ВЫСТАВКА

О ВЕЛИКОМ ПОЛКОВОДЦЕ

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ СССР
им. В. И. ЛЕНИНА
В связи с исполняющимся 28 апреля 130-летием со дня смерти ве
ликого русского полководца М. И. Кутузова Государственная библио
тека СССР имели В. И. Ленина об
новляет и пополняет раздед{)выставхя «Наши великие предки», посвящённый Кутузову.
Экспонаты этого раздела ярко показывают Кутузова — человека суворовской школил. Суворов чрезвы
чайно высоко ценил Кутузова. После штурма и взятия сильно укреплённой турецкой крепости Измалл Суворов сказал про Кутузова: «Он
шел у меня на левом крыле, но был правою моею рукою».
Среди экспонатов — портрет Кутузова, а рядом — его высокопатриотические слова: «Русские не
прежде пожелают вкуслть сладости мира, как перебив коварного неприятеля, осквернившего своим нападением землю отцов наших».
С большим интересом читатели библиотеки рассматривают иллюстрации, изображающие отдельные эпизоды из эпохи Отечественной войны 1612 года: репродукции известных картин «Военный совет в Филях», «Пожар Москвы», «Наполеон в Кремле», «Отступление французов» и др.
Выставка пополняется книгами об Отечественной войне 1812 года и великом русском полководце. Полу
чены книги на языках народов СОСР и подобрана новейшая лите
ратура о Кутузове, вылущенная в наши дни.
ДРЕВНЕРУССКИЕ ПАМЯТНИКИ СЕВЕРА
В АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ
Академия архитектуры включила в летний план своей работы обсле
дование древнерусских памятников зодчества на Севере.
— Цель обследования, — сказал в беседе с налгим сотрудником профессор Сухов, — выяснить состоя
ние замечательных памятников старшнного зодчества в Архангельской и Вологодской областях, а частично и в Горьковской.
На Севере сохранилось много памятников, сооружённых в XVI и XVII веках. Это — древние церкви и гражданские сооружения — избы крестьян, здания солеварев, промысловых мельниц и т. д. Большой из
вестностью пользуется собор в Вологде и Николо-Карельский мона
стырь на побережье Белого моря. Собор был выстроен при Иване Грозном. Николо-Карельский мона
стырь — крепость, преграждавшая путь врагу с Белого моря. Сохранившаяся бревенчатая ограда мона
стыря представляет собой образец деревянных крепостных сооружений.
Исключительный интерес вызывают уцелевшие крестьянские избы в Холмогорах — на родине великого русского учёного Ломоносова. Эти избы сооружались в XVIII веке, но в архитектуре их отразились традиции более раннего периода. Эти и другие памятники старины в большинстве случаев отроились из дерева—огромных бревен.
Изучение древнерусских памятников зодчества на Севере представляет большой интерес для архитекторов и строителей.
Ленинградский композитор лейтенант Михаил Глух написал «Песню ленинградских пионеров», которую под его руководством разучивает вокальный ансамбль ленинградского Дворца пионеров. На снимке: композитор Михаил Глух с исполнителями новой песни.
Фото В. ТАРАСЕВИЧА (ТАСС).

Вечер латышского искусства

Второй вечер латышского искусства, состоявшийся 21 апреля в
Большом зале консерватории, быш отчётным концертом ведущих шрти
стов Государственного художественного ансамбля Латвийской ССР.
Каждый певец кроме латышской народной песни исполнял произве
дения латышских композиторов или арнн из онер русских и западно
европейских авторов. Латышские народные песни — в большинстве своём то лирические с налётом неж
ной грусти, то юмористические — полны задушевности н непосредст
венности. Особенно хороши нежнолиричная «Колыбельная», бодрые, с оттенком юмора «Конь ты мой, ко
нёк буланый» и «На верхупгке дуба ворон».
Творчество латышских композиторов было представлено только двумя небольшими сочинениями композиторов Дарзшгып и Мелягайлис
Состав исполнителей (артисты А. Пиле, В. Крампе, И. Груздыня, Л. Заходняк, А. Дашков, заслужен
ные артисты Латвийской ССР Р. Бережный, Э. Пакулы свидетельствует о том, что в ансамбле имеют
ся певцы с высокой вокальной и музыкальной культурой. Особо следует отметить выдающееся мастерство Паку.ть, позволяющее этой та
лантливой певице, в совершенстве владеющей своим голосом, легко

