Ф. ПАНФЕРОВ

(Из повести «Люди Урала»)

ПАМЯТИ

А. В. ЛЕНТУЛОВА

С именем ушедшего от нас виднейшего художника Аристарха Ва
сильевича Лентулова, родившегося в 1882 х., связана одна из самых ярких страниц русской живописи. В работах художников «Бубнового валета» находил себе выход его ог
ромный живописный темперамент. Он был самым смелым и изобрета
тельным в применении материалов, обогащающих фактуру живописи
Он стремился найти удовлетворение своей ненасытной жажде декоративности в великолепном разнооб
От комнаты веяло чем-то древним. Между прочим чем-то древним веяло и от незнакомого старичка, ко
торый стоял рядом с огромным шкафом византийского стиля. За стёклами шкафа виднелись КЛ1Й1КИ всех видов и всех эпох.
— Это Киселёв, Василий Андреянович, — Николай Александрович обнял старика. —- Ему семьдесят шесть лет. Шестьдесят шесть лет он проработал на этом заводе. Эге! Значит, видал виды. А ну, Васи
лий Андреянович, покажите нам свою гордыню.
У Василия Андреяновича вдруг налились кровью губы. Взволнованно он открыл двери шкафа и, достав оттуда клинок, подал нам.
Клинок небольшой, весь разукра
шаигка мгновенно выпрямилась. Тогда Николай Александрович очер
тил ею в воздухе несколько кругов, как это делают кавалеристы, и шашка запела тонко и звучно.
— А ну-ка, пусть н ваш дамас так споёт, — предложил он.
Василий Андреянович смущенно произнес:
— Он на такое не способен.
— Ага! Не способен? А ну, держите его крепче в руках. Вот так держите, как на рубке, — и Ни
колай Александрович оо всей силой опустил шашку на дамасский кли
нок. На клинке осталась зазубрила, на шашке — никакого следа. Тогда Николай Александрович воскликнул: — Всё изрубит! Эта всё изрубит!
Василий Андреянович сначала растерялся, как человек на скачках, который вдруг увидел, что его зна
менитого коня обгоняет другой конь, а затем вздохнул:
— Да-a. Видите лн, — он хотел было что-то возразить, но только развел руками. — Что ж?.. Ничего но поделаешь. Крепчее.
Главный инженер, видя, как расстроился старичок, мягко сказал:
— Василий Андреянович, вы не сдавайтесь: слава за вами.
— Слава-то славой, — даже както гневно оборвал его Николай Александрович, — а раболепски преклоняться перед старинушкой
просто вредно. Это присуще только старым девам. Нам же с вами вое
вать надо. А ваш клинок, Василий Андреянович, ныне уже не воюет. Воюет вот эта сталь, — он сно
ва взмахнул шашкой. — Да и то не в таком оформлении, а в другом. Идемте, я вам сейчас покажу, в
каком оформлении сталь воюет, — и стремительно выбежал из комнаты.
Мы с Винокуровым переглянулись.
— Замечательный мужик, — проговорил он, спеша за Николаем Александровичем.
А Николай Александрович уже открыл дверь в старинное прокопчённое здание. Тут всё кипело, греме
ло, скрежетало, пахло гарью, стоял звон, стук молотов. Из горна женщина щипцами доставала раскалён
ный кусок железа. Сосед-рабочий подхватил у нее кусок, тиснул его в один жом, в другой, и кусок же
леза превратился в нечто похожее на топор. Рабочий нерекипул это своему соседу. Тот тоже тиснул
жом — раз, два, три — и бросил на земляной лол.
— Здорово! —- воскликнул я,
— Топоры! — произнес Винокуров,
— Вот этим тоже когда-то воевали —- топорами. Но, если бы мы до
сих пор держались за топор, нас смели бы с лица земли мерзавцы,— сердито проговорил Николай Александрович и. п-овёл нас в следующую дверь.
В повом цехе мы увидели, как вырабатывались шашки. Их так я;е
отжимали, тискали, мяли, точили на огромных камнях, вделывали в оп
раву, затем в ножны... Шашек тут было так много, что, казалось, их хватит на всё наше казачество.
— Это тоже воюет, — уже мягче заговорил Николай Александрович. — Но... но, если бы мы держались только за них, нас всё равно бы смели -мерзавцы.
Николай Александрович с разбегу нотой толкнул дверь и, -влетая
в другой цех, раскинул руки: — Вот они. Вот они, наши победители!
Помещение, куда нас ввёл Николай Александрович, было огромное, светлое, по всему видно, недав
но выстроенное. На прилавках, напоминая собою небольшие сахарные головы, стояли тысячи снарядов.
— Да-а. Вот это по-настоящему
У кинотеатра «Центральный».
Фото Л. СМИРНОВА.

