АПРЕЛЯ 1943 Г.

СУББОТА
№ 96 (5844)
Цена 20 коп.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 23 апреля

В течение 23 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.
Нашими корабддми в Баренцевом море потоплен транспорт противника.

На Кубани противник предпринял несколько атак, но, потеряв убиты
ми и ранеными до 500 солдат и офицеров, был вынужден отойти на исходные позиции. Танкисты под командованием капитана Суш
кина за несколько дней сожгли и подбили 17 немецких танков. Попрежнему активно действовала на
ша авиация и авиация противника. В воздушных боях нашими лётчи
ками обито 36 немецких самолётов. ★
На Западном фронте наши войска укрепляли свои позиции, ружейнопулемётным и артиллерийским огнём уничтожали живую силу и ог
невые точки противника- На одном участке батальон немецкой пехоты пытался вести разведку боем. Огнём из всех видов оружия уничтожено более 100 немецких солдат и
офицеров. Остальные гитлеровцы были рассеяны.

Юго-западнее Ворошиловграда огнём нашей артиллерии разрушены
4 дзота, уничтожены 7 автомашин и 12 повозок противника с различными грузами.
Советская авиация произвела крупный налёт на аэродром противника При первом же заходе на
ши лётчики уничтожили на земле 20 немецких самолётов. Результаты последующих бомбовых ударов не
возможно было точно установить из-за густого дыма от возникшего
пожара Кроме того, советские лётчики бомбили железнодорожные станции в тылу врага и уничтожи
ли немецкий эшелон с вооружением и боеприпасами.
На Северо-Западном фронте происходила редкая перестрелка. Снайперы подразделения, где команди
ром лейтенант Вагин, за последние дни истребили 324 гитлеровца Наблюдатель-разведчик гвардии лейтенант Волобуев обнаружил враже
скую колонну в составе 30 повозок и до 150 немецких солдат и офицеров. Артиллеристы подразделе
ния, где командиром т. Писарев, открыли прицельный огонь и несколькими залпами разгромили колонну противника.

Украинские партизаны узнали что в город Н. прибыла крупная карательная экспедиция противника Ночью несколько отрядов партизан об’единёнными силами пере
хватили все дороги и ворвались в северную и центральную части го
рода- Завязались ожесточённые уличные бои с немцами. К концу дня немецкий гарнизон и каратели были разгромлены. В результате этой операции советские патриоты истребили до 400 гитлеровцев. В
числе убитых немецкий генерал и много офице.рот1. Разгромлено несколько складов с военным имуществом. Захвачены трофеи: 15 пуле
мётов, 3 миномёта. 105 автоматов и винтовок и 20 тысяч патронов. Пар
тизаны освободили из тюрьмы 20 советских граждан, осуждённых гитлеровцами к расстрелу.

Пленный солдат 1 роты 513 полка 294 немецкой пехотной дивизии
Герберт К. рассказал: «У меня больное сердце и поэтому я был ооввбождён от военной службы. В январе 1013 года меня, однако, при
звали и совершенно неожиданно с маршевым батальоном отправили в РоссиЪ-. Батадьон производил весь
ма жалкое впечатление. Тут были собраны сердечники, туберкулёзники и просто полуинвалиды. Нас направили в 294 дивизию. В первой роте 513 полка, куда я попал, было всего лишь 7 солдат. Солдаты опа
саются, что русские устроят им ещё один Сталинград- Один из них мне сказал, что он страшно устал и желает любым способом вырваться от
сюда. При первой же возможности мы с ним вместе сдались в плен».
Ниже публикуется акт о злодеяниях немецко-фашистских мерзав
цев в деревне Борки, Калининской области: «Отступая из деревни Б ор
ки. немецкие захватчики сожгли все дома. В деревне не осталось ни души. Бойцы и командиры Н-ской ча
сти, вступившие в Борки, обнаружили в пепелище 27 трупов женщин, детей и стариков. Четыре тру
па зверски замученных девушек лежали посредине улицы. На западной окраине деревни найден труп молодой женщины. Всё её те
ло было в ранах, голова разбита, груди вырезаны. Рядом лежали двое убитых детей в возрасте от одного до трёх лет. Гитлеровские звери и убийцы снесли с лица земли деревню Борки, сожгли и убили всех- жителей деревни». Акт подписали: лейтенанты Р. Степа
ненко. С. Крутеев, старший сержант Т. Кургаев, красноармеец С. Тцркип.