ДНЕВНИК

ИСКУССТВ

★ КОМИТЕТ по делам искусств при СНК OOGP утвердил план гастролей театров в Челябинской области. О 15 мая по 1 июля в Челябинске будет
играть Московский театр сатиры, с 5 июля по 5 сентября — Ленинградский Малый оперный ^еатр. В города Челябинской области направлен также ансамбль музыкальной комедии под руководством Домбика.
★ ЧЕТВЕРТЫЙ симфонический концерт цикла «Русская музыка* состоится 28 апреля в Большом зале консерватории. Государственный симфонический оркестр ССОР (дирижёр — за
служенный артист УССР Н. Рахлип) исполнит 5-ю симфонию Шостаковича, второй концерт Прокофьева, «1812 год* Чайковского. В концерте принимает участие профессор М. Юдина.
★ ТЕАТР драмы п комедии областного отдела искусств Мособлсовета в скором времени покажет свою новую работу — пьесу И. Штока «Ссада Лейдена».

24 апреля

С
ТРАНА готовится достойно встре
тить 1 Мая. Каждый день приносит новые сообщения о замечательных уопехах участников предмайского социалистического соревно
вания на предприятиях и колхозных полях, в учреждениях и учебных заведениях. Из сельхозартели Горнгаха, Ярославской области, вче
ра на всю страну прозвучали слова высокого патриотического призыва. Колхозники предложили сверх пла
на засевать гектары земли в фонд обороны н помощи колхозам и колхозникам, пострадавшим от немецких оккупантов. Призыв нашёл го
рячий отклик. Газеты публикуют телеграммы из Горького, Владивостока, Казани, Омска, в которых со
общается, что колхозники следуют почину ярославцев. ★
Б
УРЯТ-Монгольская АССР 6 июля
1943 года отмечает свое двадцатилетие- Готовясь к этой знаме
нательной дате, бурят-монгольскнй народ решил дать в особый фонд Красной Армии большое количество оборонной продукции. В публикуе
мом газетами письме на имя товарища II. В. Сталина партийный актив Улан-Удэ сообщает, что к 20-летию республики будет сдано сверх плана в особый фонд Главно
го Командования Красной Армии 14 вагонов боеприпасов, 40 единиц од
ного из видов вооружения, а также большое количество запасных частей для железных дорог, пиломатериалов, овчины, мясных и консерв
ных изделий, обмундирования и т. д. ★
294.973 КОЛХОЗНИКОВ, колхозниц,
рабочих совхозов и МТС Рязанской области обсудили и подписали письмо товарищу Сталину, в котором они обязуются успешно за
кончить весенний сев и вырастить. в этом году богатый военный урожай.
О МОСКВЕ состоялось торжествен
ное заседание представителей эстонского народа, посвящённое SOO-летию восстания в Юрьеву ночь. Заседание открыл нарком про
свещения Эстонской ССР Ниголь Андрезен. С речами ‘выступили рек
тор Тартуского государственного университета Ханс Круус и секре
тарь ЦК КЩб) Эстонии Николай Каротамм.
МАСТЕРСТВУ отражения надетое
вражеской авиации посвящена Передовая «Правды». В статье подчёркивается, что основой успеха
борьбы с бомбардировщиками врага являются наша истребительная авиация и зенитная артиллерия. Советские истребители завоевали заслуженную славу и накопили огромный опыт в боях с фашистскими налётчиками. В качестве ярко
го примера «Правда» приводит 102-ю Краснознаменную авиационную дивизию противовоздушной обороны, которая недавно была преобразована во 2-ю гзардейскую Сталинград
скую. «Наша отчизна, — пишет «Правда», — обладает могущественными средствами борьбы с враже
ской авиацией. Эти средства всегда должны быть наготове, на-чеку!»
преодолевать технические трудности арии Виолетты и вальсов Штрауса
и с большой задушевностью передавать латышские народные песни — «Колыбельную» и «Пой красиво, соловей».
В концерте участвовали также заслуженная артцстка Латвийской ССР О. Леяскалне и артист Р. Зандероояс, прочитавшие стихи латышских поэтов. Пианист Г. Брауис исполнил «Фейерверк» Дебюсси я «Токкату» Хачатуряна.
Большое удовлетворение принесло выступление хора ансамбля под руководством Я. Озолыаып, исполнившего лирическую латышскую народную песню «Вей, ветерок» н произ
ведение старейшего композитора Лазвии Витака «Замок света». Вы
ступление хора свидетельствует о высокой хоровой культуре, которой всегда отличалось музыкальное искусство прибалтийских республик.
Б начале н кшгце концерта были истголноны кантаты для хора с оркзстром: Годдиноа — «Советская
ЛЬтвия» (текст Ф. Рокхгелниса) и Лепина . «Величальная песня о Огалине» (текст М. Рудзигиса).
Вся программа шла в сопровождении Государственного симфонического оркестра СССР под управле
нием музыкального руководителя Государственного художественного ансамбля Латвийской ССР композитора Льва Кншгпера.
Отчётный концерт ярко и наглядно показал, что, несмотря на все трудности, вызванные борьбой с не
навистными немецко-фашистскими захватчиками, искусство латышско
го народа не только живёт, но л продолжает плодотворно развиваться.
В. Киселев.

