В библиотеке завода, где председателем завкома тов. Лаурус, проводится большая работа с читателями, регулярно устраиваются тематические выставки литературы; сейчас здесь раз вернута выставка, посвящённая 1 мая. На снимке; библиотекарь А. Шомполов» выдаёт книги постоянным читателям — смазчице Н. Царёвой и слесарю И. Машковскому.
Фото М. БАЧУРИНА.
НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ ощуще
ния, эмоциональность, сила чувства и социальная значимость— основа каждого подлиняю ху
до жостБвкного произведения. Без непо qp е детве п н ост н ощущения ху
дожник не может создать впечатляющий, волнующий зрителя образ. Это — аксиома. Но мало од
ной искренности и силы чувства. Большое искусство стремится по
знать и раскрыть действитедьиосгь, её правду, истину. Чувства в ху
дожнике нерасторжимы с его умом и сознанием. Это кристально чётко сформулировано Белинским; «Искусство есть непосредственное созерца
ние истины или мышление в образах».
Гармоническое соединение чувства и передового ума, их неразрыв
ное единство наиболее тесно связы
вают художника с современностью и делают из него подлинного ин
женера человеческих душ, художшика-патриота.
Д. А. Шмаринову особо свойственно такое органическое взаимодействие чувства, сердца, непосредственности с умом, интеллектуаль
ностью подхода к явлениям. Такова основа творческого существа этого мастера, отличающегося высоким уровнем культуры.
Вот почему молодой художник (ему 35 лет) уверенными ша
гами прошёл путь от первых своих работ над книжной иллю
страцией к большой графической сюите «Не забудем, не простим!», полной гневного обличения фаши
стских варваров, сюите, за которую ему в этом году было присуждено высокое звание лауреата Сталин
ской премии. Вот почему ему дано творить с большим успехом в разных видах и жанрах изобразитель
ного искусства. Он умеет взвесить сумму требований, пред’являемых
к каждой из областей искусства, в которой работает, он умеет предва
рительно понять задачу, не теряя вместе с тем непосредственности творческого ощущения.
Эти особенности таланта Щмарине в а, гармоническое сосуществова
ние в художнике требовательного интеллекта и глубоких взволнованных чувств направили первые широкие творческие опыты его в сто
рону книжной иллюстрации. Его
явно привлекала задача понять сложность мышления и чувств классиков русской литературы, разобраться в «аппаратуре» чужой творческой лаборатории и чувственно, зримо воплотить литератур
ный образ, точно следуя духу пи
сателя, но интерпретируя его с потной творческой свободой.
Д. А. Шмаринов может гордиться тем, что многие из персонажей его иллюстраций к классикам поки
нули листы книги или рисунков и стали для читателей и зрителей живыми знакомыми. Но, конечно, наибольшей высоты иллюстратив
ное мастерство художника достигло в многочисленной серии иллюстраций к «Петру I» Алексея Толстого.
Здесь Шмаринов, оставаясь умным и глубоко чувствующим иллюстратором литературного . произведения,
вместе с тем как бы перешагивал за рамки иллюстрации как определённого вида изобразительного искусства. Эти листы предстают пе
ред нами уже как самостоятельные станковые произведения, как мно
гогранная биографическая повесть жизни Петра, как глубокая психологическая характеристика.
И вполне естественно, что мастера-рисовальщика, столь свободно и
широко компанугощего, тянет на большие просторы монументальной живописи. Для этой работы он ассоциируется с другими нашими та
лантливыми художниками. Он был
одним и-з активных соучастников (совместно с Пластовым, Гапоненко, Бубновым и др.) в создании огром
ного паняч для павильона СОСР на Нью-Йоркской выставке — «Знатные люди советской страны». А в главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки посетителей встречало панно «Передо
вики колхозных полей» Шмарино
ва, Бубнова и Гапоненко, которое было одной из самых талантливых работ среди множества там показанных.
На выставке «Великая отечественная война» в залах Государст
венной Третьяковской галлереи экспонировано панно (30 кв. мет
ров) Шмаринова, Гапоненко и Одиштова. «Единство народов СССР в борьбе против фашистских окку
пантов». Оно стоит на большой композиционной высоте и обобщает образ единства народов с большим романтическим под’ёмом.
С первых же дней войны Шмаринов отдался темам разоблачения ка.ниятбальаюого лика фа
шизма, темам святой мести, а наряду с этим и темам героическим. Склад его творческой индивидуальности дал возможность художнику войти и в круг плакати
стов и занять в нём большое и особое место. Им ооздано много плакатов. В обоих плакатных конкурсах военного времени ему были присуждены первые премии. И, ог
лядывая всю плакатную п.родукшго периода великой отечест
венной войны, отмечаешь нляг ват НЪщхшнова «Отмсти!» как лучший. И мне думается, что в процессе .творческого созревания замыслов художника плакат этот явился для Д. А. Шмаринова отправной точкой для создания луч
шего его произведения — серии рисунков «Не забудем, не простим!»
В этой серин Шмаринов последовательно раскрывает сущность фашшэма.
К жестокой мести зовут правдивые в своей трагичности рисунки художника. А в других рисунках карандаш „ его с радостью вопло
щает расплату, героические деяния нашей Красной Армии, в честном бою уничтожающей фашистских псов.
О. Бескин.

