Восстание эстонского народа против немецких захватчиков 23 апреля 1343 года

Профессор X. КРУУС, ректор Тартуского
государственного
университета
ЭСТОНСКИЙ народ отмечает ныне
одну особенно знаменательную дату па своей вековой борьбы про
тив немецких захватчиков — 600- летпе восстания в Юрьеву ночь, 23 апреля 1343 г.
Эстонский народ имел до этого восстания за собой более чем столетнюю борьбу с немецкими окку
пантами — грабьрыцарямп, ваосаламп-ломещпкамн, Ливонским орденом и епнскоиамп. Борьбе, эта нача
лась в 1208 г. с первым вторжением немцев на эстонскую землю. Первый период этой борьбы в течение двух десятилетий являлся почти непре
рывной войной, в течение которой немцы совершили более 60 походов К набегов в Эстонию. Кровавое пося
гательство немцев на земли свободолюбивого эстонского народа встретило ожесточенное сопротивление с его стороны. То.тько в жестокой и неравной борьбе немцам удалось сломить упорное и храброе сопротивление эстонцев.
Захваченная немцами эстонская вемдя превращалась в феодальные владения Ливонского рыцарского ордена, епископов и немецких вассалов-помещиков, утвердивших повсюду свою неограниченную и свирепую власть. Эстонцы были пре
вращены в бесправных рабов немецких захватчиков.
На фоне феодально-крепостнических порядков, воздвигнутых немец
кими рыцарями и вассалами замков и нищих крестьянских лачуг столе
тиями вырисовывались, как два апгипода, два заклятых и непримиримых врага: немецкий захватчик и
свободолюбивый эстопец. Столетия
ми стоит над эстонской землей гул этой борьбы. В различные периоды она принимала различные фор
мы. То вырывалась паружу из недр народной ненависти и ме
сти, выливаясь в грозную бурю креч стьянскях восстаний против немец
ких поработителей, то уходила в подполье, приппмая форму кропотливой, внешне незаметной, но ощутительной подрывной работы пассивного сопротивления немцам.
Наиболее грозное в средние века народное восстание эстонцев началось в ночь на 23 апреля 1343 года.
В эту ночь в уезде Харьюмаа, в северной Эстонии, в качестве сигна
ла к восстанию был подожжён дом на одном холме. После этого вос
ОСАДА ТАЛЛИНА В 1343 ГОДУ. Гравюра эстонского художника
II. Лухтейна.
ставшие жестоко расправились с ненавистными немецкими насильни
ками и сожгли большую часта их феодальных поместий. Избрав из своей среды четырёх вождей, повстанцы приступили с большим войском, численностью около 12.000 че
ловек, к осаде крепости и города Таллин. Вскоре восстание охватило и другие районы материковой Эстонии, особенно её северные части.
Магистр Ливонского ордена, занятый в это время осадой русской кре
пости Изборск, поспешил скорым маршем о большими войсками на север для подавления восстания. По дороге ему удалось заманить четы
рёх эстонских вождей в орденский замок Пайде «на переговоры», где руководители восстания были вероломно убиты.