Утреннее сообщение 24 апреля

В течение ночи на 24 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.
На Кубани противник в результате безуспешных атак за послед
ние дни понёс тяжёлые потери в живой силе и технике. Обескров
ленные части гитлеровцев активных действий не предпринимали. Огнём вашей артиллерии уничтожено 2 артиллерийских батареи и взорвал склад противника с боеприпасами.
Наша авпация бомбила аэродромы противника. В результате налё
та наших самолётов на вражеских аэродромах возникло много пожаров и наблюдались сильные взрывы.
На Западном фронте эртиллериеты Н-ской части уничтожили 8 ДЗОТ ов и подавили огонь 2 миномётных батарей противника. Снайперы одного подразделения в тече
ние дня истребили 26 немецких солдат и офицеров. Снайпер т. Гаврев уничтожил 3 гитлеровцев, снайперы тт. Монахов и Беляев истребили по два немца каждый.
Южнее Балакл-еи бойцы Н-сжого подразделения ночью ворвались в траншей противника и уничтожили до роты немецкой пехоты. За
хвачено 3 пулемёта, 2 миномёта « несколько десятков винтовок и ав
томатов. Огнём нашей артиллерии разбито 3 немецких автомашины и 8 повозок с боеприпасами.
Наша авиация повторила налёт на аэродром противника, подверг шийся вчера усиленной бомбежке. Отмечено 25 очагов пожара и 3 сильных взрыва:

В районе Белгорода 30 немецких автоматчиков пытались цронижяуть в расположение наших войск, но были окружены и уничтожены. На другом участке советские артилле
ристы оггбиля атаку роты пехоты противника и истребили 40 немецких -солдат и офицеров.

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Пинской области, разгромил немецкий гарни
зон. Убито 30 немецких солдат и офицеров. Партизаны Полесской об
ласти 7 апреля подорвали немецкий воинский эшелон, следовавший под усиленной охраной к линии фронта. Разбиты 5 вагонов н паро
воз. В завязавшейся перестрелке советские патриоты уничтожили 45 гитлеровцев.

Пленный солдан 35 полка 25 немецкой мотодивизии Конрад Шмидт рассказал «В марте наш марше
вый батальон прибыл в Орёл и был передан 25 мотодивизии. Распреде
ление людей по полкам происходило на.площайн перед казармами. В это время появились русские штурмовики. С небольшой высоты они обстреляли батальон. 1 рота маршевого батальона потеряла 20 человек убитыми, 45 тяжело и 15 легко ра
неными. Другие подразделения понесли не меньшие потери. На пере
довых позициях за одну неделю в условиях затишья русские снайперы вывели из строя 20 солдат нашей роты.
Перед от ездом в Россию я побывал в Берлине. Мои знакомые берлпнцы считают, что Германия скоро получит еще один 1918 год, т. е. будет разбит».

