„Все наши силы на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного Красного Флота! Все силы

народа на разгром врага!“ (Сталин).

(Из призывов ЦК ВКП(б) к 1 мая 1943 года) В НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ОБОРОНЫ

О переименовании Артиллерийских Краснознаменных курсов усовершенствования командного состава

Красной Армии

Приказом Народного Комиссара Обороны Маршала Советского Союза товарища Сталина Артиллерийские Краснознамённые Курсы Усовершенствования Командного состава Красной Армии переименованы в Ордена Ленина Краснознамённую Высшую Офицерскую артиллерийскую школу Красной Армии.

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Предмайское социалистическое соревнование. На заводе, где главным инженером М. Быков. Комсомольско-молодежная фронтовая бригада цеха, где начальником В. Лаговский, получила за отличную работу грамоту РК ВЛКСМ. На снимке: бригада слесарей-сборщиков А. Ивушкин, Б. Черенцов и Н. Никишин за работой. Фото Л. СМИРНОВА.

Предмайское социалистическое

соревнование

Этот завод уже в течение многих месяцев идёт в числе передовиков Всесоюзного социалистического со
ревнования. Его продукцию хорошо знают фронтовики. В апреле завод работает так же успешно. При по
вышенных темпах производства он даст продукцию высокого качества.
Тов. Масленников — парторг ЦК ВКП(б) на этом заводе — нам сообщил:
— План выпуска ряда изделий уже закончен. С 25 апреля завод начал вырабатывать детали сверх
плана для вооружения трех полков, как это предусмотрено социалистическими обязательствами. Сегодня начнётся сверхплановый выпуск и другого вида изделий, необходимого длл оснащения одной дивизии.
Коллектив с честью выполняет и другие социалистические обязательства, взятые в предмайском сорев
новании. Выпущены изделия в фонд восстановления промышленности Сталинграда и др.
Коллектив добивается окончания
месячного плана 29 апреля.

Высокая выработка шахтеров

СКОПИН. (Наш спец. корр.). В начале последней декады предмайско
го социалистического соревнование коллектив передовой в Мосбассе шахты № 13 выполнил четырёхме
сячный план, нарубив оверх плана 1.200 тонн угля. Лучшие люди участка, где начальником тов. Ф. Са
вин, —- забойщики Д. Гончаров, А. Молодцов, С. Савин и многие дру
гие—ещё 15 апреля выполнили полугодовое задание, выдав на-гора по 936 тонн каждый. К 1 мая кол
лектив шахты обязался дать в фонд Главного Командования Красной Армии 2.200 тонн угля.
На шахте № 37 треста «Октябрьуголь» состоялось торжественное вручение переходящего Красного Знамени МК и МГК ВЛКСМ луч
шей комсомольско-молодёжной смене тов. Давыдкияа. Эта смена вы
полнила задание на 150 процентов и заняла первое место среди моло
дёжно-комсомольских смен комбтшата «Москвоуголь». Ей также присуждена первая премия — 4.000 рублей. Принимая знамя, молодые горняки дали клятву — выйти в предмайском социалистическом соревновании на первое место в Подмосковном бассейне, выполнить задание не менее чем на 200 процент в.

134 процента месячной программы

Коллектив орденоносной фабрики «Красная швея» закончил месячную программу по всему ассорти
менту 23 апреля. К сегодняшнему дню план месяца превышен на 34 процента.
Весь коллектив фабрики энергично соревнуется на лучшую помощь
франту. Во многих бригадах Акеднев-но вывешиваются специальные бюллетени о том, , сколько продукции уже сдано в особый фонд Главного Командования Красной
Армии. Стахановская бригада то-в. Гамзиной сделала оверх апрельского плана и сдала в особый фонд
2.119 гимнастерок, бригада тов. Никифоровой — 1.573, бригада тов. Палачевой — 1.232, тов. Тарасовой
—1.2-99 гимнастёрок и т. д. Одна из лучших на фабрике фро-нтовых бригад тов. Карениной сдала в особый фонд 9.825 сумок для противогазов.
Всего на 25 апреля фабрика изготовила оверх плана в особый фонд Главного Командования 17 тысяч гимнастёрок, 9.000 комплектов жен
ского обмундирования, 70 тысяч по-гонов, 15 тысяч сумок для противогазов.

