К 130-лзтию

со дня смерти

16/28 АПРЕЛЯ 1813 г. в маленьком
городке Бунцляу (Силезия) на 68-м году жизни умер М. И. Ку
тузов. Он умер, овеянный славой в дни, когда предводимые им русские войска стремительно прокладывали себе путь к сердцу империи Наполеона, а грохот русских орудий катился по равнинам немецких земель; в дни, когда русские знамена
реяли в Кенигсберге, Берлине, Гамбурге, Торпе, Любеке, и прус
ский король Фридрих Вильгельм III.
оставив Наполеона, заискивал перед русским царем Александром.
...Шла Отечественная война 1812 года. Чужеземцы прорвались в са
мую глубь России. Русские войска отступали перед подавляющими си
лами врага, и Наполеон, казалось, был близок к осуществлению безумной мечты поработить Россию, присоединив ее к числу стран, завоёванных нм в Европе.
Отступление угнетало русскую армию и ее командиров. Чем дальше она отходила, тем острее чувствовался гнев русского народа, перераставший в единодушное стремление остановить врага во что бы то
ни стало или умереть. Армия и. на.род искали вождя, который вы
полнил бы великую миссию. Воя;- дем этим общий голос назвал Ку
тузова. Это было вопреки желанию Александра. Положение на театре
войны становилось между тем всё более грозным, и Александр был вы
нужден уступить общественному мнению. Судьбы России и армии были вручены Кутузову.
<22 августа, — писал в конце 1812 г. Кутузов, — -застал я армию,
скрывающуюся от неприятеля, а 6 декабря (ст. ст.) неприятель с бедными остатками бежит за границу нашу. Разумейте языци и покоряйтесь!»...

Быть всегда наготове

УЧЕНИЯ ПО пвхо В КУЙБЫШЕВСКОМ
РАЙОНЕ
Как случилось, что величайший из завоевателей, властелин пресмы
кавшейся у его ног Европы, был оокрушен на полях России так бы
стро и так полно? II какова в этом роль Кутузова?
Когда Наполеон, бросив обречённые остатки «великой армии», бе
жал в Париж, он в своей речи в сенате главной причиной катастрофы об’явнл «ужасный русский мороз». Но это об’яснение было вздорным.
Установлен ряд основных факторов, которые решили исход войны и гибель «великой армии». Это —
мужество, твердость и патриотизм русского народа, единодушно вставшего на защиту- родной страны и начавшего беспощадную парти
занскую войну против завоевателей; это — стойкость, героизм и боевое мастерство русских солдат и офице
ров. желавших лучше- погибнуть на ноле брани, нежели сносить торжество противника.
Над всем этим нужна была еще мудрая мысль полководца, искусство стратегического и тактического
использования всех этих фа.кто/юв, направленных на поражение врага. Нужны были единая ясная, проницательная мысль, твердость волн, уверенность в правильности своих решении и способность к последо
вательному, несмотря ни на какие иреиятствия, осуществлению этих решений.
Всеми этими качествами в высшей степени обладал Кутузов. За его спиной был длинный, почти по
лувековой боевой путь, начатый под руководством прославленного фельд
маршала Румянцева и великого Суворова. Так же, как и они, Кутузов был органически связан с рус
ским народом, с его армией, был гениальным выразителем националь
ного русского военного искусства. Продолжая.и развивая его принци
пы, воплощая их в реальных ус-- ловиях сложившейся стратегической обстановки, Кутузов первой своей задачей поставил сохранение живой силы армии с одновременных! «все
мерным истощенном, ослаблением и изматыванием противника.
В великой Бородинской битве он померился силами с врагом, обескровил его, одержал над них! победу, ио, верный CBoexiy первоначальному плану, не продолжил сражения, как этого хотели хгногне, пото
му что не считал целесообразным нести слишком большие жертвы, когда у Наполеона еще оставались возможности получить пополнения.
Кутузов приказал отступать, и в то время, когда все готовились к новой решительной битве за Моск
ву, он уже знал, что пожертвует древней столицей и что это будет последней жертвой русских и последних! успехом врага.
Знаменитым фланговым маршем через Москву на Красную Пахру и Тарутино Кутузов перехватил у про

