Вечера латышского

искусства

Вчера в Доме композитора лауреат Сталинской премии Д Шостакович исполнил свое повое произведение — вторую сонату. На снимке: Д. Шостакович у рояля. Фото А. ГАРАНИНА.

Русская музыка

В программе второго концерта из Пзгкла «Русская музыка» под управлением молодого дирижёра К П. Кондрапшна центральное место занимала Семнадцатая симфония Мяс
ковского. Эта большая, четырёхчаетная симфония, исполнявшаяся в Москве всего одни раз, даёт ясное представление о творчестве выдающегося советского симфониста.
Первая часть — напряжённое драматическое аллегро с чудесно контрастирующей певучей лириче
ской второй темой. Вторая часть — спокойное, сдержанного характера, сосредоточенное аиданте. Третья — бодрое, яркое скерцо, едва ли не лучшая часть симфонии. Финал — сильный, динамически насыщен
ный — достойно увенчивает всё произведение.
Другим оркестровым сочинением концертной программы была музы
кальная картина «Садко» Римского- Корсакова — одно из ранних про
изведений композитора. Оно заклю
чает в себе основные элементы Корсаковского стиля: яркость, живописную изобразительность, прекрас
ное владение оркестровыми краска
ми, богатый мелодический да.р. Весь основной мелодический материал этого сочинения вошёл : впослед
ствии в одноимённую оперу «Садко».
Солист концерта лауреат Всесоюзного конкурса пианистов И. Михновокий с под’ёмом и большим темпераментом исполнил с оркестром первый фортепианный концерт
b-moll Чайковского. В некоторых лирических местах хотелось бы больше искренности и проникновенности. Все данные для исполнитель
ского роста Михновокого налицо, и надо думать, что с творческой зре
лостью указанные недостатки окая:утся преодолёнными.
Программа концерта, составленная в основном из редко исполняемых
произведений, свидетельствует о том, что репертуар молодого дирижёра К. II. Копдрашина не ограни
чивается узким кругом одних и тех же популярных симфонических про
изведений. Трудная для исполнения симфония Мясковского была пере
дана нм убедительно, с ровным зву
чанием отдельных оркестровых групп. Пожелаем молодому дирижёру дальнейших успехов и ждем,
что в последующих своих концертах он даст возможность прослушать многие другие произведения бога
тейшей русской симфонической литературы.
В. Киселев.

ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА

В СОЮЗЕ КОМПОЗИТОРОВ
Для прослушивания и обсуждения новых музыкальных произвело
ний в союзе советских композито
ров создана творческая комиссия. В неё вошлп: 10. Шапорин (председатель), Д. Шостакович, В. Шебалин, Н. Мясковский, С. Прокофьев.
A. Александров, Д. Кабалевский. Т. Хренников, С. Шлифштейн. М. Блантер, Ю. Милютин, Н. Чемберджи и др.
Сегодня состоится очередное заседание творческой комиссии, кото
рая прослушает новые произведения: орагорию «Священная война» Ю. Левитина, симфонию И. Морозова, танцовальную сюиту для сим
фонического оркестра Л. Половинкина и виолончельный концерт B. Золотарева.
ВЫСТАВКА
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
П. Н. СТАРОНОСОВА
В ЗАЛЕ МОСКОВСКОГО
ТОВАРИЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ
В зале Московского товарищества художников на Кузнецком мосту открылась посмертная выставка П. Н. Староносова. Свыше трёхсот гравюр, рисунков, акварелей и живописных работ показывают 33-летний творче
ский путь художника — от этюдов и ранних дружеских театральных шаржей па К. С. Станиславского, В. И. Качалова, II. М. Москвина до
зарисовок, сделанных в феврале 1942 года на Юго-Западном фронте.
Среди живописных произведений привлекают внимание портрет лауреата Сталинской премии И. Н. Павлова и уральский пейзаж.
Художник хорошо знал и любил Сибирь и Урал. Он бывал в Карелин, на Памире, в Туркмении.
Серия акварелей — «Ледник Федченко». «Столы — «ледяные грибы», «Кара-Куль», «Селение Ванча» и др. — раскрывает богатейшую природу Памира.
Сгароноов — выдающийся мастер гравюры. Серия его гравюр на дереве отображает жизнь В. И. Ленина.
Много гравюр художника посвящено показу революционного дви
жения в России. Среди ппх — «Солдаты в окопах читают большевистские газеты», «Ленский расст
рел», «На московских баррикадах», «Стычка сибирских партизан с белогвардейпамн»,
Выставка заканчивается последними работами художника — фрон
товыми набросками и зарисовками, гравюрой «Боевой приказ», аква.релью «Воздушная тревога» и иллюстрациями к плакату-газете «Великая отечественная война».