Досрочно доставить грузы фронту

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 26 апреля

В течение 26 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.
В Бареидовом маре наша авиация потопила крупный транспорт, а также тральщик противника

25 апреля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 40 немецких автомашин с войсками и грузами, взорвано 2 склада боеприпасов, разбит железнодорожный состав противника.

На Зашадном фронте огнём артиллерии, миномётных батарей и снайперов уничтожено более 200 немец
ких солдат н - офицерав, подавлен огонь 4 артиллерийских и 5 .мино
мётных батарей .противника. Наши лётчики совершили налёт на вра
жеский аэродром и уничтожили 8 неприятельских .самолётов. Кроме того, в воздушном бою сбито 3 немецких истребителя.

На Кубани - наши .части велит .артиллерийскую -и ружейно-пулемёт
ную перестрелку с противником. Снайперы тг. ‘Дмитриенко, Нижегородокнй и Дементьев за две недели
истребили 79 немецких солдат и офицеров.. Снайпер >тов. Комаров уничтожил 36 гитлеровцев. Л отчимиистробители под командованием гвардия капитана Покрышкина вступили в бой с немецкими «Мес--
сершмштгтамн». В дес-ятшмшгутнам бою советские лётчики сбили 5 немецких самолётов.

В районе Севова бойцы Н-свой части отбили атаку пехоты против
ника, пытавшейся вести разведку боем. Уничтожено 80 немецких солдат и офицеров. Огнём нашей зенитной артиллерии обито 2 немецких самолёта.

На Северо-Западном фронте на одном участке пехота противника атаковала наши позиции. Численно превосходящим силам немцев уда
лось потеснить наши подразделения п ворваться в населённый лгункт. Советские бойцы не дали возможности гитлеровцам закрепиться на новых позициях, перешлп в контрата
ку и отбросили противника. В этом бою уничтожено до батальона немецкой пехоты.

Партизаны ompitia «За победу», действующего в одном из районов Житомирской области, заминировали железнодорожные пути. Немецкий эшелон с войсками на полном ходу наскочил на мины и полетел под откос. Уничтожены паровоз и 14 вагонов. Убито и ранено много немец
ких солдат и офицеров. Партизаны другого украинского отряда из засады обстреляли немецкий обоз. Уби
то 19 гитлеровцев из охраны обоза. Захвачены трофеи.
Пленный ефрейтор-санптар 11 роты 335 полка 205 немецкой пехотной дивизии Герман Весгенфельдер
рассказал: «Раньше я, как и многие другие солдаты, верил в непобедимость Германии. События последне
го года поколебали мою уверенность. Сейчас мне ясно, что Германия про
игрывает войну. К этому заключению я пришёл не сразу, а постепенно. В феврале прошлого года наша диви
зия была переброшена в Россию из Франции. За один месяц боёв под Велижем она потеряла свыше 7 ты
сяч человек убитыми и ранеными. После этого дивизия получила по
полнение и вновь понесла огромные потери под Великими Луками. 358 полк был полностью уничтожен и перестал существовать. Немецкая ар
мия потеряла лучшие офицерские кадры. Кладбища почти в каждом русском селе свидетельствуют о по
терях, которые шонесла немецкая армия».

Гитлеровские людоеды совершили ещё одно жуткое преступление. Фашистские варвары сожгли дотла де
ревни Оовейского района, Витебской
области. Палачи убили, замучили и потопили в реке тысячи мирных жителей района,. Из разорённых де
ревень немцы угнали на каторжные работы 2.600 человек. Спаслись только те жители, которым удалось уйти в леса.

Утреннее сообщение 27 апреля

В течение ночи на 27 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.