27 апреля

В

СЯ наша страна готовится отметить день смотра боевых сил трудящихся — 1 Мая. Рабочие и работницы, инженеры и техники, колхозники и колхозницы, вое со
ветские люди, какую бы работу они ни делали, стрех!ятся в оставшиеся дни апреля добиться новых успехов в Предмайском социалистическом соревновании. Газеты сообщают: коллектив завода, где директо
ром Герой Социалистического Труда тов. Елян, выступивший инициато
ром предмайежого соревнования, 25 апреля досрочно закончил месячную программу и выполнил свои пред
майские обязательства; вступившая на-днях на Челябинском металлур
гическом комбинате первая мощная электросталеплавильная печь выдала уже 17 плавок; электрометаллургический цех завода, где дирек
тором тов. Шилин, уже сдал в (фонд Главного Командования Красной Армии несколько тонн высоколегированного металла.
НА-днях 16-летний токарь-комоо
молен станкозавода имени Серго Орджоникидзе Николай Чикирёв добился рекордной выработки дета
лей к станку 126. Своё cxiennoe задание он выполнил на 2.522 про
цента. Этот рекорд не случаен для Чнкирёва, пишет «Комсомольская правда». Молодой рабочий упорно работает над рационализацией трудового процесса и уже неоднократно достигал высокой про
изводительности. Его предыдущий рекорд, которого он добился в начале месяца, — 2.496 процентов.
В ВОССТАНОВЛЕННОМ здании D одного рабочего клуба в Ста
линграде открылся театр. Состоялся первый концерт. В ближайшие дни, как сообщает ТАСС, здесь выступят московские концертные бригады.
25 АПРЕЛЯ проходил массовый
комсомольско-молодёжный воскресник, по благоустройству обще
житии. Как сообщает «Московский большевик», по Москве в воскреснике приняло участие около 26.500 комсомольцев и молодёжи, по горо
дам Московской области — свыше 45.400 человек.
тивника инициативу. Занятая русскими позиция не только являлась маневренной базой для прегражде
ния врагу пулей на богатый иродово льстил ем юг, но и угрожала пути отступления Наполеона.
Кутузов не торопился. Оп следил, ждал и готовился. Он ввел в дей
ствие факторы времени и народной войны. Наполеон испытывал тревогу, но еще не сознавал всей ги
бельности своего положения. Он так мало понимал сущность националь
но-русской стратегии Кутузова, что находил возмояшым просить его о прекращении народной «скифскойвойны, которую Кутузов рассматривал как базу для оперативных дей
ствий армии и как важнейший фактор победы.
История доказала правильность стратегии Кутузова: Наполеон поки
нул Москву. Он решил отступить к Смоленску, но отступить неразоренны;ми южными путями.
Кутузов ждал этого. Он встретил врага - жестовой битвой у Малоярославца, парализовал все его наме
рения, стратегически отбросил и вынудил отступать по старой, разоренной дороге. Все требовали атако
вать отступающих, но Кутузов не видел в этом нужды. «Думаю нанести врагу величайший вред парал
лельных! дреследооапнем», — писал он в это время.
И опять Кутузов оказался прав. Он, впрочех!, не довольствовался только преследованием и постоянной угрозой перерезать пути от
ступления врага. Он увеличивал для него тяжести народного партизан
ского окружения энергичными действиями выделенных из состава армии сети армейских и казачьих отрядов, наседавших на растянувшие
ся колонны врага. Эти отряды от
резали и истребляли отстававшие части и арьергарды противника. В основном ту же цель преследовали и отдельные крупные сражения.
