Поэт нашего времени

Я не знаю других строк в нашей поэзии, где с такой же полнотой поэтического предвидения было б сгущено ощущение приближающей
ся бури. Владимир Маяковский чувствовал пороховую гарьку, которую доносило из будущего, ставше
го для нас настоящим. Это естест
венно — сам он прошёл сквозь гро
зу двух революций, двух войн. «Не вновь, которым за двадцать — в
грозе расти», говорит он и о себе.
Барометр его поэзии и в мирные дни показывал бурю:
Будут битвы
сильнее, чем крымское
землетрясение.
Это великое землетрясение произошло. Маяковский чувствовал его приближение потому, что жил и ды
шал нашей эпохой. Вместе со воем
народом ои тревожился о будущем своей земли, стремился оградить её от врага, «обжелезить» и вооружить. Каждым своим стихотворением Маяковский предупреждал:
Ещё готовятся,
пока —
не лезут,
пока
дипломатии
улыбка тонка. Но будет — —
двинут
гром и железо,
танками
на хаты
н по станкам»
Из предчувствия грядущих битв рождалось требование готовности в мобилизованности. Маяковский вы
ражал своими стихами железную волю советского народа встретить врага ежами штыков. Поэтому его стихи стали не только документами истории.
Главная забота народа — вооружение и защита социалистического отечества — была и его заботой:
Пока
стальным окружием
враги
не нависли,
крепись
во всеоружии техники
и мысли.
Стихи Маяковского такое же сегодня, как металлургические заво
ды, заложенные в дни его жизни аа Урале и в Сибири. Маяковский — действующий поэт, ибо в его
произведениях выражена сущность советского патриотизма — громадалюбовь к родине, громала-ненависть к врагу, готовность на любые трудности, готовность на любые жертвы ради победы своего правого дела:
Работа трудна,
работа томит, за нее
никаких копеек. Но МЫ
работаем,
будто МЫ
делаем
величайшую эпопею.
Эти строки должны вспомниться тем, кто рыл окопы, преграждавшие путь нем пай, кто таскал тяжёлые брёвна на лесозаготовках, что
бы дать топливо военным заводам. В них — героика нашего времени, дающая силу и бойц*г, и рабочему, и женщине, заменившей на колхоз
ном поле своего мужа. Такие стихи
должны знать все, — зная их, легче трудиться и воевать:
От боя к труду —
от труда до атак, — в голоде,
в холода
и наготе
держали
взятое,
да таи,
что кровь
выступала из-под ногтей.
Написанные о других боях, эти стихи относятся в равной степени я к нашим дням, к труду и ата
кам вашего времени. Такие строки могли бы стать эпиграфом к книге об обороне Ленинграда. Маяковский писал стихи не на день, а на большое время. В этом — их жизнен
ность. Его поэзия — лирика народа и эпохи:
...землю,
которую
завоевал и полуживую
выняньчип,
где с пулей встань,
с винтовкой ложись,
где каплей
льешься с массами,— с такою
землею
пойдёшь
на жизнь,
на труд,
на праздник
и на смерть!
Часто задают вопрос: как писал бы Маяковский сейчас, в дни оте
чественной войны? Я думаю, что он вот так бы п писал, по-маяковски, грубо, весомо, зримо, обогащённый величавым подвижниче
ством своего народа в этой войне. Тот враг, с которым сражаемся мы, и для Маяковского — «враг отделенный и давний». Ещё в 1914 году, в первую мировую войну, Маяковский писал, что если
«Германия не сделала попыток обрубить рост России, то только
В. В. Маяковский.
С редкой фотографии Петра ОЦУП.
потому, что видела в ней спеющую колонию, которая нальётся и сама упадёт в её зубастую пушками пасть...».
Поэзия Маяковского была частью той великой силы, которая пере
строила и перевооружила Россию. Он всю яепзнь мечтал видеть свою родину не в лаптях да с вилами, а одетой, обутой н вооружённой. Он
любил я поля России, и её берёзы, и её песни — но этого в России было вдоволь, а вот качественных сталей н орудийных заводов было маловато. Он понимал, что «враг со
ветов не дитё, чтобы итти в кулачяки», и потому всей яростью свое
го поэтического голоса агитировал за трактор, за машину, за танк, за самолёт. Маяковскому для этого
дела клином пришлось вбивать в поэзию слова, считавшиеся «непоэтичными». Но это дело было важнее пейзажей:
Мы будем республику
обстраивать и строгать, но в особенности — утроим,
перед лицом наступающего
врага
силу
обороноспособности. И если
о новых
наступающих баронах пронесётся
над республикой
кровавая весть, на вопрос республики:
«Готовы к обороне?» —
полтораста миллионов ответят: Есть!
В работе и в сраженьях вырастала гордость Маяковского за Россию, гордость за Москву. Маяковский не повторяет имени России «всуе», он, русский поэт, велик могуществом
своего языка, размахом своей души, своей человечностью и любовью к родине, своей яростью к врагам. Маяковский — патриот России со
ветской, он был и остаётся лучшим певцом дел своей страны. Он во истица л:
Товарищи юноши,
взгляд на Москву, на русский
вострите уши... Да будь я
и негром преклонных годов и то
без унынья и пени я русский бы выучил
только за то, что им
разговаривал Ленин.

