Занятия струнного оркестра при Московском Доме пионеров.

Фото З. НЕВЕРОВОЙ (ТАСС). Московский театр юного зрителя

в Зеленодольске

Беседа с директором театра И. С. Зубцовым

„Победа в пустыне Английский документальный фильм о разгроме

итало-немецких войск в Египте и Ливии
8-й английской армией

Художественные выставки 1943 года

В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЛЕРЕЕ,
МУЗЕЕ им. ПУШКИНА
И МОСКОВСКОМ ТОВАРИЩЕСТВЕ
ХУДОЖНИКОВ
В течение нынешнего года в Третьяковской галлерее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина и в зале Московского товарище
ства художников будут открыты десять персональных и групповых выставок художников столицы, а также семь тематических.
В Третьяковской галлерее в мае организуются групповая выставка произведений В. Н. Мешкова, В. Бакшеева, К. Юона, И. Павлова
Е. Лансере, В. Бялыницкого-Бирути и выставка «Работы азербайд
жанских художников в дни отече
ственной .войны»; в июне-июле — групповая выставка художников и скульпторов: II. Кончаловского, В. Мухиной, С. Лебедевой, С. Гераси
мова, И. Машкова и А. Дейнеки; в августе-сентябре — выставка А. Герасимова, М. Манизера, Б. Погансона. С. Меркурова и Д. Шмарино
ьа. В ноябре откроется всесоюзная художественная выставка «Героический фронт и тыл».
Выставки молодых художников, детского рисунка, изобразительного агитационного искусства — плакатов, лубков, «Окон ТАСС», фронтовых зарисовок художников и групповая выставка В. Яковлева, В. В. Мешкова и К. Финогенова будут развёрнуты в залах Музея изобразительных искусств им. Пушкина.
С выставкой эстонских художников и персональными выставками Кукрыилксов, П. Соколова-Скаля, П. Котова, П. Радимова и К. Доро
хова москвичи познакомятся в зале Московского товарищества художников.

44 тысячи спектаклей и концертов

РАБОТНИКИ ИСКУССТВ
СТОЛИЦЫ — КРАСНОЙ АРМИИ
На-днях закончился пленум Московского областного комитета союза работников искусств. Он обсудил решения V пленума ЦК союза рабнс, поовящёлшого шефству работ
ников искусств Советского Союза над Красной Армией и Воеийо-Морским Флотом в период отечественной войны.
Работники искусств столицы с первых дней войны ведут большую военно-шефскую работу. Они прове
ли 44 тысячи шефских спектаклей, концертов и художественных вечеров на фронте, в резервных час
тях и госпиталях. В фонд обороны страны внесено 5.700 тысяч рублей. Военно-шефская работа артистов, художников и композиторов столи
цы отмечена У пленумом ЦК союза рабис. Москвичам присуждено переходящее Красное Знамя Наркома
та Обороны. Кроме того, почётными грамотами Наркомата Обороны и ЦК союза рабис награждены отдельные театры и тысяча работников искусств столицы.
Переходящее Красное Знамя Наркомата Обороны Московский област
ной комитет союза рабис решил вручить Всесоюзному гастрольноконцертному об’единению, занявше
му первое место среди работников искусств столицы по шефству ,над Красной Армией. Артисты ВГКО с начала отечественной войны дали в частях Красной Армии 29 тысяч концертов, из них 18 тысяч — на фронте.
Президиум обкома союза рабис учреди переходящее красное знамя, которое вручено коллективу Музыкального театра им. К. G. Ста
ниславского и Вл. И. Немировича- Данчекко за большую военно-шефскую работу.
Сейчас работники искусств столицы готовятся к обслуживанию бойцов и командиров Красной Армия в первомайские дни. На фронт выезжают артистические бригады. Театры и концертные организации столицы покажут доблестным защитникам нашей родины свои лучшие спектакли л программы.