„РУССКАЯ

МУЗЫКА

Вахтанговцы на фронте

125 спектаклей и концертов

В Москву вернулся фронтовой филиал театра им. Ввг. Вахтангова. Три месяца пробыли артисты на Воронежском фронте, продвигаясь вместе с ‘ наступающими частями Красной Армии. Вахтанговцы выступали в освобождённых населён
ных пунктах и городах — Кантемировке, Россоши, Валуйках и др. В уцелевших театральных помещениях, клубах и школах они пока
зывали спектакли и разнообразную концертную программу.
Советские люди, освобождённые от фашистских’ оккупантов, тепло принимали первых представителей родного искусства. Трогательна была встреча вахтанговцев со школьниками в Валуйках. Во время сво
его хозяйничанья в городе гитлеровцы запретили проводить в шко
ле занятия и собирались открыть в ней публичный .дом. После долгого перерыва ребята впервые пришли в школу, где выступали вахтангов
цы. Когда кончился спектакль, они горячо благодарили своих освободителей—бойцов и командиров Красной Армии. Местная газета напечатала большую статью под заголовком «Вахтанговцы в Валуйках».
В Кантемпровке во время спектакля вахтанговцев зрители — бой
цы и командиры — получили приказ о наступлении. Спектакль был прерван. Досматривали они его спустя несколько дней в одном из но
вых освобождённых населённых пунктов, где часть, преследовавшая отступавших гитлеровцев, остановилась на короткий отдых.
Работа вахтанговцев на фронте была отмечена в специальном при
казе командования, об’яв1гвшего благодарность, артистам, давшим за 3 месяца 125 спектаклей и концертов.
Сейчас фронтовой филиал театра им. Вахтангова приступил к репетициям комедии «Крестовский остров» Штейна и Аграненко (.музы
ка Б. Фомина, текст песен А. Г.разе, постановка А. Ремизовой, ху
дожник Л. Силич). В ближайшие дни начнётся (работ-а лад спектаклем «Лев Гурыч Синичкин», шедшим в театре нм. Вахтангова. Спектакль возобновляют заслуженна я артистка РСФСР А. Орочко и режиссёр И. Ляшский. Льва Гурьгча Синичкина будет играть артист И. Соловьёв.
В начале мая цушгсты вновь выедут в части действующей армии. Это будет шестая поездка вахтанговцев на фронт.