МАРШИ

КРАСНОЙ АРМИИ

ИЗДАНИЯ МУЗГИЗА
Государственное музыкальное издательство выпустило марши для духо
вого оркестра: «Капитан Гастелло» — лауреата Сталинской премии Н. йвано
ва-Радкевича, «Герои Азербайджана» и «Юбилейный встречный марш Красной Армии* — заслуженного деятеля искусств Комбрига С. Чернецкого.
В издании Музгиза вышли также маленькая сюита для фортепиано А. Бо
родина и песня «Партизан неуловимый3. Левиной на стих» Е« Долматовского.
Русский патриотизм Маяковского свободен от какого-нибудь шови
низма. Он ненавидел антисемитизм. В двух стихотворениях Маяковский бичует погромщиков и черносотенцев, гневно восклицая: «Черт вас
возьми, черносотенная слизь!». Он как бы провидел и чёрную ночь фашизма, звал на борьбу против международных погромщиков.
Маяковский дружил е будничной, деловой, трудовой советской жизнью, Ему было дело до всего: и до строящихся заводов, и до штыка красноармейца, он влезал хозяйской рукой в политику и экономику. Он вместе со всем народом отстраивал и вооружал свою родину. Ревниво требуя внимания к своему поэтическому труду, Маяковский совершал свой подвиг с красноармейской скромностью. Он бо
ролся за миллион экземпляров для своих стихов, но это было борьбой не за славу, а за широкое распространение важного оружия стиха..
Его поэзия и в суровые дни отечественной войны продолжает бороться и жить так же, как в серд
це народа живёт человеческий поДвиг.

Семен Кирсанов.

Вторая соната Д. Шостаковича

ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
В ближайшее время в Москве состоится концерт из произведений лауреата Сталинской премии заслуженного деятеля искусств Д. Шо
стаковича. Композитор исполнит только-что законченную им вторую сонату для фортепиано в трёх частях. Автор посвятил сонату памя
ти своего недавно скончавшегося учителя, крупного русского пианис
та, профессора Ленинградской консерватории Леонида Николаева.
Впервые Д. Шостакович исполнил сонату 12 апреля в Комитете по делам искусств при СНК СССР. Новое произведение Д. Шостакови
ча было прослушано с огромным интересом и рызвало единодушную высокую оценку.