Итоги были подведены в Вильно — в городе, военным губернатором которого был раньше Кутузов. Сюда вступили русские войска. Наполеон в это время был уже в Париже, а маршал Вертье доносил ему, что «армия совершенно рассеяна и рас
палась, далее ваша гвардия; в ней под ружьех! от 400 до 500 человек».
Дезорганизованные, без оружия, толпы оборванных и голодных бег
лецов — вот все, что осталось от более чем полумиллионной «великой армии» Наполеона, вторгшейся в пределы России. Пресле
дуя этих беглецов, русские перешли границы и начали войну за освобождение Европы.
Два домика стояли рядом. Внешне, если не считать цвета, они ничем не отличались друг от друга.
Это были макеты деревянных строений. Участникам районных учений демонстрировались действия зажигательных 6oxi6 и борьба с ними.
Вот брошены бомбы. Раздался взрыв, клубы дыма поднялись кверху. Строения охвачены пламенем.
Но один домик оставался целым, в то время как стенки другого горели.
Начальник пожарной охраны Куйбышевского района ьоенипженер 3-го ранга тов. Грачёв давал об’яснения. Он рассказывал о специальной огнестойкой краске, которой покрыты стенки одного макетного домика. Такой краской покрыты многие чердачные перекрытия.
На учениях, которые проводил вчера штаб МПВО Куйбышевского района, демонстрировалось действие зажигательных бомб, показывались способы тушения их водой, песком. Несмотря на то, что всё это уже из
вестно москвичам, обезвредивших! не одну зажигательную бомбу, груп
пы оахгозащиты домоуправлений и об ектовые команды предприятий и учреягденнй с интересом наблюдали за иоказох!.
Вот раздалась команда: «Газы!». Учение продолжалось. Участники быстро надели противогазы и вы
ступили в поход., В противогазах шли 3 километра.
Учения прошли организованно. Строех! явились об’ектовые команды Наркомвнешторга, Наркомпроса, почтамта, группы самозащиты домоуправлений №№ 119, 55 и 34.
На разных участках бойцы подразделений МПВО вели занятия с группами самозащиты н об’ектовыми командами. Боец Князькова об’- ясняла, как оказывать медицин
скую похющь пострадавшему. Она показывала, как снимать капли ОВ, накладывать жгуты, укладывать
раненых на носилки, что делать при переломах и как выносить пострадавших из очагов поражения.
Одни из участков был ограждён стрелками и разноцветными флаж
ками. Это был условно заражённый ОВ участок. Разведка устанавлива
ет при помощи индикаторов, какое ОВ в очаге поражения, и дегазирует место.
В походной лаборатории, оборудованной на небольшом столике, установлен ящик с пробирками и разивши приборами. Здесь определяют ОВ но различным признакам.
Недалеко от походной лаборатории бойцы Цветкова, Опенкина, Мартышевекая показывают, как на
до. пользоваться личными оредствахп! защиты ПВХО. Они об’ястгяют устройство противогазов, показывают, как их надо правильно н быстро надевать, складывать, как надевать противоипрнтные костюмы. Участники учения наглядно видят,
как одно неосторожное движение или неправильное действие при снятии костюма, покрытого миля
ми ОВ, может привести к нежелательным последствиям.
Каждый боец об’ектовой команды и групп самозащиты Куйбышев
ского района, присутствовавший на учениях, проверял свои знания, чтобы быть всегда готовых! отразить нападение врага с воздуха.
Русский народ достойно оценил подвиг Кутузова, назвав его спаси
телем России. И, конечно, правы были те из современников этого х1,удрого полководца, которые гово
рили, что потомство не преминет поставить его, как спасителя отече
ства, наряду с Пожарским, а как великого полководца—наряду с Суворовым.

