ЯНВАРЯ 1943 Г.

ВТОРНИК
№ 9 (5757) Цена 20 коп.

Войсками Красной Армии освобождены от немецко-фашистских оккупантов Георгиевск, Минеральные Воды, Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Буденновск и другие населенные пункты. Захвачены большие трофеи.

Слава доблестным воинам Красной Армии, освобождающим родную советскую землю от гитлеровской нечисти! Все силы, все средства, все знания — на помощь фронту, на разгром врага!

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 11 января

11 января наши войска на Северном Кавказе, продолжая наступление, овладели городом и железнодо
рожным узлом Георгиевск, городом и железнодорожным уд лом Минеральные Воды, городом ц железнодорожной станцией Пятигорск, ^горо
дом и железнодорожной станцией Кисловодск, городом н железнодорожной станцией Железноводск* го
родом и железнодорожной станцией Буденновск, железнодорожными станциями Карамык и Виноградная, районными центрами — Ачикупак, Архангельское, Александрийская, крупными населёнными пунктами — Горячеводская, Свобода, Ново- Григорьевское, Прасковея, Константиновская.
В районе Зимовники наши войска овладели районным центром Кутейниково, населёнными пунктами — Иловайский, Жирный, Русский, Ново-Лодин р железнодорожной станцией Куберле.
В районе нижнего Дсна и на Центральном фронте наши войска
продолжали наступательные бон на прежних направлениях.
Нашими кораблями в Черном море потоплен транспорт противника водоизмещением в 4.000 тоня.

10 января частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено более 40 немецких автомашин, подавлен огонь 6 артиллерийских батарей, взорвано 2 склада боеприпасов, рассеяно и пастью уничтожено до батальона пехоты ппотпвнпка.

В заводском районе Сталинграда наши подразделения выбили про
тивника из ряда опорных пунктов и очистили от гитлеровцев шесть улиц. В этих боях уничтожено до
400 немецких солдат и офицеров. Взяты трофеи и пленные.

В районе нижнего Дона наши войска продолжали наступление и заняли несколько населённых пунк
тов. Противник оказывает упорное сопротивление и бросает в контратаки пехоту и та.нки. На одном участке наша танковая часть, продвига
ясь вперёд, овладела укреплёнными пунктами вражеской обороны? За
хвачены 5 танков, артиллерийская батарея, много пулемётов и автома
тов. Подвижной разведывательный отряд под командованием тов. Ре
пенко проник в тыл противника, ворвался в населённый пункт, где находился штаб немецкой пехотной
дивизии. Разведчики уничтожили 100 вражеских солдат и офицеров, разгромили штаб, захватили доку
менты и благополучно вернулись в свою часть.

На Центральном фронте советские войска закреплялись на достигнутых
рубежах и отбивали контратаки противника. Северо-западнее Вели
кие Луки немецкий пехотный полк при поддержке 23 танков перешёл в атаку. Ценой больших потерь нем
цам удалось несколько потеснить наши подразделения. В этом бою уничтожено несколько сот гитлеровцев и 7 немецких танков. На сосед
нем участке немцы предприняли контратаку против позиций пасти, где командиром тов. Терехин. Подпустив гитлеровцев на близкое расстояние, наши бойцы мощным ог
нем уничтожили 5 немецких танков я до двух рот пехоты. Враг отброшен на исходные рубежи.

На Северном Кавказе наши войска успешно продвигались вперёд. Советские моторизованные и танковые части прорвали оборону противника, прикрывающую Георгиевск и Минеральные Воды, на плечах от
ступающих немцев ворвались в эта города и после ожесточённых боё-в овладели ими. Наши войска овладе
ли городами Кисловодск, Пятигорск, Железноводск. Захвачены танки, орудия, много различного пехотного оружия, склады с боеприпасами,
продовольствием, запасными частями и другим военным имуществом. Бойцы Н-окой части уничтожили более 500 немецких солдат и офице
ров и заняли несколько населенных пунктов. Захвачены 4 танка, 2 самоходных орудия, 5 шестистволь
ных миномётов, 17 пулемётов и 2
склада боеприпасов. Гитлеровцы предприняли контратаку, но были рассеяны миномётным и ружейнопулемётным огнём.