КОНЦЕРТЫ

В СТАЛИНГРАДЕ
Из Сталинграда вернулась бригада артистов Московской, Челябинской и Горьковской филармоний.
Руководитель бригады А. Бердан в беседе с нашим сотрудником рассказал:
— Наша бригада была одной из первых, приехавших в Сталинград после разгрома гитлеровских дивизий. Бойцы и командиры — доб
лестные защитники города-героя, жители Сталинграда тсохло встретили наши выступления. ;
Мы были свидетелями огромного трудового под ёма, которым охвачены .жители города. Сразу же после очищения Сталинграда от гитле
ровце® начались восстановительные работы: ремонтируются жилые до
ма, приводится в порядок сложное хозяйство города. Сталинградцы полны решимости в возможно короткий срок залечить раны, нанесённые родному городу гитлеровцами
Бригада дала в Сталинграде- 35 концертов. За большую культурную работу, проведённую среди бойцов, командиров и трудящихся города, командование об’явило артистам благодарность.

НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРОВ

В ОСВОБОЖДЕННЫХ РАЙОНАХ

КУЙБЫШЕВ, 19. (ТАСС). Куйбышевский театр оперы, балета и музыкальной комедии обратился ко воем театрам С-ССР е предложением создать специальный фонд на восстановление театров, разрушенных фашистами. Фонд будет образован из средств, поступающих за кон
церты и спектакли устраиваемые артистами по внеурочное время. Со своей стороны куйбышевский театр
обязался к 1 мая передать в этот фонд не -менее 100 тысяч рублей.
(ТАСС).
Московский театр юного зрителя в течение полутора лет играл в Зеленодользке (Татарская АССР). 20
апреля спектакли театра начнутся в г. Муроме. Приехавший в Москву директор МТЮЗ’а т. И. С. Зубцов рассказал нашему сотруднику о работе коллектива:
— До нашего приезда в г. Зеленодольске не было стационарного леатра. МТЮЗ’у предоставили помещение клуба им. Парижской Ком
муны, которое в короткий срок мы отремонтировали и привели в поря
док. На шестой день после приезда театр уже показал свой первый спектакль «На границе» Дед я.
Если в Москве театр ставил пьесы исключительно для детей и юношества, то в Зеленодольске нам
пришлось обслуживать и взрослого зрителя. Это потребовало пересмот
ра и расширения репертуарного плана п значительно большей загрузки актёро-в и режиссёров теат
ра. За время пребывания в Зеленодольеке творческий коллектив театра под художественным руководством А. Й. Крич,ко выполнил большую работу, уделив основное вни
мание оборонной тематике н героике отечественной -войны. МТЮЗ поста
вил девять новых спектаклей и столько же возобновил.
Детям младшего возраста мы показали пьесы: «Алёнушка» Шеста
кова, «Далёкий край» Шварца, школьникам средних и старших классов — «На границе» Деля, «Дикая собака Динго» Фраермана, «Дом
VIII ПЛЕНУМ ОРГКОМИТЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
В середине мая в Москве созывается VIII пленум оргкомитета со
юза советских художников. Пленум заслушает доклады: о военном жан
ре — лауреата Сталинской премии
заслуженного деятеля искусств Б. Иогансона, о героическом портрете
—- лауреата Сталинской премии В. Яковлева и о военном плакате— лауреата Сталинской премии П. Соколова-Скаля.
ДНЕВНИК ИСКУССТВ
★ ОТДЕЛ распространения Всесоюзного управления по охране авторских прав выпустил сборник старинных русских романсов, в который вошли: «Зимний вечер А. Яковлева на стихи Пушкина, «Матушка-голубушка» и «Колокольчик» А. Гурилева, «Не брани меня, родная» А. Бюхнера, «Тройка» П. Булахова, «Чго мне жить и тужить» А. Варламова.
★ МУЗГИЗ выпустил сборник избранных произведений лауреата
Сталинской премии народного артиста СССР А. В. Александрова. В нём — 54 песни. Среди них — «Гимн партии большевиков», «Кантата о Сталине», «Песня о Огалине» и др.
★ ЗАВТРА в ЦДРИ состоится первый вечер-встреча передовиков предмайского_ социалистического соревнова
ния предприятий промышленности с воинами Красной Армии и деятелями искусств, литературы и науки.