Советское симфоническое

творчество

Разнообразная программа концерта имела одну тему — тему отечественной войны.
Дыхание боевых дней коснулось не только конкретно, программной сюиты Сергея Прокофьева «1941 год». Им заряжена вся музыка «Героиче
ской поэмы» Николая Чемберджи. Той же теме подчинен замысел од
ноименной поэмы Н. Иванова-Радкевича. И в Сущности о наших днях говорит подтекст оперы Р. М. Г .тиара «Рашель», в которой использова
ны мотцвы моиассаноэской новеллы «Мадемуазель Фпфи».
Трёхчастная сюита Прокофьева посвящена героике партизанской борьбы. Пожалуй, наиболее сильное впечатление оставляет вторая -— средняя — часть сюиты («Ночью»). В лирику любви и природы, в пре
красный мир человеческих чувств грубо и резко врывается нашествие. Его тема нарочито бесфор
менна и угловата, гармонии жестки и неприятно колючи. Словно оскалилось в злорадной грцасе фашистское чудовище. Но победит не оно, безобразное чудовище, победит Чело
век, и ему, .Прекрасному Человеку— ведущему образу лучших творений Прокофьева, — посвящает композитор в сюите о войне самыб вдохновенные строки.
Язык сюиты, йри всем сложном мастерстве её, конкретен и вроет. В ней нет прямых цитат н-з народных песен. II всё же музыка ее явственно несёт в себе народные начала. Неслучайно Сергей Прокофьев последнего периода открыто декларирует:
— Что такое настоящее, хорошее?.. Эта та музыка, корни кото
рой лежат в народных песнях и классических сочинениях...
Новинкой, впервые исполненной в симфоническом концерне, явилась «Героическая поэма» Николая Чемберджи. Новая поэма по праву должка быть отнесена к числу больших достижений советского симфонизма за годы войцы.
В поэме нет определённой литературной программы. По и без того ав
торская концепции яепа: о народе, точнее о братских народах совет
ской страны, поднявшихся в едином порыве на борьбу с врагом, о стра
даниях и скорби по погибшим героям, о мужестве и воле людей, кующих победу, взволнованно л образно
рассказывает поэма Чемберджи. Па контрастном противопоставлении двух тем: главной — резко очерченной, мужественно-суровой, динамичной — и цобочной — женственно-мягкой, лирической — мастер
ски развивается материал поэмы. Поэма Чемберджи отлично звучит в оркестре. Смелая изобретательность инструментовки ещё больше подчёр
кивает колористическую свежесть и остроту гармонического языка.
Мувы к у новой оперы Г ливра приятель» представили три фрагмента: оркестровое вступление, ария аббата Шаптавуаиа (солист — JI. Норцов) н ария Рашели, исполненная II. Ро
ждественской.
Ария Рашели — центральный момент опоры. Это—страстная исповедь женского сердца, переполненного скорбью за поруганную отчизну, об
лагороженного патриотическим порывом, вооружившегося против врага ненавистью и жаждой мщения.
Тематический материал оперы «Рашель» развернуто раскрыт во вступлении. Здесь скрестились основные темы—характеристики персонажей. Эпически мудрая тема аббата Шайтавуаиа, перекликающаяся с прообразом русского летописца Пимена. Женственно-лири