Отряд партизан, действующий в Минской области, за десять дней пустил под откос 4 немецких поезда с живой силой и зимним обмунди
рованием. Разбиты 7 паровозов и 85 вагонов. В боях ив результате крушений поездов истреблено 060
солдат и офицеров противника; Другой отряд минских партизан совершил внезапный налёт на немец
кий гарнизон, расположенный в районном центре. Советские патрио
ты истребили 80 немецких солдат и захватили многочисленные трофеи.

Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в Первомайском сельсовете, Ростовской области: «Мы, нижеподписав
шиеся, составили настоящий акт о нижеследующем: гитлеровские палачи расстреляли в селе Первомайском
40 мирных жителей из хуторов Маньково-Бсрезовекий, Усть-Мечетки и Роосошь. В числе расстрелян
ных было 6 подростков в возрасте 16—17 лет. В селе Сычонка немцы замучили и растерзали депутата Первомайского сельсовета Трашенко, пленного командира Комиссарова и бросили их трупы в овраг. Кроме того, фашистские изверги расстреля
ли 6 пленных красноармейцев. В зимнюю стужу немцы выбросили вс-х колхозников с детьми из домов на улицу. Нам не. разрешили ваять с собой ни продуктов, ни одежды». Акт подписали колхозники: И. Ше
лепов, И. Савченко, К. Поляков, П. Сушенко, И. Жуков.

В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС

11 января на СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ группа наших войск под командованием генерал-лейтенанта МАСЛЕННИКОВА И. И. после упорных боёв овладела городом и железнодо
рожным узлом ГЕОРГИЕВСК, городом и железнодорожным узлом МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ, городом и железнодорож
ной станцией ПЯТИГОРСК, городом и железнодорожной станцией КИСЛОВОДСК, городом и железнодорожной
станцией ЖЕЛЕЗНОВОДСК, городом и железнодорожной станцией БУДЕННОВСК, а также районными центрами
АЧИКУЛАК, АРХАНГЕЛЬСКОЕ, АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ. Взяты большие трофеи, которые подсчитываются.
В боях отличились войска — генерал-майора ХОМЕНКО В. А., генерал-майора КОРОТЕЕВА К. А., генерал-майора КОЗЛОВА П. М., генерал-майора МЕЛЬНИК К. И., гвардейские кавалерийские соединения генерал-лейтенанта КИРИ ЧЕНКО Н. Я. и генерал-майора СЕЛИВАНОВА А. Г., а так
же танковые группы генерал-майора ЛОБАНОВА Г. П. и подполковника ФИЛИПОВА В. И.
СОВИНФОРМБЮРО.

Утреннее сообщение 12 января

В течение ночи на 12 января наши войска в районе нижнего Дона, на Центральном ф.ронте и на Се
верном Кавказе продолжали бои на прежних направлениях.
Наши лётчики при налёте на один из портов противника потопили немецкий транспорт водоизмещением в 5.000 тонн.

В заводском районе Сталинграда паши части штурмовыми группами уничтожали опорные пункты про
тивника. На одном участке бойцы подразделения, где командиром тов. Осечкин, ворвались в расположение гитлеровцев и захватили 6 орудий, 3 миномёта, несколько десятков винтовок и склад боеприпасов. На другом участке огнём нашей артил
лерии уничтожено много ДЗОТ ов и блиндажей противника.
В районе нижнего Дона паши войска вели наступательные бои. Противник пытается задержать продвижение советских частей и вво
дит в бой крупные силы пехоты и танков. На одном участке гитлеров
цы сосредоточили до 100 танков и предприняли ожесточённые контр
атаки. Наши части отбили все контратаки противника, подбили 17 танков и истребили более 300 немецких солдат и офицеров. На дру
гом участке гвардейцы Н-окой части за последние два дня захватили 6 немецких танков, 19 полевых и 2 автоматических пушки. 34 пулемёта, 19 автомашин, склад с боепри
пасами и склад с продовольствием.