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ПО ТЕЛЕГРАММАМ СПЕЦ. КОРР. ТАСС
ИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ Воздушные бои

на Кубани

В НИЗОВЬЯХ Кубани вражеские
самолёты пытаются бомбить паши боевые порядки, ближние и дальние тылы. Но лм далеко не всегда удается это. Как ли усилива
ют фашисты свою авиацию, достиг
нуть господства в воздухе они не могут. Где бы ни появились немец
кие самолёты, всюду они встречают сильнейший отпор.
Истребители одной только авиачасти провели за последний -месяц 73 групповых воздушных боя, в резу
льтате которых сбили 14 «Меюсершмиттов-109», 12 «Юнкерсов-87», один Юнже,рс-88», разведчик «Фокке-Вульф> и 8 больших транспортных самолётов. Кроме того, лётчики этой авиачасти произвели несколько налетов на аэродромы и посадочные площадки неприятеля.
Советские лётчики не ждут, когда появятся -в небе фашистские машины. Они сами ищут встречи с врагом и, захватывая инициативу, смело атакуют его, даже если чис
ленный перевес бывает на стороне противника.
Шестёрка истребителей капитана Турыгииа, возвращаясь с задания, заметила в воздухе большую группу немецких самолётов, «ан равняв
шихся к одному из наших важных об’октов. Турыгии дал c-игпал атаког ать. Завязался бой, в котором против 6 наших истребителей было
на холме» Каверина. Театр поставил также пьесы: «Парень из нашего города», «Русские люди», «Ве
сна в Москве», «Любо-вь Яровая», «Нашествие» и др. Из классического репертуара зрители увидели «Же
нитьбу», «Без вины виноватые», «Мнимый больной», «Коварство и любовь».
Свою основную творческую работу МТЮЗ в Зеленодольске сочетал о обслуживанием предприятий, ре
гулярно выступая в обеденные перерывы в красных уголках и в заводских цехах. Мы оказывали помощь художественной самодеятельности, много спектаклей и концертов провели для бойцов и командиров Красной Армии.
МТЮЗ сейчас готовит пьесу-сказку «Земля родная» Симукова в постановке А. И. Кричко.
„ЗАЛПЫ
ГНЕВА“
СБОРНИКИ
РАССКАЗОВ
В Воениздате вышли два сборника новелл и рассказов—«Сила храбрыхи «Залпы гнева». В сборник «Оила храбрых», посвящённый подвигам советских пехотинцев в борьбе с немец
ко-фашистскими захватчиками, вошли новеллы: К. Симонова — «Солдатская слава», А. Суркова—«Лицом к лицу», Б. Нолевого—«Редут Таракуля», А. Ро
гова — «Чалномбай Тулабердиев», Б. Горбатова «Высота Безымянная», Б.
Ямпольского — «Люди стальной волн», А. Ерикеева — «Мститель» и В. Кожевникова — «Дом без номера».
В сборник «Залпы гнева» — о подвигах советских артиллеристов — включены рассказы И. Попова — «У стан
ции. Хлебниково», К. Симонова — «Единоборство», К. Миронова — «Се
вастопольцы», И. Осипова — «Глаза батареи», Л. Кудреватых — «Утро под Сталинградом» и др.
20 «Юнкерсов» и 4 «Мессергамитта». Почин сделал ведущий группы ка
питан Турыгии. На четвертой мину
те он обил один «Юнкере». Боевой порядок фашистской группы был расстроен. Повернув в сторону от цели, фашисты поспешили убраться во-свояеи.
Днем позднее шестерка наших истребителей завязала бой с 12 «Мессершмиттами». Эта схватка также показала исключительное мастерство и самообладание советских лётчиков. Она была проведена иа боль
шой высоте в условиях довольно сильной облачности и закончилась блестящей победой наших пилотов. Летчики Берестнев, Бабак п Саияк обили по’одному «Мессвршаштту». Остальные «Меосершюггтн» скрылись.