Южнее Балаклеи. артиллеристы Н-ской части разрушили ряд блиндажей и уничтожили артиллерийскую батарею противника.
Советские разведчики в схватке с, боевым охранением немцев истребили 15 гитлеровцев и захватили пленных.
Наша авиация совершила успешные налёты на аэродромы и крупные железнодорожные станции в тылу противника. На одном немец
ком аэродроме отмечено 12 пря
мых попаданий в самолёты. На железнодорожных станциях в результате бомбардировки разбито
несколько эшелонов и наблюдались сильные взрывы.

Севернее Чутуева наши артиллеристы подавили огонь двух артил
лерийских батарей противника, разрушили 5 ДЗОТ’ов н блиндажей, рассеяли и частью у ничто
жили свыше роты немецкой пехоты.

Западнее Ростова на Дону ог нём нашей артиллерии разбит железнодорожный эшелон с боепри
пасами, уничтожена миномётная батарея и разрушено 7 ДЗОТ ов и блиндажей противника.

На Кубани зенитная батарея, тде командиром тов. Костенко, за
последние дни сбила 17 немецких самолётов.
Наши лётчики провели бомбардировку нескольких аэродромов противника. На немецких аэродро
мах отмечено много пожаров и взрывов.

На Волховском фронте- группа наших разведчиков ворвалась в расположение противника и уничтожила 35 немецких солдат и офицеров. Разведчики захватили немецкое орудие, крупнокалиберный
пулемёт и благополучно вернулись в свою часть. На другом участке рассеяна группа гитлеровцев, пы
тавшаяся приблизиться к передне
му краю нашей обороны. На поле боя осталось несколько десятков вражеских трупов.

Партизанский отряд «За власть советов», действующий в Орлов
ской области, напал на немецкий гарнизон. Две группы партизан сковали основные силы противни
ка. а третья группа ворвалась в населённый пункт. В результате боя уничтожено более 100 гитлеровцев. Партизанами захвачены
трофеи: 4 пулемёта, миномёт, 5 тысяч патронов н различное военное имущество.
Группа партизан-минёров из отряда имени Степана Шаумяна взорвала немецкий эшелон. Разби
ты паровоз, 4вагона о солдатами н 3 платформы с автомашинами.
Пленный ефрейтор 3 роты 4 немецкого полка Гейнц Герт рассказал: «Русские партизаны действуют не только в прифронтовых районах, но н в глубоком тылу немецкой армии. В январе партизаны взорвали железнодорожный
мост на реке Неман. Железнодо
рожное сообщение на этом участке было прервано на четыре дня. За последнее время партизаны много раз взрывали пути на железнодо
рожной магистрали Псков—Старая Русса. Недавно партизаны убили около деревни Цихино солдата на
шей роты. После этого командир полка издал приказ, запрещающий
солдатам ходить в одиночку. Надо, признаться, что русские партизаны много страха нагоняют на немецких солдат».

На авиационном заводе близ Брауншвейга (Германия) восемьсот итальянцев заявили о своем желании уехать на родину и потребовали расчета. Гитлеровцы отказались удовлетворить это требова
ние и пригрозили суровыми репрессиями. Итальянцы остановили машины и бросили работу. Геста
повцы учинили жестокую расправу над итальянскими вабочими. Свыше 50 итальянцев предано во
енному суду. До 200 человек посланы на советско-германский
фронт, на строительство военных укреплений.