ческая тема Рашели. С ними резко контрастирует тупой марш прусских солдат. И как символ гря
дущей победы, широко и мощно вливается в финал торжествующая «Марсельеза ...
Копцерт заключила «Героическая поэма» Н. Нванова-Радкевича. Это произведение, уже неоднократно исполнявшееся но радио, отражает ду
шевный строй художника, писавшего поэму на начальном этапе войны. Отсюда — естественная прямолиней
ность в трактовке темы, броская плакатность языка.
Концерт-выставка советского симфонического творчества убедительно продемонстрировал Лгеуклонное движение вперёд советской музыкаль
ной культуры. Серьёзному успеху концерна немало способствовало Технически безупречное и темперамент
ное исполнение Государственного симфонического оркестра под управлением Натана. Бахтина.
Е. Канн.
Вскоре после этого (14 мая) войско восставших потерпело от главных сил Ливонского ордена решающее поражение на подступах к Тал
лину. Восставшие потеряли 3.000 человек убитыми, остальные были рассеяны. Приглашённые эстонскими повстанцами на помощь швед
ские фогты нз Финляндии и рус
ские из Пскова опоздали. Шведские войска прибыли под Таллин через несколько дпей после того, как эстонцы потерпели поражение. По
ход псковичей в юго-восточную Эстонию не смог больше иметь решающего влияния,па исход восстания.
Над немецкими захватчиками, однако, нависла новая опасность—со стороны эстонцев острова Саа.ремаа. Тут.эстонские крестьяне 24 июля 1343 года перебили всех немцев и овладели единственной крепостью -немецких оккупантов на острове.
Для окончательного ггодавлени я восстания магистр Ливонского ордена. с помощью присланных из Пруссии войск Тевтонского ордена про
извёл осенью и зимой 1343 г. страшную распрАву со всем эстонским населением в охваченных восстанием районах. Только в двух се
верных уездах материковой Эстонии за период восстания погибло от руjkh немецких рыцарей около 30.000 эстонцев.
Для подавления восстания на осгрове Сааремаа войска Ливонского ордена предприняли два больших похода. Второй из них, предпринятый в начале 1345 г., кончился пол
ным разорением островитян. Было истреблено несколько тысяч эстонцев.
Освободительная борьба эстонского народа 1343—1345 гг., начавшаяся восстанием в Юрьеву ночь, не явля
лась обычным в рамках феодальной эпохи крестьянским бунтом. Она была основательно продуманной и хорошо подготовленной всенародной борьбой, поставившей с самого на
чала себе как главную цель задачу
полной .ликвидации ненавистного ига немецких захватчиков и истреб
ления их самих. «Всякий, кто был немецкой крови, должен был погибнуть!» — передаёт современная хроника лозунг восстания в Юрьеву .ночь.
Через шесть столетий нынешнее поколение -эстонского народа протягивает руки к своим далёким пред
кам и с каждым .днём усиливает борьбу против ненавистного врага (под лозунгом: «Смерть немецким оккупантам!».