А. Малибашев. Лейтенант Годин

корректирует

ГВАРДИИ лейтенант Сергей Го
дин переложил револьвер из одной руки в другую, помедлил немяого и коротким, резким толч
ком отворил дверь. Черный квадрат блиндажа дохнул ему в лицо земляною сыростью, прелым деревом и дымом. Годин включил фонарь. Блиндаж был пуст. В печке тлели угли. В углу были беспорядочно свалены позеленевшие консервные башки и бутылки.
— Пусто, — сказал Годин, — немцы ушли. Ложись стать, радист!
Лейтенант оел на земляные нары, закрыл глаза, но, услышав, как дышит мгновенно уснувший радист, резко встал. «Ещё усну, — поду
мал он, не раскрывая глаз, — надо ходить». Лейтенант делал четыре шага в длнну и полтора в ширину,
пытаясь отсрочить сон на час, на полчаса, на несколько минут. Годин на спал третьи сутки. Он прошел со стрелками в тыл немцев, корректируя огонь своего дивизиона.
Демонстрирующийся на экранах московских кинотеатров английский документальный фильм «Победа в пустыне» приобретает сейчас особую актуальность. Нынешние бон в Тунисе подводят iribr позорно прова
лившейся африканской кампании, начатой Гитлером для завоевания Египта. О крахе этой кампании, о неудавшейся мечте маньяка и рас
сказывает этот фильм. Он мог бы называться не «Победа в пустыне»,
а «Конец гитлеровской авантюры в Северной Африку».
Все помпят начало этой авантюры. Под звуки газетных фанфар, под аплодисменты в Берлине и Риме танковые дивизии Роммеля по
дошли к дельте Нила. Мы видим на экранц отступление английской армии, колонны усталых солдат, безграничные просторы пустыни, пе
ски, зыбкую корку болот. У Эль- Аламейна отступление остановилось. На экране — мечта Гитлера: плодо
родная долина Нила, Александрия, Каир. Роммель уже торжествует по
беду — всё это так близко: какихнибудь 95 миль отделяют его «побе
доносные» армии от жизненных центров Египта.
Кадры немецкой кинохроники, вмонтированные в фильм, переносят нас в Берлин. Роммель даёт интер
вью геббельсовской газетной клике.
Холеное надменное лицо генерала не в силах скрыть опьянения успехом. «Можете не сомневаться, — го
ворит он журналистам, — то, что в наших руках, мы обратно не отда
дим. Мы стоим у ворот Египта с твёрдым намерением наступать». На секунду мелькает предвкушающая
победу физиономия Гитлера, вруча
ющего Роммелю фельдмаршальский жезл. В зрительном зале — смех.
На экране полуголые, почерневшие от солнца пустыни английские солдаты роют окопы. Минированы пески. Установлены проволочные заграждения. Мы видим первые попытки Роммеля прорвать английские позиции: немецкие бомбарди
ровщики, пикирующие на передний
край обороны противника, немецкие пушки, громящие наскоро воздвигнутые укрепления в песках, песча
ные столбы, вихрем вздымающиеся к небу.
Вес атаки отбиты. Растянувшиеся коммуникации Роммеля «е позволя
ют ему вести операции в широких масштабах. Нет резервов — гаи од
ной дивизии «е может послать ему Гитлер, армии которого захлебну
лись в собственной крови па советско-термапском фропт.е. Мечта о за
воевании Египта, начинает тускнеть. Близкая Александрия остаётся недосягаемой.
А в лагере англичан готовятся к наступлению. Новое командование
английскими войсками в Северной Африке — генералы Александер и Монтгомери, адмирал Харвуд и маршал авиации Теддер — разрабаты
вает план наступательных операций. Ночь. В 9 часов 30 , минут пачина
В 4.20 в наушниках, которые радист засыпая так и не снял с головы, настойчиво засвистело и запищало. Годин осторожно, но сильно толкнул бойца. Радист покопался в рации и, жмурясь от света
фонаря, стал слушать. Из дивизиона лейтенанту Годину сообщили, что батальон, с которым он насту
пает, отрезан от своих п находится в окружении. Командов анле предлагало Годину вести себя осторожно и внимательно.
Перед рассветом батальон занял круговую оборону, выставил секре
ты и стал ждать. Окоп Година был в стороне от других, и потому лейтенант первым заметил 20 враже
ских танков, шедпгих развернутым строем. Он сообщил об этом дивизиону, я 12 залпов выбили в не
мецкой колонне солидную брешь.
Когда танки пошли снова, Родни передал в дивизион, чго падо «пог
реть утюги», а. то они остыли, что «греть» их надо на прежних координатах, и стал наблюдать за раз
рывами. 8 танков загорелись, а остальные потолкались и ушли. По
том немцы подтащили 2 средних батареи и 2 шестиствольных мино
мёта и выбросили на батальон столько свистящей, воющей и ревущей стали, что ее о избытком хва
тило бы на целый полк. Батальон понёс потери, но в это время одна