Новые

картины

и скульптуры

ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЛАУРЕАТОВ
СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
Художники и скульпторы — лауреаты Огалинских премий посвяща
ют своя новые произведения руководителям партии и правительст
ва, героям великой отечественной войны, великим русским писателям и композиторам, славному прошлому и настоящему русского народа.
Заслуженный деятель искусств А. Герасимов заканчивает новый портрет И. В. Сталина; заслужен
ный деятель искусств С. Меркуров
— скульптурные портреты членов Государственного Комитета Обороны во главе с товарищем Сталиным. Скульптурные портреты героев отечественной войны и проект памятника Чайковскому создаёт заслуженный деятель искусств В. Мухина; скульптурную композицию «Лю
ди отечественной войны» и проект памятника Маяковскому — заслу
женный деятель искусств М. Манизер.
«Защита Ленинграда» — тай. называется новая скульптурная композиция заслуженного деятеля ис
кусств В. Лншева. Заслуженный деятель искусств К. К)он пишет историческую картину «Новгород
ское вече»; заслуженный деятель искусств Б. Иогансон — картину «Советские женщины в дни отечественной войны». Художник В. Яковлев закончил портрет маршала артиллерии Воронова.

Возобновление спектакля

„Мертвые души“
В МХАТ СССР ИМ. ГОРЬКОГО
МХАТ СССР им. Горького возобновляет 29 апреля, после длительного пе
рерыва, спектакль «Мёртвые душп». Роли исполняют: В. Топорков, В. Белокуров (Чичиков), М. Тарханов, А. Грибов (Собакевич), Б. Ливанов, Б. Доб
ронравов (НЬздрёв), М. Кедров, II.
Массальский (Манилов), В. Станицын, В. Готовцев (губернатор), А. Зуева, Н. Соколовская, В. Бендпна (Коробоч
ка), Н. Подгорный, Г. Конский (прокурор), Б. Петкер, Н. Свободны (Плюшкин), Ф. Шевченко, Е. Окульская (Ан
на Григорьевна), Л. Коренева (Софья Ивановна), Е. Калужский (Мижуев).

«ЗА РОДИНУ-МАТЬ

новые ПЛАКАТЫ
Издательство «Искусство» выпускает новые плакаты: «За родинумать!» и «Все силы тыла на по
мощь фронту» художника И. Тоидзе, «Наше знамя — вяамя победы» В. Иванова, «Завоюем победу!» В. Корецкого, «Освобождай советских людей от немецкой катор
ги» Л. Голованова, «Отомсти!» С. Хияского, «В этой фронтовой сводке есть и мой боевой труд!» А. Кокорекияа.
Плажаты выйдут к Г мая.