Сталинградская эпопея

В КАРТИНАХ И РИСУНКАХ
Группа московских художников находилась в районе Сталинграда в дни наступления, наших войск и разгрома немецко-фашистской груп
пировки. Свои зарисовки, сделанные с натуры непосредственно в местах боёв, художники показали на вы
ставке, открывшейся 23 февраля в залах ЦЦКА.
Рисунки, созданные на полях сражении, правдиво раскрывают об
разы героев отечественной войны и отображают великую б1гтву за Сталинград.
Сейчас художники работают над созданием больших художественных полотен, посвящённых Сталинград
ской эпопее. В. Одинцов пишет картину «Сражение за Сталинград
II. Васильев и А. Лаптев разрабатывают серию композиционных рисуя
ков о городе-герое и его доблестных защитниках. Пять рисунков «Из
Сталинградской эпопеи» готовит А. Каневский. Сталинградскую пе
реправу покажет в своей картине О. Яновская.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТОЛИЦЫ К 1 МАЯ
Солисты и коллективы художественной самодеятельности столицы готовятся к первомайским дням. Разучиваются новые песни и стихи, репетируются одноактные пьесы, го
товятся литературпо-художественные монтажи.
20 апреля начнётся просмотр новых программ московским Домом ху
дожественной самодеятельности. Лучшие из них будут показаны на первомайских вечерах в Колонном зале Дома союзов и в Доме актё-ра.
В майские дни бригады художественной самодеятельности выступят в госпиталях, воияс-ких частях и на предприятиях столицы.

„Радуйтесь славе нашего великого

союзника“

В Наркоминделе

АНГЛИЙСКАЯ ГАЗЕТА О СОВЕТСКОМ ФИЛЬМЕ «СТАЛИНГРАД
В результате имевших место переговоров между Правительством СССР и Правительством Греции состоялось соглашение, согласно которому дипломатическое представи
тельство СССР при Правительстве Греции и дипломатическое предста
вительство Греции при Правительстве СССР, на основе взаимности, преобразованы из Миссий В Посольства
Посланники обеих стран возведе
ны в ранг Послов.

ВОЗДУШНЫЕ БОИ В РАЙОНЕ КРАСНОДАРА

эти налёты. За два дня наши самолёты в воздушных боях сбили 67 немецких самолётов. Наши потери за это же время — 30 самолётов.
УЧАСТИЕ КАНАДСКОЙ АВИАЦИИ В НАЛЕТЕ НА ШТУТГАРТ
ОТТАВА, 17. (ТАСС). Агентство Каяадиен Пресс сообщает, что в налете авиации союзников на Штутгарт в ночь на 15 апреля участвовали все эскадрильи канадской бомбардировочной группы. Из числа 23 бомбардировщиков, не вернувшихся из этой операции, 10 являются канадскими.