Танкист Иван Горшенин

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 23. (Спец. корр. ТАСС). Экипаж танка дрался уже несколько часов. Огнем и гусеницами он сопровождал пехо
ту, пробивал проходы в немецкой обороне, и теперь, после несколь
ких часов, машина вела бой далеко за передним краем, в глубине вражеского расположения.
В степи всё видно далеко. В вечерних сумерках ярко вспыхивали выстрелы пяти немецких противо
танковых пушек. Они стояли прямо перед наступающей машиной. Рота немецкой пехоты оборонялась автоматным и пулемётным огнем. Фа
шисты прижимали к земле наших пехотинцев, пытаясь отрезать их от танка, но советская машина уже несколько раз устремлялась на этот участок, давила врага, вводила в прорыв десантников и не отрывалась от пехоты.
Когда тяжёлая машина после короткого налёта возвращалась обрат
но, пехотинцы увидели в люке знакомую фигуру командире. «КВ» Ивана Горшенина. Он, разгорячённый боем, что-то приказывал, но за
шумом мотора не слышны были его слова, и люди понимали больше по жестам и главное по тому, что ма
шина невредимая пришла снова за ними. Автоматчики быстрю вскакивали на броню танка и шли в новый рейд.
Когда иссякли снаряды и пулемётные диски, экипаж наступал без единого выстрела. Немцы подтяну
ли самоходную пушку и перешли на термитные снаряды. Два снаряда повредили машину, но она не потеряла маневренности. Из строя вышли механик-водитель Николай Чекин и башенный стрелок Петр Ли
ванов. За рычаги управления сел командир. Радист старший сержант Иван Попков помогал раненым товарищам.
Несмотря на, повреждения и потерю части экипажа, лейтенант Гор
шенин из боя машину не вывел. Он маневрировал, умело уходил от прямых ударов врага, местами продолжал наступать.
В этот момент настал решительный час сражения. Несколько сред
них немецких танков шля иавстречу. Пехотинцы видели, кар наш танк повернул в сторону и скрылся в небольшой балке. Но «е виде
ли и «о слышали автоматчики, как Горшенин приказал радисту вынес
ти раненых и снова сел эа рычаги. Но прежде, чам загудел мотор, радист услышал последние слова, последнее решение командира: «Попков, яду на таран».
Машина рванулась и быстро пошла вперёд. Отползая, танкист видел, как на полном ходу, бее едино
го выстрела шёл на противника «КВ». Он сбил самоходную пушку и устремился на ближайший вражеский танк. Пехотинцы слышали несколько пушечных выстрелов.
На следующий день боевые товарищи из полка, где служил Иван Горшенин, по следу гусениц наш
ли последнее место борьбы героя. Это было недалеко от балки. Танкисты увидели раздавленную самоходную пушку и протараненный вражеский танк. «КВ» застыл, прида
вив фашиста. У широкой гусеницы лежал танкист Иван Горшенин.
Б. Афанасьев.
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Советские ассы в Заполярье

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
Присвоить нижепоименованным лицам высшего начальствующего состава Красной Армии воинские звания, установленные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 г. и Постановлением Государственного Комитета Обороны от 3 марта 1942 г.:
Звание ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА Попову Маркиану Михайловичу.
Звание ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА Иванову Владимиру Дмитриевичу.
Звание ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ИНЖЕНЕРНО АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ СЛУЖБЫ Потапову Николаю Ивановичу.
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. СТАЛИН.
Управляющий Делами Совнаркома СССР Я. ЧАДАЕВ.
Москва, Кремль. 23 апреля 1943 г.
Предмайское социалистическое соревнование. Молодые стахановцы — токари Н-ского завода боеприпасов К. Матвеева и А. Шевалкин, быстро освоившие токарное дело и теперь выполняющие фронтовые заказы на 300 процентов. фото В. БАШКИРОВА (ТАСС).
КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 24. (Спец, корр. ТАСС), Много славных воз
душных бойцов, подлинных совет
ских а особ воспитано в Н-свом гвардейском истребительном авиаполку. Среди лих—Герой Советокото Союза Алексей Хлобыстов, Виктор Круп
ский, Павел Кайков, Иван Белов, Василий Королев, Стенал Понома,р- чук, Леонид Иванов, Алексей Поздняков.
Ровно год назад приказом Наркома Обороны полк был преобразован в гвардейский. Принимая гвардей
ское знамя, лётчики поклялись еще беспощадней громить врага. Свое
слово они сдержали. За год личный состав полка провел 94 воздушных боя. Во время этих схва
ток с врагом, а также штурмовыми
налётами на аэродромы противника уничтожено 102 немецких самолёта. Лётчик Бочков обил 8 вражеских машин лично и 32—в группе а дру
гими лётчиками. На счету пилота Кутахова 8 лично сбитых враже
ских машин и 28 в группе. По 28— 30 ввёзд, свидетельствующих о ко
личестве сбитых вражеских машии, украшают самолёты летчиков Гайденко, Дмитрюка, Мироненко.
П. Баранников.