Полтора года на Урале

Находящийся в Свердловске Центральный театр Красной Армии нациях покажет уральцам пятидеся
тый спектакль «Давным-давно», за постановку которого художественному руководителю театра народному артисту РСФСР А. Попову присуждена Сталинская премия. Иедавло командование Уральского военного округа и общественность Свердловска тепло чествовали лауреата.
Полтора года работает театр Красной Армии на Урале. За это вре
мя коллектив театра сумел развернуть большую деятельность, пока
зав здесь не только московские спектакли, но и создав ряд новых постановок.
Для обслуживания бойцов действующей армии бригады театра неоднократно выезжали на фронт. Отдельные артисты отмечены высшими правительственными наградами.
Сейчас театр усиленно работает над постановкой пьесы Л. Леонова «Нашествие».
СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.).
ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ
Возвращение в Москву Государственного симфонического оркестра СССР позволило Московской филармонии шире развернуть свою дея
тельность. Наряду с отдельными симфоническими концертами она об явила цикл концертов под общим названием «Русская музыка».
Первый концерт этого цикла под управлением Нагана Рахлмна, посвящённый творчеству основополож
ника русской музыки — Глинки, состоялся в Большом зале консерватории. В программе было пред
ставлено большинство оркестровых произведений великого композитора, наглядно показавших выдающееся мастерство Глинки-симфониста.
«Симфония на две русские темы», написанная Глинкой в 1834
году, осталась незаконченной и только в наше время отредактирована В. Я. Шебалиным. В этой ре
дакции она и исполняется. Это — одно из ранних сочинений Гляшии, обладающее рядом больших музыкальных достоинств. Оно свидетельствует также о том, что молодой Глинка прекрасно умел использовать русские народные песни в
симфонической ..музыке. Это умение получило своё законченное вопло
щение в гениальной «Камаринской», написанной Глинкой в 1848 году также на темы двух русских народных песен.
Но не только русская песня привлекала внимание Глинки. Наряду с нею он не раз обращался к народной песне различных националь
ностей нашей обширной родины, а также к песне западно-европейских народов. Во время своей поездки в Испанию в 1845 году он сочинил две увертюры, в оонову которых по
ложены подлинные темы испанских народных песен. ^Первая из них — «Аррагонская хота» — яркое, красочное, темпераментное произведение, блестяще оркестрованное, с богатейшим ритмическим разнообразием — исполнялось в отчетном концерте.
На концерте были исполнены также изящный, тонкий «Вальс-фанта
зия», огненная мажорная увертюра к опере «Руслан и Людмила» и от
дельные фрагменты из музыки к трагедии Кукольника «Князь Халмский» (две песни Рахили и Илы
ииишны в исполнения артисток В. Николаевой и Л. Ельчаниновой и антракт к четвёртому действию). Жаль, что были сыграны только фрагменты, а не вся чудеоная музыка, к сожалению, редко исполняемая.
Солист концерта лауреат Ста л янской премии народный артист СССР М. О. Рей-зен в сопровождении оркестра опел предсмертную арию Сусанина.
Весь концерт был проведен Рахлиным с присущим ему увлечени
ем. В его лице мы имеем тонкого художника, хорошо чувствующего стиль исполняемых произведений и умеющего убедительно донести их до слушателя.
В. Киселев.
ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ Н. ОСТРОВСКОГО
Сегодня открывается мемориальный музей-квартира Николая Островского (филиал Государственного литератур
ного музея). Экспозиция музея посвя
щена жизни и творчеству пиеателя — патриота социалистической родины.
«ДНЕВНИК НАТАШИ
ИВАНОВОЙ
ПОВЕСТЬ А. БАРТО
Годичное пребывание на Урале обогатило писательницу Агнию Бар
то ценнейшим материалом о новом быте детей н подростков в услови
ях войны. А. Барто работает сейчас над повестью, облечённой в форму дневника эвакуированной из Москвы юной школьницы Наташи Ивановой.
В повести проходит галлерея живых образов подростков — и ко
ренных уральцев, и приезжих из Москвы. Ленинграда, с Украины и Белоруссии. Продолжая занятия, школьники одновременно принима
ют участие в общей работе тыла на оборонные нужды. Тема повести — становление детского характера, выработка воля, настойчивости в преодолении трудностей.
На, детские плечи легли такие заботы, которых многие школьники раньше не знали. Им приходится помогать дома по хозяйству, они работают в госпиталях, в колхозах, создают тимуровские команды помощи семьям фронтовиков. У мно
гих — отцы на фронте, что создаёт дополнительные - волнения, обостряет переживания.
Выведены в повести и школьники — будущие командиры, воспи
танники спецшкол Наркомпрооа и добровольцы Красной Армии, поки
нувшие 10-й класс и уехавшие на фронт.
Сотни газетных витрин-стэндов установлены на площадях и бульварах столицы. Утром специальный штат работников «Союзпечати» обходит свои районы и вывешивает свежие номера газет «Правда», «Известия»,
«Красная Звезда» и других.
Фото Л. СМИРНОВА. ВЕЧЕРА ПАМЯТИ