Результаты воздушных налетов на Штеттин

и Бремен

ЛОНДОН, 24. (ТАСС). Английское министерство авиации сообщает, что 22 апреля в Штеттине ещё пылали крупньГе пожары, вызванные налё
том английских бомбардировщиков
в ночь на 21 апреля. Разведка по
казала, что пожары происходили в порту и, в промышленных районах Штеттина.
Штаб военно-воздушных сил США на европейском театре военных действий сообщает, что во время налёта 17 апреля на завод авиа
ционной фнрмы Фокке-Вульф вбли
зи Бремена американские тяжёлые бомбардировщики, проводившие эту операцию без сопровождения истребителей, уничтожили в воздушных
боях 63 неприятельских самолёта. В эго число не входят предположительно сбитые и повреждённые машины.
Антигерманские
выступления в Бельгии
и Голландии
ЛОНДОН, 24. (ТАСС). Бельгийскими кругами в Лондоне подучены
сведения о том, что германские оккупационные власти в Бельгии официально предписали всем бельгий
ским женщинам в возрасте от 21 года до 35 лет в обязательном порядке зарегистрироваться для от
правки на принудительную работу в Германию. Это мероприятие гитле
ровцев вызвало резкий протест и возмущение цо всей стране. В ряде городов произошли антигерманские демонстрации женщин.
НЬЮ-ЙОРК, 24. (ТАСС). По сообщению ежетаедедыптка «Ныос уик», из 20 тыс. голландских капитанов речных судов многие участвуют в антигерманском саботаже на речном транспорте. Голландцы потопили в каналах много барж с целью затруд
нить движение судов с немецкими военными грузами и вывели из строя механизмы шлюзовых щитов на главных каналах Голландии.
Бедственное положение французских рабочих
в Германии
ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Положение французских рабочих в Германии, насильственно вывезенных туда на принудительные работы, настолько невыносимо, что даже находящееся под немецким контролем париж
ское радио не могло этого скрыть. «Нам, — заявил комментатор парижского радио, — сообщают с негодованием, что французские рабо
чие очень несчастливы в Германии, где их заставляют чрезмерно много работать, содержат в плохих жили
щных условиях и плохо кормят. Но кикто не утверждал,, что поездка на работу в Германию является увеселительной прогулкой».
Плакат работы художника В. Иванова, выпускаемый издательством «Искусство».