Налет английских самолетов на заводы Шкода, Мангейм и Людвигсхафен

Стимсон о боях в Тунисе

чтобы поднять моральный дух на селения. Депутаты парламента вы
ступили с речами более чем в 45 городах страны.
Газета указывает далее на рост антифашистских настроений среди населения и в болгарской армии. Несмотря на многочисленные аре
сты, принявшие особенно широкий характер в Софии, Бургасе, Варне
Пловдиве, Сливене, где активность антифашистов сказывается с осо
бенной силой, случаи саботажа и убийств немцев происходят ея:е- дневно. Болгарские войска, ра
кваргиррвашше в Софии и её окре
стиостях, долгое время не выпус
кались из казарм и находились под особым наблюдением эсэсовцев. Около трети этих воинских частей было разоружено. Недавно, пишет
оном, за пределами которого им не разрешено действовать. Француз
ским войскам в долине Уссельтина и английской 1-й армии на север
ном побережье был отдац» приказ
проводить местные атаки с целью отвлечения на себя возможно боль
шей части войск держав оси. Все вооружённые силы союзников осу
ществляли свои задачи в соответ
ствии с намеченным планом. НажиМ американских войск вблизи Йлб-Геттара, Макнассн и Фондука вынудил Роммеля перебросить германские бронетанковые соеди
нения для защиты своего правого фланга.
Генерал Александер, заявил Стимоон, дал высокую оценку участию американских войск в общей борьбе. Был случай, когда немцы силами свыше 100 танков прорвали позиции, занятые несколькими батальонами американской пехоты, но, в конечном счете, американцы отразили атаку, уничтожили 30 германских танков и вернули утра
ченные позиции. Американские войска несли. значительные потери, но они добились превосходных ре
зультатов и выполняют трудную и важную задачу, связанную с раз
громом вооружённых сил дерягав оси.
разни нашей национальной архитектуры и костюма. Всем памятен его «Степан Разин», богатырская фигура которого как будто сродни самому автору.
Декоративный да,р Лентулова нашёл свое блестящее применение на театре. Для всех постановок его особенно характерна внутренняя глубокая связь декораций художника с образами спектакля.
Позднее живопись его приобрела более станковый характер. На всех выставках советского искусства в СССР и за границей полотна ху
дожника занимали ответственное место.
В наши дни, когда родина напрягает вое силы в героической
борьбе с ненавистным врагом, в художнике особенно ярко горела вера в свой народ, вера в мощь русского ,~£vxa, одним m выражении й которого было и его искусство.
А. В. Лвнггулов был прекрасным педагогом, воспитавшим . несколько поколений талантливых художни
ков и иеизмеашо помогавшим творческому росту молодёжи.
Его педагогическая и общественная работа показывала широту его понимания искусства и обнаружи
вала в нём обаятельного человека, чуткого товарища, тонкого и проницательного критика.
П. Кончаловский, С. Герасимов, А. Герасимов, В. Шквариков, Д. Шмаринов, А. Куприн, Д. Аркин, В. Рождественский, Павел Кузнецов, И. Машков, Г. Риж
ский, Г. Савицкий, В. Журав
лев, Г. Рублев, П. Роднянским, С. Кольцов, В. Ефэнов, П. Соколоо-Скаля, Н. Денисовский, Н. Машковцев, А. Тихомиров, И. Чекмазов, П. Алехин, В. Ше
стаков, Б. Эрдман, В. Штерен
берг, Е. Кацман, В. Перельман, А. Попов, Н. Власов, В. Садков, Б. Королев, А. Осмёркин, Г. Фе
доров, А. Златоврацкий, В. Бакимев, Н. Маслекников, Н. Коягисер.
шейный тончайшими рисунками.
— Это настоящий дамас, — проговорил он и, достав второй клинок, заговорил уже более торжественно: — А это вот наш дамас, тоесть тот, какие мы вырабатывали здесь и секрет которого достал известнейший в мире сталеваров ин
женер Аносов. — Василий Андрея нович согпул почти в дугу клинок,
затем ногтем провёл по лезвию, п клинок издал тончайший звук. — Вот такие. — продолжал он. — я делал и абиссинскому негусу...
—- А дайте-ка пашу шашку, Василий Андреянович, — не утерпел Николай Александрович. — Нашу. Последнюю.
Василий Андреянович нахмурился и с неохотой подал Николаю Александровичу шашку в блестящей оп
раве. Тот ткнул её в пол и согнул в дугу. Затем быстро отдёрнул:
воюет, — проговорил Винокурев и любовно погладил снаряд. — ‘Ото пробивает любую броню.
— И тысячи немецких танков легли замертво под ударами этих штук, — подхватил Николай Алек
сандрович. — Ия думаю, что если во времена Петра Великого Урал выручил Россию, то и сейчас Урал куёт победу Советского Союза.
— Да, да, — подтвердил Винокуров. — Мы, например, за последний год в тринадцать раз увеличили производительность нашего завода, Я думаю, так работает не только один наш завод.
— А где берёте материал на эти штуки? — спросил я и так же любовно погладил снаряд. — Урал даёт.
— Урал даёт сырье. Так. Но не из сырья же делаете вы эти штуки?
— Ах, вы об этом? —- ответил Випокуров. — От отца. Вернее от сына. В последние годы от нашего завода отделился металлургический. Тогда он был сынок. Но теперь он так вырос, что мы называем его отцом.
— Ну и пошли к отцу. Пошли к отцу, — подхватил Николай Александрович.

ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА В. И. КАЧАЛОВА

и Ю. М. ЮРЬЕВА

В ДОМЕ АКТЕРА
В Доме актёра Всероссийского театрального общества 19 апреля состоится вечер лауреата Сталин
ской премии народного артиста СССР Ю. М. Юрьева, который прочтет отрывки из недавно закончен
ного им второго тома «Записок» — воспоминаний о русском театральном искусстве 1833—1917 гг.
Лауреаты Сталинских премий народные артисты СССР В. И. Качалов и Ю. М. Юрьев выступят в До
ме актера 21 апреля в сценах из произведший Лермонтова, Шекспи
ра, Гете. Доклад «Советские актеры романтических традиций» сделает профессор С. дурылин.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА

«СОЛДАТСКОЕ СЕРДЦЕ» — сбориик стихов А. Суркова выпустило издательство «Советский писатель».
В СЕРИИ «Военная библиотека школьника» Деттза .вышли рассказы Л. Успенского «СкФбарь».
★ В ВОЕНИЗДАТЕ в серии «Библиотека красноармейца» вышла бро
шюра И. ЭренбургЦ «Новый порядокв Курске». В серии «Герои великой отечественной войны» вышла книжка Ю. Королькова «Автоматчик Мильдзихов». .Кроме того выпущены сборники очерков if расск.азов — «Снайперы», «Бронебойщики» и «Стал и пек но соколы».
Гцнераш Александер, продолжал Стимсон, разработал план «поршневого наступления», в котором ан
глийская 8-я армия играла роль головки этого поршня, американ
цы, некоторые французские части и 1-я английская армия образовали западную стенку цилиндра, а море — восточную стенку. Американские войска, занимавшие южную часть западной стенки, полу
чили приказ не продвигаться за определённую линию. План «поршневого наступления», сказал Стим
сон, был правильно разработан н искусно осуществлён.
Касаясь воздушных операций союзников в Северной Африке, Стимсон сказал, что самолёты союзников Уничтожили большое коли
чество транспортов врага, напра
влявшихся в Северную Африку из Италии, и разрушили или повре
дили гаванп и аэродромы держав оси на Сицилии, Сардинии и в юясной части Италии, потопили одпв итальянский тяжёлый крейсер, повредили другой. Одновременно са
молёты союзников уничтожили большое количество боевых и транспортных машин н беспрестанно тревожили отступающие войска противника. Неприятель занимает сейчас сильные естественные пози
ции и, по имеющимся признакам, укрепил сложные полевые пози
ции, созданные в стратегических районах. Кроме того, on располага
ет двумя превосходными гаванями и десятками хороших аэродромов.
Как обстоит у противника дело с продовольствием и горючим — не
известно, но усиленные попытки подвезти материалы свидетельству
ют о стремлении противника удержать коммуникационные линии.
До сих пор. продолжал Стимсон, нет никаких признаков массовой эвакуации воПшс противника. Само
лёты снабжают его войска и увозят раненых. Стимсон отметил возможность эвакуации по воздуху и мо
рем на протяжении нескольких пе
дель. Вполне вероятно, сказал он,
что державы оси примут решение выиграть как можно больше вре
мени и нанести союзникам как можно большие потери, даже если это будет связано с потерей основной массы войск держав оси в Се
верной Африке. Войска . союзников имеют численное превосходство на земле и в воздухе, продолжают на
носить удары войскам держа-в оси и ведут согласованное наступление, которое близится к кульминационному пункту.
Остановившись на налётах авиации союзников на промышленные и транспортные центры Германии и оккупированных ею стран, Стим
сон сказал, что сокрушительные бомбардировки, производимые с английских баз, в будущем более усилятся и в предстоящие месяцы станут важным фактором борьбы против Германии.
ФРАНЦУЗСКАЯ МОЛОДЕЖЬ НЕ ХОЧЕТ РАБОТАТЬ НА ГИТЛЕРОВСКИХ ПОРАБОТИТЕЛЕЙ