ВЛАДИМИРА

МАЯКОВСКОГО

Вчера в Октябрьском зале Дома союзов состоялся большой вечер, посвящённый памяти В. В. Маяков
ского, организованный Московской государственной филармонией.
В первом отделении лауреат всесоюзного конкурса (мастеров художе
ственного слова В. Яхонтов читал отрывки из поэмы «Про это», «Юби
лейное», «Крымские стихи» Маяковского. Во втором отделении ис
полнялись фрагменты из рукописи Е. Поповой «Краткая летопись сво
его времени», глава «Маяковский возвр ащается».
В заключение вечера В. Яхонтов прочитал малоизвестные статьи В. Маяковского, написанные им во время войны с немцами в 1914 году.
Завтра в концертном зале имени Чайковского Московская государственная филармония и союз совет
ских писателей устраивают вечер памяти В. Маяковского. Вступительное слово «Маяковский в наши дни» скажет писатель Лев Никулин. С воспоминаниями выступят К. Чуковский и Л. Каося.ль. Произведения Маяковского прочтут Д. Жу
равлев, И. Плытнскнй, С. Балашов, В. Яхонтов, Н. Эфрос и П. Ярославцев.

15 апреля в Литературном институте союза советских писателей состоится вечер, посвящённый памяти В. Маяковского. На вечере бу
дут заслушаны доклады: -Н. Асеева на тему; «Как осуществляются ли
тературные традиции Маяковского в дни великой отечественной войны» и тов. Добрынина — «Маяковский — талантливейший поэт, советской эпохи». Студенты Литературного института выступят с чте
нием произведений В. Маяковского и своих стихов, посвященных поэту.

УЧЕБНЫЙ

ФИЛЬМ

Воздушно-десантные войска Красной Армии с их высокой подвиж
ностью, мощным вооружением и способностью быстро си внезапно появляться и всстн бой в тылу противника представляют грозную боевую силу.
Выпускаемая на экраны новая военно-учебная картина «Воздуш
ный десант» производства студии
«Мостехфильм» показывает технику и тактику проведения десантных операций.
Фильм «Воздуш йый десант» (автор сценария и режиссёр — А. Кандахчан, оператор — В. Пахомов, консультанты — генерал-майор авиации Спирин и подполков
ник Аиинтаев) представляет собою не только прекрасное учебное по
собие для Красной Армии; его с большим интересом посмотрит так
же и широкий зритель. Картина даёт представление о примедеяйи и использовании воздушных десан
тов, как средства победоносного боя на территории врага.
В ТЕАТРАЛЬНОМ
УЧИЛИЩЕ
Государственное театральное училище имени Щепкина в этом году оканчива
ют но классу заслуженного артиста РСФСР К. А. Зубова 13 женщин и 10 мужчин. Выпускники интенсивно гото
вятся к экзаменам, репетируя четыре классических и одну советскую пьесу: «Вишнёвый сад» Чехова, «Грозу» Ост
ровского, «Даму-невидимку» Кальдерона, «Каменного гостя» Пушкина и «Бессмертный» Арбузова и Гладкова.
«Страшный рассказ». Работа скульптора З. Ракитина.
(С выставки «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками»).

Шведская газета

о гитлеровских

происках в Швеции

СТОКГОЛЬМ, 13. (ТАСС). Шведская газета «Дагенс нюхетер», ка
саясь попытки тайного провоза во
енных карт Швеции из Финляндки в Германию, пишет, что «немцы располагают такими же точными воен
ными данными о Швеции, какие они имели о Дании, Норвегии и Финляндии, когда они появились в этих странах».
Газета напоминает, что «незадолго до войны немецкие эксперты участвовали в картографических ра
ботах в Швеции, во время которых производились аэрофотос’емки. Вес
ной 1940 года при перевозке из типографии таинственно исчезло большое количество карт важней
ших военных районов Швеции. Эти карты п редклзна ча.тись специально для военных целей. Сообщают, чтз позже часть ’этих карт была отпе
чатана в Берлине. Очевидно они считались необходимыми для немец
ких войск, находящихся в Северной
Финляндии. Легко понять, в какой связи эти карты считались нужными».