Налет наших самолетов

на г. Инстербург

Борьба норвежских

патриотов

ТРИ с лишним года находится
Норвегия во власти шайки питлеров ских убийц. Оккупировав страну, немцы разогнали норвежский парламент и всe политические партии, кроме фашистской, ликвидиро
вали все демократические свободы, надругались над памятниками культуры, над всем, что дорого каждому норвежскому патриоту. Лучшие
люди страны — многие обществен
ные деятели, ученые, художники и писатели — были! брошены в тюрьмы и концентрационные лагери.
За три года хозяйничанья в Норвегии немцы захватили националь
ные богатства общей стоимостью свыше 9 миллиардов крои и фонды норвежского банка, оцениваемые в 3,5 миллиарда крон. Не довольст
вуясь эшм, германский наместник в Норвегии потребовал компенсации немцам за «ущерб», понесенный германской армией во время разбойничьего вторжения в страну. Еже
месячная сумма так называемых «оккупационных платежей» составляет 200 миллионов крон.
За время немецкой оккупации поголовье рогатого скота я овец в Норвегии сократилось на 35—45
процентов, а продукция рыбного хозяйства—«двое, причем 80—9С процентов улова рыбы вывозятся в Германию.
Помимо организованного грабежа, немецкие солдаты и офицеры си
стематически воруют со складов продовольствие, отправляя посылку за посылкой своим родственникам и знакомым в Германии- Эти мошеннические операции приняли настолько широкий размах, что в результате норвежцы, как сообщала шведская печать, получают около четвёртой части жиров, причитающихся им по утверждённым оккупантами нормам.
Страна, никогда не испытывавшая недостатка в продуктах питания, голодает. Подпольная норвеж
ская газета «Фри фагбевегельскесообщает, что от 15 до 25 процентов норвежских рабочих не способны к работе, так как находятся на грани голодного истощения. Количе
ство заболеваний в стране за первый квартал 1943 года по сравне
нию с соответствующим периодом прошлого года увеличилось вдвое.
Гитлеровцы ограбили и поработили Норвегию, но не сумели поко
рить её народа. По свидетельству
печати нейтральных стран, додавляющее большинство норвежцев единодушно в своей ненависти к немцам. 9 апреля — в день третьей годовщины немецкой оккупации — по призыву нелегальных патриоти
ческих организаций 99 процентов норвежцев не вышло на улицы ib
знак всенародного протеста против, оккупации страны.
В течение трёх лет норвежский народ ведёт героическую борьбу про
тив немецких оккупантов- Работа более 1.000 норвежских тортовых су
дов, присоединившихся к союзникам, является самым ценным вкладом Норвегии в общие военные уси
лия. Норвежский военно-морской флот, насчитывающий сейчас свыше 60 кораблей, успешно борется про
тив немецко-фашистских подводных лодок. Норвежские лётчики, прохо
дившие подготовку в Канаде,. уже обили 35 немецких самолётов над Англией и ещё большее число вра
жеских машин во время налётов на германские города. В Шотландии сформированы части норвежской ар
мии, оснащённые по последнему слову военной техники. Тысячи норвежцев с большим риском для жиз
ни бегут из Норвегии в Англию на рыбачьих судах или даже на про
стых шлюпках, чтобы вступить в норвежскую армию и флот и бороть
ся за освобождение своей родины от гитлеровских поработителей.
Активность норвежских партизанских отрядов увеличивается. Акты диверсий и саботажа на предприя
тиях, обслуживающих Германию, становятся всё более частыми. Не
давно норвежские патриоты взорвали гидроэлектростанцию и несколько заводов «Норск гндро» и пере
резали телефонную и телеграфную связь с городом Рьюкан. На герман
ском военном транспорте в Тронхейм-фиорде взорвалась бомба за
медленного действия. На попытку гестаповцев в связи с этим произвести в Тронхейме массовые аресты местные жители оказали вооружён
ное сопротивление. В городе и в. округе об’явлено осадное положе
ние. Недавно патриоты подожгли бараки военного лагеря, в которых
В ночь на 23 апреля наша авиация в количестве 200 самолётов
произвела массированный налёт на г. Инстербург (Восточная Германия). Налёт длился более двух часов. В результате бомбардировки военных и промышленных об’ектов
в юроде возникло много пожаров, К концу налёта весь город быя об’ят огнём. Пожары сопровождались сильными и многочисленными взрывами.
Вое наши самолёты, кроме одно
го, вернулись на свои базы.
находилось около 4.000 немецких солдат.
Норвежские партизаны взрывают и поджигают германские склады, расстраивают железнодорожное со
общение и телеграфно-телефонную связь, убивают оккупантов, захватывая их оружие. За последнее вре
мя резко усилилось сопротивление норвежцев «тотальной мобилизации», по плану которой гитлеров
ские рабовладельцы рассчитывают угнать на германскую каторгу 300 тысяч норвежских рабочих. Шведская печать отмечала, что «население Норвегии, оказывая сопротивле
ние оккупантам, сражается так, как могут сражаться солдаты на поле боя».
Напуганные ростом антигитлеровского движения, немецкие оккупационные власти и их лакеи—квкслидоовцы — прибегают к суровым репрессиям- По сообщению Шведского телеграфного агентства из Осло, только за один день 155 нор
вежцев лишены жалования на срок от одного до трёх месяцев за «ан
тигосударственную деятельность». Известный норвежский юрист Глюэроея, арестованный гестапо в Осло, застрелен при «попытке к бег
ству». Из концентрационного лагеря Грини, близ Осло, где томится око
ло 2.500 норвежцев, 200 человек было недавно отправлено в Германию. Только в районе Тромса немцы арестовали на-днях свыше 100 норвежских рабочих по об
винению в саботаже. Вое это — лишь самые последние факты. Общее же число жертв гитлеровского произвола в Норвегии составляет десятки тысяч человек.