Выступление Синклера

ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Газета «Дейли мейл» пишет, что германские власти чрезвычайно обеспокоены там, что французская моло
дёжь, уклоняясь от мобилизации
для отправки на принудительную работу в Германию, переходит границы нейтральных государств.
НЬЮ-ЙОРК, 17. (ТАСС). Агентство Оверсис Ньюс сообщает, что в Испанию прибыло из Франции 20 тыс. французов, которые бежа
ли -в Испанию, чтобы избежать отправки на принудительные работы в Германию. Испанские власти за
ключили всех этих французов в концентрационные лагери.

ОТОВСЮДУ

ШВЕДСКОЕ телеграфное агентство
передает, что по распоряжению германских оккупационных властен
Норвегии с 20 апреля частным лицам запрещён проезд по железным дорогам.
★ ШВЕДСКО-НОРВЕЖСКОЕ пресс
бюро сообщает, что на-днях в немецкой типографии в Осло произошёл пожар. Огнём уничтожены оборудование, большое количество бумаги и ли
тературы, а также немецкая карта Норвегии, составлявшаяся в течение двух лет.
★ КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Юн айтед Пресс, бразильский суд приговорил
германских шпионов: Хордана — к 2- годам, Моллй — к 18 годам и Кар
ьпльос — к 4 годам тюремного заключения.
ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Как сообщает английское шкниетерство информации, выступивший в Лондоне английский министр авиации Синклер заявил:
«Мы теперь чувствуем, что при поддержке могущественных союзников прочно стоим на пути в победе. Однако не надо отрываться от действительности. Помните, чзт мы
ещё находимся в самом разгаре войны. Она ещё отнюдь не выигра
на, Мы должны её выиграть. Но мы- не должны допускать, чтобы она тянулась год за годом и вызывала бесцельную гибель человеческих жизней и трату ресурсов, по
тому мы должны сосредоточить все наапи помыслы и энергию на том, чтобы выиграть войну как можно скорее. Ничто кроме безоговорочной капитуляции сил зла, против кото
рых мы боремся, немыслимо. Без победы все наши планы послевоенной реконструкции останутся пустыми мечтами».
В своей речи Синклер подчеркнул, что гитлеровская тирания ду
шит таланты и культуру народов. Он напомнил о судьбе студенчества под пятой гитлеровцев и о том, что 45 проц. преподавательского состава было изгнано из германских уни
верситетов в период между 1933 и 1939 гг. за отказ принять гнусную
нацистскую доктрину. С 1933 года в германские университеты не при
нимались преподавателн-женщины.
Даже доклады академиков должны проходить гитлеровскую цензуру. В то время как в 1931 году герман
ские университеты насчитывали 131 тыс. студентов, к зиме 1938 года эта цифра упала до 58 тысяч.

ТЯЖЕЛОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЛЬГИЙСКИХ ДЕТЕЙ

СТОКГОЛЬМ, 17. (ТАСС). Шведская газета «Свенска дагбладетпишет, что, по заявлению бельгийского профессора Вотерса, бельгийские школьники настолько исто
щены, что часто падают в обморок на уроках. Смертность среди бель
гийских детей приняла огромные размеры.