за другой вое 8 немецких пушек и. 2 миномёта были, разбиты прямыми попаданиями советских тяжёлых снарядов. Это была работа Година.
На третьи сутки немцы пошли р атаку тремя сотнями солдат и двумя бропемашинаЦи. Из этого числа вернулись назад -один броневик и 200 солдат. Остальные, как сооб
щил в дишвноф ; ГО л то. «лежат на земле и скучают». Немцы 23 раза высылали во -все Стороны разведчиков, чтобы найти русского артил
лериста, корректировавшего огонь своих пушок. Годин гам считал эти группы и каждый раз, сообщая об этом в дивизион, добрддуш
ют говорить английские пушки. Вспышки выстрелов, как молнии,
освещают чёрные тени людей. Это пехота идёт в атаку. Надо отдать справедливость авторам фильма: кадры ночного боя превосходны. И самое главное: воочию видишь не только английскую армию, но и сумасбродство самонадеянного гит
леровского, генерала, авантюристичность немецкой военной стратегии, основанной на переоценка собствен
ных сия и недооценке, противника. Остроумпая карта военных опера
ций у Эль-Аламейна показывает, как жестоко ошибся Роммель, как погубил он свои зарвавшиеся дивизии, как просчитался в, своих «победных» расчётах, не учтя обстановки и соотношения сил.
А дальше — знакомые советскому зрителю кадры: обломки про
славленной немецкой техники — искалеченные танки, изуродованные самолёты. Уныло бредут оборванные фрицы под конвоем англий
ских солдат. Ещё более жалкими выглядят пленные итальянцы — остатки брошенных на произвол судьбы Роммелем злосчастных итальянских дивизий. Экран фикси
рует путь отступления Роммеля: Мерса-Магрух, Содлум, Тобрук, Бенгази. Вот захвачен уже и последний опорный пункт Роммеля в Ли
вии — Триполи. Итальянский гу
бернатор стоит на вытяжку перед английским командующим. Колониальная империя Муссолини перестала существовать.
Фильм закончен. Зритель представляет себе дальнейший путь Ром
меля, жалких остатков той армии, с которой он подошёл к дельте Нила. Предстоят ещё крупные сражения, исход которых окончательно решит судьбу итало-немецких войск в Тунисе.
Ал. Абрамов.
БОЕВЫЕ ДРУЗЬЯ
ВСТРЕЧАЮТСЯ ВНОВЬ
СВЕРДЛОВСК, 18. (ТАСС). Находящийся сейчас на Урале лауреат Сталинской премии писатель-орденоносец тов. Новлков-Прибой полу
чил приглашение и дал согласно приехать в гости в село Зайково.
Здесь, в колхозе «Завет Ленина», живёт старый друг писателя Семен Антонович Мурзин. Вместе гони служили на броненосце «Орёл», оба вели в те годы подпольную револю
ционную работу. Автор «Цусимымного раз упоминает о тов. Мурзине в своём романе.
В деревне Фролы, того же Байковского района, живёт другой старый знакомый тов. Новцкова-Прлбоя, также участник Цусимского боя, быв
ший матрос броненосца «Орёл» — колхозник Пушкарёв.
В честь приезда писателя колхозники организуют вечер встречи.
но улыбаясь, уверял, что с ним ничего не может случиться.
К концу четвёртых суток немцы нащупали окоп Година. Шесть солдат подошли к нему на 100 шагов и стали кричать, чтобы рус
ский сдавался, что ему оставят жизнь, дадут табаку и сахару. Годин улыбнулся, пошептался с ра
дистом и кивнул головой. Затем on вылез из окопа и пошёл навстречу немцам. Он шёл своей спокойной походкой, не торопясь, засунув ру
ки в карманы. На полдороге Годин вынул из кармана гранату, отодви
нул предохранительную чеку и .кинул металлическую бутылку в солдат. Трёх он убил наповал, остальные бросились к нему и, прежде чем Годин успел опомниться, сбили его с ног и стали душить.
Лейтенанту посте долгих усилий удалось достать револьвер и выст
релить прямо в рот душившему его немцу. Два солдата отбежали назад, и в ту же секунду Годин услышал
свист гранаты, разрыв. Когда он после секундного обморока от
крыл глаза, то увидел над собой лица двух вражеских солдат и, не думая, механически выстрелил в одного из них. Поняв, что перед ним теперь только одни враг, Годин со страшным напряжением воли потянулся к нему и схватил немца за горло. Раненный в руки и ноги, задыхающийся Годин все сильнее и сильнее сжимал пальцы, чувствуя, как обмякает и клонится тело врага. Когда стрелки, прорвав
шись из окружения, подошли к окопу, они увидели, что Годин ле- Я1ТГТ на земле весь обвязанный тряпками и диктует очередную радиограмму в дивизион. В этой ра
диограмме ни слова не говорилось о самом Године. Гвардии лейтенант сообщал командованию, что бой
окончился успешно, окружение ликвидировало и что радист, не
смотря на молодость, «действовал довольно расторопно».
М. Гроссман.