НАЛЕТ НЕМЕЦКОЙ АВИАЦИИ НА КУРСК

Потери авиации держав оси во Французской

Северной Африке

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Специальный корреспондент агентства Рейтер при штабе союзников в Северной Африке пишет, что до сегодняшнего дня германские и итальян
ские воздушные силы потеряли во Французской ревериой Африке 1.253 самолета. В эту цифру входят самолёты стран оси, обитые авиа
цией и зенитной артиллерией. За последние 14 дней страны оси по
теряли во Французской Северной Африке 318 самолётов, в том числе 88 транспортных. Большое количе
ство самолётов немцы и итальянцы потеряли на земле.
Потери союзников во Французской Северной Африке составляют 498 самолётов.
Война
на море
ЛОНДОН, 13. (ТАСС). В коммюнике морского министерства гово
рится, что английские подводные лодки действуют на морских ком
муникациях противника, пытающегося снабжать германские и итальянские войска в Тунисе. Три италь
янских судна среднего тоннажа и 5 небольших итальянских судов бы
ли уничтожены, 7 других судов, в том числе 3 крупных и 1 танкер, были поражены торпедами. Насколько можно было наблюдать результат этих атак, 2 из этих крупных судов были, видимо, потоплены, а танкер поврежден.
Суда противника подверглись атаке в районе острова Липари у побережья Северной Африки, Юж
ной Калабрии и в районе порта Палермо. В Эгейском море было уничтожено несколько небольших судов противника.

Военные расходы

Австралии

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Как передаёт английское министерство информации, премьер-министр Австралии Кэртен заявил, что война обходится Австралии в 1,5 млн. фунтов стерлингов в день. Довоенный бюджет страны составлял 198 млн. фун
тов стерлингов. В текущем году он равен 653 млн. По словам премьерминистра, сейчас в армию призвано в два раза больше австралийцев, чем в прошлую мировую войну.
11 апреля немецкая авиация совершила налёт на г. Курск. Большая часть вражеских самолетов нашими истребителями и огнём зенит
ной артиллерии была рассеяна на подотупа;х к городу. В город проникло несколько самолетов противника, которые беспорядочно сброси
ли бомбы, причинившие некоторый материальный ущерб. Есть жертвы.
В воздушных боях и огнём зе
нитной артиллерии сбито 9 немец
ких самолётов. Наши потери — 2 самолета, лётчики которых спаслись на парашютах.

НАЛЕТ НЕМЕЦКОЙ АВИАЦИИ

НА КРАСНОДАР

12 апреля немецкая авиация совершила налёт на г Краснодар. На подступах к городу вражеские са
молёты были встречены нашими истребителями и мощным огнём зе
нитной артиллерии. Проникшие в город самолеты противника беспорядочно сбросили бомбы на жилые
дома и причинили им разрушения. Военные об’екты не пострадали. Среди населения есть убитые и раненые. Действиями наших истреби
телей и огнём зенитной артиллерии в районе Краснодара уничтожено 25 немецких самолётов. Наши потери— 5 самолетов.
ПО СТОЛБЦАМ ИНОСТРАННОЙ
ПЕЧАТИ

ГОЛОДАЮЩИЕ

«ЧРЕВОУГОДНИКИ» В БОЛГАРИИ

Население Болгарии голодает. Оно вынуждено есть суррогат хлеба. Нормы снабжения в стране исключительно низкие. Болгарское население, не знавшее недостатка в хле
бе, посажено на голодный паёк — 200—300 граммов.
И в то же время на глазах болгарского народа происходит самая беззастенчивая выкачка продовольствия немецко-фашистскими мародёрами. Состав за составом угоняется в гитлеровскую «Третью импе
рию», а взамен на основе пресловутого «клиринга» ввозятся из Герма
нии гипсовые статуэтки, которыми забиты все магазины Софии, а из Италии — игральные карты и зубочистки.
Нарастающее недовольство населения, невидимому, не на шутку тревожит правящие круги Софии. Видимо, газетам было предложено эк
стренно разлепить читателям, что голод — это естественное состояние человека, и никаких требований о его утолении прёд’являть нельзя.
«Чем меньше население будет употреблять это слово, тем больше это будет говорить о гражданском сознании и даст возможность легче переносить нынешнее тяжёлое время», — тотчас же заявила газета «Днес».
С тем же советом выступил и журнал «Нангонец», опубликовавший грозную передовую под назва
нием «Поменьше чревоугодничества». По мнению журнала, в Болга
рии за последнее время слишком много говорят о еде. Подобные раз
говоры, по мнению журнала, явно свидетельствуют об «излишнем проявлении чревоугодничества».
«Необходимо, — говорится в статье, — положить конец подобному чревоугодничеству. Сегодня, когда вся Европа мобилизована для войны, необ
ходимо обуздать чрево .и подумать прежде всего о духе».
Не ют хорошей жизни даются такие продиктованные из Берлина со
веты. Если жалкий голодный паёк болгарина считается уже «-излиш
ним чревоугодничеством», то можно представить себе, до какой степени обнищания дошла стршиа, дочиста ограбленная гитлеровскими бандитами.