В ТЕАТРЕ ДРАМЫ

им. ПУШКИНА

ПОСТАНОВКИ
1943 ГОДА
Комитет по делам искусств при СНК СССР утвердил репертуарный план на 1943 год Ленинградского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина.
Кроме спектаклей своего основного репертуара — «Русские люди», «Фронт», «Петр Крымов», «В степях Украины», «Лес», «Дворянское гне
здо», «Стакан воды» — театр в нынешнем году возобновит три постановки и выпустит четыре пре
мьеры. Возобновляются в постановке режиссёра В. Кожина «Горячее сердце» Островского (художник А. Самохвалов), «Таланты и пок
лонники» Островского (художник А. Константнновскпй), «Дон-Кихот» М. Булгакова- по Сервантесу (художник В. Дмитриев, музыка A. Животова),
В мае состоится премьера пьесы Л. Леонова «Нашествие» (постанов
ка Л. Вивьена, художник С. Юнович, музыка составлена из произведений Чайковского). В сентябре театр покажет «Секрет красоты» К. Финна в постановке В. Кожина (художник А. Самохвалов, музыка B. Шебалина). К октябрьским пра
здникам будет выпущена пьеса Н. Погодина «Кремлевские куранты» (постановка Л. Вавъена, ху
дожник М. Григорьев). Четвёртым новым спектаклем театра явится трагедия Шекспира «Отелло» в постановке Г. Козинцева (оформление художника П. Вильямса, музыка Д. Шостаковича).

Борьба

югославских

партизан

СТАМБУЛ. 14 (ТАСС). По сведениям, полученным из Югославии, крупные партизанские отряды не
давно форсировали реку Дрина у города Фоча. Югославские партиза
ны проникли на правый берег, где сейчас происходят ожесточённые боа Огромную помощь партизанам оказало местное население, прини
мавшее участие в переправе партиг занских отрядов через реку.
Успешно оперируют партизанские отряды в Славонии. Один отряд за
нял в результате двадцатичасового боя сильно укреплённое местечко Леванска-Варош. Партизаны взяли в
плен 30 усташей и жандармов и захватили много оружия. Спустя три дня тот же отряд нанёс поражение немецкой части. Немцы по
теряли убитыми и ранеными около 40 солдат и офицеров и 28 —
пленными Партизаны захватили 3
пулемёта, 55 винтовок и несколько тысяч патронов.
Партизаны сожгли близ Нарташевца большой склад пряжи, которую немецкие оккупанты собирались отправить в Германию.

1.000 ПОДАРКОВ АРТИСТОВ

УЗБЕКИСТАНА

В Москву прибыли вагоны с 1000 индивидуальных подарков работни
ков искусств Узбекистана бойцам и командирам Действующей армии. В ближайшие дни на фронт выедет бригада узбекских артистов для об
служивания войсковых частей в первомайские дни. (ТАСС).

ЗВЕРСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ГИТЛЕРОВЦЕВ С ПЛЕННЫМИ ЮГОСЛАВАМИ