ВЕЧЕР

ЛАТЫШСКОГО

ИСКУССТВА

Вчера в Государственном музы
кальном ^театре им. народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича - Дан
ченко состоялось первое выступле
ние Государственного художественного ансамбля Латвийской ССP.
Ныла показана написанная в дни войны одноактная
онера латышского композитора Н.
Грюнфельда на текст Ю. Ваиагса
Л Ф. Рокпелниса «Рута» Сюжетом
оперы послужил один из многочисленных эпизодов борьбы латвийского народа против гитлеров
ских захватчиков. Вторая половина ве
чера была посвящена концертной композиции «Провожая на войну».

В Наркоминделе

В результате имевших место переговоров между Правительством СССР и Правительством Бельгии состоялось соглашение, согласпо которому дипломатическое представи
тельство СССР при Правительстве Бельгии и дипломатическое предста
вительство Бельгии при Правительстве СССР, на основе взаиащрсти, преобразованы из Миссий в Посольства.
Посланники обеих стран возведе
ны в ранг Послов.

Налет советских самолетов

на г. г. Данциг, Кенигсберг, Тильзит

В ночь на 17 апреля советские самолёты произвели налёт на г.г. Данциг, Кенигсберг, Тильзит и в течение двух часов бомбили военно-про
мышленные об’екты этих городов. В результате бомбардировки возникли большие пожары и наблюдались сильные взрывы.
Все наши самолёты, кроме трёх, вернулись на свои базы.