Высадка разведчиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 24. (Спец. корр. ТАСС), Над морем нависла тёмная южная ночь. К вражескому берегу, лавируя среди подводных камней, осторожно проби
рался советский: катер. На его борту находились 20 разведчиков, натравлявшихся в глубокий тыл противника.
Командир катера — старший лейтенант Кузьмин приказал застопорить машину. С борта судна со
скользнула небольшая шлюпка. Боцман Грубая и комендор Бара
банов сели.за вёсла. Рядом с ними разместились трое разведчиков Шлюпка понеслась к суше.
Всплески воды от ударов вёсел были услышаны иа берегу я яа стоявших в дозоре вражеских торпедных катерах. Встревоженные фа
шисты выпустили в воздух не
сколько осветительных ракет. На море лег луч прожектора. Прыгая по волнам, он настиг дрейфовавший катер. С берега застрочил пулемёт
На помощь катеру неожиданно пришёл наш морокой ночной бомбардировщик. Лётчики-ночлизаметили, что катеру угрожает опасность. Самолёт немедленно развернулся я сбросил в район прожектора бомбу. Луч света погас.
Грубач и Барабанов направились в рейс о последней группой раз
ведчиков. В это время катер был пойман лучом второго вражеского прожектора. С дозорных катеров и
с берега был открыт огонь. Наши катерники отвечали выстрелами из пушки я пулемётов. Второй прожектор тотчас погас. Выполнив задатке, катер Кузьмина, полным ходом помчался на свою базу.
Вторую группу разведчиков в эту ночь высаживал катер старшего лейтенанта Школа. Разведчики благополучно достигли: суши, но шлюпка была разбита о подводные «Калы. Четыре сопровождавших шлюп
ку моряка остались на берегу. С рассветом катер был атакован вражеским торпедоносцем. Оудпу при
шлосъ отстреливаться и уходить, а отставшие моряки присоединились к раэвацчмкам.
Несколько дней спустя катер старшого лейтенанта Школа вернулся обратно, чтобы забрать разведчиков. С берега замигал огонёк. Комаягдиру катера показалась подозрительной пунктуальная точ
ность сигналов. «Будьтев особенно бдительными», — напутствовал, он севших за вёсла шлюпки боцмана Бугрова и комендора Грушанкииа.
Шлюпка приблизилась к берегу и развернулась носом к катеру. Бугров заметил па берегу группу людей в (красноармейских шинелях. В этот момент под ноги бопуану в шлюпку упала граната. Не расте
рявшийся Бугров ловко подхватил её и бросил обратно. Грушанкин стал кидать в разбегавшихся фа
шистов гранаты, а тем временем Бугров взялся за. вёс,та. С бе>рега по ш люпке ударили автоматы и пулемёты. Школа стал прикрывать отход шлюпки выстрелами из пушки. Катер благополучно ушёл в открытое море. Вражеская засада яе. удалась. А разведчики и отставшие четыре моряка были потом разысканы н вывезены в расположение нашей части.
К. Пухов.

Пулеметчики

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 24. (Спец. корр. ТАСС), Братья-таджики Акрамовы шли в боевых порядках пехоты, поддерживая её непрерывным огнём пулемёта. Старший
брат Ислам Акрамов командовал пулемётным расчётом, младший — Мухтар был вторым номером.
В разгар боя Акрамовы заметили, капе на фланге возле бугра немцы установили пулемёт и начали об
стреливать наших пехотинцев. Братья отделились от стрелков и, продвинувшись вперёд вступили в
огневой поединок с немцами. Они били по вражескому пулемёту, пока не уничтожили его расчёт.
В бою Ислама ранило. Мухтар продолжал бой. Несколькими очередями он сразил более 20 гитлеровцев. Соседние пулемётчики поддер
жали таджика. Одна за другой умолкали вражеские огневые точ
ки. Благодаря отличным действиям пулемётчиков атака наших пехотинцев увенчалась полным успехом.
А. Крашке.