АРТИСТИЧЕСКИЕ БРИГАДЫ

В ПЕРВОМАЙСКИЕ ДНИ НА ФРОНТЕ
В первомайские дни на фронтах отечественной войны будут выступать артистические бригады, московских и периферийных театров и концертных организаций. Среди них: три бригады оперно-драматической студии им. К С. Станиславского, две бригады русской песни и музыки, возглавляемые заслуженной артисткой РСФСР Л. Руслано
вой и артисткой Л. Фатеевой, две об единённые бригады артистов московских театров, госцирка, кон
цертная бригада под руководством заслуженной артистки РСФСР Е. Орленевой и др.
На фронт направляются артистические бригады Украины, Белоруссии, Узбекистана, Эстонии, Латвии, Грузии, Армении, Азербайджана, Московской, Саратовсжой, Иркутской, Ивановской, Кировской областей и т. д.
Бойцам и командирам покажут свои спектакли фронтовой филиал Малого театра и фронтовые театры Всероссийского театрального общества.

УСПЕХ АНГЛИЙСКОГО ФИЛЬМА

„ПОБЕДА В ПУСТЫНЕ

Третий день в крупнейших кинотеатрах Москвы демонстрируется
новый английский документальный фильм «Победа в пустыне» — производства -Армейского кино-фото
отдела и киноотдела Британских королёвских воздушных сил. Фильм рассказывает о разгроме итало-не
мецких войск в Египте и Ливии 8-й английской армией.
Показаны все этапы этих операций, начиная с того периода, когда после занятая Тобрука немецкие, вой
ска продвинулись вплоть до Эль- Аламейны. где были окончательно приостановлены. Много кадров по
священо подготовке наступления английской армии. Hai экране воз
никает ряд эпизодов, рисующих быт английских солдат на фронте.
Чередуясь с мультипликационным показом карты военного театра,
идут кадры, запечатлевшие боевые наступательные действия 8-й армии, паническое отступление нем
цев п итальянцев. Злой иронией выглядят вмонтированные в картину кадры немецкой кинохроники, в частпости церемонии вручения
Гитлером фельдмаршальского жезла «завоевателю Египта» Роммелю.
Фильм сделан па высоком техническом уровне, смотрится с большим интересом.
За первые два дня в Москве фильм просмотрели то тысяч зрителей. (ТАСС).
«РУТА» И «ПРОВОЖАЯ НА ВОЙНУ
Комитет по делам искусств при СНК СССР и Управление по делам искусств при СНК Латвийской ССР организуют в Москве вечера латыш ского нскуоства.
Первый вечер состоится 18 апреля в помещении Музыкального те
атра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Государственный художественный ан
самбль Латвийской ССР покажет одноактную оперу «Рута» (музыка
10. Грюнфелъда, текст Ю. Ванахса и Ф. Рокпелниса, постановка Ю. Генина) — о героической борьбе латышского народа против гитлеровских захватчиков и музыкальнодраматическую инсценировку «Про
вожая па войну» (текст Ф. Рокисляиса, постановка А. Глекова), составленную из русских и латышских народных песен и танцев.
21 апреля в Большом зале консерватории — второй вечер латыш
ского искусства. В программе — главным образом произведеиия латышских композиторов.
Вечера латышского искусства состоятся также в Центральном доме Красной Армии, в Центральном до
ме , культуры железнодорожников и др. В лих принимают участие за
служенные артисты Латвийской
ССР 0. Леяокалнс, Р. Берзиныи, 3. Пакуль, артисты В. Крампе, И. Груздыня, Л. Заходник, А. Даш
ков, В. Вилюманис, Р. Затде-роонс, Г. Брауне и др. Художественный руководитель ансамбля — заслу
женный деятель искусств УзССР А. Глеков, музыкальный руководи
тель и дирижёр — Лев Книппёр, х-ормейстер — Я. Озолиныи.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ
Четыре художественных выставки открываются в Москве в первомайские дни.
В залах Третьяковской галлереи будет развёрнута выставка произведений старейших художников —- носителей традиций русской реаля
стической школы живописи: В. Ме
шкова, И. Павлова, В. Бакшеева, К. Юона, Е. Лансере, В. Бялыницкого-Бирули. Здесь же организуется выставка работ азербайджанских художников, созданных ими в дни отечественной войны.
В залах Музея изобразительных искусств им. Пушкина москвичи познакомятся с картинами молодых художников, окончивших в 1942—
1943 гг. Ленинградскую академию художеств, Московский пзоипститут и Киевское художественное училище.
Выставка произведений эстонских художников откроется в зале Московского товарищества художников.
О наступлением весны в книжных магазинах Москвы увеличился спрос на литературу по огородничеству.
На снимке: продажа брошюр по овощеводству в магазине № 2 Мо
гиза
Фото Л. СМИРНОВА. „Первое мая“
в помощь
АГПТЛТОРУ-ПРОПАГАНДИСТУ
Государственное издательств политической литературы в помощь агитатору-пропагандпету выпустило брошюру П. Фатеева и М. Яковлева «Первое мая». В брошюре рас
сказывается о героической борьбе советского парода против немецко
фашистских захватчиков, о провале стратегических планов немецкого командования, о зверствах немцев на временно оккупированной совет
ской территории и о борьбе наро
дов Европы против гитлеровских захватчиков. Отдельные главы посвящены героической работе совет
ского тыла и мобилизации всех сил на разгром врага.