Отклики турецкой печати на статью «Известий

«Болгарские лакеи Гитлера

СТАМБУЛ, 17. (ТАСС). Все турецкие газеты опубликовали на видных местах изложение помещенной 13 апреля в «Известиях» редак
ционной статьи «Болгарские лакеи Гитлера».
Комментируя эту статью в газете «Хабер», известный турецкий журналист Джахид Ялчин пишет:
«Пример героизма, который проявили греки и сербы во имя сохра
нения независимости и чести своей родины, дает основание для очень невыгодного для Болгарии сравнения. У болгар, как и у каждого народа, могут быть те или иные недостатки. Но у всех народов есть при
вязанность к своей независимости. Мы крайне удивились, когда при нервом появлении опасности прод
вижения нацистов на Балканы в болгарских газетах появились статьи о том, что эта война — дело вели
ких держав и что для малых наций не остается ничего, кроме подчинения великим державам. Затем Болгария, склонявшись до земли, приветствовала немецкую оккупацию.
Когда благодаря этому болгарам достались некоторые территории ма
ленькой Греции, они гордились этим и говорили, что достигли большей части своих целей. Куски чужой территории они получили ценой не
зависимости и чести своей страпы. Это произвело крайне неприятное впечатление на иностранных наблю
дателей. Поэтому мы легко можем понять возмущение газеты «Известия». Что же касается так называ
емых разоблачений, исходящих от болгарских министров, то мы считаем излишним даже говорить о том. что они не произвели никакого впе
чатления в нашей стране и что все, кто находится на службе у оси, не извлекли из этого ожидаемой пользы».
Касаясь того места статьи «Известий», в котором говорится, что на протяжении последних 25 лет Тур
ция неизменно проводит политику добрососедских отношений с рус
ским народом, Ялчин пишет, что это заявление очень уместно. «Мы, — пишет автор, — всегда были и бу
дем друзьями нашего великого соседа: В дни, когда между западным и советским мирами существовала тайная или открытая вражда, нам никогда не приходило в голову заниматься интригами против СССР
Наоборот, всегда, оставаясь другом Советского Союза, мы старались быть связующим звеном между дву
мя враждебными мирами. Даже в момент, когда мы заключили союз с западными демократиями, мы старались привлечь к нему и наших советских друзей и категорически уклонились от такого положения, ко
торое могло бы привести нас к столкновению с СССР. Мы верим, что добрососедские отношения, так хорошо начавшиеся и продолжаю
щиеся, ещё более укрепятся в атмосфере всё более возрастающего взаимного доверия и понимания».
Газета «Ени еабах» в редакционной статье, посвящённой турецкоболгарским отношениям, также касается этой статьи «Известий». «Турецкая нация, — пишет Ени сабах», — не питает вражды к болгарской нации. Но Болгария старается испортить отношения Турции с её союзниками и .другими соседями».
Газета заявляет, что агрессивные намерения в отношении Турции пи
тают именно болгарские правящие круги. Газета подчеркивает, что бол
гары напрасно ожидают от прави-_ тельства республиканской Турции простодушия. Газета пишет, что болгары «следуют политике, заключающейся в том, чтобы уверять в дружбе и в то же время точить за спиной нож. Они думают, что смогут таким путём убаюкать нас и тем временем закончить свою подготовку Мы взяли себе за правило судить не по словам, а но делам. Бол
гарские государственные деятели не перестают заверять, что Болгария — друг Турции, но эти слова опровергаются их же делами. Болгарский премьер Филов заявил, что Болга
рия почти полпостью восстановила свои границы. Эту же мысль неод
нократно подчеркивал болгарский официоз «Ла пароль бюлгар». На наш вопрос, о каких землях тоску
ют болгары, они нам не ответили и не моглп ответить. Но ни. один Солярия не заявил: «Мы не претенду
ем на турецкие территории Эдирне и Фракию». Молчание болгар на наш вопрос мы воспринимаем, как признание того, что наши подозрения имеют все основания».
Газета пишет, что ряд фактов в политике болгарских правящих кругов свидетельствует о том, что бол
гары бывают неискренними, когда говорят о дружбе с Турцией. «Мы, — подчеркивает газета, — с полным основанием не верим в эту дружбу».
ВОЙНА
НА МОРЕ
ЛОНДОН, 18. (ТАСС). В коммюнике английского морского минис
терства говорится, что в ночь на 16 апреля а/нглийские легкие берего
вые корабли вступили, примерно в 20 милях к западу от Гавра в бой с тремя вооружёнными тральщиками противника. Английские кораб
ли сосредоточили огонь на одном кз тральщиков. В результате многочисленных попаданий неприятельский корабль был охвачен пожаром.
БОРЬБА
С ГИТЛЕРОВСКИМИ ШПИОНАМИ В США
НЬЮ-ЙОРК, 19. (ТАСС). Ньюйоркский суд приговорил двух немце®, являющихся американски
ми гражданами, к 15 годам тюремного заключения каждого за переда
чу Германии перед вступлением США в войну информации об американских военных заводах. Министерство юстиции продолжает аресты среди подданных враждебных государств, главным образом среди
немцев. За последние две недели в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси были арестованы 26 человек.
Суды во многих городах США слушают дела бывших членов фа
шистской организации «Германоамериканский союз». Чикагский суд осудил трёх немцев, обвинявшихся в заговоре с целью отправки золота из США в Германию.
Руководитель американской военно-морской разведки контр-адмирал Трейн заявил в речи по радио, что до войны немцы разработали под
робные планы получения секретной информации об американских военных мероприятиях и планах оборо
ны. В промышленных центрах, в портах и крупнейших пунктах страны была создана широкая сеть шпионских организаций. Часть из них ликвидирована, но многие ещё не раскрыты.
ФАШИСТСКАЯ ПРОПАГАНДА В АРГЕНТИНЕ
НЬЮ-ЙОРК, 19. (ТАСС). Корреспондент агентства Оверсше Ныос передает из Буэнос-Айреса, что аргентинское правительство допуска
ет издание в Аргентине свыше 46 фашистских газет. Все они выходят в Буэнос-Айресе. Среди 1.400.000 итальянцев, проживающих в Аргентине, распространяется 6 фашистских газет, в том числе газета «Маттипо д’Италиа», субсидируемая итальянским посольством. Среди 145 тыс. немцев, живущих в Аргентине, распространяется 16 фашистских га
зет, которые получают поддержку от германского посольства и от гитле
ровских организаций, имеющихся в
Аргентине. Болгарское, румынское и венгерское посольства также финансируют фашистские издания.
ДЕЙСТВИЯ АНГЛИЙСКОЙ
АВИАЦИИ
ЛОНДОН, 18. (ТАСС). В коммюнике английского министерства ави
ации говорится, что вече-ром 16 апреля самолёты английской истребительной авиации атаковали различные суда противника близ побережья Бретани. В ночь на 17 апре
ля истребители-бомбардировщики подвергли бомбардировке электро
станцию в Мондевиле близ Кана. Другие соединения истребителей во время боевых разведок атаковали и повредили несколько това.рпых поездов и другие об’екты.
ЛОНДОН, 18. (ТАСС). В коммюнике английского министерства авиации говорится, что в ночь на 18 апреля самолёты английской бом
бардировочной авиации минировали ®оды противника. Самолёты истре
бительной авиации, оперировавшие над Францией, Голландией и Севе
ро-Западной Германией, атаковали транспортные п промышленные об’ екты противника. Самолёты войсковой авиации подвергли бомбардировке электростанции в районе между Парижем и Ле-Маном. Три са
молёта истребительной авиации не вернулись на базы.