На Центральном фронте наши войска вели бои на прежних на
правлениях. В районе юго-западнее Великие Луки, несмотря на огромные потери в людях и технике, немецкое командование снова бросает в контратаки крупные силы пехоты п танков. Отражая контратаки гитлеровцев, наши части на
носят врагу тяжёлые потери. Только на одном участке немцы потеря
ли убитыми до 500 солдат и офицеров, 75 немцев - захвачены в плен. На другом участке наши бойцы уничтожили 11 немецких танков. Кроме топк советские подразделения
окружили и полностью истребили роту вражеских автоматчиков.
На Северном Кавказе наши войска продолжали успешное наступ
ление. В то время, когда советские моторизованные л танковые подразделения ворвались в город Мине
ральные Воды, на железнодорожной станции стояли два готовые к отправке немецких эшелона с войсками и военным имуществом. Советские бойцы уничтожили находив
шихся в вагонах вражеских солдат и захватили эшелоны. На другом участке Н-ская кавалерийская часть, сломив оборону противника, с боями продвинулась вперед на 20 километров. По неполным данным,
уничтожено до 400 гитлеровцев. Захвачено 9 орудий, 26 автомашин, 15 миномётов, 19 пулемётов, 34
противотанковых ружья, 300 випто
бок и автоматов. На этом участке взято в плен более 200 гитлеровцев.

На Северо-Западном фронте лётчики-истребители тт. Смирнов, Углянский. Родин и Грачев вступили в воздушный бой с 8 немецкими сМеосершмиттами». Советские лёт
чики сбили 4 самолёта противника
и благополучно возвратились на свой аэродром.

Рота венгров окружила группу партизан отряда, действующего в Сумской области. Советские патриоты организовали круговую оборо
ну. близко подпустили протившгка и Открыли по нему огонь. В результате боя венгры отступили, потеряв
убитыми 44 человека. Отряд украинских партизан «За родину» за семь дней боевых действий уничтожил 177 немецких солдат и офи
церов, бронемашиву, несколько автомашин я 2 оклада с продовольствием.

Ниже публикуется акт о грабежах, которые учинили немецко-фашист
ские мерзавцы в колхозе «Свободный труд» Болышпгекого сельсове
та, Ростовской области: «Немецкие захватчики забрали в^колхозе 166 свиней, 95 голов крупного и мелкого рогатого скота, 897 голов домаш
ней птицы, 452 центнера подсолнуха, 200 центнеров овса, 30 центне
ров пшеницы и ячменя. Гитлеровские бандиты причинили колхозу убыток на 1.151.910 рублей. Кроме того, немцы ограбили колхозников, забрали у них обувь, одежду и дру
гие пенные вещи». Акт подписали:
председатель колхоза Недайводии и бухгалтер Хрусталев.

В боях за город Теслич югославские партизаны разгромили гарнизон протившгка. численностью до
2:000 человек. Партизаны захватили большое количество пленных, в том числе немецкого полковника и других вражеских офицеров. Партиза
нам достались крупные трофеи. Они захватили много орудий, в том чи
сле 4 гаубицы, 3 противотанковых пушки, 2 тысячи винтовок, 8 паро
возов. 30 вагонов, много снарядов и другого военного, имущества.
Среди рабочих и служащих завода, где директором тов. Дёмин, широко развернулось движение по сбору средств на постройку боевого самолета. На снимке: начальник цеха № 7 П. Федотов вносит 1.000 руб
лей наличными; в центре — стахановка-оксидировщица У. Дёгтева, которая внесла из своих личных сбережений 700 рублей. Фото м. Бачурина.