Военные действия в Тунисе

ЛОНДОН, 24. (ТАСС). Специальный корреспондент агентства Гейтер, находящийся при штабе союзников в Северной Африке, передаёт, что пехотные части 1-й англий
ской армии, находящейся пол командованием генерала Андерсона, наступая к востоку от дорога Гу
бе.тлат-Бу-Арада, продвинулись на 5 километров, несмотря на ожесто
чённое сопротивление противника. Войска генерала Анде-рсцна начали атаку 21 апреля в 2 часа утра на фронте протяжённостью почти- 15 километров. Их натиск ставит под угрозу германские позиции у един
ственно удобного входа в тунисскую равнину.
Перед пехотой 1-й армии на первом этапе её продвижения стояла
задача захватить высоты, господствующие над окружающей местностью и занимающие около И кило
метров на фронте протяжённостью в 14,5 километра. Английская пехо
та особенно заметно продвинулась на северо-западном участке - и закрепилась на достигнутых рубежах. Немцы оказывают отчаянное сопротивление. Атака, предпринятая нем
цами в ночь на 22 апреля против горного кряжа Банана в секторе Меджез-Эдь-Баба, представляла со
бой отчаянную попытку германско
го командования дезорганизовать наступательные планы союзников. Ожесточённая борьба в этом секторе продолжается.
На фронте s-й армии передовые английские части достигли пунк
та, расположенного приблизительно в 10 километрах к северу oi Энфидавилдя. Продвигаясь по сильно пересечённой местности, 8-я армия наталкивается на серьёзное и неос
лабевающее сопротивление войск противника.
22 апреля самолёты «Бостон» и «Митчелл» совершили один из са
мых сильных за всю тунисскую кампанию налётов на позиции вра
га- Бомбардировщики союзников сконцентрировали свои удары на двух крупных посадочных площадках — Мастуна и Итик — к северо-западу от Туниса. Отмечены попадания в самолёты и орудия зенитной артиллерии.
НЬЮ-ЙОРК, 24. (ТАСС). По сообщению военного министерства СШ А, на фронте в Северной Африке дей
ствуют американские парашютисты. На парашютах спускаются также тяжёлые пушки, боеприпасы и обслуживающий пероонал. Обычно парашютисты снабжаются боеприпасами и продовольствием на 48 часов.
НЬЮ-ЙОРК, 24. (ТАСС). Как передаёт бернский корреспондент агентства Ассошиэйгед Пресс, венгерская газета «Мадьяр немзет» опуб
ликовала сообщение из Загреба о том, что югославские партизаны ве
дут широкие военные операции против оккупантов в Боснии н Герцеговине. Особенно ожесточённые сражения происходят в районе горы Ян-Планина. Югославские партизаны в течение 6 месяцев удер
живают в своих руках позиции в районе Брадина,
Как отмечает корреспондент, о размахе происходящих в Югославии боёв свидетельствуют признания итальянцев о том, что в течение прошлого месяца они потеряли в Боснии и Герцеговине 1.659 человек убитыми и ранеными и 1.862 человека пропавшими без вести.
ЖЕНЕВА, 24. (ТАСС). Как сообщают из Югославия, на-днях круп
ный отряд югославских партизан после ожесточённого боя выбил войска оккупантов из города Любине (Южная Герцеговина). Несколько других партизанских отрядов ворвались в город Столац и уничтожили
гарнизон противника. Оккупационные власти направили в Столац сильные воинские части. Партизаны, взорвав ад анле почты и теле
графа и другие военные об’екты, ушли в торы.
В Боснии идут сильные бои между партизанами п немецкими частя
ми в районе Босанскн Петровац- Ключ- Партизаны истребили свыше 130 немецких солдат и офицеров и захватили 8 грузовиков с продовольствием и боеприпасами.
После двухнедельных боев группа об’единёяных партизанских от
рядов заняла города Огочац, Сдунь и Брпне (к западу от Баня-Лука). Партизаны захватили многочисленные трофеи, в том числе более 1 миллиона патронов, два вагона с ар
тиллерийскими снарядами, 13 тыс. .литров бензина. Партизаны, оперирующие на побережье Адриатиче
ского моря в Словении, совершили несколько нападений на итальян
ские гарнизоны, уничтожив при этом 80 итальянских солдат и офи
церов. Партизанами захвачено 2 станковых и 12 ручных пулемё
тов, более 100 винтовок и другое военное имущество.

Казни антифашистов

в Мюнхене

СТОКГОЛЬМ, 24. (ТАСС). Шведская газета «Нюа даглигт аллеханда» сообщает, что в Мюнхене состо
ялся процесс 17 лнц, обвинявшихся в принадлежности к антифашистской подпольной организации. Две жен
щины и трое мужчин приговорены к смертной казни, 12 человек — к длительному тюремному заключению.