Профессор Н. Коробков.

Московский

В ФОНД ВОССТАНОВЛЕНИЯ
СТАЛИНГРАДА
Завод «Серп и молот» выделил в фонд восстановления сталинградской промышленности 50 тонн кровельного и 200 тонн сортового железа, 15 тонн троса, 3 тонны гвоздей, несколько сот комплектов обеденных приборов для заводских столовых, большое количе
ство постельных принадлежностей для общежитий и много предметов бытового обихода.
Столице — высокую
санитарную культуру

Ремонт бань

Посетитель не узнаёт бань № 1 Октябрьского района после их ка
питального ремонта. Радуют глаз овеже выкрашенные стены и потол
ки, всюду чисто. Отремонтирована и
крыша, приведено в порядок котель
ное хозяйство. Банн № 1 только наднях открылись. Закончен ремонт и в двух разрядах бань >5 1 Свердловского района. Сейчас здесь развешивают гардины, зеркала, покрывают лакох! деревянные диваны, расстилают ковры-дорожки. Ремонт по
мещения будет закончен через 2 дня. Затех! начнётся ремонт в двух других разрядах.
Работы ещё предстоит много. По решению горисполкома за лето должны быть капитально отремонти
рованы семь бань, четыре из них — в течение второго квартала. В остальных банях приводятся в порядок котельные, системы водоснабжения, должны быть отремонтирова
ны полы, двери, окна, приведена в порядок вентиляция.
Строительные организации, об’единяемые Управлением культурно-бытового строительства Моссовета, ко
торым поручен капитальный ремонт, к сожалению кое-где затягивают на
чало работ. Трест «Москультстрой> должен был начать ремонт в банях X» 1 Куйбышевского района ещё 20 апреля, трест «К.ультжллстрой» в банях № 2 Ленинского района — 15 апреля, но в обеих банях к работе ещё не приступали. .
В некоторых районах успешно развёртывается ремопт бань хозяйственным способох!. Неплохо производятся работы в Бауманском, Дзер
жинском, Москворецкох!, Компнтерновскох! районах. Но в других райо
нах ещё не думают о ремонте. Особенно это относится к Таганскому
району. Здесь в банях отсутствует элементарная санитария, часть кра
нов и вентиляционных устройств неисправна. Наряду с рехюнтом нельзя забывать также и о содержании бань в образцовом порядке. В Железнодорожном районе, напри
мер, новые бани содержатся хуже старых.
Десятки тонн ранних овощей получают госпитали и части Красной Армии от колхозов Московской об
ласти. На снимке: стахановки подмосковного колхоза «Заря социализма» П. Зверева я А. Цокол со
бирают в парниках первый урожай
салата.
Фото М. ГРАЧЕВА. МЕТАЛЛ

СТАЛЕВАРА ЕРОШКИНА

Сталевар завода «Серп и молот» Иван Васильевич Ер ош к,ж в начало апреля подписал социалислическое обязательство. Вот его текст:
«Пусть почувствует враг нашу советскую сталь. Вот моё предмайское обязатель
ство. Мы будем бить немцев, пока не уничтожим последнего оставшегося на нашей зем
ле. На фронте — из орудий, в тылу — у мартеновских печей.
Я хочу быть участником победы. Обещаю выполнить месячное задание досрочно, а сверх того дать в особый фонд Главного Командования еще 10 процентов стали. Смерть немецким оккупантам!
Иван Ерошкин».
Свою клятву сталевар Ерошкнн выполшшл.
Сегодня утром начальник мартеновского цеха тов. ,1е- бедков сделал на обязательстве Ерошюина надпись:
«Выполнено».