В честь 25-й годовщины Красной Армии

Отвечаем товарищу Сталину

новыми производственными достижениями

Вчера цехи завода, передавшего в фонд строительства авиасоединения «Москва» свыше 2.000.000 рублей, молниеносно облетела весть об от
ветной телеграмме товарища Сталина с благодарностью от имени Красной Армии. Ответ великого вождя и полководца вызвал необы
чайный под ём. Коллектив завода единодушно принял дополнительное обязательство — закончить двухмесячную программу к 25-й годовщине Красной Армии.
— Благодарность вождя вдохновляет нас на новые трудовые под
виги. Будем работать, отдавая все силы для укрепления боевой мощи Красной Армии, — такими словами выразил общее мнение выстунив

В ТЫЛУ ВРАГА

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ. 12. (Спец. корр. ТАСС). Группа бойцов под командованием старшего сержанта
Бурдаева проникла в глубокий тыл противника. У накатанной лыжни
разведчики устроили засаду. Вскоре на Дороге показался отряд немецких
лыжников. Полсотни гитлеровцев быстро шли в сторону фронта. Вне
запно из кустов по ним был открыт Огонь из пулемета и автоматов.
Фашисты, опомнившись, заняли оборону и стали бросать гранаты на то место, откуда стреляли разведчики. Однако их там уже не было. С новой позиции пулемётчик и
автоматчики уничтожили еще несколько немцев.
Уцелевшие гитлеровцы разделились на две группы. Одна из них направилась в обход разведчиков. Бурдаев приказал своим бойцам отползти на сотню метров. Когда немцы подошли к предполагаемой по
зиции наших бойцов, разведчики открыли по ним перекрестный огонь о нового рубежа.
Группа гитлеровцев, шедшая в обход разведчикам, была истреблена. Остальные немцы поспешно отошли. На месте боя осталось 25 убитых вражеских солдат.
ший на общезаводском митинге лучший слесарь завода тов. Гусев.
Стахановец взял дополнительное обязательство — ежедневно увеличивать на 5 процентов выпуск продукции для фронта. И уже в пер
вый день тов. Гусев дал 250 процентов задания, в полтора раза увеличив прежнюю норму.
Двухсотник цеха, где начальником тов. Агарков, стахановец-сборщик тов. Катков выполнил задание на 200 процентов.
Во всех цехах продолжается сбор средств в фонд строительства бое
вых самолётов. За вчерашний день коллектив завода собрал на пост
ройку авиасоединен ня «Москваещё 200.000 рублей.

Во имя победы

Сообщение о замечательном почине коллектива завода № 172, при
звавшего встретить 55-ю годовщину
Красной Армии ещё большими производственными победами, на
шло живейший отклик на заводе, где директором тов. Морозов. В цехах широко развертывается социалистическое соревнование. На ми
тинге в цехе, где начальником тов. Федосенко, выступил стахановец тов. Кириллин, наРраждённый недав
но медалью «За трудовое отличие». Он заявил:
— Я ежедневно выполняю задание на 250—300 процентов, но этим удовлетвориться сейчас не могу. Мы
должны усилить помощь фронту, обязуюсь в честь 55-й годовщины на
шей любимой Красной Армии повысить выработку до 400 процентов. Призываю весь коллектив самоотверженно работать для быстрейшей победы над врагом.
Габочпе, инженерно-технические работники и служащие за,вода приняли решение: выполнить производ
ственную программу января на ПО
процентов, двухмесячную программу — к 23 февраля. Коллектив за
вода обязался, кроме того, изготовить инструмент для трёх походных мастерских.

ДОБЛЕСТНЫМ

ЗАЩИТНИКАМ РОДИНЫ

Во всех цехах завода, где секретарём партийной организации тов. Антонов, состоялись митинги, по
свящённые обсуждению призыва завода № 172 им. Молотова. Приняв решение о досрочном окончании
.двухмесячной программы к 25-й Годовщине Красной Армии, коллектив начал сбор средств на усиление вооружения наших войск.
За несколько часов после митинга поступило 130.000 рублей. Из личных сбережений внесли: 20 орденоносцев завода — 20.000 рублей,
тов. Симонов — 3.000 рублей. Приток средств возрастает.
Рабочие, специалисты и служащие завода, где секретарём парторгани
зации тов. Слёзкин, с большим воодушевлением откликнулись на при
зыв завода им. Ухтомского начать сбор средств на строительство танковой колонны «Москва». Всего по заводу за два дня собрано 226 тысяч рублей.