Гитлеровский террор в Голландии

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Газета «Войс оф Недерланд» сообщает, что гла
варь голландских фашистов Муссерт на-днях был вынужден официально признать, что «отношение значи
тельной части голландского народа к немецким солдатам и офицерам является крайне враждебным».
В связи с покушениями на голландских фашистов и представителей оккупационных властей герман
ская полиция произвела недавно массовые аресты голландских сту
дентов. Агенты полиции врывались в университеты с винтовками и пулемётами и хватали отудентов. Было арестовано более 600 человек.
Студентов арестовывали также прямо на улицах и в кинотеатрах. Ты
сячи студентов были отправлены в концентрационный лагерь в Фегте, рассчитанный на 25 тысяч человек.
В настоящее время в нём томится уже 15 тысяч голландских патриотов.
СТОКГОЛЬМ, 13. (ТАСС). Гитлеровская газета «Дейче цейгунг ин Нидерданден» сообщает, что в гол
ландском городе Баксом в своей квартире «неизвестными лицамибыл убит немецкий бургомистр го
рода Гетгершейд. Оккупационные власти назпачили крупную награду за поимку покушавшихся.

Борьба югославского народа против оккупантов

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Оккупационные власти в Югославии обеспо
коены ростом сопротивления юго
славских крестьян мероприятиям оккупантов. Газета марионеточных властей в Белтраде «Ново времянедавно обрушилась с угрозами по адресу югославских крестьян, которые отказываются производить по
севы, зная, что урожай достанется не км, а немцам. Газета признаёт, что поля в Югославии, повиднмому, останутся необработанными. Та же газета пишет, что по всей стране
«действуют элементы, побуждающие народ к сопротивлению и игнорированию постановлений властей».
По словам павеличевокой газеты «Нова хрватска», югославские партизаны всячески мешают оккупационным властям производить «заго
товку», т. е. реквизиции сельскохозяйственных продуктов. Газета указывает, что в последнее время уча
стились нападения партизан на склады продовольствия, конфискованного немцами и итальянцами.

Демонстрация единства норвежского народа

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, 9 апреля — день 3-й годовщины немецкой ок
купации Норвегии — норвежские патриоты отметили различными де
монстрациями единства в своей борьбе против немецких оккупантов. Ещё задолго до этого дня нелегальные патриотические органи
зации обратились в норвежскому народу с призывом в знак протеста против немецкой оккупации демонстративно не выходить 9 апреля на
улицы. По полученным сообщениям, 99 проц. населения городов и сель
ских местностей участвовали в этом всенародном протесте. 9 апреля улицы Осло и других норвежских городов были пусты. По ним про
ходили лишь германские патрули н отряды квнслинговс-ких штурмовиков.
Тайные радиостанции слушали передачи из Лондона выступления норвежского короля Хокона и премьер-министра Нюгореволда.

Антифашистские демонстрации

в Бельгии

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Как сообщают из Брюсселя, в бельгийском городе Моне на-днях произошла антифашистская демонстрация, в ко
торой приняли участие несколько сот бельгийских женщин.
Оккупационные власти опубликовали предупреждение жителям -города, в котором говорится; «В последнее время женщины неодно
кратно проводили демонстрации протеста против неудовлетворитель
ного продовольственного снабжения. Подобного рода демонстрации нетерпимы. К участникам демонстраций и к полицейским, не принима
ющим энергичных мер против та
ких шествий, будут применяться самые строгие меры».
По полученным сведениям, в Валлонском Брабанте бельгийскими патриодами приведены в негодность 13 вагонов и 11 паровозов, предназначавшихся для отправки в Герма
нию. В Брюсселе на заводе «Руа дю каучук» патриоты уничтожили 34 машины.

Зверства гитлеровских людоедов

в Польше

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, в Лондоне получено сообщение о том, что гит
леровцы приступили в Кракове к «ликвидации» еврейского гетто пу
тём истребления его населения. В течение трёх дней агенты гестапо убили в Кракове свыше 1 000 ев
реев, а остальных отправляют на грузовиках в концентрационный лагерь в Освециме, где их умерщвляют с помощью газов и электрического тока.
ОТОВСЮДУ
АНГЛИЙСКОЕ министерство авиапии сообщает, что 11 апреля ночью английские бомбардировщики минировали воды противника. Два самолёта не вернулись на свою базу.
ШТАБ канадских военно-воздушных сил об’явил, что в результате воздушною нападения у восточного побережья Канады, повидимому, уничтожена подводная лодка противника.
ПО СООБЩЕНИЮ агентства АФИ, посланник «правительства» Виши в Эквадоре Андрэ Буассье заявил о сво
ей отставке, порвав всякие связи с властями Виши.

