могут теперь называться студентами. Большинство высших учебных заведений в стране закры
то. Да и те, которым разрешено влачить жалкое существование под опекой оккупационных властей, гит
леровские рабовладельцы склонны рассматривать лишь как резервуар рабочей силы для германской военной каторги.
Сейчас в условиях «тотальной мобилизации», под лозунгом кото
рой происходит «охота за рабамиво всех оккупированных странах Европы, все ещё не закрытые учебные заведения Голландии фактически превращены в невольничий ры
нок. Списки студентов переданы в регистрационные бюро по вербовке рабочей силы для германских заводов, и каждый студент официально
чительной мере срываются активной борьбой французского народа, решительно сопротивляющегося мероприятиям захватчиков.
Судя по сообщениям газет Сражающейся Франции, французские патриоты повсюду начинают пере
ходить к активным действиям. В Бресте они забросали ручными гранатами гитлеровцев, выходивших из кино. После этого разгорелся на
стоящий уличный бой. В ход были пущены револьверы и гранаты. В итоге многие палачи были убиты и ранены.
Гфгда гестаповцы и лавалвеская полиция отправляли в Германию 400 молодых парижских рабочих, в городе начались волнения. Было
произведено несколько нападений на немецкие помещения. В некоторых районах состоялись массовые де
монстрации протеста против «то
тальной» мобилизации, во время которых произошли уличные стычки с германской полицией. Немец
кие войска на улицах и площадях построили баррикады и окружили колючей проволокой и мешками с песком свои казармы. В Париже создалось напряжённое положение.
Целый ряд взрывов произошёл за последние дни в Марселе в отелях, кафе и ресторанах, реквизиро
ванных оккупантами. Патриотами сожжены также 2 цистерны с го
рючим и 85 вагонов с немецкими грузами. В городе об’явлано чрезвычайное положение.
Рабочие Тулона об’явилл всеобщую забастовку в знак протеста против отправки французов в Германию.
В Лионе совершено несколько нападений иа немецкие воинские части, во время которых десятки гитлеровцев были убиты. Газета «Ньюс Кроникл» описывает подроб
ности одного из таких нападений, организованного вольными стрелками в заводском районе города. «Не
мецкий отряд состоял из молодых рекрутов, недавно прибывших из Германии для замены войск, отправленных на советско-германский фронт. Когда отряд проходил по узкой оживленной улице, из-за угла появилось несколько человек, которые забросали отряд гранатами. Среди немцев началась паника.
Весь район был окружён войсками н агентами гестапо. Но патриоты, напавшие на немецкий отряд, бесследно исчезли».
В Ниме бомбой патриотов убиты на улпце 6 н ранены 15 гитлеровцев. В Лилле вольные стрелки напали на дом, где пьянствовали ги
тлеровские офицеры. 15 палачей было убито и 20 ранено. Между Парижем и Понтуаз сброшен под
откос немецкий воинский эшелон. Два немецких поезда сошли с ре
льсов в Бретани, близ Оан-Польде- Леон. 50 немцев было убито, из них — 33 офицера.
Кровавые столкновения местных жителей с оккупантами происходи
ли также в Рошфоре, Лориане, Валансьенне и многих других городах Франции.
Уклонение от гитлеровской мобилизации принимает массовый характер. В Лионе недавно были вы
званы для отправки в Германию 6.000 рабочих. Удалось отправить лишь 50 человек. Все остальные исчезли.
В одном из промышленных городов департамента Верхняя Вьенна 108 машинистов я механиков были намечены к отправке в Германию. Поехали только двое.
В городе Вьенна (департамент Изер) 12 заводов должны были от
править более четверти наличного состава рабочих в Германию. Окку
пантам не удадо-сь отправить ни одного человека!
Французы, которым грозит отправка в Германию, тысячами ухо
дят в леса и горы. Они создают новые группы вольных стрелков или примыкают к уже действующим отрядам. Партизанское движе
ние ширится, в особенности в горных департаментах в приадьний
еких районах Франции. В Верхней Савойе оккупантам до сих пор не удалось ликвидировать партизан
ские отряды, забаррикадировавшиеся в торах. И каков бы ни был исход событий в горах Са.войи, значение их велико, так как они знаменуют конец того состояния оцепенения, в котором Франция находилась долгие месяцы.
Призыв савойцев является боевым кличем к самоотверженной борьбе с ненавистными поработителями. Этот призыв услышан и поддержан многими тысячами французских патриотов. Действия вольных стрелков перестают быть раз
розненными и изолированными. В стране появился штаб партизанского двия:ения, который координиру
ет и направляет деятельность групп и отрядов народных мстителей.
Героическая эпопея советского народа, успехи Красной Армии, громящей общего врага, вдохновля
ют французских патриотов в их борьбе с оккупантами. Переброска большого числа оккупационных войск из Франции па ооветеко-германскнй фронт способствует расши
рению размаха национально-освободительной борьбы.
Свободолюбивый французский народ, воскрешающий славные боевые традиции своих предков, под
нимается на решающую схватку оо своим злейшим врагом!
Ю. Козловский.
об’явлен кандидатом в невольники. Как пишет гитлеровская - газета в Голландии «Дейче цейтунг ин Нидерландец»,
«для упорядочения жизни голландских высших учебных заведений имперский наместник подписал при
каз, продиктованный необходимостью тотальной мобилизации молодежи. Согласно этому приказу, каждый студент обязан отбывать трудовую повинность».