«РАЗГРОМ НЕМЦЕВ

ПОД МОСКВОЙ

(ПРИЗНАНИЯ ВРАГА)
СБОРНИК
ВОЕНИЗДАТА
Выпущенный Воениздатом сбор ник «Разгром немцев под Москвой(Признания врага) составлен из пи
сем, записок, дневников немецких солдат и офицеров, бывших осенью и зимой 1941—1942 гг. на Цент
ральном участке фронта. В сборник включены показания пленных, а также приказы и распоряжения по немецкой армии, захваченные Красной Армией.
Весь материал сборника темяти чески разделён по следующим гла
вам: «Расчёты немцев», «Поражение немецких войск на подступах к Москве», «Отступающая немецкая армия», «Оценка врагом боевых качеств Красной Армии».

Военные действия в Тунисе

ЛОНДОН, 16. (ТАСС) Комментируя сообщения о том, что на ряде участков фронта в Тунисе немцы бросали на произвол судьбы итальянские части, военный обозреватель газеты «Таймс» пишет, что бывает много обстоятельств, когда военная необходимость может продик
товать решение сохранить лучшие силы за счёт менее надёжных. Однако отношение Роммеля к итальянцам является образцом редкост
ного бесстыдства- Немцы, возможно, считают, что их союзники сослужили уже свою службу в Тунисе. Эти союзники не нужны, чтобы удерживать небольшой район на северо-востоке Туниса, и ещё меньше нуж
даются в нпх на борту судов или
транспортных самолётов в случае эвакуации из Туниса.
Военный обозреватель «Дейли телеграф энд Морвинт пост» пишет, что в скором будущем Роммель, возможно, пожалеет об оставленных им итальянцах, таж как державы оси должны удерживать в Тунисе 160-километровый фронт, который слишком растянут.
Лауреат Сталинской премии заслуженный деятель искусств, художник Ленинградского ордена Ленина академического театра оперы и балета им. О. М. Кирова Ф. Ф. Федоровский в своей мастерской.
Фото А. ФАТЕЕВА (ТАСС).
ПОДРОБНОСТИ НАЛЕТА НА СПЕЦИЮ
ЛОНДОН, 16. (ТАСС). По сообщению английского министерства ави
ации, английские бомбардировщики «Лаик.астер», принимавшие участие в налёте на военно-морскую базу Италии в Специи в ночь на 14 апреля, действовали с баз, находя
щихся от цели на расстоянии 700 миль. В результате бомбардировки был подожжён крупный корабль, стоявший в порту. В районе воен
но-морской базы возникло много пожаров. По данным аэрофотос’смки, произведенной во время налета, были сильно повреждены судоре
монтные и судостроительные верфи. Пилот английского бомбардировщика, покинувший Специю по
следним, отмечает, что на верфях бушевали огромные пожары, которыми было охвачено большое пространство.
БЕГСТВО ФРАНЦУЗСКИХ ПАТРИОТОВ
С ОСТРОВА МАРТИНИКА
НЬЮ-ЙОРК, 16. (ТАСС). Агентство Юнайтед Пресс сообщает, что в последнее время с островов Мартини
ка, Сан-Мартин, Сан-Шртелеми и Гваделупа, находящихся под управ
лением вишийекого верховного ко
миссара Робера, бежало несколько сот французов. Они прибыли на английский остров Доминика. Фран
цузские патриоты выразили желание вступить добровольцами в ар
мию Сражающейся Франции. Как сообщают, число беженцев, особенно с острова Мартиника, увеличивается с каждым днём.
ПЕРЕБРОСКА
ЗАВОДОВ ФИАТ В ГЕРМАНИЮ
ЛОНДОН. 16. (ТАСС). Как собирает корреспондент агентства Рей
тер из Цюриха, там стало известно, что уцелевшее после бомбардирован
английской авиации оборудование заводов Фиат в Турине теперь перебрасывается в Германию. Ежедневно из Италии выезжают 50 автомашин, нагруженных оборудова
нием завода. Согласно сообщению из Милана, фирма Фиат некоторое время назад перешла в руки немцев.