Пров Садовский МОНОГРАФИЯ О ВЕЛИКОМ

РУСАКОМ АКТЕРЕ
Издательство «Искусство приступило к выпуску массовой библиоте
ки, посвящённой великим русским
актёрам, художникам и отдельным выдающимся произведениям русской живописи.
Первой из этой серий вышла книга «Пров Садов скиф» Вл. Филиппо
ва. В ней рассказывается о первом представителе сценического рода Садовских — великом русском актёре Прове Михайловиче Садовском.
— Даже настоящая фамилия его до сих пор но установлена, — пишет Вл. Филиппов. — В одном из сохранившихся документов читаем: «Рязанский
мещанин Пров Михайлов, по прозванию Ермолаев. Ермилов тож — он же Оадорский».
Тяжёлым, безрадостным было детство II. М. Садовского, Рано лишившись отца, он был взят на воспита
ние братьями матери, провинциальными актёрами Садовскими, фамилию которых и принял. Мальчик постоянно вращался за кулисами, выполняя всевозможные мелкие поручения артис
тов. В 14 лет (1832 г.) состоялся его дебют в Туле. В первом же своём артистическом сезоне он сыграл больше 20 ролей, затем скитался по труппам Калуги, Рязани, Ельца, Воронежа. Тамбова. В Казани Садовский встре
тился со Щепкиным, который помог даровитому юноше вступить в труппу
Малого театра. Первые же десять лет работы в Москве создали Садовскому большую популярность, в первую оче
редь как блестящему исполнителю на сцене образов Гоголя.
Широко развернулось дарование великого русского актёра в пьесах Ос
тровского. Садовский был не только сподвижником Островского — он был
как. бы его соавтором, дополнившим и углубившим материал, данный драматургом, своими собственными наблюдениями и знанием окружающей действительности.
В нынешнем году исполняется 125 лет со дня рождения 11. М. Садо вского — основоположника шко
лы реалистического национального русского сценического искусства. Книга Вл. Филиппова подробно знакомит с жизнью и творчеством этого великого русского артиста.

КАРТИНЫ

ЛАУРЕАТОВ

СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

Произведения художников — лауреатов Сталинских премий, экспонирован
ные на Всесоюзной художественной выставке ‘ «Великая отечественная война», выпускает издательство «Искусство» в виде настенных картин и от
крыток. Уже вышли многокрасочные репродукции картин: «Где здесь сдают кровь?» заслуженного деятеля искусств II. Кончаловского, «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 годазаслуженного деятеля искусств К. Юона и «Бой под слободой Стрелецкой* Ь. Яковлева.