ОТОВСЮДУ

★ АГЕНТСТВО Рейтер сообщает из Пюриха, что в Париже расстреляно 30 французов, в том! числе 11 женщин за то, что они делали на стенах домов антигерманские надписи.
★ В КОММЮНИКЕ командования английских военно-воздушных сил на Мальте сообщается, что вчера истребители-бомбардировщики Мальты атаковали базу гидросамолётов и- промышленные об’екты в Спракузах (Сици
лия). Самолёты союзников совершили также налёт на военный лагерь близ Поццалло.
★ БОЛЬШОЕ соединение американских бомбардировщиков произвело на
лёт на японские военные об’екты на острове Науру (острова Гильберта).
Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, а также действия японских истребителей, эффективность налёта американских бомбардировщиков весьма велика. Американские самолёты сбили пять, а возможно и 7 японских истребителей.
С 20 апреля в Норвегии запрещены всякого рода поездки по же
лезным дорогам й водным путям без разрешения полицейских властей. Сделано это с целью «положить конец дальнейшим актам са
ботажа и вредительства, усилить надзор за населением и всеми лицами, которые занимали ранее руководящие военные посты в нор
вежской армии, а ташке конгролирсвать более строго проведение все
общей трудовой мобнлтаацки в Норвегии». Подобного рода полицейские мероприятия лишь свидетельствуют о бессилии гитлеровцев спра
виться с растущим сопротивлением народа
Норвежский народ с симпатией п восхищением следит за борьбой об’- единённых наций против разбойничьего гитлеровского империализ
ма. Даже квнслинговская газета «Афтенпоетен» констатировала, что «успехи Красной Армии ободряли норвежцев, н те становились ак
тивнее и усиливали саботаж». Но, надеясь на помощь союзников, нор
вежский народ и сам готовится к решительной схватке с оккупантами. В нелегальной норвежской га
зете «Авангарден» рабочие одного крупного завода писали; «Хотя мы и живем в оккупированной стране, но мы не забыли наших боевых обязанностей. Когда наступит подходящий момент, норвежский народ будет готов к активному выступлению против гитлеровской Германии».
С. Герасимов.

Нищета и голод

в Румынии

СТАМБУЛ, 23. (ТАСС). На почве голода и лишений в Румынии быстро распространяются эпидемические болезни. «Война, — пишет газета «Тимггул», — привела к рас
пространению туберкулёза, которое принимает угрожающие размеры.
Газета «Курентул» пишет, что «оообенно широко распространились эпидемические болезни в Плоешти; власти пытались принять профи
лактические меры, но натолкнулись на ряд препятствий, в частности на отсутствие свободных мест в госпиталях и больницах».
Угрожающие размеры припишет эпидемия сыпного тифа. Газета «Порунка времий» предлагает «начать настоящее наступление про
тив сыпняка и об’явить вошь врагом 1».
Нищета и голод доводят многих румын до самоубийства. Газета «Тимпул» приводит один из таких
многочисленных случаев. Покончил жизнь самоубийством Стефси Про
чуй—.вдовец, жена которого умерла в прошлом году от эпидемической болезни, оставив 5 детей. Акт следо
вателя гласит: «Причина самоубийства — нищета».
Огромные потери румынских войск на советско-германском фрон
те, лишения, порожденные войной, ограбление страны Германией вы
зывают в румынском населения ненависть к правящей клике Антонеску. Об этом свидетельствует статья газеты «Курентул». которая бьёт тревогу по поводу «отсутствия спокойствия и единства в стране». Газета рекомендует румынам «не жаловаться и молчать». «Тот, кто уме
ет молчать, — пишет газета, — поступает разумнее, чем тот, кто подстрекает одних людей против других. Дискуссии на всякие поли
тические темы недопустимы. Всеми мерами нужно создать такую об
становку, в которой невозможны были бы всякие подстрекательства».

Результаты торгов

на рыболовные участки

ВЛАДИВОСТОК, 23. (ТАСС). 20 апреля во Владивостоке происхо
дили торги на рыболовные участки,
сроки аренды которых истекли 31 декабря 1942 года.
Всего на торги было поставлено 59 участков, в том числе 34 уча
стка, ранее находившиеся в аренде у советских рыбопромысловых ор
ганизаций, и 25 участков, ранее находившиеся в аренде у японских рыбопромышленников.
В результате торгов советские рыбопромысловые организации затор
говали 34 участка, ранее бывшие в их аренде, и 7 участков, которые
до 1943 года находились в аренде) у японских рыбопромышленников. Японские рыбопромышленники за
торговали 18 участков из числа 25, ранее находившихся в их аренде.
Второй концерт

Ожесточенные бои между партизанами и оккупантами в Югославии