Мужество советских разведчиков

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 27. (Спец, корр. ТАСС), 25 апреля в вечернем сообщении Советского Информбюро говорилось об успешных действиях отряда разведчиков, проникшего в расположение против
ника. Передаём подробности этой операции.
Глубокой ночью разведчики бесшумно вышли на исходный ру
беж. Командир группы старший сержант Владимир Волжин еще раз проверил вооружение бойцов.
— Теперь в путь, - тихо произнес он.
Н» опушке находились немецкие блиндажи и ДЗОТ’ы. Они-то н были
избраны об’ектом нападения. Пользуясь темнотой, Воякин повёл группу вперёд. Когда разведчики были уже возле вражеских проволочных заграждений, в небо взвилось несколько ракет. Сразу же застрочили пулемёты противника. Разведчики лет.ти и ползком стали продолжать свой путь.
До вражеских блиндажей осталось 30 метров. Окружив укрепле
ния фашистов, наши разведчики пустили в ход «карманную артиллерию». Гитлеровцы в панике на
чали выбегать из блиндажей. Краоноармейцы Радченко и Осиновик, вооружённые автоматами, в
упор расстреливали фашистов. Улучив момент, старший сержант Воякин ринулся на одного из немцев и свалил его. Гитлеровец закричал. На помощь ему устреми
лось несколько солдат. Брошенная Воякиным граната заставила фашистских солдат повернуть обратно.
В коротком ночном бою разведчики истребили 40 солдат, уничто
жили два блиндажа и три ДЗОТ’а. Захватив пленных, з пулемета и миномёт, разведчики вернулись в срою часть.
За мужество и героизм бойцы и командиры, принимавшие участие
в поиске, награждены.
Зенитчики отбивают налёт фашистской авиации на Ленинград.Фото Б. УТКИНА (ТАСС).

Герои рукопашных схваток

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 26. (Спец. корр. ТАСС). В низовьях Кубани часто завязываются крово
пролитные рукопашные схватки. В этих схватках осо-банно ярко прояв
ляются замечательные качества советекого солдата — его бесстрашие, ловкость и физическая сила, его умение быстро ориентироваться в обета,новке и самостоятельно вести борьбу с превосходящими силами врага.
Красноармеец Сергеев в пылу боя оказался -окружённым восемью румынами. Четверых он уложил гранатами, но дальше бороться уже не мог — упал раненый в грудь и йо
гу. Невдалеке находился стрелок соседнего взвода красноармеец По
номаренко. Увидев, что товарищ по-пал в беду, Пономаренко, не раздумывая, кинулся -вперёд, напере
рез четверым румынам, которые уже подбегали к Сергееву. Он метнул под ноги -румын гранату. Двое сразу свалились замертво, а двое пустились наутек, но Пономаренко насти/г их и убил прикладом.
Автоматчик Ширшов в одной атаке застрелил 10 фашистов. Его ра
нило, когда немцы предприняли контратаку. Боец не успел уйти в безопасное место. Группа врагов окружила его.
Превозмогая страшную боль, Ширшов по/мгялея с земли и с автоматом бросился на фашистов. Гитле