ДНЕВНИК ИСКУССТВ

★ 27 АПРЕЛЯ откроется пятая ежегодная шекспировская конференция Всероссийского театрального общества. БУДУ г заслушаны доклады: «Шекспир
и советская культура», «Советское шекспироведение в дни отечественной войны», «Советские актёры в ролях Шекспира», «Народный артист Армян
ской OOP лауреат Сталинской премии В а гарт Вага рш ян в роли Гамлета* (о новой постановке трагедии Шекспира, осуществлённой в Ереване4 в дни оте
чественной войны), «Гуманизм «Бурии наша современность». Конференция продлится три дня.
В ЦЕНТРАЛЬНОМ Доме работников искусств ОССР сегодня состоится вечер, посвящённый С. В. Рахманинову.
ПЯТЫЙ вечер из цикла. «Русское оперное и балетное искусство» состо
ится 26 апреля в Доме актёра. Вечер
посвящён Римскому-Корсакову. Доклад о жизни и творчестве великого рус
ского композитора сделает профессор
И. Бэлза. Солисты Большого театра и Всесоюзного радиоцомитота исполнят сцены и арии из онер Римского-Корса кова.

Подробности

наступления 8-й армии

в Тунисе

ЛОНДОН, 21. (ТАСС). По сообщению корреспондента агентства Рей
тер, сопровождающего 8-го армию, англичане предприняли сильную атаку против горных позиций Роммеля. Ввиду трудных условий местности, борьба, очевидно, будет нелёгкой. S-я армия начала наступле
ние с равнины, расположенной у южных склонов эпфидавплльск их гор. Ей приходится преодолевать сильно укреплённые позиции, скрытые на высотах, зачастую достига
ющих тысячи л более футов. Для поддержки пехоты была использована вьючная артиллерия.
ЛОНДОН, 21. (ТАСС). Как передаёт специальный корреспондент агентства Рейтер, находящийся нри штабе союзных войск в Северной Африке, сейчас успешно завершена атака 6-й армии на германские по
зиции в районе Энфидавмлля, на южной границе тунисских гор. Даже у Эль-Аламейна, у линии Марет и у Вади-Акарита, пишет коррес
пондент, немцы не. предпринимали таких ожесточённых и частых контратак, как в развернувшихся сейчас боях. Совершенно очевидно, что противник учитывает серьёзный характер угрозы, созданной 8-й ар
мией на левом фланге его линии, представляющей собой ворота к узкой прибрежной долине. 8-й армии
сейчас приходится сталкиваться с трудностями местности. Эти трудно
сти заключаются в отсутствии на горах растительности, которая могла бы служить прикрытием, а также в силе вражеского артиллерийского огня, ограничивающего операции пехоты в дневное время.

Действия английской

авиации

Налёт на Абвиль. Подробности налета на Штеттин,
Росток и Берлин
ЛОНДОН, 21. (ТАСС). Английское министерство информации передаёт, что английские бомбардировщики «Вентура» в сопровождении истребителей совершили налёт на железнодорожные склады Абвиля.
ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Английское министерство информации передает новые подробности налёта англий
ской авиации на Штеттин, Росток и Берлин. В течение 40 минут бомбардировщики «Ланкастер»,
«Стирлинг» и «Галифакс» сбросили на Штеттин 150 фугасных бомб весом около 2 трин каждая, а так
же десятки тысяч зажигательных и сотни других бомб. В городе возникли крупные пожары, зарево которых можно было ещё видеть, когда, лётчики находились в 160 ми
лях от города. Большие пожары возникли также в Ростоке. Лётчики, пилотировавшие самолёты «Моек и- то», бомбившие Берлин, видели за
рево пожаров, когда они находились на расстоянии 50 миль от города.