Фашистские палачи

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 24. (Спец. корр. ТАСС). Гитлеровские палачи жестоко расправляются с пленными советскими бойцами и командирами. На-днях был подверг
нут чудовищной пытке захваченный немцами в плен сержант В. И. Мит
рофанов. Фашисты отрубили у него до колен ноги. Вот что об этом рассказали старшина Афанасьев, сержант Шафиков, младший сержант Иванов я красноармейцы Бородин, Мамоиов и Чирков:
«Немцы атаковали огневую точку Митрофанова, выдвинутую далеко вперёд. Митрофане» не раз встречался лицом к лицу с врагом и никогда не терял стойкости н выдерж
ки. И на этот раз он дрался как герой. Но немцев было много. По
гибли два бойца — Григорьев и Засыпкия, сражавшиеся вместе с Митрофановым. Сержант был тяже
ло ранен. В бессознательном состоянии его захватили немцы.
Вскоре бойцы нашего подразделения стремительным ударом уничто
жили часть немцев, пробравшихся к нашему рубежу, а остальных обра
тили в бегство. Двое из нас — младший сержант Иванов и красно
армеец Бородин первыми добежали до огневой точки.
Страшную картину увидели красноармейцы. Митрофанов лежал в луже крови. Он был еще жив и успел сказать несколько слов: «Немцы издевались надо мной... Они пытали меня...».
О гнусном злодеяний фашистских палачей сразу же узнали все бой
цы подразделения. На утро, когда хоронили мужественного героя, они поклялись жестоко отомстить гитлеровским бандитам.

О присвоении воинского звания вице-адмирала Басистому Николаю Ефремовичу

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР
Присвоить установленное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года воинское звание вице-адмирала Басистому Николаю Ефремовичу.
Управляющий Делами Совнаркома СССР
Я. ЧАДАЕВ. Москва, Кремль. 23 апреля 1943 г.
Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении писателя Упитса Андрея Мартыновича
орденом Трудового Красного Знамени
За выдающиеся успехи в области художественной литературы, в связи с 45-летием литературной и общественной деятельности, наградить латвийского писателя Упитса Андрея Мартыновича орденом Трудового Красного Знамени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 23 апреля 1943 г.
Прием Главы Военной Миссии Великобритании
генерал-лейтенанта Мартеля Начальником Генштаба
Маршалом А. М. Василевским
На-днях Начальник Генерального Штаба Красной Армии Маршал А. М. Василевский принял Главу Военной Миссии Великобритании
генерал-лейтена.нта Мартеля. Беседа касалась текущих военных вопросов.

Собрание студенческого актива Москвы

Вчера состоялось собрание студенческого актива Москвы, созванное ВЦСПС и МГК ВЛКСМ. С докладом о задачах советского студенчества я тешущем учебном году вы
ступил председатель Всесоюзного комитета по делам высшей школы тов. Кафтанов.
Несмотря на труднейшие условия войны, эвакуацию многих вузов, высшая школа ни на один день не прекращала своей работы. Война не только не меньпгила епроо яа кад
ры, но значительно увеличила его. С этой основной задачей высшая шкала справилась неплохо: за вре
мя войны она дала десятки тысяч инженеров, врачей, агрономов, учителей, экономистов. Свыше 100 ра
ботников высшей школы удостоены в этом году Сталинской премил. Сейчас в одной лишь Москве рабо
тают, не считая пяти заочных, 42 высших учебных заведения.
В сравнении с предыдущей февральско-мартовская экзаменационная сессия прошла более организованно, достигнуты лучшие показа
тели успеваемости студентов. Сейчас предстоит весенняя экзаменацион
ная сессия. Она должна пройти на ещё более высоком уровне.
Докладчик подробно остановился на вопросах улучшения материально-бытового положения студенчест
ва. При вузах организованы отделы рабочего снабжения, выделяются до
полнительные продовольственные
фонды. Многое сейчас зависят от самих вузовских организаций. Нуж
но подхватить почин Московского авиационного института, создавшего мощное подсобное хозяйство, орга
низовать пошивочные и ремонтные мастерские.
В заключение докладчик подчеркнул необходимость улучшить дело политического воспитания и воен
ной подготовки студентов. Один из московских вузов создал учебный полк, подготовил сотни лыжников, много автоматчиков, истребителей танков, медсестёр. Этот опыт должен быть широко распространён.
В прениях выступили тт. Романов (Энергетический институт), Валентэй (Городской педагогический институт), Харитонов (Авиационный
институт), секретарь МГК ВКП(б) по пропаганде тов. Леонтьева и др.