ОТОВСЮДУ

В ОТТАВЕ (Канада) об’явлено, что генерал-майор Робертс, руководив
ший дьецпской операцией, назначен командующим всеми канадскими силами в Англин.
В ВИЛАЙЕТЕ АМАСЬИ (Турция) в результате разлива реки Эшиль-Ирмак затоплено 21) деревень. Посевы погибли. Жители спасаются в горах. В вилайете Чанкыры произошло сильное землетрясение.
КАК ПЕРЕДАЕТ корреспондент агентства Рейтер и;з Иоганнесбурга (Южно-Африканский Союз) специальный военный суд приговорил фашист
ского агента Якубуса ван Хеерден к 15 годам каторжных работ по обвинению в незаконном хранении взрывчатых веществ и гранат.

Художественная самодеятельность на фронте

Ежедневно по дорогам и тропкам на грузовиках, лошадях или пеш
ком движутся небольшие группы вооружённых бойцов. По вниматель
нее присмотришься и видишь, что помимо оружия несут они с собой баяны в деревянных футлярах, скрипки, балалайки, гитары, заботливо закутанные в матерчатые чехлы. Это коллективы красноармейской
художественной самодеятельности, концертно-эстрадные бригады полевых домов Красной Армии и клубов отдельных частей спешат в на
меченный маршрутом пункт. Здесь они, раскинув свой несложный театральный инвентарь, выступят с концертом перед бойцами п комапдирами.
Клуб-землянка. Эстрада и _сцена празднично украшены зелёными хвойными ветками, плакатами, пор
третами вождей, лозунгами. Возле клуба стоит грузовик, динамо которого дает питание нескольким электролампам. В клубе светло, _тепло, уютно. Потрескивают дрова в печахвремянках. «Зал» доотказа переполнен зрителями, с нетерпением ожидающими начала концерта. За топкой занавеской торопливо приводят себя в надлежащий вид участники самодеятельности. А в это время баянист, усевшись на грубо сколоченный из берёзы табурет, занимает бойцов игрой. Народные песни, которые ои исполняет, дружно подхватывают присутствующие. Нако
нец, попцерт начинается. Мгновенно смолкает зал.
На сцене, выстроившись полукругом, стоят артисты, свои же товарищи, бойцы. Среди я их — несколько девушек: медсестёр, дружинниц и работниц штабов. В центре полукруга — трио баянистов.
Программа разнообразна: народные песни и песни советских ком
позиторов сменяются сценками и скотчами, частушками я лубочным
танцем. Завершается концерт красноармейскими, полными задора и темперамети, плясками.
После показа программы концертные бригады устраивают под баян, патефон или радиолу игры и тан
цы... Вот затейннк-заведпла вышел в центр зала, топнул ногой и. лихо пошёл отплясывать русскую. Подталкиваемая сзади бойцами закружилась в пляске девушка. «Русскую» сменила «кабардиночка», а её —гопак. Зазвенели молодые голоса, затянувшие песню, а там, смотришь, выступил рассказчик из зрителей. Далеко за полночь окончился вечер. Оживлённые и довольные вы
ходят бойцы из клуба-землянки, чтобы тотчас же приступить к своим обязанностям.
По не всегда приходится коллективам художественной самодеятель