Новый рекорд

трансатлантического

перелета

ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Газета «Таймс» сообщает, что бомбардировщик, летевший из США в Англию через Атлантический океан, установил новый рекорд, покрыв рас
стояние свыше чем 0.100 миль ад 12 часов 57 минут. Предыдущий рекорд перекрыт на 4 минуты.
Черноморский флот. В совершенстве владеют споим оружием артиллеристы Н-ского крейсера. Моряки-черноморцы берегут свои орудия и содер
жат их в чистоте и исправности. На снимке: краснофлотцы А. Бриленков и П. Сумченко убирают орудийную башню. фото Е. ХАЛДЕЯ (ТАСС).

Польский народ против Гитлера

„КАЖДЫЙ немец, проживающий
на территории генерал-губернаторства, должен помнить, что он находится во враждебном националь
ном окружении. Поэтому он должен быть готов В любую минуту защищать свою жизнь», — писал гитле
ровский сатрап в Польше Франк в специальном приказе, обязывающем всех немцев на подведомственной ему территории обучиться владеть оружием.
Народной ненавистью ‘окружены гитлеровцы в «оккупированной Польше. 28 дней понадобилось в» свое время германской военной машине, чтобы захватить эту страну-. Свыше 1.000 дней оказалось не
достаточным, чтобы сломить дух польского народа и ого Стремление
К ОСВОбоЖДеНИЮ РОДИНЫ ОТ фаНГИСТского гнёта. Неслыханным террором ответили гитлеровские цалйчн свое господство в Польше. 400 тысяч убитых и замученных в концлагерях и застенках гестапо, полтора милли
она рабов, вывезенных в Германию, свыше двух с половиной миллионов погибших от голода и истощения, около двух миллионов убитых евреев — таков мрачный синеок злодейств гитлеровцев в опустошён
ной ими Польше. Но все ужасы фашистского террора оказались бес
сильными подавить сопротивление дольского народа. Всё выше взды
маются волны партизанского движения в Польше. Всё больше и боль
ше польских патриотов становится под славные знамёна народной войны.
Недавно в окрестностях одного города произошли крупные столкнове
ния между польскими партизанами и немецкими карательными отряда
ми, В окрестных лесах укрываются сотни поляков, бежавших сюда, чтобы избежать мобилизации на принудительные работы в Германии.
Польские , патриоты захватили у немцев .много оружия Ti оказали сильное сопротивление попытке гитлеровцев «прочесать» лес. Бои дли
лись ю дней. Несмотря на то, что немцы бросили против партизанских отрядов эсэсовские части, артиллерию, танки и самолёты, им не уди
лось разбить партизан, вырвавшихся из окружения. В ходе боёв поля
ки уничтожили 50 немецких солдат и офицеров. Озверевшие немцы вы
местили свою злобу на. гражданской, населении. Они полностью уничто
жили население .нескольких дере
вень в окрестностях города, сравняв эли деревин с землей.
Смелое нападение, дли того чтобы добыть оружие, совершил одни партизанский отряд в Варшаве. Этот отряд занял иа два часа Монетный двор, и в то время как часть партизан взяла иод стражу чиновни
ков, в том числе двух немецких днревторов, другая -захватила 20 винтовок^ 15 револьверов и большое количество боеприпасов. Оказавшие оопротивлптйе немецкие директора были убиты. Отряд выполнил поставленную задачу без потерь.
26 марта, в Варшаве, на ДЛугой улице, польские патриоты совершили акт исключительной отвали. Бы
ла брошена граната в проезжавший из гестапо тюремный автомобиль с эскортом, ооировождавшим аресто
ванных. В результате взрыва было
убито и ранено несколько жалгдармов. В возникшей суматохе нескольким заключённым удалось бежать.
В Лодзи был подожжён работающий на немцев завод Кона, При этом погибли готовое к отправке военное обмундирование, весь запас искусственной шерсти и много других материалов. В Плоцке партизаны подожгли скирды хлеба из за
пасов германского командования. Один уездный город Люблинского воеводства был занят польским пар
тизанским отрядом, выбившим из города немецкий гарнизон. Другой отряд занял близлежащую железно
дорожную станцию, разрушил её, вывел из строя паровоз и поджёг две цистерны с бетаином. Близ Окаржиско Каменна партизанский отряд захватил железнодорожную станцию и задержал поезд с ноликами, которых увозили на работу в Германию. Партизаны разоружили охрану и освободили рабочих. Уничтожив оборудование железно
дорожной станции, отряд без по
терь отступил. R некоторых районах партизаны проводили в деревнях собрания местного населения и раз
давали деревенской бедноте моего и муку, захваченные в немецких^ лагерях. ___
Особого размаха достигли действия польских партизанских отрядов на
железнодорожных коммуникациях, превратившихся для гитлеровцев в подлинные «дороги смерти». По неполным данным, польские патриоты организовали в, феврале крушение не менее 15 поездов. В числе их был поезд с самолётами, танками и бензином, а также два санитарных поезда. Уничтожив немецкую охрану, партизаны взорвали железнодорожные мосты близ станции Радом. На Варшавской железной дороге они взорвали на большом участке полотно и вывели из строя желез
нодорожный тоннель. На участке Краков — Каттовпцм партизаны спустили под откос два поезда — военный- экспресс, направлявшийся па Запад, и военный транспорт, шедший из Вены на советс-ко-гермаиский фронт. Близ Жешева партизаны перевели стрелку и устроили столкновение двух немецких поездов. Товарный поезд с боеприпасами врезался в стоявший на стан
ции угольный состав. Движение пришлось остановить на 20 часов.
В другом случае партизаны захватил н несколько железнодорожных вагонов с продовольствием и розда
ли продукты местному населению. Оказавшиеся в одном из вато-нов боеприпасы пошли на вооружение партизан. Партизанский отряд, дей
ствующий в Краковской области, в конце февраля пустил под откос не менее четырёх воинских эшелонов.
Польские партизаны успешно вооружаются за счёт, оккупантов и их полинин. 17 февраля было совершено нападение да 26-й полицейский