(ТАСС). Предмайское социалистическое

соревнование

АПРЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА
ВЫПОЛНЕНА
С каждым днём на заводе «Красный пролетарий нарастают темпы производительности труда участников предмайского социалистическо
го соревнования. Многие цехи уже заканчивают выполнение апрель
ской программы. Вчера закончил месячный план 1 -й механический цех, где та пальником тов. Воробьёв. Рабочие цеха показали подлинные
образцы трудового героизма. Жена фронтовика тов. Жарикова в тече
ние трёх суток не покидала цеха для того, чтобы выполнить одно ответственное задание.
Отличился в предмайском соревновании долбёжник тов. Воронков. Ещё в марте он дал высокие по
казателя, выполнив месячный план на 300 процентов. Не сдаёт темпов он и в апреле. Ежедневные пока
затели тов. Воронкова — 160—170 процентов нормы.
Первый механический цех уже сдал первую партию изделий в фонд .Главного Командования- Крас
ной Армии и развивает, темпы для того, чтобы к 1 мая дать как можно больше сверхплановой продукции.
Все цехи и отделы завода «Красный пролетарий» равняются по передовому цеху Воробьёва
У МАСТЕРОВ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО
ДЕЛА
Передовик Всесоюзного социалистического соревнования — завод «фрезер» работает высокими темпа
ми. Коллектив добивается досрочного окончания апрельского плана с тем. чтобы больше продукции дать в особый фонд Главного Командования Красной Армии.
Больших успехов достиг цех, где начальником тов. Брашделис. Ему на хранение передано завоеванное коллективом завода переходящее
Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Месячный план цехом закончен 22 апреля. Начался выпуск продукции в особый фонд Главного Командования.
В передовом цехе выделяется работа участка, котором руководит мастер тов. Молчанов.В последние дни участок, где работает немало токарей разных квалификаций, выполняет задание на 200—250 про
центов. Успех токарей — результат уплотнения рабочего дня, умелого использования оборудования.
Хорошо работают цехи, где начальниками тт. Егоров, Уверений, Артемов и Сорока Они добиваются окончания апрельской программы сегодня.

Благородный поступок колхозника Радюк

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 24. (ТАСС). На-днях па хутор Красный, Богаев
ского района, прибыл представитель командования фронта. От имени правительства он вручил колхозни
ку Платону Прокофьевичу Радюк орден Красной Звезды, а его жене Марфе Корнеевне — медаль «За боевые заслуги».
Во время зимних боев, когда паши части временно отступили, супруги Радюк подобрали 22 раненых
бойца и командира. Обмыли и перевязали их, накормили. Когда в хутор вошли немцы, 12 легко раненых, снабженных продуктами, тай
ком перешли линию фронта. Десять бойцов и командиров остались в избе. Девять дней Радюк и его же
на прятали в избе ратеяшх. Они отдали им последние зал асы про
дуктов, изорвали па бинты вое простыни, полотенца, нижнее белье,
Действующая Армия. Пикирующие бомбардировщики идут на выполнение боевой» задания. Самолёты ведут капитаны-орденоносцы П. Сырчин и М. Перлин. фото А. ГАРАНИНА.

О присвоении воинских званий высшему начальствующему составу Красной Армии