ТОВАРЫ

СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В УНИВЕРМАГЕ
НА ДОБРЫНИНСКОЙ
В Ленинском районе, на Добрынинской площади, находится один
из крупнейших универмагов сто
лицы. Ежедневно его посещают тысячи москвичей. В первом квар
тале текущего года здесь продано разных товаров на 3.450 тысяч рублей больше, чем предусмотрено планом.
ВЫПУСК школы
ТОРГОВОГО
УЧЕНИЧЕСТВА
Состоялся выпуск учащихся школы торгового ученичества Управления продторгамтт гор. Москвы. Среди выпускников, закончивших школу с от
личными отметками, — 60 инвалидов отечественной войны. Все они направлены на руководящую работу в торговую сеть столицы.
В первых числах мая состоится второй выпуск групп учащихся — инвалидов отечественной войны.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
МАГАЗИНА
Три предприятия бытового обслуживания организовал магазин № 38 промторга Кировского района. Начали ра
ботать мастерские по реставрации резиновой обуви, ремонту верхней одеж
ды, производству сумок и других галантерейных изделий.
Заказы принимаются в первую очередь от инвалидов отечественной войны и членов семей военнослужащих.
НОВЫЙ отряд РАБОТНИКОВ
ПВХО
Медсестры поликлиник и амбулаторий н другие работники медико-сани
тарной службы Краснопресненского района заканчивают занятия на кур
сах ПВХО. 60 слушателей курсов уже сдали экзамены е оценкой «хорогаоэ ж «отлично». Сегодня и завтра заканчивают сдачу испытаний остальные учащиеся.
Курсы были организованы при всех лечебных учреждениях района. Руководили ими опытные врачи-токсикологи.
ДЕТСАД
НА 150 МЕСТ
В доме № 22 по Ружейному переулку открывается новый детский сад, Киевского района. Под наблюдением врачей и воспитателей здесь будет находиться 150 детей военнослужащих.
Профессор А. С. Предводителев и главный инженер-конструктор института физики М. В. Малинин в лаборатории. Фото Л. СМИРНОВА.
Большое место на прилавках занимают товары, изготовляемые са
мим же магазином, вернее, его промышлииньш комбинатом. Мас
терские комбината выпускают швейную продукцию: платья, пальто, костюмы, белье, игрушки, головные уборы. Для производства умело используются отходы. Каж
дый лоскут находит применение в рукаХ опытных мастеров. Из ку
сочков материи делаются хорошие скатерти, шторы, портьеры. Из мельчайших обрезков шьют хозяй
ственные сумки, вещевые мешки, куклы, тряпичные мячи, детские нагрудники.
Вышивку делают некоторые продавщицы, совмещая работу за прилавком с трудом в комбинате. Ещё совсем недавно группа вышивальщиц насчитывала Несколь
ко человек, а сейчас здесь—боль
шая мастерская. К 1 мая готовится в ногайка рукоделия.
Комбинат магазина, успешно закончивший мартовское произ
водственное задание, решил к 1 мая добиться ещё более высоких показателей.
Директор комбината тов. -Зорина уделяет много внимания подготовке кадров. Некоторые . её ученицы за три месяца иачали самостоятельно шить платья.
За хорошую работу в прошлом году универмаг получил Крас
ное Знамя ВЦСПС и ЦК союза работников торговли. Это знамя магазин держит и сейчас.
УТВЕРЖДЕНИЕ
СТАРШИХ
ДВОРНИКОВ
Специальная комиссия при 1-м жилуправлении Ростокинского района проводит сейчас отбор старших дворников. Огаршими утверждаются луч
шие из дворников, хорошо знающие дело. У же зтверждены тов. Якунин (Колхозная площадь, .V: 16Д8), тов.
Хомутов (Каланчевская улица, 25/27). проработавшие в домоуправлениях по десятку лет, и др.
Выдвигаются на новую должность и молодые дворники. Тов. Безухова (ул. Кирова, д. Л4 43) проработала лишь несколько месяцев, по хорошо зареко
мендовала. себя. Ее утвердили старшим дворником. Недавно, по хорошо работает и старший дворник тов. Платонова (дом .V: 5 по 1-й Мещанской).
На-днях комиссии, которые сейчас работают и в других районах Москвы, заканчивают отбор и утверждение старших дворников.