Налет наших самолетов

на г. Тильзит

В ночь на 21 апреля наши самолёты произвели массированный на
лёг на. г. Тильзит и подвергли раз
рушительной бомбардировке военнопромышленные об екты этого горо
да. В результате бомбардировки в городе возникло много пожаров, ко
торые затем слились в оплошной очаг огня. Зарево огня было видно
с .расстояния до Y50 километров. Наблюдались также нарывы боль
шой силы, особенно многочисленные в районе расположения складов боеприпасов, иа территории железно
дорожного узла, в расположении речного порта и аэропорта.
Все наши самолёты вернулись на
свои базы.

Воздушные бои западнее Краснодара

20 и 21 апреля немецкая авиация пыталась совершить массированные налёты на наши войска и военные об’екты в районе западнее Краснодара. Наши воздушные силы, ус
пешно отразив эти налёты, в свою счаредь произвели массированные
налёты на войска и военные об’екты противника и нанесли им серьёзный урон. За два дня в воздушных боях сбито 98 немецких самолётов. Наши потери за это же время — 42 самолёта.

Тяжелое продовольственное

положение Италии

СТАМБУЛ, 22. (ТАСС). Продовольственное положение Италии непрерывно ухудшается. Итальянский
министр земледелия и лесов Парески был вынужден на-днях при
знать, что в ряде областей страны «необычайные трудности, вызван
ные войной, привели к .резкому ухудшению продовольственного положения». Как сообщает фашистская
газета «Коррьере делла сера», в Италии вновь сокращена норма зыдачи хлеба населению. Газета «Пополо д’Италиа» признаёт, что она ежедневно получает массу жалоб от населения на плохое снабжение.
Как пишут сами итальянские газеты, одной из главных причин ухудшения продовольственного положения Италии является все возрастающий вывоз продукции италь
янского сельского хозяйства в Германию. Газета «Коррьере делла сера» сообщает, что экспорт итальян
ских товаров в Германию в 1943 году будет ещё больше увеличен, и призывает население приготовиться «к новым жертвам и продовольственным ограничениям». Одновре
менно газета предупреждает населе
ние, что не следует рассчитывать на получение продовольствия из других
стран, с которыми Италия ещё сохраняет торговые связи. «В этом году, — пишет газета, — неизбежно новое сокращение торгового обмена с Испанией, Португалией, Швецией и Швейцарией. Не следует возлагать больших надежд на получение продуктов нз Болгарии».
Как сообщает га-зета «Ееджиме фашиста», министерство земледелия и лесов обязало крестьян сдать в ближайшие дни государственным органам все запасы сельскохозяйствен
ных продуктов. Однако, несмотря на предупреждение о том, что «нару
шители этого распоряжения будут преданы суду», крестьяне отказываются сдавать для отправки з Гер
манию продукты. В связи с этим газета «Пополо д’Италиа» обрушилась с угрозами по адресу нарушителей распоряжения. «Местные вла
сти, — заявляет газета; — должны решительно преследовать нарушителей и наказывать их в массовом порядке, неутомимо и беспощадно. Ес
ли для недисциплинированных нехватает места в концентрационном лагере Абруццо, то надо создавать новые концлагеря. Места для создания новых концентрационных лагерей в Италии сколько угодно».

Борьба французских патриотов

против оккупантов

ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Издающиеся в Лондоне французские газеты сообщают об активизации деятельностп французских партизан. Они разрушают коммуникации гитлеровцев и пускают под откосы поезда с немецкими военными грузами. Так, на линии Аррас—Сен-Поль миной был взорван немецкий поезд. Движение на этом участке было пре
рвано на 20 часов. Около Лувруаль (у бельгийской границы) партиза
ны подорвали Ь шелон с углем, при этом было разбито 17 вагонов и раз
рушено железнодорожное полотно. Между Дуэ и Аррасом в результате крушения поезда были уничтожены 25 вагонов и 1 паровоз. Между Амьеном и Компьеном были унич
тожены 21 вагон и 2 паровоза, Движение .на этом участке было прервано на двое суток.
Во иремя крзчпеггия немецких воинских поездов было убито и ране
но много гитлеровцев. Гак, вовремя ирушегаия немецкого эшелона око
ло Булони было убито и ранено 150 гитлеровских солдат и офицеров.
Учащаются нападения партизан иа группы гитлеровских солдат и офицеров. В городе Аржамтей (близ Парижа) партизаны забросали гра
натами отряд гитлеровских солдат, убив и ранив многих из них. В
Лионе группа партизан ранила нескольких гитлеровских офицеров, вы
ходивших ночью из ресторана. Напавшие на отряд немецких солдат лионские вольные стрелки ранили 25 гитлеровцев, сожгли две авто
цистерны с горючим и уничтожили
автомобиль с радиостанцией. В Марселе за последнее время парти
занами убито и ранено около 50 гитлеровских солдат и офицеров.
Карательные жандармские отряды властей Виши в Верхней Савойе, направленные для поимки партизан, были обстреляны французскими патриотами.
В связи с активизацией партш заяского движения оккупационные власти и чиновники «правительства» Виши приняли ряд новых мер
военно-полицейского характера. Как сообщает французская газета «Пти дофинуа». у французского побережья Женевского озера с наступ
лением темноты запрещено всякое движение на парусных и гребных лодках. Все рыбачьи лодки взяты на учёт.
Швейцарская га-зета «Нейе цюрхер цейтунг» сообщает, что находящие
ся в Верхней Савойе офицеры итальянских оккупационных частей стараются не показываться на улицах, опасаясь нападений.