ОТОВСЮДУ

★ МОРСКОЕ министерство США сообщило, что американский тяжёлый бомбардировщик, патрулировавший в районе Караибского моря, заметил на поверхности моря вражескую подводную лодку и, сбросив глубинные бомбы прежде чем подводная лодка успела погрузиться, потопил её.
★ ПО СООБЩЕНИЮ лондонского корреспондента газеты «Нью-Йорк Геральд трибюи». американские бомбар
дировщики «Лет.рющая крепость» и «Либерейтор» оборудуются в настоящее время для ночных полётов; эки
пажи обучаются ночной стрельбе и ночным полётам. До мнению коррес
пондента, эти мероприятия связаны с увеличением числа американских бом
бардировщиков в Англии, что даст нм возможность совершать массированные ночные налёты, подобцо английским бомбардировщикам.
КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Рейтер из Сиднея, третий «заём свободы » в Австралии, выпущенный на сумму
100 млн. фунтов стерлингов, уже к 16 апреля был реализован на сумму в 80 млн. фунтов стерлингов. Число под
писчиков составляет 175 тыс. человек. Подписка на заём закончится 20 апре ля.
★ ПО ДАННЫМ канадского статистического бюро, национальный доход Канады в феврале, составлял 700 млн. долларов, что соответствует среднего
довому уровню дохода в S.40O млндолларов н о сравнению с 7.500 млн. долЛаров в 1942 году.
★ В СВЯЗИ с саботажем на хромо-» вых рудниках Южной Албании италь
янские оккупанты вынуждены были отказаться от экеплоатащш этих рудников. Работа на них прекращена.
★ КОМАНДУЮЩИЙ военно-морскими силами союзников в Средиземном море адмирал Кэннингхэм заявил, что с момента высадки союзных войск в Северной Африке, т. е. с 8 ноября прошлого года, в северо-африканские порты прибыли суда союзников общих водоизмещением в 10.500 тыс. тошг. Потерн за этот период составляют всего лишь 2,5 проц.
На вечере латышского искусства. Сцена из одноактной оперы «Рута» (музыка Н. Грюнфельда, текст Ю. Ванагса и Ф. Рокцелниса, постанову Ю. Генина).
Фото М. ПЕТРОВА.