СТОКГОЛЬМ, 13 (ТАСС). Шведская газета «Арбетарен» сообщает, что в конце прошлого года в ла
герь военнопленных около Кругстранда (Норвегия) были доставлены 150 пленных югославов. Из этого числа от болезней, холода и истя
заний умер 41 человек. Охрана ла
геря избивала плеенных палками до потери сознания, затем бросала их в снег, где они часто замерзали.
СТАМБУЛ, 12. (ТАСС). Поступающие из Болгарии сведения говорят о растущем возмущении широ
ких кругов болгарского населения фактами насилия и бесчеловечного обращения болгарских властей в отношении евреев в Македонии и Фракии. Как уже сообщалось, бол
гарские власги по указке немцев проводят эвакуацию еврейского населения в Польшу. При этом вла
сти задерживают работоспособное мужское еврейское население для использования его на тяжёлых ра
ботах по строительству Дорог и укреплений, а детей, стариков и женщин отправляют в Польшу на верную смерть.
Евреям не дают времени на сборы и не разрешают почти ничего брать с собой из имущества. Их пе
ревозят .в запечатанных товарных вагонах, в пути совершенно не дают воды и пищи. Больным не ока
зывается медицинская помощь, а трупы умерших от голода не удаляются из вагонов.
Это организованное уничтожение евреев вызывает возмущение в бол
гарском народе. Во дворец и к министрам неоднократно являлись де
ПРОТЕСТ ДАТСКИХ ЕПИСКОПОВ
ПРОТИВ НАСИЛИЙ ОККУПАНТОВ
СТОКГОЛЬМ, 14. (ТАСС). Шведская газета «Нюа даглигт аллеханда» опубликовала письмо датских епископов, направленное датским властям. В этом письме епископы протестуют против насилий немецких оккупантов над датским насе
лением. В протесте говорится, что дух сопротивления оккупантам охватывает всё более широкие круги населения и что главнейшей причиной этого являются насилия окку
пантов над датчанами, которые без следствия и суда арестовываются и заключаются в тюрьмы. Датские епископы указывают далее на чудовищные преследования евреев
Дании. В протесте подчеркивается, что оккупационные власти запрети
ли датским пасторам касаться в своих проповедях фактов гонений на евреев.
Действующая армия. Разведчик-комсомолец сержант П. Орлов, награждённый орденом Красной Звезды, вернулся из госпиталя в свое подразделение. Радушно и приветливо встретили П. Орлова его боевые товарищи. Фото М. МАРКОВА (ТАСС).
ДЕЙСТВИЯ АНГЛИЙСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
ЛОНДОН, 14. (ТАСС). В коммюнике английского морского мини
стерства говорится, что за последние две ночи легкие корабли английской береговой обороны провели корот кие, но ожесточённые схватки с па
трульными силами противника близ побережья Голландии. В результате этих схваток судам противника на
несен значительный ущерб, а среди их команд насчитывается большое число жертв. Экипажи английских кораблей потеряли трёх офицеров и двух матросов. Все английские ко
рабли благополучно возвратились в свои порты.
В СОСНОВЫЙ лесок въехал танк и
Остановился у командного пункта. К машине подскочил часовой. Стуча по броне, он закричал:
— Демаскируешь командный пункт! Устава не знаешь. Давай подальше!
Открылся люк. Четверо танкистов спустились на землю. Они жмури
лись от яркого дневного света и, протирая рукой глаза, размазывали по лицу грязь, пот, сажу.
На лице одного из них были следы запекшейся крови.
В дверях землянки показался командир подразделения. Приняв рапорт, он сказал:
— Добре, хлопцы, добре! А теперь отдыхать, заслужили. Отведите машину — и спать.
Танкисты освежились холодной водой, очистили грязь с комбинезо
нов и легЛг отдыхать. Но соя не шёл к Владимиру Круглову. Он прислушался к дыханию товарищей. Слабое желтоватое пламя мигалки освещало их лица. Закинув руки за
голову, лея; и г сержант Зайцев — башенный стрелок. Что-то невнятное говорит со сна старший сержант Загородяиксв — пулемётчик. Хоро
шо дружить с такими ребятами! И воевать с ними хорошо, оообенно в разведке.
Танковая разведка... С каким недоверием он когда-то относился к ней. Разведка — это скрытность, ти
шина, строжайшая маскировка. А разве сделаешь неслышным грохочущий танк?
Сомнения не покидали Владимира даже тогда, когда он впервые отпра
вился в разведку на танке. Вокруг ни машин, вп орудий, ни пехоты— никакого движения. Танк уходил в безлюдье, в неизвестность. Круглов почувствовал себя одиноким и даже беззащитным. Слишком узкой была панорама, которая открывалась в смотровую щель. — верхушки кустов, травы, мелколесье — н всё. А