„ОПАСНЫЕ СЛУХИ В ЕВРОПЕ

участок в Варшаве. Все полицейские были обезоружены. Так как подобные случаи приняли массовый характер, оккупационные власти запретили полицейским носить оружие пне службы. Полицейским, которые будут обезоружены, гитлеровцы угрожали суровыми карами, вплоть до смертной казни. И дейст
вительно, после нападения партизан на один полицейский участок было расстреляно 6 полицейских.
Немецкие оккупанты выселили из ряда деревень в районе Люблина несколько тысяч поляков, переев их земли в собственность немецким
«колонистам». Это вызвало огромное возмущение местного населения. Вооружённая группа польских пат
риотов напала на отряд эсэсовцев и полицейских, которые были посланы для охраны немцев, поселившихся в районе Люблина. (Много гитлеровцев было убито и ранено.
Наряду с действиями партизан отмечаются многочисленные акты саботажа и диверсий на предприя
тиях. работающих на немцев. Так,
на Островецкпх военных заводах
недавно были напорчены две мартеиовские печи и целый ряд импортируемых из Германии станков.
Так с оружием в руках борется героический польский народ с гитле
ровскими угнетателями, твердо веря в зарю грядущего освобождения, по зпа.я также, что победа над врагом не придет са.ма, что она должна быть и будет завоёвана в жестоких боях с фашистскими оккупантами.
В. Львовский.
итальянской печати и радио. Слухи торжествовали, потому что говорили правду.
На широкую ногу решило поставить борьбу со слухами «правительство» Виши. Как жалуется гитлеровская печать, слухи, «подры
вающие моральный дух населения»,
свили во Франции прочное гнездо. С этим видом информации, противоречащей казённой лжи продав
шихся Гитлеру французских газет, «правительство» Виши решило по
кончить, как говорится, одним уда
ром. Вот что сообщает женевский корреспондент эссвискюй «Националь цейтунг»:
«От имени французского министерства. информации генеральный секретарь министерства призывает фран
цузскую Молодёжь начать подлинную отечественную кампанию против слухов. Молодым французам следовало бы клятвенно взять иа себя обя
зательство тщательно проверять каждую информацию такого рода».
Но молодые французы приносят другие клятвы — клятвы верности отечеству и местп гитлеровским рабовладельцам. Можно заранее
предвидеть, что «отечественная кампания» господина Марион, ви.шийского статс-секретаря по делам информации, потерпит полный про
вал. Франция ведеу борьбу не со слухами, -а с той гитлеровской аген
турой, которая пытается опутать страну ложью и демагогией.
Весьма неприятные для Геббельса слухи ползут и в Германии. В связи с этим гитлеровцы решили
поставить борьбу со слухам», так сказать, на научные рельсы. Дело передали в руки «профессоров». «Вестдейчер беобахтер» по этому поводу сообщает:
«В текущем семестре профессор Гирлих посвятил всё свое время задаче исследовать происхождение слу
хов и сделать об «том сообщение в Кельнском университете^.
«Научные» изыскания кельнюкого мракобеса окончились полным фиаско. Происхождения «опасныхслухов он не установит, потому что слухами были охвачены поголовно вес я;птели города.
Слухи ползут, распространяя правду о чёрных днях гитлеровской Германии. Они свидетельствуют о полном провале фашистской про
паганды и о величайшем презрения народов Европы х стряпне Геббельса ж его агентов.

На концерте в Большом зале консерватории

В конце декабря прошлого года итальянская газета «Ресто дедъ карлико» разразилась следующей поучающей тирадой:
«Не следует обращать внимание на мрачные слухи. распространяемые некоторыми злонамеренными лицами для того, чтобы нарушить спокой
ствие нашего благоразумного народа...».
Но «мрачные слухи», по поводу которых негодовала фашистская газета, распростраиялись. И распространялись они.тем шире, чем вер
нее подтверждалось их содержание. Вести о .разгроме итальянских диви
зий на советско-германском фронте, о брошенных Роммелем на произ
вол судьбы итальянских частях в Африке доходили до населения вопреки всем лживым утверждениям

По столбцам иностранной печати