ВЫПОЛНЕННЫЙ

ДОЛГ

Д

ОСРОЧНО закончипл апрельскую производственную программу Московский ордена Ленина пище
вой комбинат им. Микояна — цшь цнатор Всесоюзного социалистиче
ского соревнования пищевиков. До 1 мая комбинат даст Красной Армии сверх задания 60 вагонов концентратов, односуточных сухих красноармейских пайков и другой продукции.
В
ДВЕРЬ кабинета постучали. Ди
ректор института физики профессор А. С. Предводителей взглянул на посетителя. Перед ним стоял командир Военно-Морского Флота.
— Прошу извинить, что я в такой поздний час...
Потребовалось несколько минут, чтобы посетитель об’ясшш цель своего визита.
Это было крайне срочное дело. Командир рассказал профессору о том, что морякам . очень нужен но
вый прибор, и в этом нм должен был помочь научно-исследовательский институт физики при университете им. Ломоносова.
А. С. Предводителев внимательно слушал. Потом, когда наступила минутная пауза, посетителю пока
залось. что директор сомневается, удастся ли институту сделать такой прибор.
— Я знаю, что это сложно.... —
начал командир, но профессор мягко остановил его:
— Мы сделаем. Это сложно, ио мы сделаем, я обещал) ва.м. Какой вы предлагаете срок?
Моряк развел руками:
— Ведь прибор надо сконструировать, построить. Ну, месяцев шесть...
Это было еще зимой. Когда директор остался один, он вызвал главного инженера и конструктора тов. Малинина, . Профессор был взволновал, — ученый страстно котел выполнить новое задание.
— Это для фронта, для наших моряков, — говорил он Малинину. — Надо дружно взяться за работу и сделать быстрее, чем за шесть месяцев.- Они не должны долго ждать нас.
— Попробуем сделать к 1 мая. Пусть это будет нФшим первомай - ским подарком.
С этого дня в научно-исследовательском институте были забыты на время многие темы-. Люди подчини
ли овою волю, свои знания и вер помыслы одному: выполнить по
ручение моряков, обратившихся к ученым.
Участвовать в этой работе стило делом чести каждого сотрудника.
Группа людей, которых профессор привлекал к выполнению нового за
дания, росла с каждым днем. О большим под’емом работала молодая научная сотрудница О. В. Коз
ловская. Лишь перед войной она кончила физический факультет. Та
лантливая, девушка была оставлена при институте и скоро возглавила его производственный отдел.
Время шло. Лишь поздней ночью выключался свет в лабораториях. Научные сотрудники уходили на несколько часов для короткого отдыха и рано утром снова возвраща
лись. С мыслью о новом приборе не расставался и профессор Пред
водителев. Он думал о нем, когда отправлялся на лекции и возвра
щался с них. По утрам директор проверял, что было сделано накану
не. Работа шла успешно. На больших синих листах бумага уже вы
рисовывались контуры будущего прибора, М. В. Малинин завершал первый этап большого труда.
Наконец, настал момент, когда прибор можно было перенести с чертежа Ь натуру.; Начался второй период, еще более ответственный и трудный. Ученые перешли и экспериментальную мастерскую. R ней не было нужного оборудования, похватало аппаратуры. Но, ра-зве может
что-нибудь остановить советских людей, которые твердо сказали, что постройка нового прибора — дело их чести! Сотрудники занялись рационализацией. Они сделали всё не
обходимое, чтобы заказ выполнялся бесперебойно.
Ооповпая деталь нового прибора была поручена научным сотрудни
кам М. В. Колбакову и С. И. Усагшгу. Не впервые им приходилось
создавать физические приборы, но это задание оказалось особенно сложным и ответственным. Впро
чем, директор знал,- кому поручить главную деталь- Колбайов и У саги н — замечательные техники.
Деталь должна была быть образцом. точности. Люди имели дело с долями микрона. Они работали с помощью лупы, ибо невооруженным глазом нельзя было проследить за тончайшим к волосками и едва за
метными алюминиевыми стрелками. Это был труд недоступны ft многим даже очень квалифицированным мастерам.
Когда деталь, от которой зависел весь успех, была завершена, предстояли лишь сборка и опыты. На
ТИМУРОВЦЫ ПОМОГАЮТ
СЕМЬЯМ
ФРОНТОВИКОВ
Пионеры — участники тимуровских команд средних школ Советского района—хорошо помогают семьям фронтовиков. Только в апреле ребята обслужили свыше 200 семей. Они выполня
ют самую разнообразную работу: ко
лют и пилят дрова, убирают комнаты, играют о малышами, помогают старикам и т. д.
В районный Дом пионеров поступило много благодарностей от семей фронтовиков.
ТОРГОВЛЯ ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫМИ
НАПИТКАМИ
С 1 по 15 мая в Москве начнёт работать свыше 1500 буфетов, палаток х тележек с прохладительными напитками. Они устанавливаются в Центральном парке культуры имени Горького, саду «Эрмитаж», на стадионах, в кино, на улицах и площадях столицы.
ЦВЕТЫ
ДЛЯ ГОСПИТАЛЕЙ
Ежедневно магазины Горзеленстроя продают большое количество цветов. К майским дням из теплиц будут до
ставлены левкои и сирень. Через дет>* два в продажу поступят розы. Много цветов трудящиеся Москвы покупают в эти дни для госпиталей.
______________ а ____-J--------- М. Макаров.