ровцы были уничтожены. Заметив схватку одного нашего бойца против десятка вражеских солдат, товарищи поспешили на помощь Ширшову. Они ударили по врагу с новой силой и, отбив контратаку, продолжали- гнать гитлеровцев дальше.
Подразделение старшего лейтенанта-Власенко атаковало занятые немцами окопы. Бойцы вели бон в узких щелях ходов сообщения. Крас
ноармеец Шульма оказался в самом углу окопа один перед тремя гит
леровцами. Сильным толчком йоги Шульма свалил ё ног одного немца, ударом приклада опрокинул друго
го и штыком заколол третьего. Не ушел первый гитлеровец опомнить
ся, как Шульма вонзил ему в грудь штык. Через трупы фашистов боец двинулся дальше.
Немцы стали убегать. Т-рое гитлеровцев бросились в соседний бяипдаж. Заметив их, красноармеец По
пов пустился вдогонку. Он ворвался в блиндаж и сапёрной лопаткой размозжил головы всем троим нем
цам. Подавая пример своим подчинённым, старший лейтенант Власен
ко в упор застрелил из пистолета трёх фашистов, а потом, взяв у раненого бойца винтовку, штыком заколол ещё троих.
Рукопашный бой, как л всякий другой бой, требует от командира, кроме личной отваги, большого умения управлять действиями подчи
нённых, чётко руководить ходом скоротечной и жаркой схватки. За
мечательные образцы такого умения показывают командиры Н-окой гвардейской части.
Подразделение вело упорный бой с фашистской пехотой. Неожидаошо на фланге появилась группа немецких автоматчиков н станковый пу
лемёт. Готовые подняться в атаку гвардейцы вынуждены были залечь. Тогда гвардии старший лейтеяа.нт Давыдов взял с собой троих бойцов и выдвинулся вперёд. Гвардейцу
Норучиокогау он приказал стрелять по немцам, чтобы отвлечь на себя их внимание, а сам с гвардейцами
Фоменко и Коломийцем зашёл в тыл немецкой группе. Сначала гранатами, затем штыками трое гвар
дейцев уничтожили 6 вражеских автоматчиков и весь пулемётный расчёт. По сигналу Давыдова подразделение вновь поднялось и решительным броском достигло указанного рубежа.
Подразделение гвардии лейтенанта Зайцева отбило у врага ллзгию окопов. Немцы решили вернуть ут
раченные позиции и бросили в контратаку впятеро превосходящие силы. Им удалось потеснить гвардейцев, но не надолго. Пока гитлеровцы устанавливали в окопах свои Пулемёты и миномёты, Зайцев подготовил своих гвардейцев к штыко
вой схватке. Он выбрал удобный промежуточный рубеж. Это была не
большая лощинка метрах в 50 от околов. Нод прикрытием своих пу
лемётов гвардейцы проползли в эту лощилку. Десятки гранит полетели во вражеские окопы. Немцы замета
лись. Зайцев поднял своих бойцов в атаку. Гвардейцы прыгали прямо на немцев, били их прикладами, сапёр,нымн лопатками, отнимали у них оружие, кололи штыками. Вско
ре окопы были отбиты. В них осталось несколько десятков убитых и раненых немцев. В руки гвар
дейцев попали десятки винтовок и автоматов.