АНТИГИТЛЕРОВСКИЙ

САБОТАЖ

В ФИНЛЯНДИИ
СТОКГОЛЬМ, 17. (ТАСС). Финская газета «Суомен сосиалидемокраатти» пишет, что в Кеми (Фин
ляндия) арестовано 28 финских железнодорожников, которым пред’- явлено обвинение в систематиче
ском уничтожении имущества, принадлежавшего немецким войскам.

По столбцам иностранной печати

КОНЕЦ ФИНСКОГО СПОРТА

Когда-то Финляндия гордилась успехами в области спорта. Её конькобежцы и лыжники легко завоёвывали первенство на международных олимпиадах. Её легкоатле
ты конкурировали с лучшими спортсменами Европы и Америки.
Всё это в прошлом. У. спортивного мира Финляндии остались только воспоминания о рекордах. Больше рекордов завоёвывать некому. За время войны Финляндия потеряла своих чемпионов — не толь
ко сотни молодых спортсменов, но и мировых рекордсменов.
Любопытно, что об этом сообщили не финские газеты. Они молчали. О гибели чемпионов рассказала датская газета «Берлннске тидснде». По её словам, погибли следующие финские спортсмены:
«Геккерт — мировой рекордсмеи по бегу н.ч дистанции в 2 и 3 тысячи метров; Мартелин — мировой рекордсмен по бегу на 20 и 25 километров; Кукконен — один из лучших бегу
нов на те же дистанции; всемирно известный стайер Туоминен; чемпионы Финляндии по бегу на 100 и
800 метров Хелле и Пейсса и много других.
Убиты также известные легкоатлеты Но ром а и Уосиккинен, бывший мировой рекордсмен по пятиборью Толамо, чемпион по прыжкам с шестом Ляхдрсмяки? рекордсмен по толканию ядра Ярвинен, чемпион Фин
ляндии по прыжкам в высоту Дальман и мировой рекордсмен по метанию копья Миккола.
В числе убитых находятся мировой рекордсмен по лыжной эстафете Олькинуора, чемпион мира по прыж
кам на лыжах Бнерто, известный мастер лыжного спорта Ялканен и спринтер Питкянен, несколько раз завоёвывавший мировой рекорд по бегз на короткие дистанции. Погиб
ли также Васенниус. побивший в 1039 году мирово й рекорд по конькам, бо
рец Кюкянен, бывший европейекпй чемпион по борьбе Хьелт, боксёр Отрем и чемпионы по плаванию Рейнгольд, Сальми, Кайя и много других».
Молох гитлеровской «тотальной войны», обескровивший финскую экономику, добрался и до финского спорта. Всё принесово в жертву авантюристическим планам берлинских хозяев Финляндии.
ПОЕЗД тащит нас в горы. Он то
и дело петляет, как заяц. Попетляет этак километров десять, и, смотришь, мы опять на старом месте: совсем близко от нас виднеет
ся полотно железной дороги, по которому с полчаса тому назад про
ехали. А поезд, как ни в чём не бывало, кряхтя и тяжко вздыхая, снова ползёт по боковине хребта.
капли воды. Ота.рщ; ожил и пригласил его к себе. Оказалось потом, что этот старик и есть нужный ему мастер дамасского Целинка. Старик полюбил чужестранца, так полюбил, что отдавал за него свою дочь-красавицу. Семь лет проработал у него Аносов. И, умирая, старик пере
дал ему секрет дамасской стали. Аносов вернулся в наш город и
стал вырабатывать чудеснейшие кишки, прославляя на весь мнр нашу родину.
Я стою в коридоре вагона и в полузамёрзшее окно смотрю на чудес
нейшие долины, на девственные ле
са, на следы зверей, вытоптанные на снегу, и кажется Мпе, что в мире нет ещё такого красивого уголка, как этот уголок Урала.
— Ага! Вы опять здесь?
Я повернулся. Меня за плечо держал мой знакомый, с которым мы
месяца два тому назад случайно встретились на «Нетронутом Урале». Он всё такой же стремительный и
жизнерадостный. Только теперь на нём не плащ, а дублёный полушу
бок н шапка-ушанка, да ещё почем.у-то нехватает у него двух верхних передних зубов.
— Николай Александрович! — воскликнул я. — Вы-го какими судьбами здесь?