Танкисты-разведчики

с боков, а сзади? Деревья видны только до половины ствола.
Неловко ему было вспоминать потом об этом. С непривычки он упустил из .виду три важнейших элемента: быстроту машины, мощность её огня, прочность брони.
Первая разведка прошла успешно. Внезапным налётом экипаж раз
громил вражескую артиллерийскую батарею, установил расположение огневых средств противника и без единой вмятины на машине вернул
ся к себе. Сведения, которые он передал командиру, оказались очень ценными. Этот рейд положил нача
ло крепкой дружбе всего экипажа. CLiTex пор друзья ещё не раз побывали в разведке.
Они увлеклись новым для .них делом. Оно было всегда опасным, но результаты оправдывали риск
Так было и сегодйя. Машина пошла в тыл противника. На рассве
те она быстро проскочила линию фронта и, обогнув лесную поляну, направилась вдоль большака. От
крыв люк, старший лейтенант Торяник осматривал местность. Вокруг расстилалась широкая равнина, по
крытая редкими островками снега. У кустарника лежали два перевёрнутых грузовика, повиднмому, накрытые с воздуха.
Машина шла на второй скорости. Слева показалась деревушка. В щели вдруг мелькнули зелёные фигурки.
— Немцы! — закричал в трубку переговорного устройства Круглов.
— Гони на них! — приказал старший лейтенант Торяник.
И Круглов перевёл машину на третью скорость.
Немцы открыли по танку огонь из автоматов и пулемётов. Глупая затея! Её можно было об’яояить
только растерянностью. Четыре осколочных снаряда понадобились на то, чтобы снести одно вражеское гнездо, и восемь бронебойных, чтобы выбить и уничтожить немцев, засевших в каменном доме.
До полусотни вражеских трупов осталось в деревне.
Танк шёл дальше. Повстречав на дороге группу немцев с пулемётом, танкисты обстреляли их и захвати
ли пулемёт. Но вот наступил тот момент, когда преимущество, которое даёт внезапность, уже было ис
черпано. Немцы повелп с танком серьезную борьбу. Заговорили ору
дия, установленные в блиндажах
над рекой. До-инх оставалось 400 метров. Мост разрушен. Но экипажу было известно, s что рядом есть брод, по. которому свободно может пройти машина. Танк стремительно преодолел это место.;
Один блиндаж был разбит, с хода,, Дым повалил из бойницы — это означало, что в блиндаже взорва
лись снаряды. К другому блиндажу
танк двинулся зигзагами. Он вошёл в зону мертвого пространства. Снаряде! пролетали над машиной. Нем
цам уже некуда было уйти. Два раза танк проутюжил блиндаж. Осыпавшаяся земля, разрушенные
бревна закрыли немцам выход. Но из третьего блиндажа гитлеровцы успели вырваться Петляя, они по
бежали к лесу. Танк смял почти всех. Двум только удалось спастись.
Вторая деревня. У околицы виден расчёт проГИвотанкового ору
дия. Очевидно,, немцы спешно выбросили его навстречу машине.
Поздно! Расчёт не успел развер
нуться, занять боевую позицию. Орудие подбито с первых двух вы

Налет советских самолетов

на Кенигсберг

В ночь на 13 апреля советские самолёты совершили налёт на г. Кенигсберг. В течение более двух часов наши самолёты эффективно бомбардировали военно-промышленные об’екты Кенигсберга. Наблюдались многочисленные пожары, сопровождавшиеся сильными взрывами. Особенно большие пожары наблюдались в районах, где расположены — машино
строительный завод, электростанция, артиллерийский завод, аэродром, железнодорожный узел и военные склады. Пламя пожаров было видно с расстояния более 100 километров.
Все наши самолёты вернулись на свои базы, кроме двух, которые разыскиваются.

возмущение в Болгарии бесчеловечными

мероприятиями властей против еврейского населении

легации, главным образом от различных групп интеллигенции, в том числе и из провинции, с протестами против нечеловеческого отношения к евреям. Депутаты парламента продолжают получать многочис
ленные письма из своих округов с требованиями прекратить эти позорящие Болгарию действия властей.
Отражением этих протестов явилось недавнее бурное заседание болгарского парламента, где обсуждалось письмо 42 депутатов, требо
вавших срочно рассмотреть вопрос об антисемитских действиях болгарских властей. Сейчас стало из
вестно, что это письмо-требование
болгарскому правительству было подписано первоначально 112 депу
татами (из 132), но О человек под давлением правительства оняли свои подписи незадолго до заседания парламента.
Премьеру Фидову удалось, поставив вопрос о доверии правительству, отклонить требования 42 депутатов. Протесты болгарского народа против антисемитских мероприятий болгарских властей, идущих по стопам гитлеровцев, не прекращаются.