МОНОЛОГ МЕРТВЕЦА

Когда войска фон Рунштедта вторглись в иишийокую зону Франции, Петэн прятался за спину Ла
валя. Свобода Франции давно уже ледкала в немецком пробу. Теперь туда бросили и фиговый листок «независимости». Свадебный генерал на поминках не требовался. Требовался могильщик. И «глава государства» уступил место «главе правительства»: Лаваль стал первым могильщиком Франции.
Петэн молчат. Полмиллнона французских рабов умирало в Герма
нии. Петэи молчал. Ещё миллион сгоняли со всей страны на неволь
ничий рынок. Петэн молчат. Во Фракции ели траву, кошек, крыс. Петэн молчал. В Париже расстреливати учёных. Петэн молчал.
За него говорили другие. Говорил Лавать. Но кто во Франции слушал Лаваля? Палачей не слу
шают, на них плюют. Говорил Дорио в Реннском театре — в ответ гремели выстрелы. Говорил Деа, ещё один из гробокопателей Фран
ции. Полиция зарегистрировала ещё
одно покушение. Петэн молчал — оя знал, какое будет ответ. Рабочие, которых отправляли в Германию, кричали: «Долой_ Петэна, Лаваля на виселицу!». На лбу маршала на портрете, выставленном в од
ном из художественных магазинов в Виши, кто-то вырезал свастику. Франция по-своему оценивала молчание «главы государства».
Сейчас Петэн заговорил снова. Опять задребезжал по радио слез
ливый старческий голос, памятный всем с той минуты, когда ва Фран
цию надели немецкий намо-рдиик. Французы спрашивали: кто это го
ворит языком старого маршала? Гитлер? Или его держиморда Штюльпнагелъ? Или Заукель. оптовый покупатель французских не
вольников? Франция слушала не француза. К даже не человеческую речь. Это звенели тридцать серебреников, оплатившие дело Иуды.
Что мог Петэн сказать Франции, схваченной за горло «тотальной мобилизацией»? Дышите ровно, мадам. Не волнуйтесь, не шевелитесь.
Так можно чуть-чуть затянуть процесс умирания. Это Петэн и сказал Франции. Он санкционировал «охотничий» промысел Заукеля. Он благословил невольничий рынок Ла
валя. Он уговаривал французов не сопротивляться немецкому рабству. «Его речь преследовала двоякую цель: оправдать набор французов на работу в Германию и подтвер
дить «независимость» французского правительства» («Франс», апрель 1943 г.). Петэн, рассуждающий о
1незавиоимости! Французы могли бы смеяться, если б умели. Но они да
же улыбаться разучились за годы петэновокой «независимости».
Кое-кто во Франции ещё верил Петэну. Верил и после Комльенс.кого «мира», верил и накануне Тчлона, когда ещё можно было спа
ем флот, отправив его за пределы страны. После тулонских событий
многие говорили: послушаем, что скажет старый маршал. Сейчас он
высказался. Монолог Иуды развеял над его головой последние блёстки сусального нимба. Как пишет газе
та «Франс», всем во Франции те
перь стало ясно, что «между Петаном и Лавалем нет никакой разни
цы. Как тот, так и другой служат гитлеровской Германии на совер
шенно одинаковых условиях, без каких-либо различий. Французы, для которых враг остаётся врагом, презирают одинаково как «главу правительства», так и «главу государства».
Презрение народа — страшная сила. Она убивает. Петэн ещё жив. Но он уже давно мёртв для фран
цузов. Он умер ещё тогда, когда положил на плаху голову Франции. «Вмиг умер колдун и открыл после смерти очи; но уже был мертвец и глядел как мертвец», — говорится в «Страшной мести» у Го
голя. Таким мертвецом и стал для французов Петэн. Нет больше Петэна, старого французского марша
ла. Есть жалкий колдун из Виши, не человек, а тень. Тень Пьера Лаваля, первого гробовщика и могильщика. Франции.
Ал. Абрамов.

Лауреаты Сталинских премий

Д. Шмаринов