Рационализаторы Кировского завода

КИРОВСКИЙ ЗАВОД, 27. (TACС) Рационализаторы Кировского завода непрестанно работают над усовершенствованием производства, ускорением выпуска танков. В последнее время на заводе широко развернулась борьба за экономию топлива.
Рационализаторы предложили использовать для отопления цехов от
работанный пар от молотой Раньше использовался неотработанный пар, который пропускался через бойлера — сложную установку, требовавшую дефицитных латунных трубок. До
цент теплотехнического института тов. Соколов н заместитель главного энергетика завода тов. Петров сконструировали так называейые пленочные подогреватели. Это — простейшая установка, в которой тру
бы сделаны из обычного листового железа. Такая установка может быть наготовлена на любом предприятии.
Применение пленочных подогревателей повышает козфшшеит теплопередачи, значительно ускоряет нагрев воды. И», этот способ отопления уже переведено большинство цехов завода. В результате такой рационализации экономия угля составит 40 тысяч тонн в гол.
(ТАСС).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Президиума Вер
ховного Совета СССР тов. М. И. Калинин вручил 26 апреля в Кремле орден Кутузова 1 степени гене
рал-лейтенанту И. X. Баграмяну, награждённому за умелое и мужественное руководство боевыми операциями и за достигнутые в резуль
тате этих операций успехи в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Президиума Вср
ховного Совета СССР тов. Мд И. Калинин в присутствии Секретаря
Президиума Верховного Совета тов. А. Ф. Горкина и начальника Чехо
словацкой Военной миссии в СССР полковника Г. И. Пика вручил вчера в Кремле высшую награду Со
ветского Союза — орден Ленина командиру чехословацкой воинской части в СССР полковнику Л. И. Свобода, награждённому за образ
цовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество.
улице стояла весна. Было начало апреля. Маленький коллектив института продолжал работать с под’ емом.
Наконец, прибор был готов. Ученые с волнением провели первые испытания, и победа, полная побе
да была наградой за вдохновенный труд.
— Среди нас есть люди с многолетним научным опытом и молодые аспиранты, недавно расставшиеся со школьной скамьей, но никогда еще и никто в нашем коллективе
не испытывал такого огромного удовлетворения! — говорят сейчас профессор А. С. Предводителев.
Новый прибор был сдан несколько дней назад. Ученые сдержали слово. Прекрасным вкладом в науку и большой помощью фронту ознаменовали они 1 мая 1943 года,
Нарком просвещения РСФСР тов. В. 11. Потемкин об явил коллективу благодарность п премировал участников этой работы.
Группа ученых — творцов прибора продолжает трудиться, как тру дптоя сейчас вея советская страна
чтобы приблизить желанную победу над врагом человечества — ф.-тпю мол.

день