— Я-то — это особо. А вот выто как? К нам, конечно, едете?
— Это куда же, к вам?
— В город на реке Ай.
— Да, да. Мне много рассказывали про этот город. Но сейчас я просто рад видеть вас.
— И не раскаетесь. Не в том, конечно, что вы увидели меня, а в том, что побываете в нашем городе
Да, да, не раскаетесь, друг мой. Видите ли, наш город, как н боль
шинство городов Урала, имеет свою легенду.
— Это какую же?
Николай Александрович поцара~ пал ледок на стекле окна и тихо начал:
— Вы, очевидно, слышали про клинки из дамасской стали? Ну, конечно, слышали. Что я спрашиваю! Так вот такие клинки в бы
лые времена передавались из рода в род, за такие клинки отдавали гурты овец, табуны коней, целые состояния. Про тайне клинки пелись песни. И весь мнр стремился по
стигнуть тайну этого клипка. Но никто этой тайны открыть пе мог. И вот в. нашем городе появился некто Аносов, инженер. Он мог бы, как и все инженеры того времени, прожить свою жизнь спокойно — в се
мейном уюте, за картишками. По Аносов был человек с искоркой. Он и решил во что бы то ни стадо от
крыть секрет дамасской стали. Тутто вот, друг мой, и начинается ле
генда. Да ещё какая! Сначала он отправился в Азию. На такое путе
шествие ему понадобилось семь лет. Но в Азии он узнал только то, что секрет хранится в самом городе Дамаске. Вернувшись домой, он прихватил с собой слуг н под видом
путешественника отправился в да
лёкий Дамаск. По дороге на них
напали разбойники. Слуги были убиты, имущество разграблено, да и сам Аносов едва вырвался из лап разбойников. Но человек он был
упорный: без средств, без денег, с одним только кувшином воды он Через пустыню направился в Дамаск. И тут, в пустыне, натолкнулся на старика, умирающего от жажды. Аносов отдал ему последние
Повесть «Люди Урала» полностью Печатается в № 2—3 журнала «Новый мир».
Николай Александрович тут смолк н потом с грустью добавил:
— Вот какая легенда вложила. А ныне этой легенде конец: совсем не
давно наши инженеры в опытной электропечи выплавили дамасскую сталь и определили, что она — луч
шая когда-то в мире сталь — куда хуже той стали, какую мы даём нашей армии. Но об этом никакой легенды, друг мой...
— Ну, легенда будет сложена, да ещё какая. А вот относительно то
го, что выплавили в электропечи дамасскую сталь, это вы шутите.
— Вот ещё! До шуток ли теперь? Я вам все это покажу, если вы уж меня так раззадорили.
И мы с ним прямо с вокзала направились в город. Километров шесть или семь мы шли вдоль пру
да, покрытого льдом. Я всё время внимательно всматривался в Нико
лая Александровича, уверенный в том, что насчёт выплавки в элек
тропечи дамасской стали он сочипяет... и в то же время искал возможность спросить его, кто он, от
куда и зачем приезжал тогда на «Нетронутый Урал» и откуда он так хорошо знает и про минералы и про сталь.
«Да, надо опросить»,—решил я и уже разинул было рот, но Николай
Александрович весь всколыхнулся как-то, вскрикнув:
— А вот и город! Вот и город! Чудесный старинный город!
Город лежал в долипе, стиснутый со всех сторон высокими, поросшими соснами горами. Улицы его бы
ли извилистые, кривые, усыпанные небольшими деревянными домиками, огороженными каменными заборами. Но вот и центр. В центре коегде виднеются старинные приземистые толстостенные дома с колоннами. Подведя меня к одному из та
ких домов, Николай Александрович сказал:
— Входите, - и, пропустив в
дверь, повернулся к караульному:— Это со мной.
Караульный заулыбался во всё лицо:
— Пожалуйста, Николай Александрович, — и переложил е одного плеча на другое тульскую двухстволку.