ности выступать в клубах-землял
ках. Чаще они лают концерты в окопах, траншеях, на естественных площадках передовой, нередко под обстрелом противника, а иногда, не закончив выступления, вместе с бойцами вступают в бой с врагом.
Формы работы красноармейской художественной самодеятельности па фропте богаты и разнообразны. Небезынтересен. например, театр миниатюр (художественный руководитель М. Ефимов — актёр Московского театра имени Ленинского комсомола), состоящий пз трёх человек: чтеца, баяниста и певца. Политический памфлет, сценка с трансформацией, художествеппое чтение, на
родные песни — вот примерная программа этого театра, длящаяся но полтора часа, удобная для вы
ступлений п любых условиях н вполне доходчивая до зрителя.
Краспоармейская художественная самодеятельность имеет своих поэ
тов и композиторов. Поэт Михаил Гуриненко и баянист Спирин создали боевую песню овоей части (на
чальник клуба — капитан Васильев). Сергей Баташов (художестенный руководитель эстрадной бригады клуба И-ской части) пишет лите
ратурные тексты в форме куплетов, частушек и райков на местные те
мы. Баянист Логинов и скрипач Бельфор написали ряд песен на стихи Суркова, Симонова, Твардовского. Баренбаум, Здановский и Титов (концертно-эстрадная бригада
полевого Дома Красной Армии, где начальником майор Белков) написали одноактную пьесу типа оперетты «Весёлые повара».
Красноармейские художественные коллективы не ограничиваются од
ними концертными выступлениями. Они выпускают степпые «боевые ли
стки» в ротах и подразделениях, проводят громкие читки газет и но
винок худржественной литературы, помогают одиночкам подготовить рассказ, песню, пляску для . выступления у себя в окопе, землянке.
Многие коллективы за время своей работы уже дали свыше 500 выступлений (полевые дома Красной Армии, где начальниками майор Белкой и гов. Разговоров). Ряд участников красноармейской художест
венной самодеятельности — Я. Баренбаум. А. Максимов, А. Козьмин,
М. Ефимов и другие — награждён командованием медалями «За боевые заслуги». Среди участников самодеятельности немало подлинных талантов, которые периодически вы
являются на специальных смотрах, проводимых па местах.
Большую повседневную помощь красноармейскому фронтовому само
деятельному искусству оказывает московский Центральный Лом Красной Армии им. М. В. Фрунзе.
А. Невяровский, режиссёр-консультант ЦДКА им. Фрунзе.

Налет советских самолетов

на Данциг и Кенигсберг

В ночь на 15 апреля советские самолёты совершили налёт на Дан
циг и Кенигсберг и бомбардировали военно-промышленные об’екты этих городов. В результате бомбардировки в Данциге возникло много пожа
ров и наблюдались сильные взрывы. Особенно большие пожары и взры
вы возникли в районе расположения нефтяных складов, В Кенигсберге наблюдались большие пожары в районе гавани и товарной станции.
Вое наши самолёты вернулись та
свои базы.