ПИСЬМО

КОЛХОЗНИКУ ГОЛОВАТОМУ

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 12. (Спец. корр. ТАСС). Весть о патриотическом почине саратовского колхозни
ка Ферапонта Головатого. отдавшего свои сбережения на постройку самолёта для Красной Армии, облете
ла все фронты Узнав о прекрасном
почине своего земляка, знатный снайпер Карельского фронта Василий Родин написал ему письмо.
— Дорогой Ферапонт Петрович!— говорится в письме Родина. — С большой радостью прочитал я в газете о твоем патриотическом почи
не- Когда мы читали с товаришамя телеграмму Сталина, адресованную тебе, то некоторые наши снайперы,
знавшие, что я из Новопокровского района, сказали: «Хорошо поступил твой земляк, теперь и тебе нельзя отставать».
И вот решил я, Ферапонт Петрович, вступить с тобой в переписку. Я твой сосед из колхоза имени Сталина, Новопокровского района,
Саратовской области. До войны был 5 лет трактористом в МТС. Не раз работал и в вашем колхозе.
С начала войны нахожусь на Карельском фронте. Много больших событий произошло у меня в 1942 г., не один раз участвовал я в боях, один раз прорывался из враже
ского окружения, был дважды ра
нен. Я дал слово: жестоко мстить врагу. Имею на своем счету уже 63 истреблённых финна. В декабре командование наградило меня орденом Красной Звезды.
Когда я узнал о великом почине наших колхозников, строящих на свои средства самолёты и танки, то ещё раз понял, какая это великая сила — дружба фронта и тыла.
Даю тебе слово, Ферапонт Петрович. что в ответ на твой патриоти
ческий поступок буду и впредь поснайперски уничтожать врага.
Напиши, тов. Головатый, как действует лётчик на твоём боевом самолёте не -забудь написать и о кол
хозных делах.. Привет твоей жене Марии Тарасовне!
Снайпер Василий Родин.
Центральный фронт. Группа лыжников в разведке.
Фото Ф. КИСЛОВА (ТАСС).
ДЛЯ РАЗГРОМА НЕНАВИСТНЫХ
ФАШИСТОВ
Сбор средств на авиасоединение «Москва» на заводе, где директором тов. Пичугин, прошёл с большим патриотическим подёмом. Но 1.000 рублей внесли на постройку боевых самолётов из своих сбережений работница то-в. Голубкова и начальник цеха тов. Чурбаков.
Выступая в цехах на митингах, рабочие, работницы, инженеры, служащие подчеркивают овою готов
ность отдать все силы и средства для укрепления боевой мощи Красной Армии, для разгрома ненавистной фашистской оворы.
— Гитлеровские мерзавцы посягнули на нашу счастливую жизнь. Фашисты зверски убили моего шца
и мать, -— сказал на митинге 14-летний ученик школы ФЗО Але
ксандр Николаев. — С сегодняшне
го дня я открываю счёт места за своих родителей и буду работать не покладая рук. Прошу принять на постройку боевых самолётов все мои сбережения.
Юный патриот тут же внёс 500 рублей.
В фонд строительства авиасюединения «Москва» от завода поступило 71.760 рублей.
ПОСТРОИМ
АВИАСОЕДИНЕНИЕ
„МОСКВА“
Вступив в социалистическое соревнование в честь 25-й годовщины РККА и в-зяв на себя дополнительные обязательства, рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода, где секретарём партбюро тов. Московкин, решили поддержать инициативу советских па
триотов и внести из своих личных сбережений средства на постройку авиасоединения «Москва».
По цехам и отделам прошли собрания. Установщик-орденоносец тов.
Перов внёс наличными 700 рублей. Директор завода внёс 3.000 рублей, работница тов. Иванова — 400 руб
лей. начальник цеха тов. Розенберг— 1.500 рублей.
Всего собрано и перечислено в банк 350.000 рублей.

Коллектив завода, где директором тов. Майоров, собрал 176.000 рублей для постройки а.виаооедннен«я «Москва».

В ответ на обращение автозаводцев работники Наркомздрава РСФСР внесли на постройку авиасоединения «Москва» 85.000 рублей.