Нервозность гитлеровских оккупантов в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 14. (ТАСС). Шведская газета «Овенска моргонбладетпишет, что немецкие гарнизоны, охраняющие побережье Норвегии, ча
сто обстреливают собственные суда, принимая их за суда противника. Недавно около Бергена было потоплено немецкое грузовое судно, которое было по ошибке обстреляно немецкой береговой батареей.
ОТТАВА, 13. (ТАСС). Норвежское информационное бюро, находящееся в Монреале, опубликовало в связи с третьей годовщиной вторжения гит
леровцев в Норвегию сообщение о роли Норвегии в борьбе против немцев. В течение двухмесячной борьбы против немецкого вторже
ния норвежские войска совместно с союзными экспедиционными силами истребили 60.000 немцев, потопили 6 военных кораблей и много торго
вых судов. После вторжения к союзникам присоединилось более 1.000 норвежских судов. В настоящее время норвежская армия, военно-морской флот и авиация значительно усилились и готовятся к борьбе за освобождение родины. Норвежская армия не велика, но хо
рошо оснащена новейшими видами вооружения. Её подразделения уже принимали участие в рейдах на континент. Норвежский флот в настоящее время более силен, чем пе
ред вторжением немцев в Норвегию. Он насчитывает свыше 60 эсминцев, корветов и других судов сопровождения. которые ведут ус
пешную , борьбу против подводных лодок противника. Большое число норвежских лётчиков прошло под
готовку в Канаде. Эти лётчики уже уничтожили 35 германских самодвтов над Англией и много самолётов над Европой.

Население Австрии сопротивляется

«тотальной мобилизации

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Газета «Да цейтунг» пишет, что, по сообщениям, полученным из Австрии, на
селение страны оказывает твёрдое сопротивление «тотальной мобилизации», проводимой гитлеровцами Уклонения от мобилизации приняли массовый характер. Гитлеровский наместник в Зальцбурге Шеель, совершивший недавно инспек
ционную поездку по своему округу, вынужден был признать, что население не проявляет никакого желания работать на Германию и что каждый призванный находит вся
кие предлоги, чтобы увильнуть ог мобилизаций. Шеель угрожает при
нять самые строгие меры против подобных лиц.
Газета сообщает также, что усиление репрессий оккупационных властей против населения Австрии вызвало в стране рост саботажа. По признанию гитлеровской газеты «Фелькишер беобахгер», саботаж в Вене, особенно в городском транспорте, принял такой большой размах, что местные оккупационные власти об’явили специальную кампанию по борьбе с саботажем.

Гестаповский террор в Польше

ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Месяц назад из Польши было получено сооб
щение о том, что гестаповцы обнаружили в Варшаве нелегальную ти
пографию, где печатались польские газеты. Немцы приговорили к смер
ти и казнили в течение суток 51 поляка, проживавшего в доме, где была обнаружена типография. Поль
ские подпольные газеты, получен
ные в Лондоне, сообщают, что в числе жертв имеется 72-летняя старуха.

Неугасимая ненависть

сгрелов. Не стало и расчёта. В самой деревне — ни души. Где же основные силы немцев? Они в тре
тьей деревне. Она ощетинилась сильным огнём против одинокого танка. Таким огнём встречают аван
гард наступающей части. Видимо, немцы и решили, что подходят на
ступающие, что за этим танком появятся другие.
Теперь одна задача — засекать огневые точри. Танк нырнул в ов
раг. Открыли люк. Ветер сразу выдул скопившиеся в машине пороховые газы.
Несколько раз танк выскакивал на кромку оврага. Тогда немцы уси
ливали огонь, и старший лейтенант Торяник засекал огневые точки. Вот здесь ударила пушка Слева ведут кинжальный огонь два станковых пулемёта. Из сарая бьют миномёты. Всё это точно заносится на карту.
Но вот танк, выползая как-то на кромку оврага, содрогнулся от толчка страшной силы. Попадание в башню. Нет, она не пробита. Но
сержант Зайцев ударился головой о стенку. На липе показалась кровь.
— Ничего, в порядке, — сообщил он командиру.
Та.нк продолжал разведку и вскоре окончил её. Он повернул назад. Теперь немцы могли убедиться в
том, что никакой атаки не было. На околице второй деревни танк домял подбитое немецкое орудие. Позади остались 3 разбитых блиндажа, ре
ка и первая деревня, где немцы были застигнуты врасплох.
После полудня танк вернулся в свою часть.
— Вот и всё, — сонно думает Круглов, — сошло неплохо. Вот только к К. П. придвинулся с ходу. Действительно нарушение. Часовой прав.