А. Малибашев. Передовики предмайского соревнования

вступают в ряды партии Ленина — Сталина

ГОРОД Н„ 27. (ТАСС). Солги стахановцев завода, где парторгом ЦК ВКГ1(б) тов. Замчевский, закончив досрочно апрельскую программу, выпускают продукцию в особый фонд Главного Командования. Сверх плана уже сдано 22 боевых машины.
Многие стахаповцы связывают свою судьбу с парл(ей Ленина — Сталина. В апреле 108 рабочих и инженеров подали заявления о приёме в ряды ВКП(б).
Кандидатом в члены партии принят токарь-лекальщик комсомолец Александр Батурин. Он оснастил свой станок приспособлениями и вырабатывает, за смену 10—13 норм.
В ряды партии принят стахановец тов. Шубин, работающий одновре
менно на пяти станках, и на всех перевыполняющий задание. В апре
ле тов. Шубин передал опыт своей работы пяти молодым производственникам.

Смоленские партизаны разгромили немецкую карательную экспедицию

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 27. (Спец, корр. ТАСС). Ha-днях Совинформ
бюро сообщило о победе отрада смоленских партизан над немецкой карательной экспедицией.
Экспедицию воеглавляли генералы Полле и Гопфгартеи. Немцы стяну
ли в район действий партизанского отряда зпа<ч игольные пехотные силы, которым были приданы авиа
ция, танки, бронемашины, много аршл.лертги, в том числе шестиствольные миномёты.
По плану, выработанному генералами Полле и Гопфгартеп, об’единённые силы фашистских регуляр
ных войск и карательных отрядов должны были окружить партизан
ский отряд, действующий в одном кз районов Смоленщины, и полно
стью уничтожить его. Однако гибкая тактика партизан соре ад а планы немецки генералов.
По численности немцы имели многократное превосходство. Тем не менее партизаны в течение 2 недель вели ожесточённые бои с противником. Отряд трижды попал в окру
жение, но умело маневрируя, каждый раз прорывал вражеское кольцо.
За 2 недели фашисты потеряли около 400 солдат и офицеров убиты
ми и млого раневыми. Партизаны захватили в плен двух офицеров, 6 солдат, 35 полицейских и трофеи: пулемёты, автоматы, винтовки и другое вооружение и военное иму
щество. Партизаны потерь почти не имели.
12 апреля немцы предприняли новую попытку ликвидировать от
ряд Народных мстителей. Фашистский карательный батальон напал на партизан, когда они расположились на привал в одной из деревень. Но советские патриоты встре
тили карателей во всеоружии и, подпустив врага на близкое расстояние, сами перешли в контратаку. Оставив на поле боя 42 трупа своих солдат, каратели бежали. Преследуя батальон, бойцы партизанского отряда выбили фашистов из двух деревень н захватили новые трофеи.
13 апреля немцы бросили против партизан моторизованный отряд, поддержанный танкетками и бронемашинами. Бронебойщики и пулемётчики встретили немецкие машины уничтожающим огнём. В результате ожесточённого боя немецкий отряд, отступив, оставил на‘по
ле сражения подбитые танкетки и много трупов.
На следующий день в расположение партизанского отряда попыта
лась проникнуть велосипедная рога фашистов, которая намеревалась атаковать отряд с тыла. Несколько засад, установленных партизанами на пути следования немцев, откры
ли огонь. Немецкая велосипедная рота, потеряв 45 солдат убитыми, обратилась в бегство.
Несмотря на то, что генералы Полле и Гопфгартеи применяли против партизанского отряда все рода войск, им не удалось ни окружить партизан, ни нанести им какие-либо существенные потери. От
ряд народных мстителей попрежнему продолжает громить фашистов.
Е. Капланский.

АПРЕЛЯ 1943 Г.

ВТОРНИК
№ 98 (5846) Цена 20 коп.

Завод закончил апрельский план

Сегодня утром завод закончил апрельский план. Уже выпущено значительное количество изделий и сверх задания. Так, в особый фонд Главного Командования Красной Армии сегодня приготовлены к сдаче 4 специальные машины.
Как нам сообщил директор тов Андрачников, до 1 мая завод сдаст сверх плана в особый фонд Главногс Командования ещё 6 специальных машин и 10 комплектов инженерных сооружений. Кроме того, завод пере
даст 3 вида изделий в фонд восстановления промышленности Сталинграда.
Впереди идут цехи, которыми руководят тт. Ходущина и Басалаев.
В апреле завод организовал производство деталей нового вида. Ру
ководит этими работами главный механик тов. Уколов. Взятые темпы позволят рассчитывать на то, что и производство новых изделий будет окончено досрочно.

Для трех полков и одной дивизии

взял на себя обязательство формировать поезд на 10—15 минут раньше срока. Это обязательство он вы
полняет. Так же хорошо работает его сменщик тов. Сорокин.
Развитию социалистического соревнования в апреле способствовала декадная проверка социалистических обязательств, организованная профсоюзным комитетом станции. В результате этой проверки смена дежурного по станции тов. Ефрюшкина улучшила свою работу. Последняя проверка показала, что все соревнующиеся выполнили свои обязательства в предмайском соревновании.
Железнодорожники станции Бойня, Окружной железной дороги, бо
рются за первенство в предмайском социалистическом соревновании. Коллектив станции в последнее время значительно улучшил свою работу. Впереди всех — смена де
журного по станции тов. Комолова, которая сократила время погрузки и
выгрузки, добилась уменьшения простоя вагонов на одну треть против установленных сроков.
Хорошо работают составители поездов. Они быстро формируют со
ставы, не задерживая вагоны на станции ни одной лишней минуты. Составитель поездов тов. Искусных

Передовые цехи выполнили задания

продукцию в счёт апрельского задания цехи начальников тт. Яшки
ной н Давыдова. Сейчас все цехи работают в счёт вкладов, которые они обещали внести в фонд Главного Командования Красной Армии. К 1 мая каждый цех должен выработать не менее 15 процентов месячного плана.
Большинство цехов завода, где директором тов. Сергеев, закончило апрельский план. Три дня назад за
вершил программу передовой цех,
которым руководит тов. Б равнина. В этом цехе досрочно выполнен фронтовой заказ. Вчера закончил месячную программу и цех, где начальником тов, Колотнев.
23 и 24 апреля дали последнюю