«Странно. Его знает даже этот караульный, — подумал я. — Ну-ка, я его сразу опрошу, кто оя?». Но он так стремительно побежал по лестнице вверх, что я еле успевал зд, ним. А он уже ворвался в ка
бинет и, обращаясь к человеку за столом, проговорил:
— Вот привёл к вам. Не верит, что вы в электропечи раскусили тайну дамасского клинка.
Человек осмотрел меня с ног до головы, затем улыбнулся, протягивая мне руку:
— Винокуров. Главный инженер. Что ж, это хорошо, когда на слово не веришь, — и повёл нас в комнату с толстыми стенами и сводчатым потолком.
газета, были произведены многочисленные аресты среди кадровых и запасных офицеров. Арестованные заключены в концентрационные лагери. Многие офицеры, подозревае
мые в антифашистских настроениях, были заменены молодыми офицерами, недавно вернувшимися нз Гер
мании, где бнц получили военное образование. Немало офицеров, уво
ленных из армия, скрылось, не ожидая ареста. Некоторые из них присоединились к партизанским группам, действующим в горах.
Газета сообщает также о многочисленных случаях дезертирства из болгарских частей, находящихся в Югославии. Недавно за связь с ан
тифашистами в Варне была арестована большая группа солдат и офицеров. Некоторые из них уже рас
стреляны. После этого значительная часть войск, расквартированных на черноморском побережье, была заменена новыми частями.
БОРЬБА БОЛГАРСКИХ АНТИФАШИСТОВ
СТАМБУЛ, 17. (ТАСС). Турецкая газета «Ла Тюрки» опубликовала Серию статей о положении в Болгарии. Обстановка в болгарской сто
лице, пишет пшена, чрезвычайно напряжённая и нервозная. Немцы и правительство Филова начали широкую пропагандистскую кампанию.
ВАШИНГТОН, 16. (ТАСС). Военный министр США Стимсон, выступая на пресс-конференции с еженедель
ным обзором военного положения, заявил, что решающая фаза кампании в Северной Африке, невидимо
му, уже близка, но державы оси располагают ещё в этом районе крупными силами. Повиднмому, в Северной Африке имеется от 175 тыс. до 200 тыс. немецко-итальянских войск.
Отвечая некоторым газетам и ряду комментаторов, утверждавших,
что американские войска в Тунисе не принимают должного участия в борьбе, Стимсон указал, что амери
канские войска ограничены в со
ответствии с прежними планами определенным географическим рай
центры военной промышленности— Мангейм и Людвигсхафен. В этих операциях приняло участие свыше 600 самолётов бомбардировочной авиации. 55 английских самолётов не вернулись на базы.
ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Агентство Рейтер передает, что по официальным сообщениям в ночь на 17 алре
ля английская авиация совершила налёт на заводы Шкода в II Пльзене (Чехословакия) и германские
15 и 10 апреля немецкая авиация совершила массированные налёты на район Краснодара. Наши воздушные силы успешно отразили
ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Газета «Ивнганг станда-рд» опубликовала
передовую статью, посвящённуюсоветскому фильму «Сталинград«Смотрите этот фильм, — говорится в статье, — радуйтесь славе на
шего великого союзника. Ликуйте вместе с русскими в дни их радо
сти, печальтесь с ними в их стра
даниях. Й, главное, смотрите на их лица — простые, умные, уверенные —и постарайтесь увидеть в них тех, кем они являются на самом
деле — близких нам людей, людей, с которыми мы связаны в дни войны, людей, совместно с которыми мы можем установить мир».
Черноморский флот. Зенитчики первого зенитно-артиллерийского полка — участники героической обороны Севастополя - после вручения им гвардейского знамени. фото Е. ХАЛДЕЯ (TAСС).