Являвшихся для «отбывания трудовой повинности» тут же загоняли в бараки, откуда прямым путём от
правляли в Германию. Среди студентов начались волнения. В Ут
рехтском университете студенты выступили с открытым протестом против гитлеровской «тотальной мо
билизации». Тогда оккупационные власти закрыли университет. Аналогичные демонстрации произошли и в Дельфтском технологическом институте. По словам той же «Дейче цейтунг ин Нидерландец», в начале апреля
«была арестована большая группа студентов этого института. Аресто
ванные обвиняются в неоднократном нарушении порядка и спокойствия в институте. В связи с этим германские власти обратились к руководи
телям учебных заведений Голландии с категорическим предложением не
медленно принять все меры к тому, чтобы лица, работающие в высших учебных заведениях, и студенты воздерживались от действий и вы
сказываний. могущих в нынешней обстановке угрожать существующему общественному порядку».
Как сообщают швейцарские газеты, волнения в голландских высших учебных заведениях не утихают. Невольничий рынок, куда гит
леровские рабовладельцы пытаются согнать всю учащуюся молодёжь страны, бурлит. В регистрационных бюро по мобилизации рабочей силы происходят акты саботажа. Телеграммы из Берна (Швейцария) сообщают, что на-днях
«группа голландских патриотов совершила нападение на регистрационное бюро в Амстердаме. Все регистрационные спиеки уничтожены. На
падение было совершено для того, чтобы затруднить оккупантам отправку голландцев на работу в Германию».
В борьбе голландского народа против «тотальных» мероприятий Гитлера учащаяся молодежь зани
мает почётный боевой участок. В Голландии, как и в других оккупированных странах Европы, гитле
ровским «охотникам за рвбши»: приходится убедиться в явно не
предвиденных трудностях своего по-зорного промысла.
Выступление лауреата Сталинской премии профессора Давида Ойстраха на концерте в Большом зале Ленинградской филармонии.
Фото Р. МАЗЕЛЕВА и М. ТРАХМАНА (ТАСС).
Опера Чайковского «Пиковая дамав Ленинградском городском театре. На снимке сцена из III акта — у Канавки. Герман — артист В. Сорочинский. Лиза заслуженная
артистка РСФСР Н. Болотина.
Фото Р. МАЗЕЛЕВА (ТАСС).
ФРОНТОВЫЕ
БРИГАДЫ
МАЛОГО ТЕАТРА
В течение полутора месяцев на Юго-Западном фронте находилась бригада Малого театра под худо
жественным руководством народного артиста РСФСР А. Полякова, В её состав входили: заслуженная ар
тистка РСФСР 0. Малышева, артисты В. Обухова (бригадир), В. Тёмкина, Н. Карнович, А. Пиронкая,
И. Лагутин, Т. Ванюков, И. Дарьяльский, В. Белоусов, А. Семёнов.
Помимо обслуживания танковых, миномётных и авиачастей бригада
организовала ряд концертов для колхозников освобождённых райо
нов, приступивших к весеннему севу.
С особым волнением артисты выступали в Воронеже — городе, где их товарищ — художественный ру
ководитель бригады А. Поляков — был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Бригада дала 58 концертов.
На Северо-Западном фронте 14 концертов за десять дней провела другая бригада Малого театра во
главе о народным артистом СССР, лауреатом Сталинской премии А; Остужевым (художественный ру
ководитель бригады — артист В. Аксёнов).
Выступления артистов Малого театра на фронте полупили высокую оценку командования.
— Артисты Малого театра, — говорится в одном из приказов, — работали в суровой фронтовой об
становке, на огневых позициях. Под грохот разрывавшихся снарядов, свист пуль звучали песня, героическое слово, музыка советского народа, зовущие к борьбе и вдохно
вляющие на подвига во имя счастья нашей родины.
Фронтовые бригады Малого теат
ра вернулись в Москву.
Вчера в Малом театре начались юбилейные спектакли, посвящённые 120-летию оо дня рождения А. Н. Островского. Днём и вечером на основной сцене шла комедия «Правда хорошо, а счастье лучше». Сегодня этот спектакль повторяется. Завтра будет поставлена коме
дия «На всякого мудреца довольно простоты». В филиале сегодня — «Без вины виноватые». Этот же спектакль показывает в Доме актера и в Центральном доме Красной Армии фронтовой филиал Малого театра.
В фойе открылась выставка «А. Н. Островский и Малый театр». Перед спектаклями с кратким вступитель
ным словом выступают тт. С. Дурылин л В. Филиппов. Они рассказывают о жизни и творчестве вели
кого русского драматурга, сцениче
ской историк его произведений, об актёрах Малого театра в пьесах Островского.
А. Н. Островский мечтал о создании народного театра, боролся с казённым равнодушием и чиновничь
им отношением к театру. Он писал:
«Огены существующих театров узки. В них нет места для той публики, для которой хотят писать пародные писатели. Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы; всякие другие произведения пишутся для обра
зованных людей, а драмы и комедии — для всего народа. Эта близость к народу нисколько не унижает дра
матической поэзии, а, напротив, увеличивает её силы и не даёт ей опошлиться и измельчать; и только те произведения пережили века, которые были истинно народными».
Драматург, по собственному опре
делению, открыл «страну, никому до сего времени в подробности не известную и никем ещё из путеше
ственников не описанную», которая «лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москва-реки и называется Замоскворечье». Эн создал огром
ную галлерею образов. В пьесах Островского — 547 действующих лип.
Островский глубоко любил русскую природу, свой народ, безгра
нично верил в силы России, в ее лучшее будущее.
Темному царству самодуров и хищников он противопоставил благо
родных, честных и смелых русских людей.
Прекрасно охарактеризовал А. Н. Островского и его значение для русского театра А. И. Южин. В 1914 году, выступая в Политехническом музее, он говорил:
«В этот театр пришёл русский крупный человек, очень умный» очень еилъный. Пришёл е наклонённой набок головой, с глубоким, острым
По столбцам иностранной печати

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ФРАНЦИИ