В течение одного дня небольшой коллектив Басманной больницы внёс на строительство самолётов и
танков свыше 20 тысяч рублей. Сбор средств продолжается.

НА СТРОИТЕЛЬСТВО

ТАНКА

Профессора, преподаватели, студенты и служащие Московского текстильного института вынесли решение — собрать из личных сбе
режений средства на строительство танка. Сбор средств идёт очень ус
пешно. Профессор Зотиков внёс 1.500 рублей, профессора Шемякин, Малышев, Новиков, Павлов, доцен
ты Семёнов, Жупикова, Павлова Губин — по 1.000 рублей.
Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:
Секретарю Красноярского крайкома ВКП(б) товарищу Голубеву; 13-я армия — тг. Пухову, Козлову; Воинская часть М» 333 коман
диру части гвардии генерал-майору Борейко, зам. командира по политчасти гвардии полковнику Аксельрод, начальнику политот
дела части гвардии полковнику Юхову; Сталинградский фронт тов. Шумилову, тов. Сердюку, тов. Абрамову; Начальнику Ленинской железной дороги т. Егорову В., нач. политотдела Ленин
ской жел. дороги т. Кузнецову А., председателю дорпрофсожа. т. Паньшину; Народному комиссару путей сообщения тов. Хрулеву А., секретарю парткома НКПС тов. Калинину; Редактору газеты «Правда» т. Поспелову П., секретарю партбюро редакции т. Домрачеву М., директору издательства и типографии т. Ревину А., секретарю партбюро издательства и типографии т. Ароновой А.; г. Тамбов, секретарю Тамбовского обкома ВЛКСМ това
рищу Семичевой; Воинская часть Ас 1962 товарищам Халюзину, Истомину; Командующему войсками Сибирского военного округа генерал-лейтенанту7 Медведеву, члену Военного совета Сибирского военного округа генерал-майору Колобякову, начальни
ку политуправления Сибирского военного округа полковнику Захарычеву; Ленинградская армия противовоздушной обороны командующему армией генерал-майору тов. Зашихину, членам Военного совета: председателю Ленгорисполкома тов. Попкову, генерал-майору тов. Верову, полковнику тов. Иконникову, на
чальнику политотдела армии полковнику тов. Геллер; Первая воздушная десантная гвардейская дивизия командиру диви
зии гвардии генерал-майору Казаннину; Колхоз «Победа» Астрадамовского района Куйбышевской области колхозникам тт. Бардуковым Фёдору и Евдокии; Северо-Казахстанская область Келлеровский район колхоз имени Шевченко бригадиру трак
торной бригады тов. Боеву Ивану Григорьевичу; Западно-Казахстанская область Джангалинский район колхоз им. Буденного колхознику тов. Имашову Ничмет; Москва, Госцирк, народному артисту РСФСР Борису Эдэр; Ленфронт военврачу 2-го ранга тов. Чечепашвипи Гавриилу Георгиевичу; Н-ская армия товарищам Корзуну и Коннову; Гор. Молотов, завод имени Дзержин
ского, парторгу ЦК ВКП(б) тов. Каморову; Воинская часть Ае?32 капитану тов. Басову и технику-лейтенанту тов. Шилину; Фрунзе начальнику Политуправления Наркомата совхозов Киргизии тов. Бухтоярову; Судостроительная верфь имени Желябова директору верфи топ. Фадееву, секретарю партбюро тов. Сарачеву; Совхоз «Пахта-Арал» Южно-Казахстанской области директо
ру совхоза тов. Нечаеву, начальнику политотдела тов. Чупрыкину; Нурлат Татарской АССР секретарю Октябрьского РК ВКП(б) товарищу Ямкову; Старица Калининской области, секретарю Старинного РК ВКП(б) тов. Волкову, председателю исполкома райсовета депутатов трудящихся тов. Андрееву; Пионерам и школь
никам: Бабынино Тульской области ученице Ермаковой, Москва Сибирский проезд дом № 2 Роговым Иосифу, Ане и Натану, колхоз «Орах» Нахичеванской АССР ученице Апизе Марал Бэйрам Кизы, Кораблино Рязанской области ученику Минаеву Володе.