Хозяйничанье гитлеровских

разбойников в Литве

СТОКГОЛЬМ, 16. (ТАСС). Некоторые сообщения издающихся в окку
пированной немцами Литовской ССР гитлеровских газет приподнимают завесу над разбоем и издевательствами, чинимыми оккупантами нал населением. Гитлеровская газета «Кауэнер цейтунг» сообщает, что на-днях гитлеровский комиссар Шауляйской области Гевекке созвал заседание «окружных руководите
лей сельского хозяйства» и других представителей оккупационных властей. На заседании шла речь о «за
готовках», т. е. о конфискации у литовских крестьян сельскохозяйственных продуктов. Гевекке, как сообщает газета, вновь установил «последний срок сдачи крестьянами зерна и ячменя». Как известно, такие «последние сроки» устанавливались уже не раз в связи с тем, что крестьяне упорно саботируют распоряжения оккупационных властей
Гевекке предупредил всех участни
ков совещания о том, что постявленная им задача должна быть выполнена «при всех условиях и любыми средствами».
В той яте гитлеровской газете опубликовано новое распоряжение оккупационных властей о меропряя тиях по контролю за поведением
населения. Издание этого распоряжения вызвано, как признаёт газета, активизацией деятельности «неблагонадёжных элементов».
Для борьбы с этими «неблагонадёжными элементами» усиленно действуют германские военно-поле
вые суды По сообщению «Кауэяер цейтунг», 23 марта были приведены в исполнение смертные приговоры над членами одной крупной подпольной антигерманской организа
ции. Они обвинялись в совершении «многих тяжёлых преступленийпротив оккупационных властей и, в частности, в организации диверси
онного акта па железнодорожной линии Каунас—Дпвабург. В сообщении указывается, что среди приговорённых к казни имеется несколь
ко красноармейцев, бежавших из лагеря для военнопленных. В осо
бом постановлении суд отметил, что «местное население предоставляло членам организации убежище и ока
зывало им помощь, защищая их от
полиции» В связи с этим, пишет газета, власти ещё раз напоминают, что всякая поддержка партизан и бежавших из плена красноармейцев или выражение сочувствия им будет жестоко караться по особым законам военного времени.
ДЕЙСТВИЯ
ЮГОСЛАВСКИХ ПАРТИЗАН
СТАМБУЛ, 16. (ТАСС). По сведениям, полученным из Югославии, недавно группа югославских партизан совершила нападение на воин
ский состав на железной дороге Рума—-Врдник. При этом были убиты два усташа. Во время другого нападения, совершённого партизанами в Вировитице, был убит начальник усташской охраны поезда
По приказу павел.ичевских властей в порядке репрессии за убийство 3 усташей было расстреляно 20 заложников.
КАЗНИ В ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ
ЛОНДОН, 16. (ТАСС). Как сообщает стокгольмский корреспондент агентства Рейтер, согласно получен
ным в Стокгольме сведениям, зэ один только день — 14 апреля — в Германии и в Австрии было вынесено не менее 19 смертных при
говоров. В Клагенфурте (Австрия) приговорено к казни 13 австрий
цев, в том числе одна женщина, 24 человека приговорены к длительному тюремному заключению в Кла
генфурте. Всем осуждённым было пред’явлено обвинение в деятельности, направленной против безопасности Германской империи. Осуждены на смертную казнь также 5 берлинцев и одни житель Вены.
БОРЬБА ГРЕЧЕСКИХ ПАТРИОТОВ
ЛОНДОН, 16. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, в некоторых районах Греции оперируют крупные партизанские отряды В настоящее время в районе Олимпа происходят ожесточённые бои между значительными силами греческих парти
зан и немецкими войсками. Местное население оказывает всяческую по
мощь партизанским отрядам. Многие жители присоединяются к пар
тизанам, доставляют им оружие и продовольствие.
КРУПНЫЕ ДИВЕРСИИ
В НОРВЕГИИ
СТОКГОЛЬМ, 16. (ТАСС). Шведское телеграфное агентство сообща
ет, что немецкие оккупационные власти в Норвегии весьма обеспокоены участившимися случаями ди
версий. Норвежские патриоты проникают в запретные зоны герман
ской армии и уничтожают военные сб екты. Недавно в районе Ставан
гера. как говорится в официальном об явленни германских властей, была обнаружена крупная диверсион
ная группа. Немцы подозревают, что среди населения деревень в районе Ставангера имеются лица, с помощ! ;о которых норвежским патриотам удаётся тайно проникать в расположение германских войск.
По сообщению шведской газеты «Стокгольме тидпинген», недавно на плоскогорье Хардангервидда было арестовано 30 норвежцев, подозреваемых в соучастии в произведён
ных некоторое время тому назад крупных диверсиях. Уже более месяца немецкая полиция тщетно разыскивает организаторов диверсии.
Почти ежедневно в окружающих селениях производятся массовые облавы.
ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА
ГИТЛЕРОВЦЕВ НАД НАСЕЛЕНИЕМ
ПОЛЬШИ
СТОКГОЛЬМ, 16. (ТАСС). Гитлеровская газета «Остдейчер беобахтер» опубликовала правила отпуска по карточкам товаров населению окну пврованпой немцами Польши. Согласно этим правилам, немецкие потребители могут производить закупки в течение всего времени торговли в магазинах. Что касается- поляков, то они могут посещать магази
ны только в определённые часы, причём и в эти часта, как указы
вается в правилах, немцы обслужи
ваются по сравнению с поляками в первую очередь.
На международные темы

ПЕРЬЯ СКРИПЯТ...