А. Арнольдов,

спец. корр. ТАСС. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
О, Фландрия, каких невыразимых
дел,
Какого ужаса, безумия, трагизма Ты стала зрелищем! Как страшен
твой удел
Быть жертвой голода, германского
садизма!
Эти гневные строки написаны Эмилем Верхарном в дни мировой войны 1914—18 гг, когда Бельгия первая встретила страшный напор германской военной машины и оказала ему героическое сопротивле
ние. Взбешённая неожиданным сопротивлением, германская военщина отметила свой путь в Бельгии бесчисленными преступлениями. Вся страна превратилась в ог
ромное кладбище, стала ареной массовых казней и чудовищных расправ. От Термонда, Алоста Лу
вена, Эршота, Диксмюда, Ньюпора, Ипра остались одна развалины.
В памяти бельгийского народа не успело изгладиться воспоминание об этих зверствах, когда в 1940 году он подвергся ещё более страшному, ещё более варварокому втор
жению — вторжению гитлеровских мотомеханизированных орд. Почти три года» Бельгия находится под игом ершгистских поработителей.
Её прекрасные города и сёла снова подверглись бессмыслен
ному уничтожению Каждый месяц гитлеровские оккупанты расстреливают около 100 бельгийских патриотов. Ежемесячно в концентрационные лагери Германии немцы направляют от 3 до 4 тысяч бельгий
цев. Около 8 тысяч человек томится в настоящее время в тюрьмах на территории самой Бельгии.
Но разгул фашистского террора не сломил сопротивления бельгийского Народа. Мужественные по
томки Тиль Уленшпигеля и бес
страшных газов полны неугасимой ненависти врагу, залившему
кровью и осквернившему пх род
ную землю. В стране разрастается партизанское движение. Отряды вольных стрелков совершают смелые операции. Каждый день по
ступают сообщения о новых и но
вых актах диверсий и саботажа на промышленных предприятиях и транспорте Бельгии.
Пожалуй, кроме Франции, ни в одной оккупированной немцами стране Западной Европы так назы
ваемая «тотальная мобилизация», лихорадочно проводимая гитлеровскими рабовладельпамц. не встретила столь яростного и организованного сопротивления, как в Бель
гии. Мощным,и стачками ответили пролетарии Бельгии современным работорговцам, вынужденным сплошь и рядом отступать перед лицом их стойкого отпора. 1.200 рабочих кру
пного металлургического завода в Шарлеруа были намечены к отправке в Германию. В знак проте
ста все 4.500 рабочих и служащих этого предприятия об’явили забастовку? Оккупанты пошли на ус
тупку: они снизили число рабочих, предназначенных для работы в Германии, до 400 человек, но стач
ка продолжалась. На следующий день к ней присоединилось 9 других крупнейших металлургических предприятий в этом промышленном районе Когда прекратил работу «Провпданс» — один из самых больших металлургических заводов Бельгии, — гитлеровцы забили отбой. Та же картина имела место недавно в Льежской провинции, где 60.000 рабочих бастовали, протестуя против отправки в Германию 126 рабочих завода Кокриль.
О широком размахе антигитлеровской борьбы бельгийского наро
да наглядное представление даёт тот факт, что в этой маленькой стране, насчитывавшей до войны немногим более 8 миллионов жителей, выходит сейчас 150 подпольных газет; некоторые из них распространяются в количестве 50 тысяч экземпляров в неделю.
Неугасима ненависть бельгийского народа к своим угнетателям, крепнет и ширятся фронт борьбы патриотов Бельгии с фашистскими убийцами и вандалами.

Л. Вадимов.

К 13-й годовщине со дня смерти В. В. Маяковского

ОТОВСЮДУ

КАК ПЕРЕДАЕТ лондонский корреспондент агентства Канадиен Пресс канадские самолёты «Галифакс» и «Веллингтон», входящие в состав канадской бомбардировочной группы, составляли 25 проц. всех союзных во
енно-воздушных сил, принимавших участие в налётах на Южную и Западную Германию в ночь на 11 апреля.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ корреспондент агентства Рейтер сообщает, что на од
ном из участков Тунисского фронта немецкие самолёты специально обстре
ляли грузовики, в которых находились пленные итальянские солдаты, направляемые в тыл. Убито и ранено несколько итальянцев.