С тех пор, как войскам «осипришлось покинуть Ливию, италь
янское министерство пропаганды из кожи лезет вон, чтобы спасти честь армии Роммеля. Перья скри
пят, репродукторы кричат... Требует
ся доказать итальянцам, что не так уж много потеряно. Более того, коечто удалось даже выиграть.
В самом деле: если верить агентству Стефани, то потеря африканских колоний Италии лишь закре
пила за державами оси «полную свободу инициативы», что они невероятно обрадованы тем, что, на конец, избавились от Ливии, связы вающей эту свободу инициативы.
Непонятно только, почему державы оси медлили два с половиной года с эвакуацией Ливии? И поче
му они для этого ждали разгрома войск Роммеля и его итальянских дивизий? «Пополю ди Рома» сочла нужным раз’ясшгть эту неясность. Главная задача для «осп», оказывается, заключалась в закрытии Средиземного моря для англо-амери
канской навигации. А этого, мол,
легче добиться в Тунисе, чем в Ливии: и рельеф местности там бо
лее благо-приятен для создания германо-итальянских морских и авиационных баз, и водное простран
ство, которое требуется держать под своим контролем, гораздо более узко...
«Дуче» за первое десятилетие своей диктатуры израсходовал миллиарды лир на подавление арабско го повстанческого движения в Ли
вип, на закрепление итальянского господства над этой колонией.
В последующие годы он затратил новые миллиарды да прокладку знаменитой стратегической прибре
жной дороги Ла Литтораяса и других военных путей сообщения. Всё это лишь подтверждает его дальновидность. Ведь вое эти дороги бы
ли так успешно использованы войсками союзников для обеспечения державам оси «полной свободы
инициативы».
Последние события в Тунисе ещё недостаточно освоены итальянским министерством пропаганды. Когда это произойдёт, ему нетрудно бу
дет доказать, что эти события означают лишь дальнейшее развитие «успехов» Роммеля. Ведь блокиро
вать Сицилийский пролив гораздо легче в Северном Тунисе, чем в Южном и Центральном. Как же в этих условиях ие радоваться поте
ре Габеса, Сфакса, Суса и Кайруана?
Злые языки поговаривают, что державы оси могут ещё потерять Тунис и Бизерту, а заодно и весь свой последний плацдарм в Северной Африке. Но итальянские про
пагандисты и тут делают вид, что это их не беспокоит. Правда, Италия, начавшая войну для завоевания большой колониальной импе
рии в Африке, не только ничего не завоевала, а лишь потеряла то, что
имела, но «всё хорошо, — кричат борзописцы, — всё хорошо».
Сейчас это — излюбленный лейтмотив итальянских пропагандистов. Ничего другого они уже не в состоянии придумать. Зато какая бод
рость! Какой оптимизм! Ведь ни для кого не секрет, что Италия на 21-м году фашистского летоисчисления испытывает особо острый де
фицит не только в хлебе, но и в бодрости, в оптимизме, в вере в победу.
Фашистская жизненная мудрость проста и ясна. Итальянцам уже 20 лет предлагается «верить, повиноваться. сражаться». Но этот трой
ной рецепт становится всё менее доходчив Многие уже давно пере
стали верить, кое-кто уже склонен перестать повиноваться, а итальянские солдаты, столь охотно сдающиеся в плен, обнаруживают явное нежелание сражаться.
В довершение всего некоторые скептики в Италии склонны думать, будто события в Северной Африке представляют собой успех не для «осп», а для противников. Но этих неисправимых «паникёров» и «шеп
тунов» гестапо и её итальянский филиал ОВРА уже берут под свою опеку. А министерство пропаганды со своей стороны окажет им посильную поддержку, напевая в микрофон: «Всё хорошо, всё хорошо».
А. Яновский.

Второй концерт